Особенность эластичности предложения.




Вопрос.

Спрос – платежеспособная потребность потребителей в данном товаре при данной цене.

 

Кривая спроса показывает, какое количество экономического блага готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент времени. Она имеет отрицательный наклон.

 

Закон спроса:

Между уровнем цены (P) и величиной

спроса на товар (Qд) существует обратная зависимость,

так как при прочих равных

условиях по низким ценам товаров купят

больше, чем по высоким.

 

Если цена соответствует значению Р1, то объем спроса будет на уровне Q1, если цена вырастет до P2, то объем спроса упадет до Q2, потому что покупательная способность людей будет снижаться.

Цена спроса (Pд) – максимальная цена, которую покупатели готовы заплатить за определенное количество товара.

 

Функция спроса – функция, определяющая спрос в зависимости от влияющих на нее различных факторов (детерминантов).

 

В общем виде функция спроса выглядит:

Qд=f(Pд)

Линейная функция (ку от дэ) выглядит:

Qд=a-b*P, где: а – неценовые факторы спроса (детерминанты)

b – коэффициент эластичности спроса

 

Кроме ценового фактора, влияющего на величину спроса, существуют неценовые факторы.

Неценовые факторы спроса:

уровень дохода потребителя (I)

полезность блага (U)

вкусы потребителя (Z)

ожидания потребителя (W)

цена на товары субституты (Psub)

цена на товары комплиментарные (Pcom)

число покупателей на рынке (N)

и т.д.

 

в общем виде функциональная зависимость величины спроса от цены и неценовых факторов

Q = f(Pд, I, Pcom, Psub, W, Z, N)

 

Неценовые факторы способствуют сдвигу кривой спроса вправо, что означает увеличение спроса, или влево (сокращение спроса).

 

Рост цен на товар, который является субститутом данного товара, повышает спрос на товар.

Пример: Рост цен на чай может переключать часть спроса на кофе → если 2 товара взаимозаменяемые, то между ценой на 1 из них и спросом на другой существует прямая зависимость.

 

Рост цен на комплиментарные товары, наоборот, сокращают спрос.

Пример: рост цен на стол приведет к падению спроса на стулья → если два товара взаимодополняемые, то между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная зависимость.

Вопрос.

Предложение – количество товаров, которые производители готовы представить к продаже при данной цене.

 

Кривая предложения показывает, какое количество экономических благ готовы произвести производители по разным ценам в данный момент времени.

 

Закон предложения:

При высоких ценах товаров предоставляется больше, чем при низких. Т.е. величина предложения находится в прямой зависимости от уровня цен.

 

Цена предложения (Ps) показывает минимальную цену за данное количество товаров, на которое продавец готов согласиться.

 

Qs=f(Ps) (функциональная зависимость)

Qs= -m+n*Ps (Линейное уравнение)

m – неценовые факторы предложения

n – коэффициент эластичности предложения.

 

Главный неценовой фактор, воздействующий на величину предложения = цена на факторы производства (ресурсы). PF

 

К другим относятся:

Характер применяемой технологии (K)

Размер налогов (T)

Субсидии (H)

Количество производителей (N)

и др.

 

Qs = f(Ps, PF, K, T, H, N)

 

Аналогично неценовые факторы предложения сдвигают кривую предложения вправо (увеличение) или влево (сокращение).

 

 

Вопрос.

В условиях рынка конкуренция способствует оптимизации цены спроса и цены предложения, что приводит к равенству объемов спроса и предложения.

Рыночное равновесие называется устойчивым, если при отклонении от равновесного состояния, в действие вступают рыночные силы, восстанавливающие его.

В противном случае равновесие неустойчиво.

 

В графической модели рынка экономическое равновесие достигается в точке пересечения кривых D и спроса и предложения. Точка пересечения (точка Е) показывает равновесную цену и равновесный объем спроса и предложения

Qд(Pд) = Qs(Ps)

 

В В В точке Е объем предложения равен объему спроса, благодаря чему установится цена равновесия (PE), одинаково устраивающая как покупателей, так и продавцов.

 

Если цена снизится до P1 (ниже равновесия), предложение сократится до величины Q1, а спрос увеличится до Q2. Мы видим, что спрос превышает предложение, что приводит к дефициту на рынке→ AB – величина дефицита.

Если цена повысится до величины P2. При высокой цене спрос снизится до Q1, а предложение увеличится до величины Q2. Теперь предложение превышает спрос, что приводит к избытку на рынке. KN – величина избытка..

 

При более высокой цене (P2) возник избыток, равный отрезку KN и наоборот. В случае снижения цены до P1 возникает дефицит товаров.

 

По поводу того, что вслед за этим произойдет, существуют две версии: Вальраса и Маршалла.

 

Согласно Вальрасу, при избытке товаров возникает конкуренция между продавцами (производителями). Для привлечения покупателей они начнут снижать цену.

По мере снижения цены объем спроса будет расти, а объем предложения - сокращаться до тех пор, пока не восстановится исходное равновесие.

В случае снижения цены ниже равновесия спрос будет превышать предложение. Между покупателями начнется конкуренция за товар. Они станут предлагать продавцам более высокие цены, что позволит увеличить предложение.

Так будет продолжаться до возвращения цены в равновесие. Следовательно по Вальрасу комбинация PЕЕQЕ представляет собой устойчивое рыночное равновесие.

Главное в его подходе – разница в объемах спроса и предложения (Q2-QE).

 

 

Главное в подходе Маршалла – разность цен (Р12).

Если цена возросла до P2, то объем спроса сокращается до Q1. такое количество продукции фирмы согласны уже предложить по цене P1. Поскольку цена спроса превышает цену предложения, фирмы получают прибыль, что стимулирует расширение производства и рост предложения, тогда цена будет снижаться

Когда объем предложения достигнет величины QE, тогда цена спроса сравняется с ценой предложения, прибыль исчезнет и объем предложения стабилизируется.

 

Если цена будет снижаться, цена спроса окажется ниже цены предложения. В такой ситуации фирмы несут убытки, что приведет к сокращению производства → цены начнут постепенно начнут повышаться до равновесного безубыточного объема.

Цена снизилась, потребители согласны покупать товар, а фирмы не согласны предлагать товар по таким низким ценам и уменьшат свое предложение, и постепенно из-за отсутствия предложения цены начнут возвращаться к своему равновесному значению.

 

Таким образом, Маршалл исходит из того, что производители реагируют на разность цены спроса и предложения.

Чем больше этот разрыв, тем больше стимулов для роста предложения.

Короткий период лучше характеризуется моделью Вальраса. Длительный – моделью Маршалла.

 

 

Вопрос.

 

Эластичность – возможная реакция со стороны экономических агентов (домашних хозяйств и фирм) на изменение цены, дохода и других факторов.

 

Эластичность спроса по цене – реакция потребителей на изменение цены (=ценовая эластичность спроса).

 

Возможно 5 вариантов ценовой эластичности спроса.

1 – цена продукта не изменяется, несмотря на изменение спроса. Абсолютно эластичный спрос.

Коэффициент эластичности: |Eдp| = ∞

 

2слабое изменение цены вызывает сильное изменение спроса. Эластичный спрос.

Коэффициент эластичности: |Eдp|>1

 

3 – слабое (сильное) изменение цены вызывает такое же слабое (сильное) изменение спроса. Спрос единичной эластичности.

Коэффициент эластичности: |Eдp|=1.

 

4сильное изменение цены вызывает слабое изменение цены спроса. Неэластичный спрос.

Коэффициент эластичности: |Eдp|<1.

 

5 – изменение цены не оказывает никакого влияния на объем спроса. Абсолютно неэластичный спрос.

Коэффициент эластичности: |Eдp|=0.

 

 

Существует несколько методов вычисления Коэффициента эластичности.

∆Рд Рд
∆Qд Qд
1) Точечный. Данный показатель применяется к определенной точке, находящейся на кривой спроса.

Формула: |Eдp|=:

 

Где ∆Qд – изменение количества спрашиваемой продукции,

Qд – первоначальное количество спрашиваемой продукции

∆Pд – измененная цена спроса

Pд – первоначальная цена спроса.

 

2) Дуговой. Показатель дуговой эластичности отображает среднюю величину эластичности для определенного отрезка кривой спроса.

 
 
P2-P1 ____________________ (P1+P2)/2


Q2-Q1 (Q1+Q2)/2
|Eдp|=:

 

 

Q1 и Р1 – начальные значения объема спроса и цены

Q2 и Р2 – конечные значения объема спроса и цены.

 

∆Q% ∆Р%
3) в процентном отношении.

 

|Eдp| =

 

 

На кривую спроса влияет не только цена, но и неценовые факторы. Рассмотрим реакцию кривой спроса относительно изменения дохода, которое имеет название Эластичность спроса по доходу.

Существует так же три метода расчета данной эластичности.

       
 
∆Qд Qд
 
∆I I


1) Точечный EдI =:

 

I2-I1 (I1+I2)/2
Q2-Q1 (Q1+Q2)/2
2) Дуговой EдI =:

 

 
 
∆Q% ∆I%


3) Процентный EдI =

 

 

Если EдI < 0, то увеличение дохода приведет к падению спроса, что типично для низкокачественного товара.

 

Если 0< EдI < 1, то спрос растет медленнее дохода, что характерно для благ первой необходимости (нормальных благ).

 

Если EдI >1, то спрос на блага опережает рост дохода, что типично для благ высококачественных (благ длительного пользования/промышленных благ).

 

Чтобы определить соотносимость благ по отношению друг к другу, вычисляют перекрестную эластичность.

 

∆Рy Рy
∆Qдхх
Перекрестная эластичность – эластичность спроса на одно блага относительно цен на другое благо.

 

1) Точечный Eдx,y =:

 

P2y-P1y (P1x+P2x)/2
Q2x-Q1x (Q1x+Q2x)/2
2) Дуговой Eдx,y =:

 

 
 
∆Qx% ∆Py%


3) Процентный Eдx,y =

 

 

Если Eдx,y>0 - блага-субституты

Если Eдx,y <0– комплиментарные блага.

 

 

Пятый вопрос. Понятие эластичности предложения.

Коэффициент эластичности предложения по цене – степень количественного измерения величины предложения при изменении цены на 1%

 

Существует пять реакций поведения фирмы на изменение цен.

 

1 – Любое количество продукта предлагается по фиксированной цене. Абсолютно эластичное предложение.

Коэффициент эластичности: |Esp| = ∞

 

2слабое изменение цены вызывает сильное изменение предложения. Эластичное предложение.

Коэффициент эластичности: |Esp|>1

 

3 – слабое (сильное) изменение цены вызывает такое же слабое (сильное) изменение предложения. Предложение единичной эластичности.

Коэффициент эластичности: |Esp|=1.

 

4сильное изменение цены вызывает слабое изменение предложения. Неэластичное предложение.

Коэффициент эластичности: |Esp|<1.

 

5 – изменение цены не оказывает никакого влияния на объем предложения. Абсолютно неэластичное предложение.

Коэффициент эластичности: |Esp|=0.

 

Esp можно измерить так же тремя методами:

 

       
 
∆Qs Qs
 
∆Ps Ps


1) Точечный |Esp| =:

 

P2-P1 (P1+P2)/2
Q2-Q1 (Q1+Q2)/2
2) Дуговой |Esp| =:

 

 
 
∆Qs% ∆Ps%


3) Процентный |Esp| =

 

 

Особенность эластичности предложения.

В условиях кратчайшего рыночного периода предложение совершенно неэластично. В условиях короткого периода оно эластично, так как фирма имеет возможности привлечь дополнительные ресурсы, а значит, увеличить предложение в соответствии со спросом. В условиях длительного периода предложение почти совершенно эластично.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: