ТЕМА 1. ПОНЯТИЕ И ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КУЛЬТУРЫ




Рабочая программа учебной дисциплины

Рабочая программа учебной дисциплины «Культурология» – это вид учебно-методической документации, определяющий требования к содержанию и уровню подготовки студента, виды учебных занятий по реализации учебного процесса, руководство самостоятельной работой студентов и формы контроля по данной учебной дисциплине.

Рабочая программа учебной дисциплины «Культурология» включает в себя:

1. Целевую установку;

2. Содержание учебной дисциплины;

3. Учебно-методическое обеспечение дисциплины;

4. Требования к уровню освоения программы и формы текущего и итогового контроля.

 

ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА

 

Целевая установка преподавания учебной дисциплины «культурология» строится с учетом задач, содержания и форм деятельности специалиста – выпускника РПА Минюста России.

Целью обучения является получение выпускником образования, позволяющего приобрести необходимые общекультурные и профессиональные компетенции и успешно работать в избранной сфере деятельности.

Содержание обучения в Академии по дисциплине «культурология» строится в соответствии с основными видами и задачами профессиональной деятельности специалиста:

в области правотворческой деятельности: разработка нормативных правовых актов;

в области правоприменительной деятельности:

обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм;

составление юридических документов; в области экспертно-консультационной деятельности: оказание юридической помощи, консультирование по вопросам права;

осуществление правовой экспертизы нормативных правовых актов; в области правоохранительной деятельности:

обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства и т.п.

в области организационно-управленческой деятельности: организация работы малых коллективов и групп исполнителей в процессе решения конкретных профессиональных задач;

в области научно-исследовательской деятельности: проведение научных исследований в соответствии с профилем профессиональной деятельности;

в области педагогической деятельности:

преподавание юридических дисциплин в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и дополнительного образования; осуществление правового воспитания.

 

При изучении дисциплины «культурология» требуется тесная координация с дисциплинами «философия», «иностранный язык в сфере юриспруденции», «русский язык и культура речи».

Дисциплина изучается в 1 семестре и выполняет базовые функции для специальных дисциплин.

 

Содержание учебной дисциплины. Распределение учебного материала по темам

ТЕМА 1. ПОНЯТИЕ И ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КУЛЬТУРЫ

Культурология в структуре современного гуманитарного знания. Предметная область и методология культурологических исследований. Теоретическая и прикладная культурология.

Культурология и философия культуры. Соотношение культурологии и других наук о культуре (социологии культуры, культур­ной антропологии, искусствознания и т.д.). Культурология и история культуры.

Понятие культуры, его содержание и этимология. Многообразие дефиниций культуры. Феномен культуры как объект философского и культурологического анализа. Морфология и аксиология культуры. Культурогенез и исторический прогресс: особенности и модели соотношения.

Развитие философских представлений о культуре. Причины многообразия философских концепций культуры: различие мировоззренческих позиций, отсутствие единой концепции антропогенеза, многообразие смысловых значений понятия «культура». Основные подходы к анализу культуры: философско-антропологический, философско-исторический, социологический, аксиологический, психоаналитический и др. Философия культуры в трудах просветителей, неокантианцев, Ф. Ницше, М. Вебера, Г. Зиммеля, А.Швейцера и др.

Базовые концепции культурогенеза и их сравнительная характеристика. Орудийно-трудовая теория Ф.Энгельса, ее сильные и слабые стороны. Э.Кассирер и символическая теория происхождения культуры. Игровая концепция культуры Й.Хейзинги. Идеи психоанализа и культурогенез (З. Фрейд, Э.Фромм, К.Г.Юнг).

Категориально-понятийный аппарат культурологического знания. Субъект и объект культуры. Язык и символы культуры, культурные коды. Культурные ценности и культурные нормы. Социальные институты куль­туры.

Система и ведущие социальные функции культуры (мировоззренческая, адаптивная, нормативно-регулятивная, экзистенциальная, когнитивная, интегративная, коммуникативная, транслирующая, воспитательная, компенсаторная). Культура и личность. Инкультурация и социализация. Основные социокультурные механизмы.

Соотношение понятий «природа» и «культура», «культура» и «цивилизация». Концептуальная антитеза культуры и цивилизации и ее интерпретации в трудах Н.Я.Данилевского, Н.А.Бердяева, О.Шпенглера, А.Тойнби и П.Сорокина и др. Причины «трагедии культуры» и проблема «кризиса культуры».

Культурная традиция и культурная новация (модернизация). Транскультурные коммуникации и проблемы культурной самоидентичности в современном мире. Культура и глобальные проблемы современности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: