Автоматизация и контроль движения поездов




 

 

На станциях начинают применять телевидение, счетно-решающие устройства для управления движением поездов (автомашинисты) и замедлителями на сортировочных горках. Новая, совершенная техника открывает широкие перспективы дальнейшего развития наших железных дорог.

Железная дорога работает непрерывно, круглые сутки. Днем и ночью идут поезда, отправляются и прибывают пассажиры, нагружаются и выгружаются вагоны. Эта непрерывная и разнообразная деятельность требует слаженности труда многих и многих работников железных дорог — машинистов электровозов и тепловозов, кондукторов грузовых и пассажирских поездов, составителей поездов и диспетчеров, стрелочников и сигналистов, путевых обходчиков и ремонтных рабочих. Чтобы работа всех их была слаженной, нужна точность и дисциплина, своевременное выполнение всех обязанностей каждым работником, твердое соблюдение правил и приказов.

Движение поездов на железных дорогах совершается по графику и расписанию. График движения поездов определяет порядок работы всех отраслей железнодорожного хозяйства. С графиком движения поездов согласован график оборота локомотивов. От графика движения поездов зависит и работа станций по погрузке, выгрузке, формированию и расформированию поездов. В «окна» графика движения между двумя поездами рабочие ремонтируют путь, меняют рельсы и шпалы. С графиком движения поездов связана и работа вагонников и всех других железнодорожников.

Радио дает возможность диспетчеру связываться со всеми станциями и машинистами локомотивов.

График движения поездов по одной дороге не может составляться оторванно от графика движения поездов по другой дороге, — они должны быть согласованы, так как поезда переходят с дороги на дорогу, обращаются по всей железнодорожной сети.

Если мы посмотрим на график движения поездов по какому-нибудь участку железной дороги, то увидим, что это большой лист бумаги, на котором нанесена сетка горизонтальных и вертикальных линий. Горизонтальные линии обозначают станции, а вертикальные — часы суток (жирные) и десятиминутки (тонкие). Движение поездов обозначается в виде наклонных линий. Линии, проведенные наискось сверху вниз и вправо, показывают движение поездов от станций, указанных вверху графика, до станций, указанных внизу. Линии, проведенные наискось снизу вверх и вправо, показывают движение поездов в обратном направлении. Чем круче наклон линий, тем выше скорость движения.

Схема автоблокировки.

Когда график движения составлен, выписывается время отправления и прибытия составов ко всем станциям, на которых поезд имеет стоянки, и составляется расписание движения.

За выполнением графика движения поездов следят диспетчеры. Они имеют телефонную связь со всеми станциями своего участка по селектору, с помощью которого диспетчер может непосредственно связаться с любой станцией и депо своего участка. Диспетчеру сообщают о времени прохождения поездов через станции. На основе этих сведений ведут график исполненного движения, нанося на сетку графика линии, изображающие движение фактически проследовавших поездов.

Диспетчер — не просто регистратор, он командир движения. Видя по графику исполненного движения, где находятся и как продвигаются поезда по его участку, диспетчер дает по телефону станциям приказ пропустить поезд быстрее, чтобы нагнать его опоздание, если оно произошло; какому поезду, быть может, уступить место следующему за ним; как лучше использовать пути на станциях. И все это для того, чтобы выполнялось расписание, чтобы все отклонения от него были бы наименьшими, чтобы график движения в целом выполнялся бы как можно точнее. Сведения о продвижении поездов передаются из диспетчерской в управление дороги, а оттуда — в Министерство путей сообщения. Таким образом, всегда можно следить за движением поездов на каждом участке, каждой дороге и на всей сети в целом.

Огонь светофора, расположенного на пути, повторяется на светофорчике в кабине машиниста. И если машинист при красном свете почему-либо не затормозит, в действие вступит автостоп.

Железнодорожный транспорт должен работать точно, как хорошие часы. Нужно, чтобы пассажир мог точно рассчитать время своего отъезда и приезда, чтобы на любом заводе, фабрике, шахте, элеваторе могли знать заранее, когда будут отправлены их грузы и когда они прибудут на место.

А это требует величайшей слаженности в работе всех служб железнодорожного транспорта, всех отраслей его большого и сложного хозяйства. На сети железных дорог трудится больше двух миллионов человек, а если считать вместе с железнодорожниками промышленных предприятий — больше трех миллионов работников. От всей этой армии железнодорожников требуется величайшая организованность и дисциплина в работе. Для того чтобы поезда ходили точно по графику и расписанию, нужно заботливо содержать в исправности локомотивы и вагоны, путь и связь, нужно вовремя и тщательно их ремонтировать, нужно соблюдать правила технической эксплуатации, приказы и инструкции. Вот почему так важно, чтобы железнодорожники были дисциплинированны и пунктуальны, хорошо знали порученное им дело, любили его и постоянно стремились улучшать свою работу.

