Сопротивление участка цепи




ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 1

Тема: Исследование схем включения амперметров, вольтметров, ваттметров. Определение цены деления приборов.

Цель работы: получить навыки в сборке схем.

Условия, оборудование: методические рекомендации, лабораторные столы, источник постоянного тока – 30 В, реостат – РСП, магазин сопротивлений, амперметр Iн= 1 А, вольтметр Uн= 30 В, ключ, ваттметр Iн= 1 А; Uн= 30 В,конспекты.

Теоретическое обоснование:

Амперметр

Рисунок 1. Обозначение в схеме

Амперметр включается в цепь последовательно с нагрузкой, чтобы через него протекал весь измеряемый ток.

Цена деления прибора (СА) определяется отношением предела измерения (Iн) к полному числу делений шкалы (100 дел)

А/дел

Чтобы определить показания прибора необходимо умножить цену деления на число делений шкалы, указываемое стрелкой прибора ();

, А

В цепи постоянного тока ток через амперметр должен протекать от «плюса» к «минусу» прибора.

Вольтметр

Рисунок 2. Обозначение в схеме

Вольтметр подключается в цепь параллельно к тому элементу, напряжение на котором нужно замерить. Вольтметр должен иметь большое сопротивление электрическому току.

Цена деления прибора (СV)

В/дел, CV=

где Uн – предел измерения прибора, В

Показания прибора определяются

,

Ваттметр

 

 

Рисунок 3. Схема включения прибора

Токовая катушка (I*; I) включается в цепь последовательно на весь ток.

Катушка напряжения (V*; V) включается в цепь параллельно на все напряжение элемента, мощность которого измеряется.

Цена деления прибора определяется:

Вт/дел, CW=

где Uн; Iн – пределы измерения катушек

Задание. Произвести подключение измерительных приборов согласно схеме рис. 4, определить цену деления каждого прибора, снять показания.

Методика выполнения задания:

1. Для заданных пределов измерения приборов определить цену деления:

СА= CV= CW=

2. Собрать схему установки.

Рисунок 4. Схема установки

3. Установить на магазине нужное сопротивление r= 20 Ом.

4. Включить схему под напряжение, движок реостата должен находиться в среднем положении.

5. Установить в схеме заданное напряжение V=21 В и измерить силу тока - I, ЭДС - Е. Данные занести в таблицу 1. Отключить питание схемы. Сдать провода.

ЭДС измеряется при отключенном ключе «S» (т.е. без тока).

Таблица 1. Результаты измерения

№ п/п Дано Измерено
V r I E P
В Ом A B Вт
           
           

 

5. Отключить схему, разобрать и сдать провода.

6. Ответить на контрольные вопросы:

электрической схемой называется_________________________________________

______________________________________________________________________

приборы в электрической цепи служат для__________________________________

______________________________________________________________________

цена деления прибора определяется________________________________________

______________________________________________________________________

чтобы определить показания прибора необходимо __________________________

______________________________________________________________________

7. Сделать вывод по работе.

Рекомендуемая литература:

Электротехника и электроника: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Б.И. Петленко, Ю.М. Иньков, А.В. Крашенииников и др.; под ред. Б.И. Петленко. – 6-е изд., стер. – Издательский центр «Академия», 2010. – 320 с.

§ 5.2.1, стр. 95.

 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 2

Тема: Исследование режимов работы электрической цепи. Проверка

закона Ома.

Цель: выработка умения применять формулы закона Ома на практике.

Условия, оборудование: методические рекомендации, лабораторные столы источник постоянного тока – 30 В, реостат – РСП, магазин сопротивлений

амперметр Iн = 1 А, вольтметр Uн = 30 В, ключ, конспекты.

Теоретическое обоснование:

Закон Ома - физический закон, определяющий связь электродвижущей силы источника или электрического напряжения с силой тока и сопротивлением проводника. Экспериментально установлен в 1826 году, и назван в честь его первооткрывателя Георга Ома.

Закон Ома – один из основных законов электротехники - гласит: ток в проводе прямо пропорционален напряжению между его концами и обратно пропорционален сопротивлению провода.

Задание: выполнить сборку схемы и определить силу тока в двух режимах: при заданных а) напряжении, б) сопротивлении, которые задаются преподавателем, произвести расчет сопротивления по закону Ома.

Методика выполнения задания:

1. Определить цену деления приборов: амперметра и вольтметра:

СI =, СU =

2. Собрать схему установки

Рис. 1 Схема установки

3. Включить схему под напряжением. Движок реостата должен находиться в среднем положении.

а) Опыт 1: Установить заданное преподавателем напряжение, подаваемое на схему. Измерить силу тока в цепи для заданных сопротивлений, поддерживая неизменным напряжение. Рассчитать сопротивление цепи и сравнить его с заданным. Результаты измерения и расчета занести в таблицу 1.

Таблица 1. Результаты измерения и расчета

№ п/п Дано Измерено Вычислено
U, В r, Ом I, А r= , Ом
         
         
         

б) Опыт 2: Установить в схеме заданное сопротивление и измерить силу тока в цепи при трех заданных напряжениях источника. ЭДС источника измерять при отключенном положении ключе «S». Рассчитать ток в цепи по законам Ома, результаты измерения и расчета занести в таблицу 2.

Таблица 2. Результаты измерения и расчета

№ п/п Дано Измерено Вычислено
r U I E I= rо= I=
Ом В А В А Ом А
               
               
               

4. Отключить схему, разобрать и сдать провода.

5. Оформить пояснения к расчетам:

А) Опыт 1

Сопротивление участка цепи

, Ом r=

где U – напряжение на участке цепи, В

I – ток на участке цепи, А

Б) Опыт 2

Ток на участке цепи

I= , А

где U – напряжение на участке цепи, В

r – сопротивление участка цепи, Ом

Внутреннее сопротивление источника

rо= , Ом г0=

где Е – ЭДС источника, Ом

Сила тока в цепи

I= , А

6. Ответить на контрольные вопросы

вольтметр включается в схему________________________________________

амперметр включается в схему________________________________________

если амперметр присоединить непосредственно к зажимам источника питания, то произойдет_____________________________________________________________

вольтметр, включенный последовательно с приемником энергии измеряет_______

расчетные данные не совпадают с результатами измерения, так как_____________

7. Сделать вывод по работе.

Рекомендуемая литература:

Фуфаева Л.И. Электротехника: учебник для студ. сред. проф. образования / Л.И. Фуфаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 384 с. § 2, стр. 51.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 3

Тема: Исследование законов Кирхгофа.

Цель: выработка навыков проверки законов Кирхгофа в сложной электрической цепи.

Условия, оборудование: методические рекомендации, лабораторные столы, источник постоянного тока – 30 В, магазин сопротивлений, аккумуляторная батарея, амперметры Iн= 1 А, вольтметр Vн= 30 В, ключи, конспекты.

Теоретическое обоснование:

Электрическая цепь называется линейной, если она содержит только линейные элементы. Линейным называется элемент цепи, сопротивление которого остается постоянным независимо от силы тока в нем и от величины напряжения не его зажимах.

Точка электрической цепи называется узлом или точкой разветвления, если в ней соединены три или большее число проводов.

Ветвью электрической цепи называется ее участок, состоящий из одного или нескольких элементов, соединенных так, что по ним проходит один и тот же ток, присоединенный к двум узлам.

Контур электрической цепи представляет собой замкнутый путь, проходящий по нескольким ветвям.

Первый закон Кирхгофа: сумма токов, направленных к узлу, равна сумме токов, направленных от узла; или алгебраическая сумма токов в узле равна нулю.

Второй закон Кирхгофа: в замкнутом контуре электрической цепи ЭДС

равна алгебраической сумме падений напряжения на всех сопротивлениях.

Задание: выполнить сборку схемы, измерить токи и напряжения в точках и в ветвях схемы, вычислить значения сопротивлений, начертить электрическую схему замещения цепи.

Методика выполнения задания:

1. Определить цену деления приборов.

IH=1 A CA= A/дел; UH=30B CU= В/дел

2. Собрать схему установки.

Рисунок 1. Схема установки.

3. Показать на схеме подключение вольтметров для измерения напряжения на пассивных участках цепи: U1, U2, U3.

4. Включить схему под напряжение, измерить силу тока и напряжения на всех элементах схемы и на источниках.

5.Отключить ключи «S1» и «S2» и измерить ЭДС источников Е1, Е2.

6. Результаты замеров занести в таблицу 1.

7. Отключить схему, разобрать и сдать провода.

8. Рассчитать сопротивления участков схемы, результаты занести в таблицу.

Расчет сопротивлений участков цепи:

r1= r2=

r3=

r01= r02=

Таблица 1 Результаты измерения и расчета

№ п/п Измерено Вычислено
I1 I2 I3 U1 U2 U3 UАВ UСД E1 E2 r1 r2 r3 r01 r02
A A A B B B B B B B Ом Ом Ом Ом
                               

 

9. Нарисовать электрическую схему замещения цепи. Нанести направление токов согласно полярности приборов. Принять направление обхода контура.

 

Рисунок 2. Электрическая схема цепи.

10. Составить уравнения по законам Кирхгофа. Подставить данные измерений в уравнения и убедиться в справедливости законов.

 

Первый закон Кирхгофа для узла 1.

 

Второй закон Кирхгофа для контуров:

 

1СД2ВА1

132ДС1

132ВА1

11. Ответить на контрольные вопросы:

Узел электрической цепи – это_________________________________________

__________________________________________________________________

Контур электрической цепи – это_______________________________________

____________________________________________________________________

По первому закону Кирхгофа___________________________________________
____________________________________________________________________

По второму закону Кирхгофа: __________________________________________

____________________________________________________________________

12.Сделать вывод по работе:

Рекомендуемая литература:

Электротехника и электроника: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Б.И. Петленко, Ю.М. Иньков, А.В. Крашенииников и др.; под ред. Б.И. Петленко. – 6-е изд., стер. – Издательский центр «Академия», 2010. – 320 с.

§ 1.3.1, стр. 15

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 4

Тема: Исследование электрической цепи при последовательном, параллельном и смешенном соединениях резисторов.

Цель: Опытная проверка соотношений для цепи постоянного тока при последовательном, параллельном и смешанном соединении приемников.

Условия, оборудование: методические рекомендации, лабораторные столы,источник постоянного тока – 30 В, магазин сопротивлений, амперметры Iн= 1 А, вольтметры Uн = 30 В, конспекты.

Теоретическое обоснование:

Если несколько резисторов (или приемников энергии) соединены один за другим без разветвлений и по ним проходит один и тот же ток, то они образуют одну ветвь и соединение резисторов называется последовательным.

Сумма падений напряжений на последовательно соединенных резисторах равна напряжению на зажимах цепи.

Ряд последовательно соединенных резисторов можно заменить эквивалентным с сопротивлением r, величина которого должна быть такой, чтобы эта замена при неизменном напряжении на зажимах соединения не вызвала изменение тока в цепи.

Эквивалентное сопротивление ряда последовательно соединенных резисторов равно сумме из сопротивлений

Параллельным соединением резисторов называется такое, при котором к одним и тем же двум узлам электрической цепи присоединены несколько резисторов. Так как резисторы присоединены к одним и тем же узлам, то каждый из них находится под одинаковым напряжением.

Согласно закону Ома токи в резисторах определяются по формулам:

Токи в параллельных ветвях с резисторами распределяются обратно пропорционально сопротивлениям ветвей или прямо пропорционально их проводимостям.

Ряд параллельно соединенных резисторов можно заменить эквивалентным с сопротивлением r, значение которого должно быть таким, чтобы при том же напряжении на зажимах сила тока в эквивалентном резисторе была равна сумме токов в отдельных ветвях.

или

Смешенным соединением называется последовательно-параллельное соединение резисторов или участков цепи, каждый из которых в свою очередь может состоять из последовательно или параллельно соединенных резисторов.

При расчете цепи со смешенным соединением резисторов пользуются методом последовательного упрощения схемы.

Задание: на указанной преподавателем схеме изобразить измерительные приборы, выполнить сборку схемы, измерить токи и напряжения цепи и на участках, рассчитать сопротивления и мощности на участках цепи.

Методика выполнения задания:

1. О пределить цену деления приборов.

СА= А/дел, Iн= 1 А СU= В/дел; Uн= 30 В

2.Нарисовать схему установки по указанию преподавателя для последовательного, параллельного или смешанного соединения трех резисторов с включением всех необходимых приборов и их полярности.

Рисунок 1. Схемы установки.

4.Собрать схему установки и включить схему и включить под напряжение.

5. Измерить силу тока и напряжения на всех элементах схемы, показания занести в таблицу 1.

6. Отключить схему разобрать и сдать провода.

7. Рассчитать сопротивления всех участков схемы и мощности участков.

Сопротивление участков цепи определяются по закону Ома

rЭ , Ом, r1= =

r2= = r3= =

Мощности участков определяются по формуле:

Рi=Ui*Ii, Вт

Где Ui, Ii; - напряжения и ток на соответствующих участках схемы.

8. Результаты расчетов занести в таблицу 1.

 

Таблица 1 Результаты измерения и расчета

№ п/п Измерено Вычислено
I UB I1 I2 I3 U1 U2 U3 r1 r2 r3 rэ Р Р Р
A B A A A B B B Ом Ом Ом Вт Вт Вт
                               

8. Ответить на контрольные вопросы

об основных соотношениях для данного вида соединения: для тока, напряжения, сопротивления(проводимости), мощности:

общий ток равен­­­­­­­­­­­­­­­­­_____________________________________________________

общее напряжение равно______________________________________________

общее сопротивление(проводимость) равно(равна)________________________

, См (Сименс)-проводимость любого участка________________________

Общая мощность равна________________________________________________

9. Сделать вывод по работе

Рекомендуемая литература

Фуфаева Л.И. Электротехника: учебник для студ. сред. проф. образования / Л.И. Фуфаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 384 с. § 3.3. стр. 9

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 5

Тема: Измерение потенциалов в электрической цепи. Построение потенциальной

диаграммы.

Цель: научиться измерять потенциалы в электрической цепи и строить по результатам измерения и расчета потенциальную диаграмму.

Условия, оборудование: методические рекомендации, лабораторные столы, источник постоянного тока – 30 В, магазин сопротивлений, аккумуляторная батарея, амперметр Iн= 1 А, вольтметр Vн= 30 В, ключ, конспекты.

Теоретическое обоснование:

Во многих случаях для определения и расчета электрических цепей полезно определить потенциалы отдельных точек электрической цепи и построить потенциальную диаграмму. Потенциал какой-либо точки электрической цепи равен напряжению между этой точкой и точкой цепи, потенциал которой принимают равным нулю, например, соединенной с землей.

Графическое изображение изменения потенциала в электрической цепи в зависимости от сопротивлений участков (элементов) этой цепи называется потенциальной диаграммой. На графике по оси абсцисс откладывают в масштабе сопротивления участков (элементов) цепи в порядке следования их друг за другом в цепи. По оси ординат откладывают в масштабе значения потенциалов.

Задание: выполнить сборку схемы, измерить потенциалы, напряжения и ЭДС в каждой точке, вычислить сопротивления и на основании полученных данных в масштабе построить потенциальную диаграмму.

Методика выполнения задания:

1. Определить цену деления приборов.

СА= А/дел, Iн= 1, А СV= В/дел; Uн= 30,В.

2. Собрать схему установки.

Рисунок 1.Схема установки.

3. Включить схему под напряжение, измерить силу тока, потенциалы точек схемы и напряжения на всех элементах схемы.

4. Отключить ключ «S» и измерить ЭДС источников.

5. Результаты измерений занести в таблицу 1.

6. Отключить схему, разобрать и сдать провода.

7. Рассчитать сопротивления всех участков.

Сопротивление участков цепи определяются по закону Ома

r , Ом, r1= =

r2= = r3= =

Внутренние сопротивления источников

r01= , Ом; r02= ,Ом;

r01= r02=

8. Результаты расчетов занести в таблицу 1.

Таблица 1 Результаты измерения и расчета

№ п/п Измерено Вычислено
I B C D E UBC UCD UDE E1 E2 r1 r2 r3 r01 r02
A B B B B B B B B B Ом Ом Ом Ом
                               

9.Построить потенциальную диаграмму цепи. f(r),

10. Ответить на контрольные вопросы

потенциалы точек цепи измеряются_______________________________________,

который включается ____________________________________________________

Потенциальная диаграмма - это _______________________________________

___________________________________________________________________

Ток в цепи с двумя источниками направлен_________________________________

______________________________________________________________________

11. Сделать вывод по работе.

Рекомендуемая литература:

Фуфаева Л.И. Электротехника: учебник для студ. сред. проф. образования / Л.И. Фуфаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 384 с. §2.12, стр.84.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 6

Тема: Измерение потерь напряжения в проводах электрической цепи.

Цель: убедиться на практике, какое влияние оказывает нагрузка линии и, сопротивление проводов на величину потери напряжения, мощность потерь в проводах и к.п.д. линии электропередачи.

Условия, оборудование: методические рекомендации, лабораторные столы,источник постоянного тока – 30 В, магазин сопротивлений, амперметры Iн= 1 А, вольтметр Vн= 30 В, конспекты.

Теоретическое обоснование:

Электрическая энергия от генератора к потребителю передается по проводам. Устройство, состоящее из прямого и обратного провода, изоляторов и опор, несущих эти изоляторы и провода, называется электрической двухпроводной линией.

Разность напряжений в начале и в конце линии, равная падению напряжения в линии, называется потерей напряжения.

При изменении сопротивления приемника и тем самым тока в цепи от нуля до наибольшего значения пропорционально току изменяется и потеря напряжения.

Выбранное по допустимой потере напряжения сечение проводов должно быть проверено на допустимый ток, определяющий нагрев.

Задание: выполнить сборку схемы, измерить ток и напряжения, вычислить потери напряжения, мощность потерь и КПД линии.

Методика выполнения задания:

1. Определить цену деления приборов.

IH=1 A CA= A/дел; UH=30B CU= В/дел

2. Собрать схему установки.

rпр нагрузка

 

Рисунок 1. Схема установки.

3. Рассчитать сопротивление линии для заданных удельного сопротивления, длины и сечения провода.

r = , Ом r =

4. Установить в схеме заданные значения нагрузки и рассчитанные сопротивления проводов.

5. Включить схему, измерить силу тока и напряжения в начале и в конце передачи для режимов.

6. Результаты всех замеров занести в таблицу 1.

7. Отключить схему, разобрать и сдать провода.

8. Рассчитать указанные величины и результаты занести в таблицу 1.

Потеря напряжения в линии по данным опыта:

Δ Uо = U1 – U2; В Δ Uо =

Потеря напряжения в линии по расчету через параметры линии

Δ U = r; В Δ U =

Мощность потерь в линии:

Δ Р =Δ ; Вт Δ Р =

К.П.Д линии

2*100/ Р1, %; или η= U2*100/U1; %

где Р2= U2*I; Вт Р1=U1*I; Вт

η =

 

Таблица 1 Результаты измерения и расчета

№ п/п задано измерено вычислено
Материал провода линии ρ L S r rпр I U1 U2 ΔU ΔP η
Ом*м М мм2 Ом Ом A B B B Вт %
  Нихром 1.1*10-6   0.22                
  Нихром     0.22                
  Нихром     0.22                
  нихром     0.22                

9. Ответить на контрольные вопросы:

Потеря напряжения это -_______________________________________________

____________________________________________________________________

Сопротивление линии _________________________________________________

____________________________________________________________________

С увеличением нагрузки линии (тока) потеря напряжения в линии____________

____________________________________________________________________

С увеличением сопротивления линии потеря напряжения в линии ___________

____________________________________________________________________

10. Сделать вывод по работе.

 

 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 7

Тема: Преобразование схемы треугольника сопротивлений в трёхлучевую звезду и наоборот.

Цель: Опытная проверка эквивалентных преобразований треугольника сопротивлений в звезду.

Условия, оборудование: методические рекомендации, лабораторные столы, источник постоянного тока – 30 В, магазины сопротивлений, амперметры Iн = 1 А, вольтметр Uн = 30 В, конспекты.

Теоретическое обоснование:

Электрические цепи, состоящие из приемников энергии, соединенных параллельно, последовательно или смешанно при питании их от одного источника энергии, а также цепи, содержащие один контур, называются простыми цепями.

Разветвленные электрические цепи, имеющие несколько контуров с произвольным размещением потребителей и источников питания, относятся к сложным цепям.

Схему соединения трех ветвей, образующих замкнутый контур с тремя узлами, называют треугольником.

В некоторых случаях расчет сложной цепи значительно упрощается, если треугольник сопротивлений заметить звездой сопротивлений, т.е. тремя ветвями, имеющими дополнительный общий узел. В других случаях расчет цепей встречается необходимость звезду заменить треугольником. Эти замены треугольника и звезды должны быть эквивалентными, т.е. при соответственно равных напряжениях между вершинами А, В и С треугольника и звезды токи

IА, IВ, IС в подводящих проводах, соединяющих эти вершины с остальной частью цепи, должны остаться без изменений. Равенство токов должно выполняться при любых изменениях и переключениях в остальной части цепи, в частности, при обрывах ее ветвей.

Задание 2: выполнить сборку схемы рис. 2, измерить токи и напряжения в лучах звезды.

Методика выполнения заданий:

1. Определить цену деления приборов.

IH=1 A CA= A/дел; UH=30B CU= В/дел

2. Собрать схему установки.

Рисунок 1. Схема установки.

3. Установить на схеме заданные величины сопротивлений треугольника.

4. Включить схему под напряжение, измерить силу тока на всех элементах схемы и напряжение, подаваемое на схему.

5. Результаты замеров занести в таблицу 1.

6. Собрать схему согласно рисунку 2.

Рисунок 2. Схема установки.

7. Показать на схеме подключение вольтметров для измерения напряжения на пассивных участках цепи: UA, UB, UC.

8. Рассчитать сопротивления эквивалентной звезды:

 

при rAB=rBC=rCA=r Δ rA=rB=rC=rY =r Δ /3

9. Установить на схеме рассчитанные сопротивления звезды.

10. После проверки преподавателем включить схему на то же напряжение.

11. Измерить силу тока на всех элементах схемы и напряжения на пассивных элементах цепи.

12. Результаты замеров занести в таблицу 1.

13. Отключить схему, разобрать и сдать провода.

14. Рассчитать сопротивления всех участков схемы.

Расчет сопротивлений участков цепи: (составить формулы из закона Ома)

 

rА=

 

rB=

 

rC=

 

Таблица 1 Результаты измерения и расчета

№ п/п дано Измерено (треугольник) расчет Измерено (звезда)
rAB rBC rCA U I1 I2 I3 rA rB rC I1 I2 I3 UA UB UC
Ом Ом Ом B A A A Ом Ом Ом A A A B B B
                                 

15. Ответить на контрольные вопросы

При эквивалентном преобразовании треугольника сопротивлений в эквивалентную звезду токи во внешней цепи ______________________________

Правило перехода от треугольника сопротивлений к звезде (при различных сопротивлениях) и формулы перехода ____________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Правило перехода от звезды сопротивлений к эквивалентному треугольнику___

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

16. Сделать вывод по работе.

Рекомендуемая литература:

Фуфаева Л.И. Электротехника: учебник для студ. сред. проф. образования / Л.И. Фуфаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 384 с.,

§ 3.2, стр. 100.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 8

Тема: Проверка принципа наложения токов.

Цель: Убедиться в справедливости принципа наложения токов.

Условия, оборудование: методические рекомендации, лабораторные столы, источник постоянного тока – 30 В, магазин сопротивлений, аккумуляторная батарея, амперметры Iн=1 А, вольтметр Uн= 30 В, переключатели, конспекты.

Теоретическое обоснование:

Метод наложения (суперпозиции) можно применять для определения токов в цепи, в которой одновременно действует несколько ЭДС.

Сущность принципа наложения заключается в том, что ток в какой-либо ветви цепи с сопротивлениями, не зависящими от токов и напряжений, т.е. линейной, равен алгебраической сумме частичных токов, создаваемой в этой ветви всеми поочередно действующими ЭДС.

Проводя опыт с применением принципа наложения, вначале полагаем, что в цепи действует только первая ЭДС. Все сопротивления цепи, включая и сопротивления источников, ЭДС которых приравнивается нулю, остаются неизменными. Для такой цепи определяются частичные токи во всех ветвях. Затем опыт повторяется, полагая, что действует только вторая ЭДС.

Таким образом, для каждой ветви получаем столько частичных токов, сколько источников содержит цепь. Алгебраическая сумма этих частичных токов и равна току в ветви при одновременном действии всех источников.

Задание 1: собрать схему рис. 1, определить частичные токи, действующие от обоих источников питания, рассчитать токи в ветвях.

Методика выполнения задания:

1. Определить цену деления приборов.

IH=1 A CA= A/дел; UH=30B CU= В/дел

2. Собрать схему установки.

Рисунок 1. Схема установки.

3. Показать на схеме подключение вольтметров для измерения ЭДС источников.

4. Включить схему (переключатели в положении 2) под напряжение, измерить силу тока в ветвях схемы: I1, I2, I3. Результаты замеров занести в таблицу

5. Нанести направление токов в ветвях на схеме согласно полярности приборов.

6. Переключить переключатель «S2» в положение 1 и измерить частичные токи в ветвях от ЭДС Е1: I11, I12, I13. Результаты замеров занести в таблицу 1.

7. Нанести направление токов на схеме согласно полярности приборов.

8. Переключить переключатель «S2» в положение 2, а переключатель «S1» в положение 1 и измерить частичные токи от ЭДС Е2: I111, I112, I113. Результаты замеров занести в таблицу 1.

9. Нанести направление токов на схеме согласно полярности приборов.

10. Перевести переключатели «S1» и «S2» в нейтральное положение и измерить ЭДС источников Е1, Е2 переносным вольтметром. Результаты замеров занести в таблицу 1.

Таблица 1 Результаты измерения и расчета

№ п/п измерено вычислено
I1 I2 I3 I11 I12 I13 I111 I112 I113 E1 E2 I1 I2 I3
A A A A A A A A A B B A A A
                             

11. Отключить схему, разобрать и сдать провода.

12. По измеренным частичным токам определить токи в ветвях методом наложения токов. Результаты расчета занести в таблицу 1.

I1 = I2 =

I3=

12. Ответить на контрольные вопросы:

Частичными токами называют токи _______________



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: