Материал для самопроверки по главе 5
1. Объясните смысл следующих изречений:
Самый сильный тот, у кого есть сила управлять самим собой.
Сенека, римский философ
Мысль входит вратами чувств.
Гельвеций
...Чтобы сделать, – необходимо уметь, а умение дается только изучением техники.
М. Горький
2. С целью осознанияпротиворечивостичеловеческой сущности выполните упражнение «За фасадом имени». Для этого на листе бумаги напишите свое имя и добавьте к нему определение, отражающее вашу сущность и начинающееся с той же буквы, что и имя. Подумайте и скажите: чего больше в вашем определении – любви, нежности, иронии, негативного отношения к себе? Попросите близкого вам человека выполнить это же задание. Сравните оба определения. Есть ли различия в том, каким вы видите себя и как вас воспринимают люди? Задумайтесь о причинах различий.
3. Проверьте наличие собственной «зажатости». Согните и напрягите указательный палец ведущей руки, проверьте, куда идет напряжение (в соседние пальцы, кисть, локоть, шею, напряглась ли другая рука). Постарайтесь убрать лишнее напряжение – держите палец напряженным; но освободите шею, потом плечо, затем локоть, чтобы рука двигалась свободно, а палец оставался напряженным; освободите остальные пальцы, а указательный держите напряженным.По счету от одного до пяти освободите всю мускулатуру, а затем снова напрягите ее. Расслабьте мышцы ног и так далее до головы, а затем напрягите все тело и опять расслабьте.
4. Попробуйте освободиться от «зажимов» с помощью следующего упражнения. Примите какую-либо заведомо неудобную позу: прижать подбородок к ключице, поднять вверх или выдвинуть плечи, сесть неестественно прямо, коснуться пальцами руки основания задней ножки стула и т. п. При этом в определенных мышцах и суставах возникают локальные напряжения – зажимы. Смысл задания заключается в том, чтобы точно выделить область возникновения зажима и, сконцентрировав в этой области расслабление, снять зажим.
5. Оцените свои возможности в овладении техникойсаморегуляции по следующим параметрам:
- умение снимать излишнее напряжение, волнение;
- умение преодолевать в себе нерешительность перед выступлением;
- умение мобилизовать рабочее самочувствие;
- умение сдерживать себя в стрессовых ситуациях;
- умение создавать необходимое настроение.
6. Выполните упражнения, способствующие, по мнению С. Ключникова, накоплению психической энергии человека с помощью мысленной визуализации ярких образов.
«Активизирующие образы». Ваши силы будут непрерывно возрастать, если несколько раз в течение дня вы сумеете ярко представить, что ваше тело омывает дождь бодрящей энергии; внутри вас океан освежающей силы, и вы впитываете его живительные флюиды; на вас направлен солнечный луч, несущий исцеление и радость; вы полный сил и уверенности человек, излучаете бодрость и способны преодолеть любую преграду.
«Ураган энергии». Полезно представлять, как сквозь ваше тело, голову, мозг проходит ветер или даже ураган свежей, бодрящей энергии и как бы выветривает, выдувает состояние усталости, заряжая каждую клетку вашего существа необыкновенной силой, мощью и уверенностью.
7. Выполните упражнение «Голова», помогающее снять неприятные соматические ощущения. Станьте прямо, свободно расправив плечи и откинув голову назад. Постарайтесь почувствовать, в какой части головы локализовано ощущение тяжести. Представьте себе, что на вас надет громоздкий головной убор, который давит на голову в том месте, в котором вы чувствуете тяжесть. Мысленно снимите головной убор рукой и выразительно, эмоционально бросьте его на пол. Потрясите головой, расправьте рукой волосы, а затем резко опустите руки, как бы избавляясь от головной боли [100].
8. С учетом того, что «в каждой шутке есть доля шутки» проанализируйте шутливые советы «наоборот» с точки зрения последствий их выполнения.
1. Поддерживайте в себе враждебность ко всему и ко всем. Будьте недоверчивы.
2. При любой неприятности взорвитесь от гнева, а если не можете, то загоните ярость поглубже в себя.
3. Все, что не имеет отношения к делу, – чепуха и скука, поэтому не позволяйте себе никаких слабостей.
4. Ни в коем случае не отвлекайтесь на такие глупости как книга, кино, спорт. Это занятия для бездельников.
5. У вас никогда нет ни секунды свободного времени. Поэтому не теряйте его даже на дружескую беседу.
6. Вы ни в ком не нуждаетесь, это другие нуждаются в вас. Никому не уступайте и требуйте всегда по максимуму.
7. И, самое главное, не относитесь к серьезным вещам с юмором: ведь жизнь – ужасно неприятная штука [28].
9. Определите качества голоса, о которых писал Цицерон: «Нехорошо, когда звуки выговариваются слишком подчеркнуто; нехорошо, когда их затемняет излишняя небрежность; нехорошо, когда слова произносятся слабым, умирающим голосом; нехорошо, когда их произносят пыхтя, как в одышке… Существуют такие недостатки, которых следует избегать, например, голос слабый, женственный или немузыкальный, неблагозвучный и глухой» [117].
10. Раскройте значение и возможности применения каждого из приведенных ниже качеств голоса учителя в конкретных педагогических ситуациях: чистый, ясный, благозвучный, достаточно громкий, интонационно-выразительный, летящий, выносливый, гибкий, устойчивый.
11. Оформите в виде таблицы максимальное число положительных и отрицательных качеств профессионального голоса педагога.
12. Охарактеризуйте качества собственного голоса в рамках его соответствия профессиональным требованиям.
13. Раскройте роль интонации, темпа речи, паузы в общении.
14. Прочитайте скороговорки с различной интонацией, чтобы передать: а) недоумение; б) почтительный трепет; в) злорадство; г) готовность смеяться вместе с вами; д) сочувствие; е) восхищение.
Карл у Клары украл кораллы.
Проворонила ворона вороненка.
От топота копыт пыль по полю летит.
15. Вдох и выдох в идеальном артистическом дыхании соотносятся как 1:20. Добейтесь такого соотношения, на едином дыхании произнося с выражением целые тексты, а при остановке вдыхайте быстро и бесшумно.
Текст для примера:
Людей, которые бессознательно искажают привычные выражения и слова, приспосабливая их к новой действительности, кто-то удачно назвал народными исказителями. Исказители от сказителей отличаются тем, что, ничего не сказывая, а лишь чуточку изменяя сказанное, добиваются подчас не меньшего эффекта (Ф. Кривин) [77].
16. Часто измененная артикуляция небольшого количества звуков способна существенно повлиять на речевую личность, её характеристики и самосознание. Произнесите в предлагаемом предложении ударное [о] на американский манер – как звук, близкий к [а]: Мой поезд выходит в восемь сорок, а в город Ростов он приходит поздно, почти ночью.
Каким образом меняется подтекстовый смысл предложения, несмотря на нейтральную интонацию? Какие еще произносительные особенности влияют на содержание сказанного?
17. Попробуйте прочитать следующий текст Цицерона, воспроизводя при этом речевой портрет И.В. Сталина (кавказский акцент с растягиванием безударных слогов), а затем – диктора Ю. Левитана (замедленное и чеканное произношение каждого слога, выдерживание пауз между словами) [77]:
«...Недаром Демосфен утверждал, что и первое дело, и второе, и третье есть произнесение. И если без произнесения нет красноречия, то произнесение и без красноречия имеет такую силу, то, бесспорно, что его значение в ораторском искусстве огромно. Итак, если кто захочет быть первым в красноречии, пусть он в гневных местах говорит напряженным голосом, в спокойных — мягким; низкий голос придаст ему важности; колеблющийся — трогательности. Поистине удивительна природа голоса, который при помощи только трех звучаний — низкого, высокого и переменного — достигает столь разнообразного и столь сладостного совершенства..»
18. С целью развития дикции выполните следующие упражнения [107]:
а) произносите ряд основных гласных [И], [Э], [А], [О], [У], [Ы]:
– резко, толчками, импульсивно, отрывисто произнося каждый звук;
– на одном дыхании, чтобы звуки незаметно переходили один в другой без резкой границы;
б) тот же ряд гласных проговорить с различными трудными для произношения сочетаниями согласных: БДГИ - БДГЭ - БДГА - БДГО - БДГУ - БДГЫ, ГДВИ - ГВДЭ - ГВДА - ГВДО - ГВДУ и т. д.
в) произносить скороговорки, сначала медленно, преувеличенно четко, выговаривая все звуки с напряжением речевого аппарата. Затем постепенно наращивать темп, следя за правильностью произношения всех звуков. Примеры скороговорок:
Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках.
Всех скороговорок на перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
Купи кипу пик.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку и т. д.
19. Оцените свои возможности в овладении культурой речи:
а) грамматическая правильность речи, соблюдение правильных ударений;
б) лексическое богатство;
в) выразительность, образность речи.
20. Оцените свои возможности в овладении техникой речи:
а) «полетность», звонкость голоса;
б) гибкость голоса, богатство интонации;
в) правильно выбранная сила голоса;
г) четкая дикция (отсутствие дефектов звукопроизношения);
д) соблюдение необходимого темпа речи и т. д.