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ВАГОНЫНА АСФАЛЬТЕ Может ли железнодорожный вагон, прибыв на станцию назначения, продолжить затем свой путь по асфальту и доставить груз непосредственно получателю? Оказывается, может. Имеются вагоны, которые снабжены колесными парами обычного типа и шинными колесами. В зависимости от вида пути одна из колесных пар приподнимается, а вторая опускается и служит для перемещения вагона. Тягач доставляет такие вагоны от места погрузки к железной дороге. Здесь специальный составитель-тягач с помощью мощного домкрата в течение нескольких минут передвигает вагон на рельсы, опускает железнодорожные колеса и сцепляет его с другими вагонами. Так железнодорожные вагоны научились передвигаться по шоссейным дорогам.

 

Корабли

 

 

Такие плоты называют катамаранами. Местные жители юго-восточных берегов Индии и сейчас смело выходят на них в море.
Рыбаки Ирландии иногда плавают на лодках, похожих на хорошо просмоленные корзины. Их называют «корейкл».
Такое судно можно встретить на реках Ирака. Его называют гуфой. Оно сплетено из прутьев, обшито кожей и просмолено.
Эти небольшие рыбачьи суда можно встретить у северных берегов Австралии, у Филиппин и о-вов Фиджи. Балансирнеє бревно (слева от корпуса) придает судну устойчивость в непогоду.

Просмотрите на карту мира. Моря и океаны пересекают тонкие пунктирные линии. Это водные транспортные пути. Такие пути пролегают и по озерам. А на реках они обозначены самими руслами. Человек пользуется этими путями с древнейших времен. Уже люди каменного века умели строить челноки и плоты. На берегах морей и рек возводили они свои первые поселения. Водные пути как бы питали их жизнью. Рост торговли, развитие ремесел, снабжение строительными материалами — все было связано с водным транспортом.

Еще сравнительно недавно — когда не было железных дорог и паровозов, не было шоссе и автомобилей — только водные пути давали возможность совершать массовые перевозки.

Водные пути остаются одним из важнейших средств сообщения и в настоящее время. Водный транспорт самый дешевый, потому что использует естественные водные дороги, а иногда и даровую силу течения. Наконец, крупное судно за один рейс может доставить сразу тысячи пассажиров или десятки тысяч тонн груза.

Чтобы справиться с огромными перевозками, нужны соответствующие плавучие средства. В ближайшие годы появится много новых судов самого различного назначения. Мир современных кораблей велик и разнообразен.

 

РОДОСЛОВНАЯ КОРАБЛЯ

Первым «судном», вероятно, служил людям обыкновенный ствол большого дерева. С помощью длинного шеста «пассажир» отталкивался и управлял движением.

Но плавающий в воде ствол был неустойчив, и люди пришли к мысли, что лучше связывать несколько стволов. Так появился первый плот. И в наше время подобные плоты можно увидеть у юго-восточных берегов Индии. Местные жители смело выходят на них в море.

Затем древнейшие судостроители начали выжигать и выдалбливать сердцевину ствола, т. е. делать челны.

У древних славян суда-однодеревки служили основой корпуса лодьи, на которой отважные торговые люди и воины выходили в Русское море (как тогда называли Черное море).

И еще в каменном веке рыбаки и охотники научились «собирать» суда из отдельных легких частей. Так, например, делались челны из коры деревьев.

Сначала сшивали пласты коры и придавали им форму челна, затем вставляли в него специально изогнутые продольные и поперечные жерди, связанные в единый скелет лодки. А в других местах корпус челна сплетали из толстых, но гибких ветвей. Затем этот «скелет» обшивали грубо выделанными шкурами животных. Чтобы обшивка не пропускала воду, шкуры и швы пропитывали смолой.

Связанные из стволов плоты совершенствовались по-другому. Их стали строить из двух параллельно расположенных бревен, соединенных поперечными жердями, из которых делали настил для людей и грузов. Впоследствии одно из двух бревен заменили челном, а другое оставалось прикрепленным к нему с помощью поперечных жердей. Оно служило своего рода балансиром, придававшим судну устойчивость.

Строительство судов из многих частей было величайшим событием в судостроительной технике. Оно открывало путь к созданию более совершенных кораблей, крупных и в то же время сравнительно легких и устойчивых. Продольный прочный согнутый брус, сделанный из цельного дерева или из нескольких крупных частей, служил «становым хребтом» такого судна. На него набивались поперечные «ребра», которые скреплялись продольными связями.

Древнеегипетское судно.

Все эти части имеют теперь названия: становой брус — киль; поперечные ребра — шпангоуты, продольные связи — стрингера. Палубные суда имеют еще и бимсы, которыми сверху стягивают шпангоуты. Это главные детали «скелета» — набора — корпуса всякого судна, на них держится его обшивка. За историю развития корабля, конечно, многое изменилось, улучшилось в их устройстве. Менялись, улучшались способы расположения и сборки киля, шпангоутов, стрингеров и т.п., менялась форма отдельных частей, менялся материал. Благодаря этому корпус становился более прочным. Но набор большинства кораблей пока остается таким же. И внешний вид их в своих общих очертаниях остается пока прежним и у мелких, и у крупных судов различных типов.

Корабль викингов-норманнов.
Древне русское судно.
Бригантина — легкое и быстроходное двухмачтовое судно. На его фок-мачте прямые паруса, а на грот-мачте только косые.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: