ТЕМА 5. Рынок монополистической конкуренции




 

Программная аннотация

 

Модель рынка монополистической конкуренции: его противоположность и единство. Ценовая конкуренция и ее основные формы: дифференциация продукта, его совершенствование, реклама. Максимизация прибыли и минимизация убытков предприятия, функционирующего в условиях монополистической конкуренции. Неэффективность монополистической конкуренции.

 

Понятийный аппарат

Монополистическая конкуренция – рынок, на котором фирмы продают схожие продукты и на котором преобладает неценовая конкуренция.

Дифференциация товаров – физические или иные различия между товарами различных фирм, вызывающие у индивидуальных покупателей предпочтение товаров одной фирмы перед товарами другой. Дифференцированные товары рассматриваются покупателями в качестве схожих, но несовершенных конкурентов.

 

5.3Контрольные вопросы

1. В чем состоит преимущество рынка монополистической конкуренции по сравнению с другими моделями рынка несовершенной конкуренции?

2. Каков механизм ценообразования на рынке монополистической конкуренции?

3. Какие формы неценовой конкуренции используются в условиях монополистической конкуренции?

4. Что понимается под дифференциацией продукта и каковы основные формы дифференциации?

5. Каковы критерии максимизации прибыли и минимизации убытков для монополистического конкурента? Отличаются ли они от критериев монополиста?

6. Чем обусловлены недостатки монополистической конкуренции и чем они компенсируются?

7. Почему фирмы на рынках с монополистической конкуренцией осуществляют выпуск, который не достигает уровня, соответствующего минимуму LAC? Каковы последствия избыточной мощности?

 

Задания для самостоятельной работы

1. Важное свойство монополистической конкуренции состоит в том, что в длительном периоде равновесный объем выпуска фирмы имеет место там, где:

а) цена превышает средние валовые издержки;

б) он меньше, чем выпуск, при котором средние валовые издержки минимальны;

в) он меньше, чем выпуск, при котором предельные издержки равны предельной выручке;

г) он меньше, чем выпуск, при котором средние валовые издержки равны средней величине.

 

2. Продукция фирмы, действующей в условиях монополистической конкуренции, является:

а) близкой, но не полностью взаимозаменяемой;

б) уникальной;

в) взаимодополняемой;

г) некачественной.

 

3. Спрос на продукт предприятия в условиях монополистической

конкуренции:

а) совершенно эластичный;

б) совершенно неэластичный;

в) высокоэластичный;

г) низкоэластичный.

 

4. В краткосрочном периоде предприятие, работающее в условиях

монополистической конкуренции, может добиваться всего

ниже перечисленного, кроме:

а) максимизации прибыли;

б) минимизации убытка;

в) получения нормальной прибыли;

г) выравнивания цены и предельных издержек.

 

5. При монополистической конкуренции предприятие, находящееся в

условиях долгосрочного равновесия, получает:

а) чистую экономическую прибыль;

б) нормальную прибыль;

в) монопольную прибыль;

г) все перечисленное верно.

 

6. Неценовая конкуренция включает в себя все вышеперечисленное, кроме:

а) дифференциации продукта;

б) совершенствования продукта;

в) рекламы;

г) внедрения высокоэффективной производственной техники.

 

7. Основным социальным эффектом монополистической конкуренции

является:

а) совершенствование продукта;

б) широкий ассортимент товаров;

в) конкурентоспособность товара;

г) все вышеперечисленное.

 

Вопросы для обсуждения на семинарском занятии

1. Рынок монополистической конкуренции и его особенности.

2. Максимизация прибыли и минимизация потерь на рынке монополистической конкуренции.

3. Основные методы неценовой конкуренции.

4. Неэффективность рынка монополистической конкуренции.

 

Список рекомендуемой литературы

1. 50 лекций по микроэкономике: Учеб.: В 2 т. Т. 1 – СПб.: экономическая школа, 2000.

2. Ивашковский, Станислав Николаевич.: Экономика: микро- и макроанализ: Учебник / Ивашковский, Станислав Николаевич. – 3-е изд., испр. - М.: Дело, 2004.

3. Курс лекций по экономике: Мультимедийный обучающий курс: CD. – (Для вас, студенты).

4. Курс экономической теории: Учеб. / МГИМО МИД России: Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. – 5-е изд., доп. и перераб.. – Киров: АСА, 2003, 2004.

5. Курс экономической теории. Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: Учеб. пособие / Рук. Авт. Коллектива и науч. Ред. А.В. Сидорович. – 2-е изд., перераб.. и доп. – М.: ДИС, 2001.

6. Микроэкономика. Теория и российская практика: Учеб. пособие / Финансовая академия при Правительстве РФ; Под. Ред. А.Г. Грязновой, А.Ю. Юданова. – 4-е изд., испр. и доп.- М.: КНОРУС, 2004.

7. Экономика: Учеб. / Под ред. А.С. Булатова. – 3-е изд., перера. И доп. – М.: ЮРИСТЪ, 1999, 2001, 2002.

8. Макконнелл, Кэмпбелл р. Экономикс. Принципы, проблемы и политика: Пер. с англ.: Учеб.: В 2-х т. Т.1 / Макконнелл, Кэмпбелл Р., Брю, Стенли Л. – 13-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2000.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: