Тема 3.1 Современная концепция и методология менеджмента
Уточнение современного понятия «менеджмент». Цели и задачи менеджмента. Менеджер его функции. Требования к менеджеру. Содержание понятий «предпринимательство», «бизнес», «предпринимательская структура», «фирма», «предприятие».
Методология и методы познания систем управления.
Тема 3.2 Функциональная модель организации
Элементы модели. Внутрифирменные связи: прямые, обратные. Взаимодействие организации с внешней средой. Микро- и макроокружение организации.
Тема 3.3 организационные структуры управления
Понятие структуры управления. Распределение управленческих полномочий в туристских организациях. Коммуникационная структура управления. Типы организационных схем руководства в туристских организациях: линейная, функциональная, линейно-функциональная, матричная.
Тема 3.4 Уровни управления
Уровни управления. Требования к менеджерам различных уровней: общие и специфические, соответствующие виду деятельности.
Тема 3.5 Функции управления
Содержание понятия «Функции управления». Общие (процессные) функции управления. Специальные (объектные) функции управления и их содержание. Субъекты и объекты управления. Распределение функций по уровням управления.
Тема 3.6 Методы управления. Формы власти. Стили руководства
Методы управления: организационно — административные, экономические, социально-психологические. Самоуправление. Принципы взаимодействия руководителей и подчиненных. Стили управления: авторитарный, демократический, либеральный. «Многомерный» подходы к проблеме стиля руководства. Поведенческие факторы.
Тема 3.7 Управленческие решения: подготовка, принятие и реализация
Содержание и виды управленческих решений. Подходы к принятию решений. Выбор проблемы. Составные элементы процесса принятия управленческого решения. Индивидуальные стили принятия решений. Выбор проблемы. Составные элементы процесса принятия решений. Простейшие приемы анализа ситуации. Коллективные методы обслуживания и принятия решения. Статистические методы анализа ситуации. Методы сертификации. Морфологический анализ ситуации. Функционально - стоимостный анализ. Условия эффективности управленческих решений.
Тема 3.8 Информационное обеспечение управления
Управленческая информация и закономерности ее движения. Виды письменной информации: приказы, инструкции, положения, служебные записки и т.п. Их особенности. Собрания и совещания как формы обмена управленческой информацией. Деловое общение сотрудников как фора обмена информацией. Влияние степени общительности менеджера На функционирование предприятия.
Управленческий учет и его назначение. Сравнение управленческого и финансового учета. Релевантный подход в управлении с использованием данных управленческого учета.
Тема 3.9 Стратегическое и текущее планирование в менеджменте
Элементы стратегического планирования. Направленность и функции стратегического планирования.
Текущее планирование. Элементы и направленность. Совокупность текущих планов, их содержание и взаимосвязь.
Тема 3.10 Управление персоналом и мотивация деятельности
Сущность и функции кадрового менеджмента. Планирование потребности в персонале. Текучесть кадров. Кадровая политика, организация подбора персонала. Внутренние и внешние рынки рабочей силы. Прием на работу. Деловая карьера и ее организация. Профессиональное развитие персонала. Цели и способы повышения квалификации. Процесс непрерывного профессионального обучения. Методы оценки персонала.
Структура, функция и механизм мотивации трудовой деятельности. Материальное стимулирование труда. Формы оплаты и стимулирования труда: повременная оплата; оплата по результатам труда; премиальная оплата. Дополнительные формы оплаты труда за личный вклад.
Разделение управленческого труда. Техническое оснащение и механизация управленческого труда. Рациональный режим и условия труда. Культура управленческого труда. Организация контроля и статистические методы регулирования производственных процессов в туризме.
Социально-психологическое стимулирование труда. Ценностные установки. Реализация социальной доли работника, создание в организации морально-психологического климата.
Тема 3.11 Конфликтность в менеджменте
Природа конфликта. Модель конфликта. Типы конфликтов: внутриличностный; межличностный; между личностью и группой; межгрупповой; скрытые конфликты. Причины возникновения внутрифирменных конфликтов. Конфликт как процесс. Методы разрешения конфликтов. Действия руководителя при решении конфликтов. Управление конфликтами. Природа и причина стресса. Модель стрессовой реакции. Типичные симптомы стресса. Факторы, вызывающие стресс. Влияние менеджера на снижение стрессовых ситуаций.
Тема 3.12 Организация деловых совещаний и переговоров
Деловые совещания. Организация и технология проведения деловых совещаний. Условия их эффективности. Виды переговоров: позитивные и рациональные. Функции переговоров. Подготовка переговоров. Основные методы проведения переговоров: вариационный; метод интеграции; метод уравновешивания; компромиссный метод. Приемы ведения переговоров. Решение проблемы и завершение переговоров. Анализ результатов. Условия эффективности переговоров.
Тема 3.13 Эффективность менеджмента в туризме.
Понятие эффективности туризма. Характеристика расходов посетителей в стране пребывания. Измерение экономической эффективности туризма. Определение издержек, связанных с туризмом. Издержки прямые, косвенные, бюджетные. Экономическая эффективность менеджмента туризма. Социальная эффективность менеджмента туризма. Формирование эффективной организационной структуры туризма. Эффективность управленческих решений. Эффективность управления персоналом. Конкурентоспособность туристских предприятий в условиях рынка.
Литература
Основная:
1. Балашов А.П. Теория менеджмента. Учебное пособие. Инфра-М, Вузовский учебник, 2016 г.
2. Виханский О.С., Наумов А.И.. Менеджмент. Учебник, Издательство: Магистр, 2015 г.