СОБСТВЕННО РЕДАКТИРОВАНИЕ




АНАЛИЗ СОЧИНЕНИЯ

ПАМЯТКА

 

А) КАК РАБОТАТЬ НАД СОЧИНЕНИЕМ

1. Прежде всего, обдумайте тему сочинения. Помните: каждое слово в названии темы имеет значение. Определите, о чём следует писать в сочинении.

2. Продумайте основную мысль сочинения. Что и как вы напишите, чтобы её раскрыть?

3. Прочитайте первый вариант своего сочинения: раскрыта ли в нём тема и основная мысль? Зачеркните то, о чём можно не говорить в сочинении на данную тему (лишнее); дополните те части сочинения, в которых тема и основная мысль раскрыты недостаточно.

4. Обратите внимание на язык сочинения. Удачно ли выражены мысли? Внесите исправления.

Б) ВЫПОЛНИ ЗАДАНИЕ

Перед вами сочинение ученика. Прочитайте сочинение и напишите о нём отзыв.

ОТЛЁТ ПТИЦ

Наступила золотая осень. Вокруг стоят ярко-жёлтые деревья. Жёлтые листья ковром стелются по сырой земле. Скучно, когда идёт дождь. Кругом серое небо. Стаи птиц собираются в тёплые края. Уже часто стали птицы подниматься. Грустно расставаться с родной землёй. Весной птицы опять прилетят.

В) ПЛАН УСТНОГО ОТЗЫВА О СОЧИНЕНИИ

1. Раскрыта ли в сочинении тема? Есть ли отступления от темы, то о чём можно было не писать? О чём следовало бы написать больше, полнее?

2. Какова основная мысль сочинения, раскрыта ли она?

3. Удачно ли названно сочинение?

4. Что вам понравилось и что не понравилось в языке сочинения?

ОТЗЫВ О СОЧИНЕНИИ

 

1. Тема сочинения раскрыта не полностью.

Нужно было полнее написать о дожде. Ответить на вопрос: “Почему, бывает скучно во время дождя?” и как это сочетается с выбранной темой.

2. Основная мысль.

В тексте описывается подготовка птиц к отлёту на юг, в тёплые края. Она раскрыта не достаточно. Нет ответа на вопросы: “Зачем птицы собираются в тёплые края? Почему они часто поднимаются? Отчего им грустно? И куда, весной птицы прилетают опять?

3. Название выбрано сообразно теме.

4. Вначале текст читается легко. Рассказ соответствует осеннему настроению. Но стройный ход мыслей нарушается, когда появляется предложение: “Уже часто птицы поднимаются”. Возникает пропуск мыслей и приятное впечатление от прочитанного пропадает.

 

ОТЛЁТ ПТИЦ

 

Наступила золотая осень. Вокруг стоят ярко-жёлтые деревья. Разноцветные листья толстым ковром стелются по сырой земле.

Скучно, когда идёт дождь. На улицу не выйдешь. Приходиться сидеть в избе и смотреть в окно.

Кругом серое небо. Птицы собираются в большие стаи. Им скоро улетать в тёплые края, на зимовку. Если они останутся, то умрут от голода и холода. Птицы часто поднимаются с земли, кружат над деревней, тренируют крылья. Они громко кричат, словно прощаются; им грустно расставаться с родной землёй. Но по весне, вместе с ярким солнышком, птицы вернуться с юга домой.

РЕДАКТИРОВАНИЕ ТЕКСТА

1. Одни и теже слова. Их повтор. Допустим, слово “делать”. В идеале, оно должно встречаться на странице один раз, в крайнем случае – два. Тоже самое от­носится ко всем другим словам. Чтобы избежать повторов, производят поиск си­нонимов и других слов-заменителей. Иногда к словам-повторам придумывают разные эпитеты. Например:

...... Вихрастый белобрысый мальчишка добавил:......

........Тот же вихрастый, конопатый поварёнок.......

2. Название текста. Его заголовок. Должен быть точным и выражать суть предлагаемой темы.

3. Абзац. При помощи абзацного отступа(или красной строки) выделяют наи­более важные в композиции целого текста группы предложений или отдельные предложения, содержащие: описание нового этапа в развитии действия, характе­ристику нового героя, авторское отступление и.т.д. - в художественном произве­дении; описание нового предмета мысли, нового этапа в её развитии, отдельные логические посылки и выводы и.т.д. - в научном труде и другое.

Абзац может состоять из одного предложения, но может включать в себя и значительно количество самостоятельных предложений.

4. Тачное выражение смысла. Правильно строить предложения.

5. Оправданность разных типов предложений.

Допустим, в рассказе на одну страницу, лучше не перегружать текст сложно­подчинёнными и сложносочинёнными предложениями.

6. Устранять любую тавтологию. Например:

-Энергия солнца – это солнечная энергия.

7. Обращать внимание на окончание слов, особенно “....вшись” и его произ­водные. Иначе, выражаясь фигурально, при частом употреблении подобных окон­чаний, начинающего литератора, вши заели. Это если, рассуждать по Максиму Горькому.

Например:

-Тучи покрыли его ровным тяжёлым пологом, опустившись над водой.

-Или. Опускаясь над водой, тучи покрыли его ровным тяжёлым пологом.

 

ОТРЕДАКТИРУЙТЕ НИЖЕ ПРЕДЛОЖЕННЫЙ ТЕКСТ.

ОБРАЗЫЗЕРКАЛА

Я зеркало – кривое, в трещинках, в тяжёлой раме. Мои образы рождаются извне.

Я похожа на книгу, толстую и тяжёлую. В ней много белых ли­стов. Что я здесь напишу?

А как рождается река? Я не знаю. Просто я – сама эта река. Ши­рокая, привольная, чистая и нежная.

Я - голос ветра. Который поёт в ночи баллады о героях и рыца­рях.

Вновь выхожу из зеркала и вижу, что я – звезда на небе. Яркая, пульсирующая, гордая.

А может быть ивой лучше? Она гнётся, но не ломается. Она стелется над водой и даёт приют многим животным. Но ведь я могу быть и выдрой, живущей в берегу реки.

Я водоплавающая. Русалка – вот моё имя. Немного холодноватая и бледно- красивая. Я пою протяжные песни, заманивая моряков в свои любовные сети.

Я коварная змея, ужасно гибкая, красивая и по-королевски щедр­.

Одним словом, я разная. Вот, собственно и всё!

Досвидания.....

 

 

СОБСТВЕННО РЕДАКТИРОВАНИЕ

 

1. Повторы слов

“..... в тяжёлой раме.......... толстую и тяжёлую.” Изменили первое словосоче­тание. “...... в деревянной раме.”

2. Неправильно построенное предложение. При прочтении оно звучит несу­разно, смысл его искажается.

-А может быть ивой лучше?

Следует поменять местами: глагол, существительное и наречие. Теперь предложение звучит так:

-А может лучше быть ивой?

Но сразу возникает повтор слова “быть» (смотри сам текст). Здесь иначе вы­страиваем фразу: “Но я могу стать и выдрой живущей в берегу реки.”

По логике вещей, для более гладкого слога, сюда следует добавить ещё слово и получится: “.....которая живёт...” Но чтобы избежать очередного повтора (опять смотри сам текст), лучше написать так: “Я могу стать и выдрой, у неё есть норка в глинистом откосе над рекой.”

3. Ещё повтор слова.

“..... и бледно-красивая............ ужасно гибкая, красивая.....”

Изменяем вторую фразу: “...... ужасно гибкая, невероятно изящная....”

4. Точное выражение смысла.

Берём предложение: “Просто я – сама эта река. Широкая, привольная, чистая и нежная.” Последнее слово во втором предложении следует заменить, ибо смыс­ловая часть образа звучит не совсем правильно. Река, понятие неодушевленное и, как женщина, не может быть нежной. Поэтому, например, берём слово «глубокая».

Тоже самое следует сказать и другой фразе. Вот она:

-..... я звезда на небе: яркая, пульсирующая, гордая.

Последнее слово требуется заменить. Допустим, написать: “горячая.”

 

Образы зеркала

Я зеркало — кривое, в трещинках, в деревянной раме. Мои образы рождаются извне.

Я похожа на книгу, толстую и тяжёлую. В ней много белых листов. Что я здесь напишу?

А как рождается река? Я не знаю. Просто я — сама эта река. Широкая, привольная, чистая и глубокая.

Я — голос ветра. Который поёт в ночи баллады о героях и рыцарях.

Вновь выхожу из зеркала и вижу, что я — звезда в небе. Яркая, пульсирующая, горячая.

А может лучше быть ивой? Она гнётся, но не ломается. Она стелется над водой и даёт приют многим животным. Но я могу стать и выдрой, у неё есть норка в глинистом откосе над рекой.

Я водоплавающая. Русалка — вот моё имя. Немного холодноватая и бледно-красивая. Я пою протяжные песни, заманивая моряков в свои любовные сети.

Я коварная змея, ужасно гибкая, невероятно изящная и по-королевски щедрая.

Одним словом, я разная. Вот, собственно и всё!

Досвидания.....

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: