ПРЕОДОЛЕНИЯ ИНТЕРФЕРЕНЦИИ




ЗЛАТОУСТОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

КАФЕДРА ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН

 

 

КАК "НЕПРАВИЛЬНЫЕ ПРАВИЛА"

ПОМОГАЮТ ПРАВИЛЬНО ПИСАТЬ

Автор-составитель:

Толкачёва Е.В.,

преподаватель русского языка и литературы

 

Златоуст - 2014

 

 

Златоустовский педагогический колледж

 

Кафедра гуманитарных дисциплин

 

 

КАК "НЕПРАВИЛЬНЫЕ ПРАВИЛА"

ПОМОГАЮТ ПРАВИЛЬНО ПИСАТЬ

 

Материалы к урокам русского языка

 

 

Златоуст - 2014

 

Мнемотехнические приемы, описанные в данном пособии, опираются на различные виды памяти, что позволяет эффективно усвоить слова с непроверяемым написанием студентам с разными типами памяти. Объяснение приёмов запоминания словарных слов даётся так, чтобы им можно было воспользоваться на занятиях с учениками младшего школьного возраста. А вот подборка слов для запоминания ориентирована на студентов. Данный сборник может быть использован в качестве самоучителя. – Златоуст, ЗПК. – 2014. – 36 с.

 

Автор-составитель: Толкачёва Е.В., преподаватель русского языка и литературы ЗПК.

 

Рецензент: Родионова Н.М., зав. Кафедрой гуманитарных дисциплин ЗПК, к.ф.н.

 

Древние римляне считали, что корень учения горек. Но когда учитель призывает в союзники интерес, корень учения меняет вкус и вызывает вполне здоровый аппетит.
Г.Е. Окулова

Каждый человек хотел бы писать без ошибок. Одним это дается легко, а другие вынуждены тратить уйму времени и сил на овладение грамотным письмом. Существует несколько простых и эффективных приёмов для быстрого запоминания правописания слов без зубрежки. Как же называются эти чудесные приёмы?

ИЗ ИСТОРИИ

Мнемотехника, или мнемоника, или мнемонические приемы (мнемоприемы), - признанное средство наиболее легкого, быстрого и прочного запоминания. Слово «мнемотехника» происходит от греческого слова «mnemonikon» - искусство запоминания. Слово «мнемоника» имеет однокоренное слово – Мнемозина. В греческой мифологии Мнемозина является богиней памяти и матерью 9 муз, а переносный смысл этого существительного – память. Известно, что уже в древней Греции люди успешно применяли приёмы мнемотехники. Используя их, древние греки приобретали способность быстро запоминать очень большой, причем часто бессмысленный материал, демонстрируя свое искусство в публичных выступлениях.

На Руси тоже использовалась мнемотехника. Её яркий пример – славянская азбука. Название всех букв кириллицы были придуманы с мнемонической целью.

А (аз) Б (буки) В (веди) – я буквы знаю; Г (глагол) Д (добро) Е (есть) - письменность есть добро; Р (рцы) С(слово) Т(твердо) – произноси слово твердо.

Мнемотехнику изучал, разрабатывал и преподавал Джордано Бруно, ею интересовался Аристотель и обучал этому искусству своего ученика Александра Македонского. Феноменальной памятью, основанной на приёмах мнемотехники, обладали Юлий Цезарь и Наполеон Бонапарт. Значит, уже издревле люди понимали, что мнемотехника облегчает запоминание, улучшает запоминание информации.

ПРИЕМ МНЕМОТЕХНИКИ

Мнемотехника применяется для запоминания незапоминаемой информации. Мнемотехника позволяют абсолютно точно воспроизводить последовательность информации. Она не совершенствует память, она только облегчает запоминание, позволяет закреплять информацию с однократного восприятия каждого элемента. Качество запоминания, которое дает мнемотехника, можно сравнить с перемещением по папкам в компьютере. Запомненные сведения могут быть воспроизведены как в прямом, так и в обратном порядке, а также выборочно, без перебора всей имеющейся в памяти информации. Наиболее распространенным приёмом мнемотехникиявляется организация ассоциативного поля вокруг запоминаемых понятий. Слова с неизвестным, абстрактным значением запомнить большинству людей сложно. Если такое слово «зазубрить», то оно исчезает из памяти через несколько дней. Для прочного и лёгкого запоминания следует наполнить слово содержанием — чем-то, что связано с конкретными яркими зрительными, звуковыми образами, с сильными ощущениями. Ориентировка на ассоциативные, образные связи ведет к более глубокой обработке материала урока и более продолжительному (очень часто непроизвольному) запоминанию. Благодаря преобразованию учебного материала в форму наглядного, зрительного образа или сопоставляя его с уже имеющимися знаниями по принципу ассоциаций, мнемотехника обеспечивает большую системность, сознательность усвоения новых знаний, вызывая интерес к уроку. Можно выделить основные четыре этапа мнемотехники: кодирование, запоминание (соединение двух образов), запоминание последовательности, закрепление в памяти. При запоминании учебных дисциплин мнемотехникаобеспечивает очень глубокое понимание материала, поскольку методы запоминания предписывают создавать в воображении яркие образные иллюстрации для понятий и определений.

ПРЕОДОЛЕНИЯ ИНТЕРФЕРЕНЦИИ

Одной из серьезных преград для изучения русского языка является интерференция. Интерференция (от лат. Іnter – между, ferens (ferentіs) – несущий) – ухудшение сохраняемого материала в результате воздействия (наложения) другого материала, с которым оперирует субъект.
Кандидат филологических наук Т.И.Фролова в своей статье «Как преодолеть интерференцию при обучении орфографии?» приводит серьезный аргумент: «90% правил русского языка создают почву для интерференции орфографических навыков: на один общий сигнал «шипящий на конце слова» в русском языке существует восемь правил; о-ё после шипящих – восемь правил; «не» - семь основных правил; «н»- «нн » - пять правил и т.д. Здесь мы сталкиваемся и со сходством заучиваемого материала (общий опознавательный признак орфограммы), и большим количеством правил».

Мнемотехника одолеет интерференцию: похожим, обезличенным правилам придаст индивидуальный образ. Иными словами, персонифицируя правила, мнемоника делает их образно прорисованными, олицетворенными.

Например:

Будущее (пишем без ю) – проверь: я буду, а не будую.

Следующий (пишем с ю) – проверь: я следую, а не следу.


СПОСОБЫПРЕОДОЛЕНИЯ ИНТЕРФЕРЕНЦИИ

Вот основные способы эффективного запоминания, которые помогут эффективно усвоить слова с непроверяемым написанием на уроках русского языка:

1) метод зрительных ассоциаций (графический);

2) метод звуковых ассоциаций (фонетических);

3) мнемосистема «связей» (группировка);

4) рифмованные стихи, сказки, рассказы;



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: