Обязательное к прочтению




«Краткое повествование о том, как играть и выигрывать».

Если вы сейчас читаете этот текст, то, скорее всего, вы имеете отношение к школьной команде по интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?» (далее - ЧГК). Зачем вам читать этот текст далее? Ответ прост: чтобы хотя бы в сжатом формате, но познакомиться с тонкостями игрового процесса, ролями внутри команды и, конечно же, немного структурировать всю ту информацию, которая вертится в вашей голове по поводу игры в целом.

Начнем с того, что ЧГК – это игра командная, а следовательно, именно команде в целом и стоит уделить большое внимание. Очень важно, чтобы игровые цели отдельно взятых игроков совпадали. Приходится признать, что командам, в которых часть игроков настроена на победу и играет, делает все ради этого, а часть игроков приходит посидеть «по фану», как правило, не удается претендовать на высокие места в турнирах, а в дальнейшем это грозит и развалом команды, как таковой.

Не менее важно, хоть это может показаться сперва и странным, физическая форма команды. Да-да, вам не на олимпиаду по спортивной гимнастике ехать, но все же… Как показывает практика, людям выспавшимся, отдохнувшим, имеющим неплохую физическую форму куда проще играть весь турнир в хорошем темпе, а не расползаться по стулу после 15-го вопроса. Также не стоит забывать о том, что не стоит плотно наедаться перед игрой, но и не надо приходить в состоянии человека, который сидит на диете из огурцов и воды. Ваш мозг должен работать над информацией из вопроса и поиском решения, а не над тем, как бы ему пережить переваривание той самой «может еще всего одной четвертой ножки курочки» или «о, как же этот лист бумаги похож на лаваш».

 

Далее перейдем к рассмотрению рассадки за игровым столом.

На данном рисунке представлена схема расположения стандартной команды (6 человек) за игровым столом. Синие стрелки показывают линии коммуникаций, возникающие в ходе обсуждения вопроса. Игрокам, находящимся у противоположных концов стрелок, легче слышать и слушать друг друга, нежели соседей слева или же справа от себя. Так же важно, чтобы так называемый «центр стола», как ни странно, находился, вы не поверите, но в центре игрового стола, то есть в месте пересечения всех стрелок. Достигается это путем такой рассадки игроков, при которой те, кто говорит громко, не садятся с одной стороны стола рядом друг с другом, иначе противоположная часть команды при таком раскладе рискует выпасть из общего обсуждения. То есть чередование условно громких и условно тихих игроков является достаточным условием звукового равновесия стола.

Обязательно в команде должен быть игрок, записывающий текст вопроса. Да весь. Прям вот целиком. Конечно, можно опускать какие-либо союзы и не значащие части предложений, но в целом должна быть возможность восстановить исходный текст вопроса хотя бы по сокращенным словам. Это может быть крайне важно, если будет вопрос о том, какое слово(а)/буква(ы) пропущено или заменено. Так же очень нужен отдельный игрок, который будет торжественно посвящен в формодержатели всея команды. То есть станет тем человеком, который ну уж точно не упустит вопросительную форму. И при записи ответа не возникнет вопрос, а что же точно надо было отвечать: автора, произведение или как звали жену автора?

Пробежимся теперь вкратце по игровым ролям внутри команды:

- Аналитик. Это крайне ответственно и важно. По сути это игрок, который может так мудро и кратко пересказать вопрос, что вот прям вся команда сразу даст ответ. Ну, это в идеале, конечно. На деле этот игрок должен постараться разглядеть основную мысль автора вопроса, как и по какому поводу ему (автору) удалось закрутить вопрос и с какого конца начать этот вопрос раскручивать.

- Версионник. Игрок, который просто сыплет версиями во все стороны и по любому поводу. И соответственно дает шанс команде избежать повторений. Тот, кто в состоянии, например, по запросу «озвучь, пожалуйста, известных русских мореплавателей», выпалить Крузенштерна, Дежнева, Никитина, Беллинсгаузена. А далее уже команда решит, кто лучше подходит под реалии вопроса.

- Выборщик. Замечательный игрок, который на шоу «Интуиция» выиграл бы и без подсказок. Этому игроку должно быть свойственно умение где-то на подсознательном уровне уметь выбирать, что в вопросе про желтый фрукт надо ответить именно банан, а не лимон. Бывают ситуации на игре, когда из двух-трех версий не удается выделить основную, и вот тогда этот самый прекрасный выборщик сумеет записать верную версию на бланк для ответа.

- Координатор. Можете называть его хоть дирижером, лишь бы он выполнял свою функцию. Этот игрок должен уметь направлять команду в ту или иную сторону поиска ответа, вовремя оценивать ситуацию и отказываться от бесперспективного пути решения вопроса или версии. Так же этот человек может как-то собрать внимание всех на себе и донести в сжатые сроки свою мысль о том, что лучше делать и куда идти.

Безусловно, ряд игроков может выполнять более одной роли, но все же неплохо было бы, чтобы игроки не пытались брать на себя все роли сразу и не лезли все руководить процессом. Следует отметить, что не стоит бояться тишины за столом (конечно, если вы не сидите уже 30 секунд в абсолютном молчании, смиренно глядя в свои листочки в ожидании, что хоть кто-то откроет рот и начнет издавать звуки, похожие на членораздельную речь). Не бойтесь действовать в такой ситуации и брать на себя инициативу. Задавайте друг другу уточняющие вопросы, ведите диалог, объясняйте, почему не подходит та или иная озвученная версия или почему она, наоборот, подходит.

Ни в коем случае не расстраивайтесь из-за невзятого вопроса. Весь анализ своей игры проводите в перерывах между турами, а лучше вообще после игры. Поддерживайте друг друга! Это так важно для многих игроков. Чувства единения с командой и одобрения с их стороны могут активизировать игрока, поднять его моральный дух, настроить его на помощь команде, и он не будет грустненько сидеть и бояться еще раз ошибиться. Не вините в неудаче капитана или выборщика (которые вполне могут оказаться одним и тем же человеком). Вся команда несет ответственность за ошибки или неудачи команды.

Не бойтесь озвучивать те мысли, что появились у вас в голове, даже если они кажутся глупыми или не совсем относящимися к вопросу. Зачастую мозг еще до того, как вы сами это поняли, нащупывает нужный или наводящий ответ.

Тренируйтесь, пишите вопросы. Это вот прям очень помогает понять, а как сами авторы видели свой вопрос, когда где-то встретили интересный факт. Написание вопросов также позволяет усвоить море новой информации и развить в себе легкое чувство причастности не только к игровому процессу, созданному кем-то, но и в возможности дать поиграть на своих вопросах другим игрокам.

В общем и целом, положитесь друг на друга, тренируйтесь, рассказывайте смешные анекдоты в перерывах между вопросами, угощайте друг друга и выигрывайте!

 

Бесценным игровым опытом с вами делилась я –Екатерина Гришина, капитан команды «Пьеса Горького»

(рост 169 см, люблю мороженное, не смотрела «Звездные войны»,

игровой стаж – 4 года).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: