Задания для закрепления по теме: «Культура ХVIII – начала ХХ вв.»




1. Результатом экспедиции Г.Миллера во второй половине ХVIII века явился труд

«Сибирская история»,которая заключает в себе ценные данные о казахах Среднего жуза.

2. Серьёзным источником в изучении эпохи Аблая являются произведения поэта ХVIII в. Татикара.

3. Политическую историю казахской государственности ХVIII века воссоздает

поэтическое наследие Бухар жырау.

4. Один из лучших вариантов «Козы Корпеш – Баян-Сулу» принадлежит акыну ХVIII века Жанаку.

5. В 1841 году в Ханской ставке Жангир-ханом была открыта русско-казахская школа.

6. Будучи чиновником Оренбургского губернаторства, сочувствие руководителям

восстания И.Тайманову и М.Утемисову выражал В.Даль.

7.В повести «Бикей и Мауляна» В.Даль описал жизнь казахов оренбургского края.

8. Для подготовки переводчиков и чиновников из коренного населения в 1789 году была открыта «Азиатская школа».

9. В ХIХ веке воспевал народных защитников, поднимал социальные проблемы самый популярный поэт Семиречья – Суинбай.

10. Лучшее учебное заведение Сибири – Сибирский кадетский корпус, где учился

Шокан Уалиханов, находился в городе Омске.

11. Труды известного востоковеда Н.Березина побудили заняться изучением восточных средневековых хроник Ш.Уалиханова.

12. Годы жизни Ш.Уалиханова – 1835-1865 гг.

13. Имя, данное при рождении Ш.Уалиханову, Мухаммед-Канапия.

14. Украинский кобзарь Т.Шевченко в 1847-1857 гг. отбывал ссылку на Мангышлаке.

15. Владел казахским языком, собирал произведения народной литературы и опубликовал труд «Образцы народной литературы тюркских племён», академик В.Радлов.

16. Записал эпический цикл «Манас», тем самым сохранил его для киргизов -

Ш.Уалиханов.

17. По силе таланта среди казахских поэтов первой половины ХIХ века на первом месте стоит имя поэта-воина Махамбета Утемисова.

18. В 1833 году А.Пушкин был в Оренбурге для сбора материалов о пугачевском

восстании.

19. В 1857 году с золотой медалью окончил школу при Оренбургской пограничной

комиссии И.Алтынсарин.

20. Замечательным памятником художественно-философской прозы Абая Кунанбаева является «Гаклия».

21. Достижением Ы.Алтынсарина в развитии женского образования в Казахстане

является открытие школы-интерната для казахских девочек в Иргизе.

22. В 1833 году в городе Уральске сделал записи казахской поэмы «Козы Корпеш – Баян-Сулу» А.Пушкин.

23. Трёхтомное исследование «Описание киргиз-казачьих, или киргиз-кайсацких орд и степей» принадлежит русскому учёному первой половины ХIХ в. А.Левшину.

24. В 1848-1849 гг. для изучения Аральского моря была направлена экспедиция

под командованием капитан-лейтенанта Бутакова.

25. Активный участник восстания 1836-1838 гг. поэт Махамбет призывает жить в

дружбе с русским народом.

26. В конце ХIХ века распоряжениями военных губернаторов закрывались мектебы и медресе, где не было налажено преподавание русского языка.

27. Для борьбы с распространением ислама в Казахстане правительством были наложены ограничения на получение образования в мектебах и медресе.

28. В конце ХIХ века от5,5 до 19,5 копеек на душу населения в Казахстане правительство тратило на просвещение.

29. Казахской тематике посвятил свои значительные произведения художник Н.Хлудов.

30. Свой первый кюй «Кишкентай» Курмангазы посвятил руководителю восстания

1836-1838 гг. Исатаю Тайманулы.

31. Ссыльные декабристы и петрашевцы оказали влияние на формирование

мировоззрения композитора, поэта-публициста Жаяу Муса.

32. Гениальный кюйши-композитор, классик казахской инструментальной музыки

второй половины ХIХ века – Курмангазы.

33. На стихи Алтынсарина «Кел, балалар, окылык» музыку сочинил Жаяу Муса.

34. В 40-х гг. ХIХ века написана и переведена на английский, итальянский, немецкий и другие языки поэма «Киргиз»(«Казах») польского революционера Зелинского.

35. Автор «Заметок о происхождении родов Средней киргизской орды», опубликованный в издании статистического комитета в 1900 году – Абай Кунанбаев.

36. Первый сборник произведений А.Байтурсынова вышел в 1911 году в Оренбурге

под названием «Маса».

37. Шакарим Кудабердыев был среди наиболее талантливых учеников Абая.

38. В пропаганде идей просвещения и образования среди населения Казахстана в начале ХХ века велика заслуга журнала «Айкап».

39. Поэт начала ХХ века, пропагандист народных сказаний – дастанов и героических преданий о народных батырах – Н.Байганин.

40. С 1913 по 1917 гг. А.Байтурсынов был редактором газеты «Казах».

41. Кюйши-композитор, кобызист второй половины ХIХ века, возродил традиции кобыза От музыки Коркута – Ыкылас Дукенулы.

42. Музей при Неплюевском кадетском корпусе, который демонстрировал историю края и быт населения был открыт в 1831 году в Оренбурге.

43. Писатель Достоевский после 4-х лет каторжных работ был переведен в качестве

солдата в город Семипалатинск.

44. Из произведений классика казахской инструментальной музыки Курмангазы

Сагырбайулы сохранились 60 кюев.

45. Фундаментальный научный труд «О состоянии Алтышара» является результатом

путешествия Шокана Уалиханова в Кашгарию.

46. В начале ХХ века пойти на уступки в расширении сети просветительских, в том числе и мусульманских учреждений, в Казахстане правительство вынудила революция 1905-1907 гг.

47. В 1896 году в различных учебных заведениях России обучались 50 казахских

стипендиатов только от Тургайской области.

48. В конце ХIХ века правительство видело рассадников «пантюркизма и панисламизма» в преподавательском составе мектебов и медресе.

49. Основоположником женского образования в Казахстане является Ы.Алтынсарин.

50. Годы жизни основателя письменной казахской литературы, поэта-просветителя

Абая Кунанбаева – 1845-1904.

51. В 1879 году Ыбрай Алтынсарин был назначен инспектором школ Тургайской области.

52. Увеличению притока ссыльных революционеров способствовало принятое в 1881 году решение правительства о распространении политической ссылки на Степное генерал-губернаторство.

53. Учебное пособие Ыбрая Алтынсарина «Киргизская хрестоматия» была предназначена для казахских детей, обучающихся в русско-казахских школах.

54. Поэты-свидетели трагических событий первой трети ХVIII века в своих произведениях отразили последствия ойратской агрессии.

55. Аблай, Богенбай и другие яркие личности ХVIII века занимают центральное место в произведениях поэта Таттикары.

56. В 1841 году в Ханской ставке Жангир-ханом была открыта русско-казахская школа, где преподавание велось на русском и татарском языках.

57. В 1883 году в Семипалатинске была открыта первая в Казахстане общественная

библиотека.

58. Первая казахская учительская школа открылась в 1883 году в городе Орске

Оренбургской губернии.

59. Организация ремесленных и сельскохозяйственных школ в Казахстане во второй

половине ХIХ века является одним из направлений деятельности И.Алтынсарина.

60. Основная цель открытия в Казахстане в первой половине ХIХ века русско-казахских школ и училищ – подготовить служащих для колониальной администрации.

61. В первой половине ХIХ века в деле образования учитывались интересы империи, что привело к игнорированию потребностей казахского населения в светском образовании на родном языке.

62. Сведения об участии казахов в крестьянской войне 1773-1775 гг. содержатся

в «Истории Пугачёвского бунта» А.Пушкина.

63. Интерес общественности и передовых демократических кругов России к жизни и

истории казахов вызвал труд Пушкина – «Пугачёвский бунт».

64. В 40-х гг. ХIХ века изучением водного бассейна Каспия и Арала занимались

экспедиции Бутакова и Карелина.

65. Махамбет Утемисов в 1824-1829 гг. проживал в Оренбурге в качестве воспитателя ханского наследника.

66. Своеобразной летописью восстания 1836-1838 гг. являются стихи Махамбета

Утемисова.

67. Лучший в художественном отношении вариант народного эпоса»Козы Корпеш – Баян Сулу» был записан Шоже Каржаубайулы.

68. Во второй половине ХIХ века на ход изучения Казахстана русскими учеными

повлияли потребности освоения богатств края.

69. Историю Казахского ханства в ХV-ХVI вв. и историю Младшего жуза в середине ХVIII века написал русский ученый В.Вельяминов-Зернов.

70. Украинский кобзарь Т.Шевченко в стихотворении «Мои думы» сравнивает жизнь казаха и украинца.

71. В 1847 году 12-летний Шокан Уалиханов поступил учиться в Сибирский кадетский корпус.

72. В 1853 году в офицерском звании корнета закончил Омский кадетский корпус

18-летний Шокан Уалиханов.

73. Анализ истории, географии, социальной жизни народов Восточного Туркестана

содержится в фундаментальном труде Ш.Уалиханова «О состоянии Алтышара».

74. Последний труд Ш.Уалиханова, опубликованный в 1865 году, посвящен

восстанию дунган в Цинской империи.

75. За огромный вклад в исследование народов Центральной Азии, заслужил мировое признание казахский учёный второй половины ХIХ века Ш.Уалиханов.

76. Размещение на территории Казахстана центров торговых связей со Средней Азией и Восточным Туркестаном потребовало создание специальных учебных заведений по подготовке толмачей(переводчиков).

77. Ограничения, наложенные правительством на получение образования в мектебах и медресе в Казахстане было проявлением борьбы с распространением ислама.

78. Представителям мусульманского духовенства необходимо было получить особое

разрешение от уездного правления для открытия мектебов при мечетях.

79. В 1789 году была открыта «Азиатская школа», которая готовила для колониальной администрации края переводчиков и чиновников из коренного населения.

80. Специальным «Положением» от 26 марта 1870 года было признано обязательным преподавание русского языка в мектебах при мечетях.

81. Примером давления на исламские школы являются «Меры по борьбе с

мусульманством в восточной части России» 1867 года, принятые Оренбургским

губернатором.

82. Концепция о двух процентной грамотности казахского народа в конце ХIХ века

учитывала лишь грамотных лиц, получивших образование в русских и

русско-казахских школах.

83. До административно-территориальной реформы 1867-1868 гг. мектебы и медресе функционировали без ограничений.

84. Правительственное решение от 26 марта 1870 года «Об особых правилах относительно инородцев-христиан и татар-магометан» внесло изменения в деятельность религиозных школ.

85. В конце ХIХ века в Казахстане открытие конфессиональных школ, в частности

мектебов и медресе, санкционировались советов биев.

86. В конце ХIХ века при инспектировании религиозных школ(мектебов и медресе)

внимание чиновников уделялось, прежде всего, на преподавание русского языка.

87. В конце ХIХ века мектебы и медресе, где не было налажено преподавание

русского языка, закрывались распоряжением военных губернаторов.

88. В 1857 году Ыбырай Алтынсарин окончил школу при Оренбургской пограничной комиссии с золотой медалью.

89. На страницах местной печати Ыбырай Алтынсарин осуждал аграрную политику

царизма.

90. В 1879 году Ыбырай Алтынсарин был назначен инспектором школ в Тургайской

области.

91. Ыбырай Алтынсарин в своем завещании оставил принадлежащие земли в пользование сельскохозяйственной школы Тургая.

92. Вытеснению арабской графики из казахской письменности способствовало

учебное пособие Ыбырая Алтынсарина «Киргизская хрестоматия».

93. Одной из заслуг Абая Кунанбаева в развитии казахской литературы является то, что он был основоположником письменной казахской литературы.

94. Мотивы несгибаемой воли народа к свободе, родной земле, безграничной степи

слышатся в кюе Курмангазы «Сары Арка».

95. Кюйши-композитор второй половины ХIХ века, основоположник лирического

направления в домбровой музыке – Даулеткерей Шыгайулы.

96. На формирование взглядов Даулеткерея Шыгайулы повлияло восстание 1836-1838 гг.

97. На становление композиторского таланта выдающегося композитора и поэта

Биржан-сал Кожагулулы оказала встреча с Абаем.

98. Композитор, поэт-публицист второй половины ХIХ века, автор текстов и музыки

70 песен – Жаяу Муса.

99. Ахан серэ Корамсаулы – автор песен «Балхадиша», «Манмангер», «Кулагер».

100. После поражения восстания 1825 года декабристы были сосланы в Сибирь, в том числе в крепости по Иртышу и на Оренбургскую линию.

101. После поражения восстания 1825 года, декабристы были сосланы в Сибирь, в том числе и в города Северного Казахстана.

102. Получил разрешение от коменданта Бухтармы лечить местных жителей участник восстания 1825 года в России, декабрист М.Муравьев-Апостол.

103. В собрании экспонатов музея при Неплюевском кадетском корпусе, открытом

В 1831 году, активное участие принимал хан Жангир.

104. Музей при Неплюевском кадетском корпусе, открытый в 1831 году в Оренбурге, демонстрировал историю края и быт населения.

105. Ф.М.Достоевский, находясь в Семипалатинске, встретился и высоко оценил

научные поиски молодого ученого Уалиханова.

106. В первой половине ХIХ века распространению идеи русского демократического

движения среди представителей казахского народа способствовали петрашевцы.

107. Одна из особенностей общественной жизни Казахстана второй половины ХIХ века – приток участников освободительных движений.

108. Во второй половине ХIХ века большой вклад в организацию дела просвещения

Казахстана внесли политические ссыльные.

109. Во второй половине ХIХ века на территорию Казахстана были сосланы участники национально-освободительного движения 1863-1864 гг. в Польше.

110. Друг великого Абая, польский революционер С.Гросс сведения для своего

исследования «Материалы по юридическим обычаям киргизов» собирал в

Семипалатинской области.

111. В 80-х гг. ХIХ века на общественную жизнь Казахстана благотворно повлияла

Ссылка на территорию Акмолинской и Семипалатинской областей народовольцев.

112. В 80-х гг. ХIХ века в городах Казахстана, невзирая на полицейский надзор,

организовывались народовольческие кружки.

113. В конце ХIХ века наибольшая концентрация политических ссыльных в Казахстане

наблюдалась в Акмолинской и Семипалатинской областях.

114. По предложению политических ссыльных, в 1884 году А.Кунанбаев был избран

членом Семипалатинского областного статистического комитета.

115. В сборе и систематизации материалов общественно-политической, экономической

жизни казахского народа весомой была роль созданных в 80-х гг. ХIХ века

областных статистических комитетов.

116. В 90-х гг. ХIХ века в крупных городах Казахстана открылись несколько публичных

библиотек по инициативе ссыльных революционеров.

117. На становление периодической печати Казахстана в конце ХIХ века оказали влияние

политические ссыльные.

118. В сборе, систематизации материалов и написании многотомного исследования

«Материалы по киргизскому землепользованию» был казахский учёный

А.Букейханов.

119. В начале ХХ века делу развития книгоиздательских центров в Казахстане оказывали

содействие отделы Русского географического общества.

120. Труды выдающихся представителей национально-демократической культуры

М.Дулатова, Ш.Кудабердиева и других впервые были изданы в начале ХХ века.

121. В начале ХХ в. Казахстане развивается книгоиздательское дело, в 1909 году впервые

вышли избранные произведения великого мыслителя Абая Кунанбаева.

122. С 1917 года официальным печатным органом организации «Алаш» становится

газета «Казах».

123. Ш.Кудабердиев – автор поэм «Калкаман-Мамыр», «Енлик-Кебек».

124. Закон о развитии просвещения, принятый в 1906 году, создавал ограничения и

препятствовал деятельности в Казахстане конфессиональных учебных заведений.

125. Закон о развитии просвещения, принятый в 1906 году, положил начало открытию в

Казахстане смешанных русско-казахских школ.

126. Являясь «рупором» царизма начала ХХ века, затрагивал проблемы и казахского

народа – официальный печатный орган областных губернаторов «Областные

Ведомости».

127. В начале ХХ века готовило преподавательские кадры одно из самых крупных

учебных заведений – Туркестанская учительская семинария.

128. Казахская культура начала ХХ века развивалась как часть мирового культурного

процесса, имела специфические черты, обусловленные своеобразием кочевой жизни.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: