Вопрос примитивное(наивное) искусство.-




(англ. naive art) — одна из областей искусства примитива XVIII— XX вв., включающая самодеятельное искусство (живопись, графику, скульптуру, декоративное искусство, архитектуру), а также изобразительное творчество художников-самоучек. Примитивизм (неопримитивизм) - направление, возникшее в европейском и русском искусстве в начале ХХ века. Его главным признаком было программное опрощение художественных средств, обращение к различным формам примитивного искусства - народного и детского творчества, первобытного и средневекового искусства. В России примитивизм наиболее ярко представлен именами Н.С.Гончаровой, М.Ф.Ларионова, К.С.Малевича, художников групп "Бубновый валет", "Ослиный хвост" и некоторых мастеров "Голубой розы". Источником вдохновения для неопримитивистов становится искусство Востока, детское творчество, народная игрушка, искусство примитивных культур. Термин "примитивизм" часто применяется по отношению к наивному искусству - к творчеству художников, не получивших образования, однако ставших участниками общего художественного процесса.

Наивное искусство стиль творчества самодеятельных, не получивших профессионального образования художников. Исторические корни наивного искусства берут начало в народном художественном творчестве. Варианты наивного искусства чрезвычайно разнообразны, но имеют общие черты: свежесть, задушевность мировосприятия, подражание профессиональным большим стилям. Представители Н.И. берут сюжеты из окружающей жизни, фольклора, или собственной фантазии.

К произведениям наивного искусства относят картины французского художника А. Руссо, потому что он был таможенником по профессии, и великолепные провинциальные портреты русских людей XVIII — XIX вв. неизвестных художников.К примитивистам относят современного мастера живописи — самодеятельного художника И. Селиванова, который создал на своих полотнах удивительно добрый сказочный мир. Наивное искусство сочетает самобытную яркость образной фантазии, свежесть и искренность восприятия мира с отсутствием профессиональных навыков рисунка, живописи, композиции, перспективы, моделировки и др.

Н. и.- Понятие появилось в новоевропейской культуре последних столетий, поэтому отражает профессиональные позиции и представления этой культуры, считавшей себя высшей ступенью развития. С этих позиций под Н. и. понимается и архаичное искусство древних народов (до египетской или до древнегреческой цивилизаций), первобытное искусство; искусство народов, задержавшихся в своем культурноцивилизационном развитии (коренного населения Африки, Океании, индейцев Америки); любительское и непрофессиональное искусство в самых широких масштабах (например, знаменитые средневековые фрески Каталонии или непрофессиональное искусство первых американских переселенцев из Европы); многие произведения так называемой «интернациональной готики»; фольклорное искусство; Художники примитивисты:(французы А. Руссо, К.Бомбуа, грузин Н.Пиросманишвили, хорват И.Генералич, американка А.М.Робертсон и др.) Произведения Н. и. крайне разнообразны по форме и индивидуальной стилистике, однако для многих из них характерны отсутствие линейной перспективы (глубину многие примитивисты стремятся передать с помощью разномасштабности фигур, особой организацией форм и цветовых масс), плоскостность, упрощенная ритмичность и симметричность, активное использование локальных цветов, обобщенность форм, подчеркивание функциональности предмета за счет тех или иных деформаций, повышенная значимость контура, простота технических приемов. Именно эти качества Н. и. привлекали к нему внимание многих мастеров искусства XX в.Те или иные приемы и элементы языка примитивистов использовали в своем творчестве многие крупные художники XX в. (экспрессионисты, П.Клее, М.Шагал, Х.Миро, П.Пикассо и др.). В Н. и.

23. Балаган и раёк как новые формы городского фольклора Раёк (Лубок, XIX в.)Раёк — народный театр, состоящий из небольшого ящика с двумя увеличительными стеклами впереди. Внутри его переставляются картинки или перематывается с одного катка на другой бумажная полоса с доморощенными изображениями разных городов, великих людей и событий. Раешник передвигает картинки и рассказывает присказки и прибаутки к каждому новому сюжету[1]. Картинки эти были часто в лубочном стиле, первоначально, религиозного содержания — отсюда название «раёк», а затем на самые разнообразные темы, включая политические[2]. Ярмарочный раёк.«Раёшник» или «раёчник» — рассказчик, исполнитель райка, а также человек посещающий раёк.

Народный театр — термин, имеющий несколько близких значений:Театр, основанный на материале устного народного творчества (балаган, вертеп, петрушка, раёк, скоморохи)

Балаган (на перс. ‎ — верхняя комната, балкон; на каз. тюркском шалаш или временная и быстро устанавлимая палатка) — временное деревянное здание для театральных и цирковых представлений, получившее распространение на ярмарках и народных гуляниях. Часто также временная лёгкая постройка для торговли на ярмарках, для размещения рабочих в летнее время. В переносном смысле — действия, явления, подобные балаганному представлению (шутовские, грубоватые). В России балаганы известны с XVIII века. Строились обычно они из досок «лапша». Дыры зашивались разломанными чайными ящиками. Крыша (смотря по состоянию балаганщика) бывала из полотна, или из сшитой рядины — толстого холста, или из старых мешков. Внутри строилась сцена, вешался кумачовый занавес на кольцах. Перед сценой врывались в землю два столба с железными кронштейнами. В эти кронштейны с тремя гнездами вставлялись лампы-молнии. Роль ламп-молний в балагане была велика: они и освещали, и согревали, на них можно было разогревать пищу. В зрительном зале устанавливались простые, грубо сколоченные скамейки. Передние скамейки всегда были ниже, задние же иногда так высоки, что сидящий не доставал ногами пола. Перед входом в балаган строился помост-раус.

Традицию древнерусских скоморохов в XVIII - XIX вв. продолжали так называемые балаганы - "временные дощатые здания с брезентовой крышей и флагами над ней", которые устраивались на площадях в праздничные дни (масленица, Пасха и др.). Балаганы напоминали нынешний цирк. "В программе балаганных представлений, - писала исследовательница народного театра Н.И. Савушкина, - были и цирковые номера (фокусники, канатоходцы), и показ всевозможных "чудес" (женщина-рыба, карлики, великаны, силачи, уродцы), и пантонимы на лубочные сюжеты (т.е. на сюжеты народных книг и картинок "Битва русских с кабардинцами"), песни и пляски. А кроме того, драматические сценки, основанные на фольклорных сюжетах, народный конферанс. Главным драматическим жанром, часто определявшим успех всего представления, были приговоры балаганных "дедов", зазывал. Они произносились перед началом представления на специальном балкончике-payee, пристроенном к балагану. Вернее, не произносились, а разыгрывались. Один дед, обращавшийся непосредственно к публике, или двое - зазывала и понукала, ведущие диалог с привлечением зрителей.Вся праздничная атмосфера гулянья была пронизана народным карнавальным весельем, с его свободой и фамильярностью, шутками, обращенными в одинаковой мере на себя и на окружающих". Карнавальный, смеховой характер имели и костюмы "дедов". "Они выступали обычно в кафтане, лаптях, с бородой и усами из пакли, с наклеенным большим носом. Дополняя свою красочную речь юмористической жестикуляцией, телодвижениями, они либо рассказывали о себе, либо "задирали" кого-нибудь из публики".

Смеховой жанр, в котором работали балаганные деды, - балагурство - одна из национальных русских форм смеха. Она требует остроумия, живого, находчивого ума и повышенного языкового чутья, внимания к внешней стороне того, что говорится. Это зачастую рифмованная речь, где рифма не просто украшение, но средство создания комического эффекта за счет сближения, сопоставления схожих по звучанию слов. "Балагур говорит не прозой, как все мы, а так называемым раешным стихом - таким же, каким слагались подписи под лубочными картинками, фольклорная народная драма XVIII - XX вв., им же написана "Сказка о попе..." А.С. Пушкина. К сожалению, прибаутки балаганных "дедов" почти не записаны и еще менее опубликованы. В своем большинстве это полуимпровизационное искусство для нас утрачено. Некоторое представление о нем могут дать тексты балаганных прибауток, записанных в 1871 г. в Санкт-Петербурге В. И. Кельсиевым.

Рифмованная проза прибауток называется раешным стихом, потому что ею говорили и раешники, хозяева райков, устанавливавшихся на ярмарках и гуляньях неподалеку от балаганов. Раек (косморама) - это, по словам Н.И. Савушкиной, "ящике увеличительными стеклами, внутри которого на валик были накручены картинки, склеенные в виде ленты. Владелец райка (раешник), показывая, перематывал их на другой валик. Показ картинок сопровождался пояснениями. Ящик назывался "райком", так как первоначально самой популярной серией картинок было "райское действо" (рассказ о грехопадении Адама и Евы в раю). Позже в репертуаре райка появились картины на исторические сюжеты (война 1812 г., русско-турецкая война), виды городов, портреты известных лиц. Пояснения к картинкам имели шуточный или даже сатирический характер, были всегда злободневны. То, что демонстрировалось в райке; было лишь небольшой частью разнообразных картинок, издававшихся для народного употребления. Вне зависимости от техники печати они носят собирательное название лубочных, поскольку рисовались первоначально на лубках (липовом лубе; кроме технического удобства это - типичный "антиматериал" смеховой. Культуры.Уже во второй половине XVIII в. это привело к появлению массовой народной лубочной литературы, включавшей в себя переделки сказок, былин, произведений древнерусской литературы (исторических сказаний, рыцарских романов, приключенческих повестей), житий святых, песенники, сборники анекдотов, сонники. В них была чрезвычайно сильна народно-смеховая традиция, особенно в изданиях сатирических повестей XVII в. Фактически это была массовая культура того времени, развлекавшая народ, а заодно приобщавшая его к чтению. Лубочная традиция оказала влияние на многих художников XIX в.

 

25. Досуговые занятия и развлечения дворянства. XVIII век явился поворотным моментом в жизнедеятельности высшего российского со­словия - дворянства. Основой этого были петровские реформы, которые коснулись не только сферы политики, экономики, военного дела, но также быта, досуга, социальных отношений. Наиболее активно на пет­ровские нововведения реагировали представители служилого, нового дворянства ("птенцы гнезда Петрова") и выходцы из среды потом­ственных бояр, разделявшие взгляды Петра I на будущее развитие России.

 

Ударив по старым патриархальным порядкам, петровские преобра­зования положили начало переориентации дворянства на европейскую модель поведения в сфере досуга, сначала на голландско-немецкую, а затем французскую. Петр I пытался внести в привычный боярский оби­ход элементы европейской культуры, раскованность, раскрепощен­ность. Этой цели отвечали учрежденные в соответствии с царским ука­зом 1718 г. "ассамблеи". "Ассамблеи" должны были научить людей из привилегированных сословий общаться по западному образцу, привить русским женщинам вкус к общественной жизни. Неотъемлемыми эле­ментами "ассамблей" были музыка, танцы.

 

Введя систему государственных праздников, Петр I обязал дворян принимать в них активное участие. Дворяне должны были поддержи­вать соответствующую новым праздникам атрибутику: участвовать в торжественных шествиях, маскарадах, любоваться фейерверками и т. п. Особую известность приобрели катания на гребных и парусных судах по Неве, в которых должны были участвовать все дворяне, про­живающие в Санкт-Петербурге. Эти катания были приурочены к свое­образному празднику-зрелищу - "Учения Невского флота".

 

И высшая аристократия, среднее и мелкое дворянство, про­живающее в городах и провинции, отмечало народные праздники, свя­занные с важными церковными датами. Дворяне участвовали в различ­ных публичных увеселениях, гуляньях, игрищах. Однако уже в XVIII в., а особенно в последующее время, дворяне стремились "отгородиться" от "простонародья". Представители высших аристократических кругов ограничивались, как правило, ролью наблюдателя на подобных празд­никах. Провинциальные дворяне, особенно получавшие невысокие до­ходы от личных хозяйств, хотя и были ближе в своем досуге к народной традиции, тем не менее, также старались не смешиваться с "простолюдинами". Используя во время праздников чисто народные формы развлечений (например, качели, катальные горки, катки и т.п.), представители этого слоя дворянства организовывали их в своих име­ниях, куда не допускались люди из низших сословий.

 

В послепетровскую эпоху общественные формы досуга дворян по­лучили дальнейшее развитие. Они уже не вводились царскими указами, с применением административного нажима. Напротив, дворянская сре­да стала более "открытой" для различных заимствований, порождала и свои собственные формы развлечений и досуговых занятий.

 

В годы царствования преемников Петра I, особенно Екатерины II, «ассамблеи» постепенно стали уступать место разного рода балам, ко­торые устраивались по случаю больших торжеств или важных семей­ных событий. Конец XVIII в. отмечен особо активной ролью император­ского двора в проведении балов, маскарадов, ужинов для дворянства.

 

С конца XVIII в. в "России стали возникать чисто клубные формы досугового времяпрепровождения дворян. В 1770 г. в Петербурге, а через два года в Москве появились первые Английские клубы, в число членов которых могли входить только потомственные дворяне. Эти клубы ставили своей задачей организацию отдыха, общения, развлечений для представителей дворянских кругов.

 

B 1783 г. в Москве было создано "Московское Благородное (дворянское) общество (Благородное собрание)". В первые годы своего существования оно являлось местом проведения губернских собраний московских дворян и дворян, владевших имениями в Московской губер­нии, но вскоре стало выполнять роль своеобразного культурного центра дворянства. В нем устраивались балы, маскарады, благотворительные концерты, с начада.Х|Х.в..-..литературные вечера, выставки, организо­вывались лекции, выступления профессиональных артистов и музыкан­тов, ставились любительские спектакли и т.д.

 

Создавались и более узкие дворянские объединения клубного типа, как например Императорский яхт-клуб, основанный в 1848 г. в Санкт-Петербурге, в который имели доступ только представители высшей аристократии.

 

Конец XVIII..- начало XIX вв. явились временем развития салонов, кружков, обществ различной направленности: музыкальных, литератур­ных, спортивных и др. Салоны и кружки были как узко сословными, дво­рянскими (например, известный салон 3. Волконской, который любил посещать А.С. Пушкин), так и более открытыми в сословном отношении. Последнее особенно было характерно для провинции, где в рамках салонов и кружков объединялись и дворяне, и представители местной интеллигенции, разночинцы. Основное отличие кружка от салона со­стояло в том, что кружок подразумевал объединение по интересам во­круг какой-нибудь единой темы, предмета. Салон же был менее темати­чески направленным объединением, в нем возрастала роль хозяйки (или хозяина), поскольку посетителей салона связывала не только и не столько общность интересов, сколько факт знакомства или родственной связи с хозяйкой или хозяином. Такие салоны более походили на госте­вые вечера, но в отличие от последних их организация предполагала более четкий сценарий, обязательное концертное исполнение, публич­ное чтение и т.п.

 

Развитию общественных форм дворянского досуга способствовало формирование в России системы культурно-просветительных учрежде­ний. Уже в XVIII в. стали появляться первые музеи (например, знамени­тая петровская Кунсткамера, основанная в 1719 г. в Санкт-Петербурге, создание в Зимнем Дворце при Екатерине II Эрмитажа и др.), публич­ные театры, организовываться художественные выставки.

 

Наряду с общественными формами большим разнообразием стали отличаться виды индивидуальных досуговых занятий дворян. В конце XVIII в. четко обозначалась тенденция к интеллектуализации дворянско­го досуга. Знакомство с западноевропейской культурой и бытом ускори­ло "воспитание чувств" в дворянском сословии. В дворянских домах стали собираться библиотеки, дворяне зачитывались переводными

романами и сами спешили испробовать перо в новых для них жанрах

литературного творчества. "Домашние" образцы поэзии и прозы составляли содержание литературных альбомов, очень распространенных в

дворянских домах того времени. Альбомы пополнялись сочинениями

гостей, знакомых, родственников. Домашние формы литературного

творчества по существу и создали основу для возникновения кружкового и салонного общения.

 

В круг чтения дворян постепенно входили газеты и журналы. Сле­дует заметить, что возрастанию количества книг, развитию периоди­ческой печати способствовало создание в России в соответствии с им­ператорским указом 1783 г. вольных типографий. Это в значительной степени расширило возможности для увеличения печатной продукции и послужило объективной причиной возрастания интереса образованных дворян к чтению.

 

В пореформенный период, началось падение силы и могущества российского дворянства. Стали размываться рамки сословия, поме­щичьи хозяйства все чаще попадали в полосу кризисов, Эти процессы значительно изменили и коллективные формы дворянского досуга. Ти­пичные для дворянства досуговые объединения - дворянское Благород­ное собрание, Английские клубы - стали терять свой сословный харак­тер. Поддержание в них былого блеска и великолепия требовало нема­лых материальных затрат. С целью изыскания дополнительных финан­совых средств был расширен в них доступ представителей других со­словий, имеющих крупные денежные доходы.

 

Разочаровавшись в традиционных сословных институтах аристо­кратия начала поиски новых, более камерных форм досугового время­препровождения и демонстрации своего сословного единения. В конце XIX - начале XX вв. получили распространение аристократические клу­бы и кружки по интересам различных направлений: художественные,

литературные, музыкальные, любителей балета и др.," которые объеди­няли узкий" круг людей из высших слоев дворянского сословия. Уделом

аристократии стали некоторые виды спортивных занятий: большой теннис, конный спорт и т.п., требующие для своего осуществления особых,

Дорого оплачиваемых условий (наличия специально оборудованных

спортивных площадок, манежа и т.д.). Как правило, любители подобных

занятий создавали свои объединения.

 

Со второй половины XIX в. активно развивались клубы в офицерской среде. Знаменитым был, например, своеобразный клуб - гостиная офицеров Измайловского полка "Измайловские досуги" в Санкт Петербурге, который объединял офицеров, занимающихся литератур­ным творчеством. Государство поощряло создание подобных офицер­ских клубов, рассматривая их как способ консолидации офицерского корпуса.

 

Среднее и мелкое дворянство в своем досуговом общении оказы­валось нередко более демократичным, допуская в свою среду и богатых купцов, и почетных граждан, и представителей разночинной интелли­генции, обладающих соответствующим образованием и представляю­щих, определенный интерес для членов дворянских объединений.

 

Со второй половины XIX в. в либерально настроенных дворянских кругах стало возрастать число людей, посвящавших свой досуг обще­ственной работе, направленной на развитие народного образования. Их силами создавались бесплатные школы для бедных, организовывались народные чтения в парках и садах. Они входили в состав членов обще­ственных объединений типа "комитеты и общества грамотности", "общества попечения о народном образовании" и т.п.

 

 

Анекдот

Анекдот в современном значении этого слова является одним из характерных явлений культуры ХХ в.А. - специфическое явление народной городской культуры. Один из самых глубоких литературоведов и культурологов ХХ века В.Д. Днепров говорил мне, что считает анекдот «единственно возможным в наше время видом фольклора». Признаки анекдота как фольклора: устное творчество, отсутствие автора и вариативность, синтез словесного и исполнительского видов искусства, ибо рассказчик анекдота является не только соавтором его словесного текста, но своего рода «самодеятельным актером», связь с традицией нар. смеховой культуры

Анекдот —это городской фольклор, создаваемый и функционирующий в среде демократической городской интеллигенции. Эта его социокультурная функция определяет и содержание анекдота, и его жанровое разнообразие, и его национальное своеобразие, и характер специфически-анекдотического юмора. Если в традиционном крестьянском фольклоре основными предметами изображения были в его бытовых жанрах повседневная жизнь народа, а в сказках — мифологические фантазии об идеальной жизни, если в «смеховой культуре» таким предметом были религиозные мифы, то мир анекдота охватывает как будто три жанровые сферы, представляющие основные интересы интеллигенции — политическую, этическую и эротическую.

Неудивительно, что в советское время в СССР и прежде всего в России (основной источник анекдотов — Одесса — был тогда российским городом) наиболее широкое распространение получил политический анекдот — только в такой анонимной и устной форме могло выражаться и широко распространяться критическое отношение к советскому строю и его «вождям». При Сталине рассказывание анекдотов, поскольку их сочинение оставалось неуловимым даже для всепроникающих карательных органов, было ограничено страхом ареста и многолетнего лагерного заключения, но анекдоты все же сочинялись и рассказывались на ушко и самым верным друзьям, но их героем не был обожествленный массовым сознанием «величайший вождь всех времен и народов» — это сознание было несравненно более фанатичным, чем католическое сознание носителей «смеховой культуры»; но уже наследники Сталина — и Н.С. Хрущев, и Л.И. Брежнев, и его еще более тупое окружение становились героями беспощадно саркастических анекдотов, ибо в этой фольклорной форме можно было выражать к ним отношение, которая в подцензурной печати, на сцене, в кино и телевидении, не могло быть воплощено. Вот несколько типичных примеров анекдотов этого жанра.

В тюремной камере познакомились три заключенных и стали выяснять, кого за что посадили; один говорит: «Меня за то, что я похвалил Бухарина»; второй говорит: «А меня за то, что я критиковал Бухарина»; а третий грустно посмотрел на обоих и сказал: «А я — Бухарин…».

Политический анекдот распространял свое действие и на дипломатическую сферу — например, официальное объявление: «Вчера Министр иностранных дел СССР Громыко принял английского посла за французского и имел с ним продолжительную беседу…». Героями анекдота могли оказаться при этом и политические деятели других стран: Летели в самолете после сессии ООН американский президент Джон Кеннеди, премьер-министр Израиля Голда Меир и советский лидер Никита Хрущев. Мирно беседуют. Вдруг начинается страшная гроза и в самолете появляется ангел. «Господа, — говорит он, сейчас произойдет катастрофа и даже Бог не в силах ее предотвратить; единственное, что он может сделать из уважения к вам — это исполнить ваши последние желания. Он послал меня, чтобы узнать, каковы они. Импульсивный Хрущев сразу же воскликнул: «Мое последнее желание — уничтожить капитализм во всем мире!». «Тогда, — принял вызов Кеннеди, — мое последнее желание — уничтожить социализм во всем мире!». «Уважаемый ангел, — сказала Голда Меир, — если Бог исполнит желания этих двух господ, мне, пожалуйста, чашечку кофе…».

Характерно, что в последние десять — пятнадцать лет в России почти совсем исчез политический анекдот, и понятно, почему: сегодня можно свободно и с любой степенью иронии и сарказма, шаржа и карикатуры изображать в прессе и на телевидении любых политических деятелей, включая Президента страны, не говоря уже о действиях парламента, правительства и местных властей, и, значит, нет социальных условий, порождающих политический анекдот как фольклорную форму общественного сознания. Но на авансцену вышел другой его жанр — эротический.

Одной из самых популярных тем стал сюжет «муж неожиданно возвращается из командировки и застает супругу в постели с любовником »; два варианта разрешения данной ситуации: 1) он выбегает в растерянности на улицу, не знает, куда идти и что делать, а тут подходит к нему друг и спрашивает: «Ты что такой расстроенный, что случилось?» «Да вот, мог раньше времени вернуться из командировки, отбил жене телеграммку, мол приеду тогда-то, а прихожу домой и застаю эту блядь с любовником!». «Не расстраивайся так, — утешает его друг, — может она не блядь, а просто телеграмму не получила ». 2) другой вариант: жена, увидев вошедшего в спальню мужа, нимало не смутившись, закричала: «Ну иди уже сюда, босяк, посмотри, как это нужно делать!».

Эротический сюжет интересен не сам по себе — рассказываемые ситуации сами по себе примитивны и недостойны ни нравственного, ни эстетического внимания — он порождается парадоксальной психологической мотивировкой поведения, а ее психологическая структура оказывается не столько индивидуальной, сколько национальной. Вот типично русский вариант эротического анекдота:

Идет в лесу по тропинке солдат, а навстречу молодка, на руках держит младенца. Тропинка узкая, столкнулись они, остановились. Она говорит: «Солдатик, солдатик, я тебя боюся…». Он наивно недоумевает: «Чe ты дура боисься, ты ж с младенцем.» — «Да я его полoжу…» — потупив взор отвечает молодка.

Третий жанр, представляющий, как было сказано, этическую проблематику, является, пожалуй, наиболее обширным по «материалу» и наиболее стойким, потому что предметом художественного анализа являются человеческие отношения во всем многообразии их конкретных форм, стержень же их, как в самой жизни в ее повседневном течении — нравственные принципы взаимоотношений людей.

Особенно характерным в этом отношении является еврейский анекдот, национальная «самоирония» которого превосходит все известные мне другие национальные формы этого фольклорного жанра (В вышедшей уже четырьмя изданиями книге Л.Н. Столовича «Евреи шутят» можно найти множество примеров такого рода). Классическая моделью такого анекдота:

Знакомятся два человека и один спрашивает другого: «Скажите, вы еврей?», тот отвечает: «Нет, я просто сегодня плохо выгляжу…».

Вполне естественно, что один из самых распространенных сюжетов русского анекдота — известная «национальная болезнь», отмеченная еще в древности: «веселие на Руси есть пити»; пара характерных примеров:

Алкаш держится за фонарный столб, вертится вокруг него, но не может оторваться, и наконец восклицает: «Сволочи, замуровали!».

Вместе с тем, фольклорная природа анекдота делает возможным наличие характерного для фольклора явления «бродячих сюжетов ». В Германии мне однажды рассказали анекдот, который там считают специфически немецким, однако спустя пол года я услышал его у нас как привезенный из Израиля, с соответствующими изменениями местного колорита; недавно я услышал во французском фильме два анекдота, но затем оказалось, что с небольшими вариациями один из них в Дании считают «своим». Не следует этому удивляться или подозревать заимствования — мы имеем дело с типично фольклорным рождением аналогичных сюжетных схем в сходных условиях быта, но «привязанных», как говорят архитекторы, к конкретным местным условиям. Но даже и вне таких совпадений национально-специфические анекдоты — как и все другие художественные творения, — оказываются интересными всем народам, потому что содержат некие общечеловеческие идеи.

Наконец, несколько наблюдений о специфической форме анекдота. Прежде всего, это его только что отмеченная краткость. Конечно, качество это относительное — в уже приведенных мной примерах можно увидеть и совсем лаконичные тексты, и сравнительно развернутые диалоги, и все же есть все основания утверждать, что чем анекдот короче, тем в большей степени он соответствует специфике жанра. Во-вторых, его сюжетная структура должна возможно более четко выявлять классическое трехчастное строение повествовательного сюжета: «экспозиция=завязка интриги — развертывание действия с неясным его завершением — неожиданная развязка. Эта трехчастность может быть свернута о одном-двух предложениях, но имплицитно она непременно в этом сюжете существует (в отличие от многих рассказов и повестей в литературе ХХ в., лишенных развязки, а иногда и завязки) потому что только при этом условии можно достичь комической неожиданности разрешения описанного действия.

 

 

30. По статье М.Д. Алексеевский «Интернет в фольклоре»

Сочетание слов интернет и фольклр для обычного человека может оказаться порадоксальным. Слово фольклор асоциируется у нас с архаикой древностью, традициями. Интерент связан с современностью, новациями, передовыми технологиями. В интернете можно найти были, частушки, сказки, однако это всё «памятники фольклора» попавшие в сеть из книг или фольклорных архивов. Это не живая традиция бытования фольклора, а лишь его отражение. Значительно ближе к интернету относится современный городской фольклор, изучение которого началось два десятилетия. Люди пользуются интернетом и при этом являются носителями городской фольклорной традиции. Но проникает ли пи этом фольклор в интернет. Существуют интернет проекты(Netlore, Антология сетевого фольклора) задача которых поиск и сбор, систематизация и детализация, хранение и популяризация сетевых мемов, вирусов интернет фольклора. Благодаря этому сайту вышла сборник «Пятниццо. Антология фольклора, рунета»-первая книга про интернет фольклор, далее выпустили «Ура! Понедельник!». Но проект Netlore не занимается научным изучением интернет фольклора, их задача использовать его в коммерческих целях. Интернет фольклор не абстракция, а реальность, он не просто существует, а популярен. Вот что думают по этому поводу фольклористы- мало фольклоистов согласно с тем,что фольклор в интернете существует. Общение пользователей в интернете сочетает в себе элементы письменной и устной коммуникации. Существует четыре основных стратегии определения интернет-фольклора-

1)произведения традиционных фольклорных жанров, которые размещены в интернете и повествуют про новые компьютерные технологии(сказки про хакеров, первокурсников,пословицы про сисадминов итп) - т.е поиск в современном материале элементов, характерных для традиционной культуры)

2) фольклор и традиции компьютерщиков(веб-дизайнеров, программистов), профессионального сообщества, деятельность которого связана с компьютерами и интернетом.

3) любые тексты городского фольклора, которые можно найти в интернете(анекдоты, интернет-дневники, сайты знакомств,соц. Сети, форумы), в независимости, бытуют они в устной форме или нет.

4)фольклорные формы, которые существуют и распространяются преимущественно в сети. Наиболее подходящее определение- это четвертое.

Все подходы, описанные выше, опираются на жанровую классфикацию, класической фольклористики (сказка, частушка, анекдот).

Среди форм интернет фольклора выделяются- фотожабы - результат цифровой обработки, в графическом редакторе некоторого изображения, с целью сделать его более смешным. Всем в группе предлагается его зажабить. Носители интернет фольклора- это все пользователи интернета. По прошествии времени, чем больше людей тем больше они приносят интернет-фольклора. Важно различать интернет фольклор и фольклор в интернете. Для первого интернет является первичной седой бытования. Для второго- вторичной. Методология изучения бытования городского фольклора в интернете еще не выработана.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: