Экономические показатели хозяйственной деятельности предприятия




Таблица 2.1

Показатели Плановое значение Фактически за отчетный период Отклонения от плана, +, - % выполнения плана
         
1. Выручка от реализации, тыс. руб. 1250,5 1010,6 -239,9 80,8
2. Себестоимость реализации, тыс. руб.   769,7 29,7 104,0
3. Коммерческие расходы, тыс. руб. 150,0 179,1 29,1 119,4
4. Уровень затрат, % 71,2 93,9 27,7 131,9
5. Прибыль от реализации, тыс. руб. 360,5 61,8 -298,,7 17,1
Продолжение таблицы 2.1
         
6. Уровень рентабельности, % 28,8 6,1 -27,7 21,2
7. Доходы от прочей деятельности, тыс. руб. 100,0 83,5 -16,5 83,5
8. Прочие операционные расходы, тыс. руб. 85,0 135,4 50,4 159,3
9. Сальдо внереализационных доходов и расходов -10,0 -17,6 -7,6 176,0
10. Валовая прибыль 365,5 -7,7 -373,2 2,1
11. Общий уровень рентабельности, % 29,2 -0,8 -30,0 2,7
12. Численность работников, чел. 10,0 10,0 - 100,0
13. ФОТ, тыс. руб. 146,0 125,0 -21,0 85,6
14. Выработка 1 зат., тыс. руб. 125,1 101,1 -24,0 80,8
15. Уровень расходов по з/п, % 11,7 12,4 0,7 105,9

 

Данные табл. 2.1 свидетельствует о негативной тенденции изменения показателей деятельности ООО «Карусель». На 19,2 % в отчетном периоде снижается величина выручки от реализации по сравнению с планом, что в абсолютном измерении составляет239,9 тыс. руб. Это снижение вызвано уменьшением спроса со стороны покупателей, в следствии ухудшения их финансового положения. Сложилась негативная динамика изменения уровня затрат, в связи с ростом цен на продовольственные товары и ростом торговых наценок посреднических организаций. В 1998 г. уровень затрат увеличился на 22,7 % по сравнению с планом и составил 93,9 %.

Одновременное снижение выручки от реализации и повышение уровня затрат отрицательно повлияло на финансовые показатели деятельности предприятия и привело к снижению прибыли от реализации по итогам отчетного года. Планируемая величина прибыли составила 360,5 тыс.руб., фактически она уменьшилась на 71,0 %.

В отчетном периоде сложились негативная динамика показателей рентабельности. Увеличение внереализационных расходов в 1998 г. оказало негативное влияние на формирование балансовой прибыли. Данные табл. 2.1 показывают, что в отчетном периоде ООО «Карусель» работало не эффективно, величина балансовой прибыли снизилась на 97,9 %, предприятие получило убыток в размере 7,7 тыс.руб.

Негативным фактором, повлиявшим на ухудшение финансового показателя деятельности предприятия явилось снижение прибыли от реализации, вследствие роста уровня затрат и снижения объема реализации продукции, услуг.

Динамика отдельных показателей деятельности предприятия представлена на рис. 2.2.

Особый интерес для анализа представляет сложившаяся динамика показателя рентабельности продаж. На каждый рубль реализованных товаров, услуг предприятие в отчетном году получило прибыли на 22,7 коп. меньше, чем запланировало. Рентабельность продаж составила в 1998 г. – 6,1 %.

Рентабельность полученного дохода также имеет тенденцию к снижению. Если предприятие планировало получить валовой прибыли, приходящейся на рубль выручки в размере 29,2 коп., что в отчетном периоде фирма сработала с убытком. Таким образом, на рубль объема реализации приходится 0,8 коп. убытка.

 

Рис. 2.2 Динамика основных показателей деятельности предприятия

Данные табл. 2.1 свидетельствуют, что трудовые ресурсы предприятия используются не достаточно эффективно. Снижается выработка работников предприятия на 19,2 % по сравнению с планом. Эта негативная тенденция вызвана рядом внешних факторов, такими как ухудшение экономической ситуации в стране, инфляционные процессы, снижение платежеспособности покупателей, и как следствие уменьшения спроса на товары и услуги предприятия.

Фонд оплаты труда в отчетном году уменьшился по сравнению с планом на 14,4 % и составил 125,0 тыс. руб.

О неэффективном использовании трудовых резервов свидетельствует также повышение уровня расходов по заработной плате. По сравнению с планом он увеличился на 5,9 % и составил 12,4 %, что является негативной тенденцией, при условии снижения выработки на 19,2 % в отчетном году.

Финансовое состояние предприятия зависит от результатов его коммерческой деятельности, в том числе от рациональной организации хозяйственных связей по закупке материальных ресурсов.

Поэтому в заключении проведенной организационно-экономической характеристики ООО «Карусель» полезно составить итоговую таблицу 2.2 основных соотношений экономических показателей, характеризующих финансовое положение предприятия за отчетный год.

Данные табл. 2.2 позволяют составить аналитическое заключение о финансовом состоянии предприятия. Одной из важнейших характеристик устойчивости финансового состояния предприятия, его независимости от заемных источников средств является коэффициент автономии, равный доле источников собственных средств в общем итоге баланса. Значение коэффициента практически равно нормативному показателю, это означает, что все обязательства предприятия могут быть покрыты его собственными средствами. Сложилась негативная тенденция изменения коэффициента соотношения заемных и собственных средств; значение показателя составило 1,1, что на 0,1 пунктов выше его нормального ограничения.

 

Таблица 2.2

Данные для сводной оценки финансового состояния предприятия за 1998 г.

Показатель Норматив Фактически Изменение, ±
       
1. Коэффициент автономии ≥ 50 48,6 -1,4
2. Коэффициент соотношения заемных и собственных средств ≤ 1 1,1 0,1
3. Коэффициент обеспеченности запасов и затрат собственными оборотными средствами ≥ 0,6 – 0,8 0,1 -0,5
4. Коэффициент абсолютной ликвидности ≥ 0,2 – 0,7 0,1 -0,1
5. Коэффициент промежуточной ликвидности ≥ 0,8 – 1 0,2 -0,6

 

Продолжение таблицы 2.2
       
6. Коэффициент покрытия ≥ 2 1,3 -0,7
7. Коэффициент прибыльности (рентабельность собственного капитала), % ≥ 20 -7,6 -12,4
8. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами ≥ 1 0,1 -0,9

В соответствии с той определяющей ролью, которую играют для анализа финансовой устойчивости абсолютные показатели обеспеченности предприятия средствами источников формирования запасов и затрат, одним из главных является коэффициент обеспеченности запасов и затрат собственными источниками формирования. Как показывают данные табл. 2.2, предприятие только на 1 % (вместо 60 – 80 %) обеспечивает запасы собственными оборотными средствами.

Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, что в ближайшее время предприятие сможет погасить 10 % краткосрочной задолженности, что ниже нормального значения данного показателя, равного 20 – 70 %. Прогнозируемые платежные возможности предприятия при условии своевременного проведения расчетов с дебиторами оцениваются на 20 %. Что значительно ниже (на 0,6 пунктов) оценки нижней нормальной границы коэффициента промежуточной ликвидности.

Коэффициент покрытия равен 1,3, хотя значение коэффициента на 0,7 пунктов ниже норматива, но при условии не только своевременных расчетов с дебиторами и благоприятной реализации продукции, услуг, но и продажи в случае нужды прочих оборотных средств, предприятие сможет выполнить свои краткосрочные обязательства.

Полученный убыток в отчетном году свидетельствует о неэффективном использовании собственного капитала, что подтверждает коэффициент прибыльности, имеющего отрицательное значение (-7,6).

Проведенная оценка организационно-экономического положения предприятия позволяет сделать следующие выводы и заключения:

— объем реализации, в рассматриваемом периоде имеет тенденцию к снижению. В 1998 г. абсолютное снижение выручки составило 239,9 тыс. руб. по сравнению с планом. Это снижение происходит в результате снижения платежеспособного спроса потребителей, наличия сильных конкурентов на данном рынке, нехватки свободных денежных средств.

— одновременное сокращение объема реализации и повышение уровня затрат негативно повлияло на финансовые результаты деятельности ООО «Карусель». В 1998 г. балансовая прибыль уменьшилась на 97,9 % по сравнению с планом. Это в свою очередь отразилось на рентабельности продаж и общего уровня рентабельности и привело к снижению данных показателей в отчетном периоде соответственно на 22,7%; 30,0%.

— трудовые ресурсы предприятия используются неэффективно, о чем свидетельствует снижение выработки работников организации и рост уровня затрат на оплату труда.

— оценка финансового состояния предприятия позволяет охарактеризовать ее как неустойчивое. Поскольку имеют место негативные тенденции, может повыситься риск финансовых затруднений в будущих периодах.

Такая тенденция с точки зрения кредиторов снижает гарантии погашения предприятием своих обязательств.

Следовательно, необходимо принять соответствующие меры по стабилизации финансового состояния. Такими мерами могут быть увеличение собственных оборотных средств, например, путем увеличения величины уставного капитала, инвентаризация активов предприятия и другие мероприятия.

Рассмотренные показатели, характеризуют различные стороны хозяйственной деятельности предприятия. необходимо более детально проанализировать состояние и развитие хозяйственных связей на предприятии по закупке материальных ресурсов.

 

2.2. Анализ состояния и развития хозяйственных связей на предприятии

Все операции, происходящие в процессе закупки материальных ресурсов можно разделить на коммерческие и производственные. К коммерческим относятся:

1. организация хозяйственных связей.

2. изучение рынка сырья и материалов.

3. анализ поставщиков продукции.

Производственные операции включают:

1. доставку товаров от производителей к покупателям.

2. хранение.

3. управление товарными запасами.

4. упаковка.

5. расфасовка.

6. подсортировка и другое.

Организация хозяйственных связей не случайно поставлена на первое место среди коммерческих операций. С начала развития предприятие считает самым важным в своей деятельности установление надежных связей. Сегодня в условиях массовых неплатежей в России эта проблема достаточно актуальна. Хозяйственные связи между потребителями и поставщиками имеют важное значение для достижения наибольшего экономического эффекта при производстве, обращении, потреблении продукции.

На предприятии ООО «Карусель» организацией хозяйственных связей по закупке материальных ресурсов занимается отдел закупок, деятельность которого координируется генеральным директором.

Хозяйственные связи между партнерами считаются установленными при заключении договора (контракта). Однако, этому предшествует длительная работа отдела закупок ООО «Карусель» по различным направлениям.

Процесс принятия решения о закупках включает следующие направления:

— осознание проблемы;

— обобщение описания нужды;

— оценка характеристик товара;

— поиски поставщиков;

— запрашивание предложений;

— выбор поставщика;

— разработка процедуры выдачи заказа;

— оценка работы поставщика.

Процедура закупки начинается с момента осознания работником предприятия нужды, удовлетворить которую можно с помощью приобретения на стороне товара или услуги – это первый шаг на пути организации хозяйственных связей.

Осознание проблемы может быть следствием влияния как внешних, так и внутренних стимулов. Внутри ООО «Карусель» к осознанию проблемы чаще всего подводят следующие события:

— предприятие решает предложить новый ассортимент продукции и нуждается в необходимых продуктах;

— некоторые из закупленных материалов, продукции оказались неудовлетворительными по качеству и предприятие ищет другого поставщика;

— коммерческий агент, экспедитор знают о существовании возможности добиться более благоприятных цен или получение товара более высокого качества.

Внешними стимулами могут стать такие, как посещение специализированной выставки, встречи с рекламой того или иного вида продукции, сезонные распродажи и другое.

В современных условиях потребности в материальных ресурсах отдел закупок определяет на основе заказов производственного подразделения предприятия. осознав потребность, проверив заказы комплексной бригады с точки зрения соответствия заказанных продуктов техническим условиям и, кроме того, с учетом имеющихся материальных запасов, отдел закупок ООО «Карусель» приступает к определению общих характеристик необходимого товара, и его потребного количества. Общие характеристики продукции разработаны в ГОСТах и другой нормативной документации.

Соответствие качества закупаемой продукции установленным в стандартах требованиям определяет один из сотрудников отдела закупок ООО «Карусель» - товаровед-кладовщик.

На следующем этапе – оценке характеристик. Приводится функционально-стоимостной анализ, при этом сотрудники отдела закупок изучают следующие основные вопросы:

— приносит ли закупка товара какую-то дополнительную ценность?

— сопоставима ли стоимость товара с его полезностью?

— можно ли получить товар по более дешевой цене у другого надлежащего поставщика?

— покупает ли кто-нибудь искомый товар дешевле?

Проведением стоимостного анализа в отделе закупок занимается генеральный директор, который координирует деятельность отдела, совместно с экспедитором и коммерческим агентом.

Следующий этап – поиск поставщиков – наиболее приближен к окончательному закреплению деловых связей.

На данный момент коммерческий агент и экспедитор отдела закупок предприятия выявляют наиболее подходящих поставщиков, изучая торговые справки, рекомендации других фирм, посылая заявки непосредственно на предприятия.

Имеет место и такая схема: сотрудники отдела закупок испрашивают у поставщиков продукции информацию о имеющемся товаре, которая, как правило, отражена в прайс-листах поставщика (Приложение 1).

После изучения поступившей информации о товарах, руководство отдела закупок принимают окончательное решение о выборе того или иного поставщика.

Следует отметить, что в качестве основных критериев выбора поставщика отдел закупок ООО «Карусель» использует следующее:

1. качество.

2. цена продукции.

3. форма расчета.

Хотя в современных условиях коммерческая деятельность предприятия, в том числе и организация хозяйственных связей по закупке материальных ресурсов, должна строиться на принципах маркетинга, что предполагает тщательное изучение рынка сырья и материалов, правильный выбор поставщиков, деятельность отдела закупок ООО «Карусель» по установлению хозяйственных связей предприятия не отвечает этому условию в полной мере. О чем свидетельствует отсутствие четко отлаженной системы выбора поставщиков, рынок закупаемой продукции изучен не в полной мере, так как нет специалиста, занимающегося данными вопросами.

Основными поставщиками продукции на ООО «Карусель» являются производственные и торговые предприятия г. Хабаровска, а также частные предприниматели.

В коммерческой деятельности предприятие ООО «Карусель» применяет договоры поставки и договоры купли-продажи. Купля-продажа отличается от поставки тем, что во-первых, товары сдаются покупателю тотчас же по заключении договора, а в случае поставки – через определенный срок. Во-вторых, тем, что предметом купли-продажи является определенный товар, существующий и принадлежащий предприятию-продавцу в момент заключения договора, предметом же поставки может быть товар, определяемый в момент заключения договора только количеством и качеством, либо вообще еще не изготовленный.

Договор поставки определяется как договор, в соответствии с которым поставщик-продавец, осуществляющий коммерческую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок производимые или закупленные им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или иных целях, не связанных с личным, семейным и иным подобным использованием.

Анализ состояния хозяйственных связей на предприятии показал, что ООО «Карусель» наладило хозяйственные отношения с такими фирмами, как ОАО «Амур-пиво», ООО «Табак-Опт-.Сервис», ЗАО «Восток-регион», ООО»ДХ Трейд», «Дубль-М», ОАО «Ликеро-водочный завод «Хабаровский», ОАО «Тайга», ООО «Столица» и другими.

Между указанными фирмами и ООО «Карусель» были заключены договора поставки и договора купли-продажи (Приложение 2), которые выполняют следующие функции:

— закрепляет юридические отношения между партнерами;

— устанавливает порядок и способы выполнения обязательств;

— предусматривает способы защиты обеспечения обязательств.

Таким образом, ООО «Карусель» пользуется успехом местных поставщиков, поставки продукции по внешнеэкономическим связям отсутствуют.

В соответствии с рассмотренной в теоретическом разделе классификацией хозяйственных связей, хозяйственные связи ООО «Карусель» по территориальному признаку относятся к внутрирайонным.

Большое значение имеет продолжительность функционирования хозяйственных связей. Поскольку предприятие «Карусель» существует на Хабаровском рынке только год, оно не успело сформировать длительные хозяйственные связи.

Все поставки продукции осуществлялись по договорам, сроком на несколько месяцев. Следовательно, хозяйственные связи между ООО «Карусель» и конкретными поставщиками материальных ресурсов характеризуются как краткосрочные, до 1 года.

В 1998 г. потребность в продукции была обеспечена внешними источниками покрытия, то есть поступающие от поставщиков в соответствии с заключенными договорами.

В процессе анализа необходимо также проверить обеспеченность потребности завозе материальных ресурсов договорами на их поставку и фактическое их выполнение. Данные для анализа представлены в таблице 2. 3.

Таблица 2.3

Обеспечение потребности продукции договорами и фактическое их выполнение

Наименование продукции Плановая потребность,тыс. руб. Заключено договоров,тыс. руб. Обеспечение потребности договорами,% Поступило от поставщиков,тыс. руб. Выполнение договоров, %
           
1. Вино-водочные изделия 59,9 59,9   51,5 86,0

 

 

Продолжение таблицы 2.3.

           
2. Плодово-овощная 42,5 42,5   36,8 86,6
3. Кондитерские 37,8 37,8   27,0 71,4
4. Соки, воды 49,1 49,1   38,2 77,6
5. Мясные изделия 29,6 29,6   19,6 66,2
6. Консервы 17,3 17,3   11,3 65,3
7. Чай, кофе 25,2 25,2   18,4 73,0
8. Маслопродукты, морожение 20,5 20,5   14,7 71,7ё
9. Табачные изделия 28,4 28,4   22,8 80,3
10. Прочие изделия 4,7 4,7   4,7 100,0
Итого 315,0 315,0   245,0 77,8

 

Из таблицы 2.3 видно, что план потребности в продукции полностью был обеспечен договорами на поставку. Коэффициент обеспеченности по плану составил:

Коб пл = 315,0 / 315,0 = 1,0

Фактически план поставки продукции недовыполнен в отчетном году не 22,2 %; коэффициент обеспеченности составил:

Коб ф = 245, 0 / 315, 0 = 0,78

Это означает, что общая потребность в продукции удовлетворяется только на 77,8 %.

Хотя это движение и не является достаточно точным, так как предприятие определяет примерную потребность в продукции. Недовыполнение договоров на 22,2 % обусловлено следующими причинами:

— снижением реальной потребности в продукции;

— отсутствие свободных денежных средств на закупку товаров по причине недостаточного финансового положения фирмы.

В 1998 г. поставку по договорам осуществляли 12 поставщиков. Как уже отмечалось, в отчетном периоде предприятие работало с местными предприятиями, занимающимися производством и посреднической деятельностью.

Как показывают данные таблицы 2.4, основными поставщиками вино-водочных, безалкогольных напитков, плодово-овощных изделий являются предприятия производители (ОАО «Ликероводочный завод «Хабаровский», ОАО «Тайга», ГСП «Гаровское» и др.).

Таблица 2. 4

Информация о поставщиках продукции

Наименование поставщика Поставка, тыс. руб. Уд. вес поставщика, %
1. ОАО «Амур-пиво» 34,5 14,1
2. ОАО «Тайга» 30,3 12,4
3. ОАО «Ликеро-водочный завод «Хабаровский» 44,7 18,2
4. ООО «Столица» 4,4 1,8
5. ООО «Табак-Опт-Сервис» 17,4 7,1
6. ОАО «ПРОДАСС» 19,6 8,0
7. ЗАО «Восток-Регион» 7,0 2,9
8. ООО «ДХ Трейд» 10,7 4,4
9. «Дубль-М» 9,5 3,9
10. ИП Михайлова А.М. 10,6 4,3
11. ГСП «Гаровское» 36,8 15,0
12. ТД «Манхеттен» 19,5 7,9
Итого 245,0 100,0

В таблице 2.5 представлена информация о поставщиках и поставляемой ими продукции в совокупности.

Таблица 2.5

Свод данных о поставщиках и поставляемой продукции за 1998 год

  оао «ли-керо-водоч-ный завод «хаба-ров-ский» гсп «гаро-вское» оао «амур-пиво» оао «тайга» тд «ман-хеттен» ооо «табак-опт-сер-вис» оао «про-дасс» ооо «дх трейд» ип михай-лова а.м. «дубль-м» зао «вос-ток-ре-гион» О О о «с Т о-л И Ц а» И Т о-г о  
1. Ви- но-водоч-ные изде- лия 44,7 - - 10,5 - - - - - - - - 51,5
2. Плодово-овощная - 36,8 - - - - - - - - - - 36,8
3. Конди-терские - - - - 10,5 - 4,0 5,8 5,3 - 1,4 - 27,0
4. Соки, воды 3,7 - 34,5 - - - - - - - - - 38,2
5. Мясные изделия - - - - - - 15,2 - - - 4,3 - 19,6
6. Кон- сервы - - - 6,0 - - - - 5,3 - - - 11,3
7. Масло-про-дукты, моро-женое - - - - - - - 3,9 - 9,5 1,3 - 14,7
8. Чай, кофе - - - 9,0 9,0 - 0,4 - - - - - 18,4
9. Таба- Чные изделия - - - - - 17,4 - 1,0 - - - 4,4 22,8
10. Прочая про-дукция - - - 4,7 - - - - - - - - 4,7
Итого 44,7 36,8 34,5 30,3 19,5 17,4 19,6 10,7 10,6 9,5 7,0 4,4 245,0

 

По данному графику (рис. 2.3) видно, что поставку вино-водочной продукции производят ОАО «Ликеро-водочный завод «Хабаровский», ОАО «Тайга». При этом основным поставщиком вино-водочных изделий является ОАО «Ликеро-водочный завод «Хабаровский», доля которого в общем объеме поставок составил 44,7 %.

 

Крупным поставщиком является ГСП «Гаровское», поставляемое плодово-овощную продукцию.

В 1998 г. на долю этого поставщика приходилось 15,0 % в общем объеме поставок продукции на сумму 36,8 тыс. руб.

Представляет интерес анализ ритмичности поставок. Для оценки ритмичности поставок используется коэффициент ритмичности, формализованный расчет которого представлен ниже:

 

Σ(Пплi – Пнi)

Кр = _____ (2. 1)

ΣПплi

 

где Кр – коэффициент ритмичности;

Пплi – плановый объем закупок продукции за i-е периоды;

Пнi – недовыполнение плана по договорам поставки в i-е периоде.

 

Таблица 2.6.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: