Народная художественная культура как воплощение «архетипов коллективного бессознательного» (К.Г.Юнг).




 

Возможность толкования НХК как воплощения «архетипов коллективного бессознательного» связана с интерпретацией НХК в свете одной из ключевых идей швейцарского психиатра, основоположника аналитической психологии Карла Гу́става Юнга (1875-1961). Задачей аналитической психологии Юнг считал толкование архетипических образов, возникающих у пациентов. Юнг развил учение о коллективном бессознательном, в образах (архетипах) которого видел источник общечеловеческой символики, в том числе мифов и сновидений. Идеи Юнга широко востребованы на Западе, а также – в постсоветской России.

Идею о «коллективном бессознательном» Юнг развивал в нескольких своих работах, в частности, в «Психологии бессознательного» ((«О психологии бессознательного». Очерки по аналитический психологии. — Мн.: Харвест, 2003 C. 103-114, 240-244, 246-249. https://www.psychology.ru/library/00026.shtml. Суть ее в следующем

Юнг пишет: «В каждом отдельном человеке помимо личных воспоминаний есть великие "изначальные" образы, т. е. унаследованные возможности человеческого представления в том его виде, каким оно было издавна. Факт в том, что известные сказочные образы и мотивы повторяются на всей Земле в одинаковых формах. Он объясняет далее, как, например, наши душевнобольные оказываются в состоянии репродуцировать точно такие же образы и взаимосвязи, которые нам известны из старинных текстов. Некоторые примеры такого рода я дал в моей книге "Трансформации и символы либидо" (Новое издание: Symbole der Wandlung, 1952. Ges. Werke, Bd. 5. ср. также Uber den Begriff des kolektiven Unbewu(ten, 1936 Ges. Wегkе, Bd. 9.). Я тем самым отнюдь не утверждаю, что по наследству передаются представления, по наследству передается лишь возможность представления, а это большая разница».

Эти образы и мотивы я назвал архетипами (а также "доминантами"

Мы должны различать личное бессознательное и не- или сверхличное бессознательное. Последнее мы обозначаем также как коллективное бессознательное. Личное бессознательное содержит утраченные воспоминания, вытесненные (намеренно забытые) тягостные представления, так называемые подпороговые (сублиминальные) восприятия, которые были недостаточно – сильны для того, чтобы их помнить.

Изначальные образы – это наиболее древние и наиболее всеобщие формы представления человечества. Они в равной мере представляют собой как чувство, – так и мысль; они даже имеют нечто подобное собственной, самостоятельной жизни, вроде жизни частичных душ. Представление об ангелах, архангелах, "тронах и господствах" у Павла, архонтах у гностиков, небесной иерархии у Дионисия Ареопагита и т. д. происходит из восприятия относительной самостоятельности архетипов».

Идеи-образы коллективного бессознательно испокон веков запечатлены в человеческом мозгу. Поэтому они в готовом виде заложены в бессознательном каждого.

Со всех сторон нас окружает иррациональное, не согласующееся с разумом. И это иррациональное также есть психологическая функция, именно коллективное бессознательное, тогда как разум по существу связан с сознанием.

Процессы, происходящие в коллективном бессознательном, касаются, однако, не только более или менее личностных отношений индивидуума к его семье или более широкой социальной группе, но и отношений к обществу – человеческому обществу вообще.

К фундаментальным образам-символам культуры, или, по терминологии Юнга, образам «коллективного бессознательного» принадлежат образы-символы Матери, Отца, Земли, Огня, Солнца (света), Тьмы и др. Если говорить об образе Земли, то он особенно значим для древних земледельческих культур, в том числе для славянской и древнерусской культур. Вот что об этом пишет известный отечественный исследователь А. Л. (Андрей Львович) Топорков.

 

 

11. В последние полтора десятка лет оказались актуализированными и постоянно востребоваемыми книги Г. Д. Гачева, посвященные национальным образам мира.

Уже первая из них – «Национальные образы мира» возбудила общественное мнение: слишком много в ней было необычного – форма, стиль, идеи. Их обсуждение потребовало от автора объяснения не только своих мировоззренческих установок, проблемного поля своих представлений о национальных образах мира, но и того метода изложения, которым он пользовался.

В основание своих представлений о национальных образах мира ученый положил несколько принципиальных положений:

 

1. Существует некое Целое т.е. единичная мировая цивилизация, единый исторический процесс существования человечества. Оно проявляет себя через «национальные образы мира», каждый из которых суть уникальное проявление этого бытия.

 

2. Национальный образ мира, национальная целостность определяется через Космо–Психо–Логос, как своеобразное единство взаимодополняющих друг друга национальной природы, склада психики и мышления.

3. Природа – первична, она – главное, что «питает и расширенно воспроизводит национальную целостность», в ней «совершается история данного народа. Но если Природу понимать так, как ее толкует народ и фольклор, и поэзия, тогда она – Великая Матерь(я) и, как мать-кормилица и заботница, излучает душу-Психею, ее явления сочатся смыслом.

4. История – это приход народа к тождеству с природой своего обитания, «принаравливание» к ней.

Национальный мир проявляет себя в истории разнонаправленно: из земли и из неба, из прошлого своего и спереди (как цель – призвание, идеалы). Его можно понять через предметы национального быта его смысла таятся и в духовной жизни народа.

 

5. Культура – «это совершенство в своем роде… Жизнь долгой работой естественного отбора создает высокую культуру животных и растений, идеально прилаженных к данному космосу. Культура есть прилаженность – человека, народа, всего натворенного ими. Культура раскрывается в творчестве народа приспосабливающего к своей жизни природу. О последнем Гачев размышляет следующим образом: «В качестве гипотезы возникло предположение, что у каждого народа, культурной целостности, есть свой склад мышления, который и предопределяет картину мира, что здесь строится, и сообразуясь с которою и развивается история, и ведет себя человек, и слагает мысли в ряд, который для него доказателен, а для другого народа – нет»

 

Эти основные положения (понятия), характеризующие «национальный образ мира

Соответственно и о Единой материальной Вселенной (Космос) или Духа (Логос) у каждого народа складывается свой образ.

 

Заслуга Гачева - он все время повторяет, что для познания «национального образа мира» необходима своя методика, метаязык, который позволит расшифровать космо – психо – логос народа.

размышления о гнесиологии

1. Язык, позволяющий прочитать и расшифровать составляющие национальной культуры каждого народа – это древний натурфилософский язык четырех стихий: земли, воды, воздуха и огня. Понимаемые символически они являют как бы «морфологию» языка, а его «синтаксисом» будет эрос (как «любовь – вражда»). Их возможности в образовании метафорического поля культуры огромны, что сам Гачев на образах различных культур успешно доказывает.

 

2. При логико-научном познании национальных культур обязательно присутствие субъективного вмешательства. «Как в экспериментальной науке надо учитывать прибор, его устройство и возможные помехи, так и в теоретическом мышлении, где «прибором» является вот этот живой человек с особой траекторией жизни и складом души и характером, – субъект должен быть внесен и учтено его присутствие в объекте исследования.

3. Осмысливая национальные образы культуры при отсутствии прямых сведений может быть применено воображение и угадывание. Создавая своеобразный «образ об образах» при помощи «Эроса угадывания», мы не зная много, по некоторым известным деталям проникаем в суть и реконструируем, как палеонтолог по одной челюстной кости весь скелет.

 

Г. Гачев – первооткрыватель такого познания культуры. Его образы так представляемой национальной культуры всегда неожиданны, увлекательны, эвристичны.

Национальный образ мира России Гачев определяет рядом положений:

 

1. В русском Космосе три главных агента Истории: Россия – мать – сыра земля, а на ней работают два мужика Народ и Государство-Кесарь. Народ (мал да удал) покрывает Россию по горизонтали. Он бегл, плохо укоренен. По Гачеву он – «светер», т.е. Свет + Ветер. Для него необходимо жесткое начало власти, формы, порядка. Их он получил с Запада. Народ – воля, а Государь (и государство) – закон.

 

2. Логос – тоже двояк. Он имеет два субъекта, мужских начала. Как и кесарево начало власти, Логос – рассудок у нас не вырабатывались, а пришли с Запада в виде догматической недвижимой формы тезисов. Его закон – послушание науке, логике и идеологии по формуле «так надо».

3. По составу стихий Россия – мать сыра-земля, т.е. «водо-земля». Она – бесконечный простор, и поэтому для нее Пространство важнее Времени. Поэтому по составу стихий ее должен восполнить «воздух» и «огонь», ее аморфность должна быть восполнена формой (пределами, границей), а в Пространстве должно «врубиться» Время и заработать ритм Истории.

 

Эти историософские «скрепы» своеобразно преломлены в русской культуре, в своеобразии русского дома, национальной еды, одежды, музыки русского народа, его танцев, игр, праздников, образования и воспитания, русского Эроса, т.е. всего того, что называется культурой и философией быта. Не менее своеобразны его язык, художественная литература и мысль, отражающие эту национальную русскую жизнь и быт. Океан русской национальной культуры безбрежны. Г. Гачев в своих книгах дал ориентиры его освоения и уверенность, что впереди исследователей ждет немало открытий.

 

 

12. «Народная художественная культура». Народная – созданная народом и живущая в народе, существующая, функционирующая в рамках народной культуры. Хотя под народом могут пониматься все жители страны, государства («советский народ», «народ России», «американский народ»), в словосочетаниях «народная художественная культура» или «народная культура» народ понимается как «простой народ», низшие социальные слои общества. В России – прежде всего крестьяне. Этот смысл слова, восходящий к идеям славянофилов XIX века и реалиям отечественной культуры того времени, сохранился в «памяти русского языка» и продолжает доминировать в современных учебных и научных публикациях.

«Художественная» - понятие из арсенала эстетики и искусствознания. Оно означает «относящееся к искусству». В народной культуре вычленяется то, что имеет аналог в искусстве профессиональной, «ученой» (письменной) традиции: формы словесного творчества, архитектуру, музыку и танец, художественное ремесло («прикладное искусство») и т. п. Хотя при этом говорится, что народная культура синкретична, т. е. представляет собой неразделимое единство всех форм жизни традиционного общества. А это значит, что «художественной» является вся народная культура в целом и слово «искусство» должно пониматься в первом (по порядку значений в «Толковых словарях») и самом широком смысле слова: как высокое мастерство, позволяющее создавать совершенные культурные формы: как предметы, вещи, так и «сценарии» поведения, мифологические системы и проч.

«Культура» Существует множество определений культуры. Но суть многих из них сводится к тому, что культура есть бинарная оппозиция, противоположность натуре (природе), не тронутой, не измененной человеком. Культура – «вторая природа». Культура - то, что создано человеком, в том числе то в человеке, что меняет, трансформирует с момента рождения природное, биологическое начало человека и надстраивает над этим окультуренным биологическим фундаментом сверхприродную, прежде всего – духовную надстройку. В словосочетании «народная художественная культура» смысл слова «культура» конкретизируется как то, что создано народом и представляет – по современным критериям – художественную ценность.

Мифоритуал

Древней религией славян, их мировосприятием было язычество, которое охватывало сферу духовной и производственной культуры. Славянское язычество содержало в себе аниматические верования (т.е. убеждённость, что всё в природе живое: камень, вода, огонь, дерево и т.д.); анимические (представление о душе), сочетающиеся с воззрениями о её метемпсихозе (способность переходить в другую плоть) и о способностях сверхъестественных персонажей, которые после обращения славян в христианство получили название «нечистой силы», превращаться в различных животных.

Христианство частично уничтожило свободную структуру язычества, поставило его в иные условия и подчинило своей более высокой иерархии ценностей. Славянская мифология как система мифологических представлений о мире составляет содержательную основу большинства жанров и видов обрядовой практики народной культуры.

Ритуал (от латинского ritus - религиозный обряд) – это вид обряда, строго упорядоченная и регулярно повторяющаяся важная общественная церемония. По своему содержанию ритуал есть превращение, прыжок от хаоса к порядку. Поэтому в ритуале обычно присутствуют две реальности: До и После скачка, а между ними - жертвоприношение. Смысл жертвы определяется так: если это обряд инициации, переводящий подростка в ранг взрослого, то смерть может быть символизирована уводом в лес - с возвращением в новом качестве; если бракосочетание, то - пересечением водной преграды, символически отделяющей навсегда прошлую жизнь от наступающей.

Совершая ритуал, первобытные люди «колдовали». Например, они верили, что если рассыпать блестящие камешки, произнести заклинания и исполнить особый танец, то обязательно пойдет дождь. Люди также верили, что существует связь между животным и его изображением. Суть охотничьего ритуала: если нарисовать зверя и пронзить его копьем, то он окажется заколдованным и даст себя убить на охоте.

Мифы (от греческого mythos – сказания) – это древние народные сказания о богах, легендарных героях, демонах, духах, о явлениях природы, об устройстве и истории мира.

Мифом была пронизана вся жизнь первобытного человека. Древние люди считали, что существует неразрывная связь между человеком и природой: на человека переносились черты животных и растений, а природа очеловечивалась. Миф является наиболее ранним видом фольклора (народного творчества), он дал начало сказке и героическому эпосу.

Существует несколько циклов мифов:

антропогонистические – мифы о происхождении человека и человеческого общества (первые мифы считали предком человека какого-либо животного, их даже называли тотемическими);
космогонические – мифы о происхождении Мира и Вселенной (например, египетский бог Хнум лепит мир на гончарном круге, индийский миф рассказывает о сотворении мира из частей тела космического великана Пуруши);
мифы о культурных героях – рассказы о происхождении и введении тех или иных культурных благ (так, Ворон в мифах народов Камчатки и Чукотки учит людей говорить, добывать мясо, делать лодки и рыбацкие сети, создает для людей священный инструмент для добывания огня);
эсхатологические – мифы, предрекающие «конец света», как правило, через потоп.

Миф и ритуал образовывали сложное единство: они объясняли и дополняли друг друга. Это были два способа говорить об одном и том же. Ритуал - инсценировка мифа, а миф - описание, рассказывание ритуала.

До сих пор миф продолжает существовать:
• в религиозном восприятии мира;
• в наших обыденных представлениях о реальности;
• в современных идеологиях, проектах переустройства мира.

Так, несколько столетий назад родился миф о превосходстве белой расы, в XX в. он стал важнейшим элементом фашистской идеологии с ее идеей о превосходстве арийской расы. Этот миф о лучшей крови, о высшей расе не умер и в XXI в.: он находит благодатную почву в среде неофашистов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: