Основные методы патопсихологической диагностики




Материал Инструкция Что можно изучить при помощи методики
1. «Заучивание 10 слов» А.Р. Лурия
Простые разнообразные слова, не имеющие между собой никакой связи. Например: 1) Число, хор, камень, гриб, кино, зонт, море, шмель, лампа, рысь. 2) лес, хлеб, окно, стул, вода, брат, конь, гриб, игла, мед.   2 этапа: Необходимо читать слова медленно и четко. 1) сейчас я прочту 10 слов. Слушать надо внимательно. Когда окончу читать, сразу же повторите столько, сколько запомните. Повторять нужно в любом порядке, порядок роли не играет. Понятно? 2) Сейчас я снова прочту вам те же слова и вы опять должны повторить их – и те, которые вы уже назвали, и те, которые в 1-й раз пропустили, - все вместе, в любом порядке. 3) Еще раз 4) Через 50-60 мин снова спросить слова (без напоминания) · состояние памяти больных (норма = 5,7,9/ 6,8,9/5,7,10) · утомляемость, активность внимания (4,4,5,3,5 – плохая память и неактивность) · наличие астении  
2. Тест «Пиктограмма» (А.Р. Лурия)
Набор из 10- 15 слов, листок чистой бумаги Например: 1) Веселый праздник, тяжелая работа, развитие, вкусный ужин, смелый поступок, зимний день, болезнь, счастье, разлука, ядовитый вопрос, 2) Дружба, темная ночь, печаль, справедливость, сомнение, теплый ветер, обман, богатство, голодный ребенок, болезнь. «Сейчас мы будем проверять вашу зрительную память. На этой бумаге нельзя писать ни букв, ни слов. Я буду называть слова и целые выражения, которые вы должны запомнить. Для того, чтобы легче запомнить, вы должны к каждому слову нарисовать что-либо. Качество рисунка роли не играет». Дать образец · Особенности мышления: нарушения ассоциативного процесса · Самостоятельность мыслительной продукции больных; · Уровень опосредованной памяти; · Анализ характера ассоциаций.
3. Тест словесных ассоциаций
Для проведения теста следует подготовить группу слов-стимулов в количестве 30-40 единиц, относящихся к различным частям речи - существительным, глаголам, прилагательным, наречиям. Желательно ориентироваться при этом на частоту встречаемости этих слов, что можно установить по частотному словарю или по словарю ассоциативных норм русского языка. В крайних случаях можно ограничиться списком из 10 слов-стимулов ил провести эксперимент во время двух-трех предъявлений. «В ответ на предъявленное слово-стимул запишите в своих тетрадях любое слово, пришедшее вам в голову». 1.Ассоциативное мышление 2.Скрытые комплексы, комплексные раздражители, трактуется с позиций классической символики 3. Фрейда. 3. Анализ характера ассоциаций обследуемого и скорости их образования
4. «Исключение предметов»
Наборы карточек на которой изображены по четыре предмета. «Посмотри на эти рисунки, здесь нарисовано 4 предмета, три из них между собой сходны, и их можно назвать одним названием, а четвертый предмет к ним не подходит. Скажи, какой из них лишний и как можно назвать остальные три, если их объединить в одну группу». 1. Способности к обобщению и абстрагированию, 2. умение выделять существенные признаки. 3. Устойчивость внимания. 4. Правильность обобщений. 5. Строгость и четкость формулировок. 6. Процессы синтеза и анализа в мышлении. 7. Конкретность мышления.
5. Методика «Классификация предметов»
Колода из 68 карточек, на которых изображены разнообразные предметы и живые существа. Метод применим для исследования детей и взрослых любого образовательного уровня. Перед началом эксперимента экспериментатор тщательно перетасовывает всю колоду карточек, подает ее испытуемому и говорит «Разложите эти карточки по группам - что к чему подходит». Это так называемый «глухой» этап инструкции. На первом этапе важно записать, как больной пытался ориентироваться в новом задании, сам ли он понял задачу. Начал ли он сразу объединять предметы по «сортам», либо стал класть рядом то, что в жизни часто бывает рядом (например, одежду и шкаф, морковь и кастрюлю, стакан и стол и т.д.). После того, как больной выкладывает на стол 15-20 карточек, экспериментатор оценивает составленные группы и начинается 2 этап работы. Если больной правильно обобщает, анализирует и синтезирует, у него должны получиться следующие группы: «Люди», «Животные», «Птицы», «Рыбы», «Насекомые», «Овощи», «Фрукты», «Грибы», «Деревья», «Цветы», «Измерительные приборы», «Школьные принадлежности», «Транспорт», «Мебель», «Одежда», «Посуда». Тогда экспериментатор переходит к третьему этапу классификации. На третьем этапе предлагается следующая инструкция: «Раньше Вы соединяли карточку с карточкой, а теперь нужно соединить группу с группой так, чтобы групп осталось всего три». Если испытуемый способен к сложным обобщениям, то он собирает три следующих группы «Живая природа», «Растения», «Неодушевленные предметы». 1. Исследование процессов обобщения и абстрагирования, 2. Анализ последовательности умозаключений, критичности и обдуманности действий, 3. Особенности памяти, объема и устойчивости их внимания, 4. Личностные реакции больных на свои достижения и неудачи.
6. Методика «Сравнение понятий»
Сравнение понятий. 1. Ботинок – карандаш 2. Ветер – соль 3. Вечер – утро 4. Волк – луна 5. Ворона – воробей 6. Голод – жажда 7. Девочка – кукла 8. Дождь-снег 9. Дуб – береза 10. Золото – серебро 11. Картина – портрет 12. Корзина – сова 13. Корова – лошадь 14. Кошка – яблоко 15. Летчик – танкист 16. Лыжи – коньки 17. Маленькая – большая 18. Молоко – вода 19. Обман – ошибка 20. Озеро – река 21. Ось - оса. 22. Очки – деньги 23. Поезд – самолет 24. Река – птица 25. Сани – телега 26. Сказка – песня 27. Стакан – петух 28. Трамвай – автобус 29. Утро – вечер 30. Яблоко - вишня «Сравни понятия, укажи сходство, а затем их различия.» Все ответы записываются. Если инструкция не сразу понимается, то дается образец. Выясняя сходство понятий, ученик должен назвать (выделить) общий существенный признак. Например, "вечер" и "утро" сходны тем, что эти части дня различны тем, что "утро" - начало дня, а "вечер" - его конец. Процессы анализа и синтеза.  
7. «Соотношение пословиц, метафор и фраз»
Таблички, на которых написаны тексты метафор и пословиц (6-7 таблиц) и тексты фраз (14-15). Положите рядом с каждой пословицей соответствующую ей по смыслу фразу. При этом экспериментатор предупреждает, что "не ко всем пословицам найдутся подходящие фразы, а многие фразы не подходят ни к одной пословице. 1. Исследует мышление. 2. Понимание переносного смысла, умение вычленить главную мысль в фразе конкретного содержания, а также дифференцированность, целенаправленность суждений.
8. «Проба Эббингауза»
Стимульный материал представлен в виде текста с пропущенными словами. Для проведения опытов существует множество вариантов текстов: отдельные фразы, более или менее сложные рассказы. В лаборатории Института психиатрии на протяжении последних десяти лет применяется следующий текст. Над городом низко повисли снеговые……………… Вечером началась…………..… Снег повалил большими………….... Холодный ветер выл как……..………дикий……………… На конце пустынной и глухой……………… вдруг показалась какая-то девочка. Она медленно и с…………..….пробиралась по………………… Она была худа и бедно………………… Она подвигалась медленно вперед, валенки хлябали и……………….ей идти. На ней было плохое с узкими рукавами, а на плечах………………… Вдруг девочка……………….и, наклонившись, начала что-то……………….. у себя под ногами. Наконец она стала на ……………. и своими посиневшими от…….……ручонками стала …………………..по сугробу. «Просмотрите текст и впишите в каждый пропуск - только одно слово так, чтобы получился связный рассказ». 1. Уровень развития речи, продуктивности ассоциаций. 2. Проверка критичности мышления.
9. Тест «Простые аналогии»
Бланк либо распечатанный ряд задач. «Посмотри, здесь написано два слова – «лошадь» и «жеребенок». Какая между ними связь? Жеребенок – детеныш лошади. А справа то же – одно слово – корова, а под ним – 5 слов на выбор. Из этих слов надо выбрать только одно, которое также относится к слову «корова» как «жеребенок» к «лошади», то есть чтобы оно обозначало детеныша коровы. Это будет «теленок». Значит нужно вначале установить как связаны между собой слова – вот здесь, слева, а затем установить такую же связь справа». Выявление характера логических связей и отношений между понятиями.
10. «Субтест Векслера»
11 отдельных субтестов, разделенных на 2 группы, - б вербальных и 5 невербальных. Каждый тест включает от 10 до 30 постепенно усложняющихся вопросов и заданий. Общая инструкция для испытуемого. У испытуемого не должно возникнуть впечатления, что его экзаменуют. Начинать надо примерно так: «Я хотел бы о чем-нибудь поговорить с тобой. Ты, в принципе, не возражаешь, нет? Ну, хорошо. Давай я о чем-нибудь спрошу тебя. Если знаешь, ответишь, если нет – не беда. О чем тебя спросить?» таким образом, все должно начинаться как бы с «экспромта» 1) уровень интеллектуальных функций в настоящем, обеспечивающих нормальное протекание интеллектуальной деятельности; 2) состояние этих функций в прошлом, в процессе созревания и становления индивидуального интеллекта. Субтест № 1: «Осведомленность» -уровень общего объема и относительно простых знаний и, тем самым, направленности и широты познавательных процессов, степени развития основных интеллектуальных функций (памяти и мышления) Субтест № 2: «Понятливость» -выявление умений строить умозаключения на основе жизненного опыта и с опорой на здравый смысл, в котором взаимодействуют и интеллектуальные и эмоциональные факторы. Субтест № 3: «Арифметический» -уровень концентрации произвольного внимания, сообразительности, четкости оперирования числовым материалом. Субтест № 4: «Сходство» -уровень способностей к логическому обобщению Субтест № 5: «Словарный» - -уровень словесного запаса, - чувство меры и адекватность при определении необходимого и достаточного при раскрытии смысла слова. Субтест № 6: «Повторение цифр» -качество оперативной памяти и активного внимания, определение объема памяти. Субтест № 7: «Недостающие детали» -уровень перцептивных способностей, включенных в зрительное узнавание знакомых объектов, умение дифференцировать существенное от второстепенного в зрительных образах. Субтест № 8: «Последовательные картинки» -умение организовать отдельные части смыслового сюжета в единое целое. - перцептивное внимание и зрительное «схватывание» материала и предвосхищение событий Субтест № 9: «Кубики Косса» -структура невербального интеллекта. Субтест № 10: «Складывание фигур» -умение соотнести части и целое. Субтест № 11: «Шифровка» - -свойства внимания (концентрация, распределение, переключение), - уровень восприятия, зрительно-моторной координации, скорости формирования новых навыков, способности к интеграции зрительно-двигательных стимулов. Субтест № 12: «Лабиринты» -аналитико-синтетические способности ребенка
11. «Таблицы Шульте»
З таблицы с числами от 1 до 25,секундомер «Отыщите числа по порядку, каждое покажите указкой и назовите вслух». 1.Темп сенсомоторных реакций; 2.Особенности внимания.
12. «Корректурная проба (тест Бурдона)»
Исследование производится при помощи специальных бланков с рядами расположенных в случайном порядке букв. Секундомер и 2 карандаша. «Вы должны просматривать эти буквы строчка за строчкой, слева направо и вычеркивать все буквы "К" и "Б". Вычеркивать нуж­но вот так (экспериментатор показывает, вычеркивая буквы на первой строчке вертикальной черточкой). Иногда я сам буду ставить на вашем листке черточ­ки — это будет отметка времени, на это вы не должны обращать внимания. Старайтесь просматривать строчки и вычеркивать буквы как можно быстрее, но самое главное в этом задании — работать без ошибок, внимательно, ни одной буквы "К" или "Р" не пропустить и ни одной лишней не вычеркнуть. Понятно? Начнем со второй строчки». 1. Выявляет колебания внимания больных по отношению к однообразным зрительным раздражителям в условиях длительной пере­грузки зрительного анализатора. 2. Выявление утомляемости, упражняемости, колебаний внимания и т. д.
13. Тест «Фрустрационных реакций С. Розенцвейга»
Серии из 24 рисунков, представляющих каждого из персонажей во фрустрационной ситуации. «Вам сейчас будут показаны 24 рисунка. На каждом из них изображены два говорящих человека. То, что говорит первый человек, нарисовано в квадрате слева. Представьте себе, что может ответить ему другой человек. Напишите самый первый пришедший вам в голову ответ на листке бумаги, обозначив его соответствующим номером.» 1. Исследование реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности. 2. Исследование индивидуальных динамических характеристик поведения. 3. Исследование направления реакций: экстрапунитивные, интропунитивные, импунитивные. 4. Исследование типа реакции: препятственно доминантные, самозащитные, необходимо упорствующие.
14. «Многофакторного исследования личности Р.Кетелла»
Опросник содержит 187 вопросов, на которые предла­гается ответить обследуемым (взрослым людям с образова­нием не ниже 8-9 классов). Испытуемому предлагают занести в регистрационный бланк один из вариантов ответа на вопрос «да», «нет», «не знаю» (или «а», «в», «с»). «Вам предлагается ответить на ряд воп­росов, цель которых выяснить особенности Вашего харак­тера, склонностей и интересов. Не существует вопросов, на которые можно дать «правильный» или «неправиль­ный» ответы, так как они отражают лишь особенности, присущие различным людям. Если же Вы хотите полу­чить рекомендации, правильно отражающие особенности проявлений Вашего характера в различных ситуациях, старайтесь отвечать как можно более точно и правдиво. Отвечая на вопрос, Вы можете выбрать один из трех предложенных вариантов ответов. Номер ответа на бланке должен соответствовать номеру вопроса. Выбрав ответ «а» — перечеркните крестиком левый квадратик, если от­вет «в», то средний квадратик, ответу «с» соответствует правый квадратик. Отвечая, помните: — вопросы слишком короткие, чтобы в них содержа­лись все необходимые подробности, представляйте типич­ные ситуации, не задумываясь над деталями; — не тратьте времени на раздумья, давайте первый ес­тественный ответ, который приходит Вам в голову; — старайтесь отвечать на несколько ответов в минуту, тогда Вы закончите работу примерно за 35 минут; — старайтесь избегать промежуточных, «неопределен­ных» ответов, кроме тех случаев, когда определенно отве­тить действительно невозможно, (не более одного «неопре­деленного» ответа на 5-6 вопросов); — не пропускайте ничего, обязательно отвечайте на все вопросы подряд; — возможно, некоторые вопросы Вам будет сложно от­нести к себе, постарайтесь дать наиболее подходящий пред­положительный ответ. Не старайтесь произвести своими ответами благоприятное впечатление. Свободно выражай­те свое собственное мнение». 1. Особенности характера, склонностей и интересов личности 2. выраженность личностных черт: замкнутости – общительности; конкретного - абстрактного мышления; эмоциональной нестабильности – стабильности; подчиненности – доминантности; сдержанности – экспрессивности; нормативности поведения; робости – смелости; реализма – чувствительности; подозрительности – доверчивости; практичности – мечтательности; прямолинейности (наивности) - проницательности (искусственности); спокойствия – тревожности; консерватизма – радикализма; конформизма - нонконформизма; самоконтроля; расслабленности - эмоциональной напряженности.  
15. «Миннесотский многофакторный личностный опросник (MMPI)»
Вне зависимости от формы предъявления (брошюрный, карточный или компьютерный варианты теста) используются только 377 утверждения, которые входят в основной брошюрный вариант. 566 вопросов (мужской и женский вариант), бланк ответов. Вам будет предъявлена целая серия разных утверждений. Оценивая каждое из них не тратьте много времени на раздумья. Наиболее естественна первая непосредственная реакция. Внимательно вчитывайтесь в текст, дочитывая до конца каждое утверждение и оценивая его как верное или неверное по отношению к Вам. Старайтесь отвечать искренно, иначе Ваши ответы будут распознаны как недостоверные и опрос придется повторить. Разбирайтесь с опросником как бы наедине с самим собой - "Какой я на самом деле?". Тогда Вам будет интересна интерпретация полученных данных. Она касается лишь особенностей Вашего темперамента и описывает Ваши устойчивые профессионально важные качества. Если Ваш ответ - "верно", то поставьте крестик в регистрационном листе над соответствующим опроснику номером. Если Ваш ответ - "неверно", то поставьте крестик под соответствующим номером. Обращайте внимание на утверждения с двойными отрицаниями (например, "У меня никогда не было припадков с судорогами": если не было, то Ваш ответ - "верно", и, наоборот, если это с Вами было, то ответ "неверно"). Некоторые утверждения в опроснике требуют от Вас - "Обведите номер данного утверждения кружочком". В этом случае в регистрационном листе номер, соответствующий этому утверждению следует в регистрационном листе обвести кружочком (это те утверждения, которые в процессе стандартизации оказались балластными и не включаются в общий автоматизированный обсчет). Если некоторые утверждения вызывают большие сомнения, ориентируйтесь в Вашем ответе на то, что все-таки предположительно больше свойственно Вам. Если утверждение верно по отношению к Вам в одних ситуациях и неверно в других, то остановитесь на том ответе, который больше подходит в настоящий момент. Лишь в крайнем случае, если утверждение к Вам вообще не подходит, Вы можете номер этого утверждения на регистрационном листе обвести кружочком. Однако избыток кружочков в регистрационном листе также приведет к недостоверности результатов. Отвечая даже на достаточно интимные вопросы, не смущайтесь, так как Ваши ответы никто не станет читать и анализировать: вся обработка данных ведется автоматически. Экспериментатор не имеет доступа к конкретным ответам, получая результаты лишь в виде обобщенных показателей, которые могут оказаться интересными и полезными для Вас. Шкала ипохондрии (HS) — определяет «близость» обследуемого к астено-невротическому типу личности; Шкала депрессии (D) — предназначена для определения степени субъективной депрессии, морального дискомфорта (гипотимический тип личности); Шкала истерии (Hy) — разработана для выявления лиц, склонных к невротическим реакциям конверсионного типа(использование симптомов физического заболевания в качестве средства разрешения сложных ситуаций); Шкала психопатии (Pd) — направлена на диагностику социопатического типа личности; Шкала маскулинности — феминности (Mf) — предназначена для измерения степени идентификации обследуемого с ролью мужчины или женщины, предписываемой обществом; Шкала паранойи (Pa) — позволяет судить о наличии «сверхценных» идей, подозрительности (паранойяльный тип личности); Шкала психастении (Pt) — устанавливается сходство обследуемого с больными, страдающими фобиями, навязчивыми действиями и мыслями (тревожно-мнительный тип личности); Шкала шизофрении (Sc) — направлена на диагностику шизоидного (аутического) типа личности; Шкала гипомании (Ma) — определяется степень «близости» обследуемого гипертимному типу личности; Шкала социальной интроверсии (Si) — диагностика степени соответствия интровертированному типу личности. Клинической шкалой не является, добавлена в опросник в ходе его дальнейшей разработки;
16. «Стандартизированный многофакторный метод исследования личности (СМИЛ)»
Методика представляет собой опросник, состоящий из 566 вопросов. Вам будет предъявлена целая серия разных утверждений. Оценивая каждое из них не тратьте много времени на раздумья. Наиболее естественна первая непосредственная реакция. Если Ваш ответ - "верно", то поставьте крестик в регистрационном листе над соответствующим опроснику номером. Если Ваш ответ - "неверно", то поставьте крестик под соответствующим номером. Обращайте внимание на утверждения с двойными отрицаниями (например, "У меня никогда не было припадков с судорогами": если не было, то Ваш ответ - "верно", и, наоборот, если это с Вами было, то ответ "неверно").   1. Темперамент, свойства нервной системы, индивидуально-психологические особенности личности. 2. Диагностика эмоциональной и личностной сферы, изучение степени адаптированности обследуемого.
17. «Сокращенный многофакторный опросник для исследования личности (СМОЛ)»
Методика представлена в виде опросника, который содержит 71 вопрос, 11 шкал, из них 3 – оценочные. Первые 3 оценочные шкалы измеряют искренность испытуемого, степень достоверности результатов тестирования и величину коррекции, вносимую чрезмерной осторожностью. Остальные 8 шкал являются базисными и оценивают свойства личности. Оценочные шкалы: 1. Шкала лжи (L) оценивает искренность испытуемого. 2. Шкала достоверности (F) выявляет недостоверные ответы. Чем больше значение по этой шкале, тем менее достоверны результаты. 3. Шкала коррекции (К) сглаживает искажения, вносимые чрезмерной осторожностью и контролем испытуемого во время тестирования. Высокие показатели по этой шкале говорят о неосознанном контроле поведения. Шкала К используется для коррекции базисных шкал, которые зависят от ее величины.   Базисные шкалы: 1. Ипохондрия (Нs). Близость испытуемого к астеноневротическому типу. 2. Депрессия (D). 3. Истерия (Ну). Выявляет лиц, склонных к неврологическим защитным реакциям конверсионного типа. 4. Психопатия (Рd). Высокие оценки по этой шкале свидетельствуют о социальной дезадаптации. 6. Паранойяльность (Ра). Основная черта людей с высокими показателями по этой шкале — склонность к формированию сверхценных идей. 7. Психастения (Рt). Диагностирует лиц с тревожномнительным типом характера, которым свойственны тревожность, боязливость, нерешительность, постоянные сомнения. 8. Шизоидность (Se). Лицам с высокими показателями по этой шкале свойствен шизоидный тип поведения. 9. Гипомания (Ма). Для лиц с высокими оценка ми по этой шкале характерно приподнятое настроение независимо от обстоятельств.   «Вам предлагается тест, направленный на изучение Вашего характера. Прежде, чем приступить к выполнению теста, заполните паспортную часть регистрационного бланка в соответствии с имеющимися графами. Напишите свою фамилию и другие сведения о себе на Бланке ответов. Ниже следуют утверждения, касающиеся состояния Вашего здоровья и Вашего характера. Прочитайте каждое утверждение и решите, верно оно или неверно по отношению к Вам. Не тратьте времени на раздумывание. Наиболее естественно то решение, которое первым приходит в голову. Если утверждение по отношению к Вам верно, то поставьте, пожалуйста, косой крестик в левом квадрате рядом с соответствующим номером Бланка ответов (этот квадратик расположен в колонке, обозначенной буквой “в”). Если утверждение по отношению к Вам неверно, то поставьте крестик в левом квадрате, расположенном справа от соответствующего номера на Бланке ответов (колонка обозначена буквой “н”). Все ответы должны быть внесены в прилагаемый Бланк ответов. Ответить надо на все утверждения. Некоторые из них, возможно, вызовут у Вас затруднения. Например, некоторые утверждения будет трудно отнести к себе, тогда постарайтесь сделать наилучший предположительный выбор. Если на данное утверждение можно ответить и "верно", и "неверно", решение следует выбрать в соответствии с тем, что бывает чаще» 1. Личностные расстройства: ипохондрия, депрессия, истерия, психопатия, паранойяльность, шизоидность, гипомания. 2. Уровень нервно-эмоциональной устойчивости, степень интеграции личностных свойств, уровень адаптации личности к социальному окружению.  
18. Методика Равена
Рисунки с фигурами, связанными между собой определенной зависимостью Тест строго регламентирован во времени, а именно: 20 мин. Для того, чтобы соблюсти время, необходимо строго следить за тем, чтобы до общей команды: "Приступить к выполнению теста" - никто не открывал таблицы и не подсматривал. По истечении 20 мин подается команда, например: "Всем закрыть таблицы". О предназначении данного теста можно сказать следующее: "Все наши исследования проводятся исключительно в научных целях, поэтому от вас требуются добросовестность, глубокая обдуманность, искренность и точность в ответах. Данный тест предназначен для уточнения логичности вашего мышления". После этого взять таблицу и открыть для показа всем 1-ю страницу: "На рисунке одной фигуры недостает. Справа изображено 6-8 пронумерованных фигур, одна из которых является искомой. Надо определить закономерность, связывающую между собой фигуры на рисунке, и указать номер искомой фигуры в листке, который вам выдан" (можно показать на примере одного образца).Во время выполнения задач теста необходимо контролировать, чтобы респонденты не списывали друг у друга. По истечении 20 мин подать команду: "Закрыть всем таблицы! Собрать бланки и таблицы к ним. Проверить, чтобы в правом углу регистрируемого бланка был проставлен карандашом номер обследуемого. Изучение логичности мышления.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: