Личностно-ориентированные технологии




Современный школьник - гражданин грядущего тысячелетия должен обладать определенными качествами личности:

· гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, уметь самостоятельно приобретать необходимые ему знания, умело применять их на практике для решения многообразных возникающих проблем;

· самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие в реальной действительности проблемы и, используя современные технологии, искать пути рационального их решения; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей его действительности; быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить;

· грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления их с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученные выводы для выявления и решения новых проблем);

· быть коммуникабельным, контактным в различных соц. группах, уметь работать сообща в разных областях, в различных ситуациях, легко предотвращать или уметь выходить из любых конфликтов;

· самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

Среди педагогических технологий, наиболее точно ориентированных на развитие ценностных ориентаций будущего учителя, выделяются такие, которые, во-первых, являются личностно ориентированными, во- вторых, имеющими диалогическое основание, в-третьих, рефлексивными, и в-четвертых, создающими имитационное пространство (см. прил.).

К такого рода технологиям, в частности, относится диалог. Диалог - способ познания себя и окружающей действительности в условиях субъектно- смыслового общения. Именно для диалога свойственен поиск смысла ценностей, опирающийся на многогранную палитру переживаний. В рамках этой технологии передается разнообразная информация как по существу разговора, так и о собеседниках, их внутреннем мире и уровне сформированности коммуникативной и диалоговой культуры. В диалоге личность транслирует себя, свою уникальность и самобытность при условии адекватной самооценки, способности к полноценной самореализации, умении определять смысл явлений и предметов, быть критичным и т.п.

Можно выделить несколько типов диалогов, которые позволяют особым образом предъявлять ценности и создают основу для глубокого их рассмотрения. Например, духовный диалог, возможности которого реализуются на акме духовности; для него свойственно глубокое понимание сущности проблемы, высокий уровень культуры диалогического взаимодействия. Рассматриваемые вопросы - широкий круг глубоко проникающих в мир личности истин, своего рода бинарных оппозиций - противоположных интеллектуальных идей.

Возможен смыслотворческий диалог, активно включающий участников в поиск смыслов, в процесс определения системы индивидуальных ценностных ориентаций. Имеет большое значение рефлексивный диалог, позволяющий оценить собственный потенциал и определить линии обратной связи «участники - ведущий».

Представляется, что может иметь важное значение мотивационный диалог, который обозначает интерес к проблеме, возможно и к самой диалоговой технологии. Для участников субъектно- смыслового общения может стать привлекательным самореализующий диалог, назначение которого, прежде всего, в утверждении личности, полноценной самопрезентации и самовыражении.

Попробуем выделить характерные особенности диалога. К ним относятся:

объективная проблемность;

субъективно переживаемая ситуация поиска смысла;

отношения общности между участниками диалога;

особое отношение к Другому, «другодоминантность»;

незавершенность результата, стимулирующая мыслительную активность и т.д.

Диалогический опыт - явление сложное и многогранное. С точки зрения С. Беловой (Волгоград, 1998), он приобретается человеком, способен развиваться, и динамика этого процесса отражается в трех этапах: сюжетно- познавательном, чувственно- аналитическом, личностно- рефлексивном.

Сюжетно- познавательный этап создает «пространство» диалога, актуализирует необходимые сведения, мотивирует деятельность участников, дает возможность выразить себя в заданной или выбранной роли. Чувственно- аналитический этап связан с попыткой глубокого познаний обсуждаемых истин, мира человека как системы ценностей. В этом раскрывается потенциал диалога, опыт осмысления ценностей, эмоциональная культура личности. Личностно- рефлексивный этап в целом ориентирован на интериоризацию ценностей, развитие опыта смыслотворчества и рефлексии на основе глубокого познания самого себя.

Как видно из представленной характеристики этапов развития, диалог - это своего рода лаборатория, поле духовности; он невозможен без совместного поиска истины. В этой «лаборатории» нет знаний в готовом виде, есть проблемы и варианты поиска: через систему вопросов, актуализацию знаний, обнаружение пробелов, раскрытие творческих способностей и т.п.

Диалог предполагает филигранную работу с разного рода информацией. Причем, этот процесс должен опираться на широкий обмен имеющимися знаниями, знакомство со сведениями всех (или многих) участников, сосуществование разнообразных мнений по одной проблеме, поощрение разных подходов к одной и той же проблеме, возможность высказывать критические замечания, стимулирование поиска группового консенсуса и т.п.

Организационно диалоговая технология включает последовательность этапов, которые позволяют реализовать главные задачи: глубокий анализ проблемы, понимание ее ценностно-смыслового содержания, развитие диалоговой культуры.

1 этап - вводный. Его главные характеристики - создание благоприятной эмоциональной и интеллектуальной атмосферы, актуализация необходимой информации, стимулирование ситуации интереса к проблеме.

2 этап - основной. Диалог в разных модификациях: обсуждение вопросов в микрогруппах; выступление студента перед группой с заранее подготовленным сообщением; система вопросов (открытых, дивергентных, оценочных и др.), не предполагающих однозначных ответов; формулировка проблемы, глубокий анализ и размышление над проблемой; вычленение «точек удивления» (С.Ю Курганов); привлечение разнообразных источников информации; осмысление позиций; аргументированные выступления оппонентов; поиск путей решения проблемы и т.п.

3 этап - итоговый, заключительный. Анализ и осмысление диалога с содержательной и процессуальной точек зрения. Рефлексия по поводу собственной работы. Выяснение успехов и неудач. Оценка психологической атмосферы во время работы, уровня реализации мыслительного потенциала. Определение возможных перспектив дальнейшей работы.

Разновидность диалога - дискуссия, определяемая как целенаправленный, упорядоченный обмен идеями, мнениями всех участников обсуждения проблемы ради поиска смысла (истины) (Кларин М.В., 1994). Одним из важнейших отличительных признаков дискуссии является самоорганизация участников, т.е. способность присутствующих доброжелательно выстраивать взаимные отношения как основу для углубленного и разностороннего обсуждения проблем.

По мнению М.В. Кларина, дискуссия должна иметь и такие признаки:

работа группы лиц, выступающих обычно в ролях ведущих и участников;

направленность на достижение целей;

соответствующая организация места и времени работы;

общение протекает как взаимодействие;

взаимодействие включает высказывания, выслушивания, невербальные выразительные средства и т.д.

Главная цель дискуссии: развитие коммуникативной и дискуссионной культуры в процессе поиска истины. Среди задач содержательного плана выделяются: осознание и осмысление проблем и противоречий; выявление имеющейся информации; творческая переработка знаний; развитие умений аргументировать и обосновывать свою точку зрения; включение знаний в новый контекст и т.п.

Задачи организационного плана можно сформулировать следующим образом: использование в качестве основы взаимодействия правила и процедуры совместного поиска истины; реализация ролевого веера в группе; развитие умений коллективного поиска; формирование временного и пространственного единства и другие.

В настоящее время используются разнообразные формы дискуссии:

«Круглый стол». В рамках этой формы участники (5 - 7 человек) располагаются по кругу в центре аудитории и высказывают суждения по рассматриваемой проблеме. За пределами круга могут находиться слушатели, задающие вопросы и способные повлиять на ход рассмотрения вопросов.

Заседание экспертной группы. Данная форма предусматривает работу в одной аудитории нескольких групп экспертов с заранее назначенным председателем. Проблема обсуждается в группе, а далее члены экспертных групп кратко выступают перед всей аудиторией.

Симпозиум. Работа проходит по алгоритму: участники выступают с заранее подготовленными сообщениями, отражающими их точку зрения по проблеме, и отвечают на вопросы аудитории.

Дебаты. Форма обсуждения заявленной проблемы, предусматривающая точно фиксированные во времени выступления утверждающей и оппонирующей сторон, чередующиеся с вопросами и комментариями поочередно от каждой противостоящей группы.

Судебное заседание. Имитируется судебное разбирательство. Участники распределяют обязанности членов судебного слушания и, выполняя ролевые предписания, рассматривают предложенную проблему.

Все формы дискуссии обладают уникальным педагогическим инструментарием и в связи с этим способны:

· стимулировать инициативу и продуктивный обмен идеями;

· развивать рефлексивное мышление;

· побуждать к поиску адекватной аргументации и различных способов выражения мысли;

· повышать восприимчивость и толерантность к новым идеям;

· учить видеть явление объемно и многопланово;

· предлагать способы углубленной работы с содержанием проблемы и т.п.

Проведение дискуссии требует тщательной подготовки. Как правило, для этих целей создаются временные группы, в обязанности которых входят обмен идеями и опытом, постановка проблем, выработка правил, определение необходимости приглашения специалистов, обсуждение информации из различных источников и т.д. Возможна и «мозговая атака», предусматривающая выявление веера идей для обсуждения в дискуссии.

Заранее могут быть распределены функциональные роли в дискуссионной группе: «ведущий» - организует работу, обсуждение проблемы; «аналитик» - задает вопросы, подвергает сомнению идеи; «протоколист» - фиксирует ход дискуссии, информирует об итогах работы; «наблюдатель» - оценивает участие каждого в обсуждении проблемы.

Особая роль в дискуссии принадлежит педагогу, именно он непосредственно и опосредованно задает тон в обсуждении проблем. Педагог должен владеть приемами, необходимыми для проведения полноценной дискуссии:

а) приемы введения в дискуссию: стимулирующие вопросы типа «как?», «почему?» и т.п.; изложение проблемы; включение ролевой игры или ее фрагмента; предъявление предметов, объектов и т.п.; показ фильма; прослушивание записи; организация выступления экспертов; использование текущих новостей и т.п.;

б) приемы регулирования хода дискуссии: информативные, разъясняющие высказывания на обсуждаемую тему; краткий пересказ - пояснение слов участника дискуссии; побуждение участников к углублению мысли; выдерживание паузы; фокусирование внимания участников на обсуждаемой проблеме; внимание к каждому выступлению, изменение хода рассуждений участника дискуссии; тактичные реплики, проясняющие высказывания и т.п.

в) приемы подведения итогов обсуждения: обзор полученной информации; резюмирование сказанного по обсуждаемой проблеме; обобщение вопросов; формулировка выводов; анализ хода обсуждения проблемы, организация рефлексии и т.п.

Успех дискуссии обеспечен при реализации следующих условий:

· наличие достаточной зрелости и самостоятельности для обсуждения проблем;

· развитие умения аргументировать свою позицию, точку зрения;

· поиск различных способов передачи информации;

· присутствие контакта между участниками дискуссии;

· выступление каждого участника как равного;

· сопоставление различных интерпретаций сложных явлений;

· создание благоприятного психологического микроклимата;

· сочетание упорядоченности хода обсуждения с отсутствием регламентации;

· поддержка свободного обмена мнениями и т.п.

К личностно ориентированным технологиям образовательной системы принадлежит игра, потенциал которой заключается в том, что это, по меткому замечанию С.Т. Шацкого, «жизненная лаборатория». Игра - уникальная система общения, в которой решаются разнообразные проблемы: социальные, коммуникативные, процессуально- креативные, аксиологические, отношенческие, синергетические и т.п. на основе неповторимой человеческой активности при наличии прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность (Ш.А. Амонашвили, Н.П. Аникеева, В.В. Петрусинский, В.А. Сухомлинский, С.А. Шмаков и др.). Игровая технология имеет принципиальное значение в развитии личности и ее аксиосферы, поскольку она всегда выступает одновременно как бы в двух измерениях: в настоящем и будущем (О.С. Газман). Здесь и теперь она дарит радость, служит удовлетворению актуальных потребностей человека, а заложенные в ней традиции и нормы, повторяющиеся действия закладывают фундамент личности.

Поскольку игра – это исток и вершина человеческой культуры, а игровая аура может рассматриваться как отражение позитивной психоэнергии человечества, нет сомнения в исключительной ценности этого культурологического феномена для воспитания человека. Целостно охватывая и пронизывая весь спектр деятельностей, в которых формирующийся человек самореализуется как личность, игра насыщает его жизнь всевозможными способами присвоения высших психических функций, норм, ценностей. Действительно, игра, являющаяся прежде всего активной деятельностью в форме развлечения, потехи, соревнования, упражнения, тренинга и т.д., является образно говоря, своеобразным перпетуум-мобиле (вечным двигателем) воспитания.

Ценность игры для современного образования заключается в новых логических конструкциях и их сочетаниях при исследовании мира возможностей, открытие и освоение которых приносит так много удовольствия и так важно для постижения вероятностных процессов в природе и обществе. В последние годы разработчики игр для учащихся особенно делают акцент на то, что игры развивают сообразительность, логику, пространственное воображение, математические, конструкторские и прочие способности, столь необходимые для творчества.

С образовательной точки зрения игра - это способ группового диалогичного исследования возможной действительности в контексте личностных интересов. Основная задача применения игровых технологий - развитие у обучающихся целостной картины мира, способности правильно ориентироваться в окружающем мире.

Игра - это технология динамичная, точно реализующая задачи образовательной системы, поскольку позволяет погрузить обучающихся в активное контролируемое общение, где они проявляют свою сущность и могут взаимодействовать с другими людьми.

Ю.В. Геронимус выделяет такие факторы, способствующие возникновению игрового интереса:

· удовольствие от контактов с партнерами по игре;

· удовольствие от демонстрации партнерам своих возможностей как игрока;

· азарт ожидания непредвиденных игровых ситуаций и последовательных их разрешений в ходе игры;

· необходимость принимать решение в сложных и часто неопределенных условиях;

· довольно быстрое выяснение последствий принятых решений. Это выяснение последствий, как правило, возможно только в ходе игры, т.к. последствия зависят, вообще говоря, еще и от непредсказуемых действий других игроков;

· удовлетворение от успеха - промежуточного или окончательного;

· если игра ролевая, то удовольствие от процесса перевоплощения в роль;

· если игра азартная, то к игровому интересу может добавиться корыстный интерес к денежному выигрышу.

Игра стимулирует развитие личности прежде всего потому, что гарантирует всем участникам возможность свободно и естественно “задействовать” свои способности и благодаря этому вступать в прекрасный и одухотворенный мир творчества. Поскольку любое творческое самопроявление человека по своей природе является интерактивным актом, то в игре и через игру приобретается опыт взаимоотношений людей и формируется способность к продуктивному общению. Из сказанного следует, что игра как педагогический феномен культуры полифункциональна. По мнению крупнейшего специалиста в данной области С.А. Шмакова, игра комплексно реализует следующие функции: социокультурную; аксиологическую; межнациональной коммуникации; самореализации ребенка; коммуникативную; диагностическую; игротерапевтическую; корректирующую и развлекательную.

Вероятно, этот перечень является далеко не исчерпывающим всего комплекса назначений игровой деятельности. Его легко можно дополнить другими функциями, связанными с познанием мира, с учебной деятельностью, с развитием психических процессов, с воспитанием нравственных качеств, формированием ценностных ориентаций и т.д., однако таящийся в недрах игры богатейший воспитательно- развивающий потенциал очевиден и без этого.

Для эффективного включения этого потенциала в образовательный процесс необходимо, во-первых, самое серьезное отношение к играм со стороны прежде всего педагогов, во-вторых, продуманное насыщение образовательной системы разнообразными и полезными играми, к которым относятся:

Интеллектуально-творческие (сюжетно-интеллектуальные, дидактические, трудовые, технические, компьютерные, соревнования, конкурсы, эстафеты и др.).

2.Социальные (творческие, сюжетно-ролевые, игры-драматизации, деловые, организационно- деятельностные, имитационные и др.)

Психологические игры и тренинги (экспромтные, лечебные, анкеты, вопросники, тесты и др.).

Физические игры (двигательные, спортивные, на воздухе и др.)

3.Комплексные (коллективно-творческие, игры досуговой сферы).

В досуговой практике в последние десятилетия сложились и утвердились такие игровые модели, как КВН, “Что? Где? Когда?”, викторины, конкурсы, путешествия и т.д., имеющие сюжетное пространство и ярко выраженную форму, а также специфичную символику предметного, изобразительного, музыкального и т.д. характера.

В процессе реализации игровой технологии необходимо опираться на следующие принципы: добровольность участия, развитие игровой динамики, поддержание благоприятной психологической атмосферы, взаимосвязь игровой и неигровой деятельности и др.

Игровая технология может выстраиваться по следующему алгоритму:

выбор игры;

предложение варианта игры потенциальным участникам;

подготовка игрового оборудования и оснащения;

распределение ролей, создание групп;

рассмотрение условий проведения игры, правил и инструкций;

развитие игровой ситуации;

отслеживание хода игры, внесение необходимых корректив;

завершение игровой деятельности;

подведение итогов, анализ результативности игры, определение «вклада» игры в решение поставленных образовательных проблем.

К игровым технологиям, наиболее эффективно развивающим ценностную сферу личности, относятся такие, как ситуационные, ролевые, деловые, имитационные, интерактивные и т.д.

Таким образом, анализируя возможности игровой технологии, следует отметить ее потенциал для полноценного развития личности, становления профессиональной позиции и интериоризации разнообразных ценностей в атмосфере свободного, эмоционально привлекательного взаимодействия, одухотворенного творчеством.

Все это присуще и технологии общения, имеющей игровую основу и включающей содержательный пласт информации в соответствии с поставленными задачами (Н.Е. Щуркова).

Технология общения имеет уникальный коммуникативный инструментарий, способный «препарировать» практически любую информацию и сочетать вербальные и невербальные возможности коммуникативных актов, что создает основы для глубокого проникновения в образовательные проблемы.

Технология общения включает три этапа: подготовительный, этап организации и осуществления общения и деятельности, заключительный этап.

Естественно, что особую роль в реализации технологии играет подготовительный этап. Он предусматривает: определение темы коммуникации, формулировку задач развивающего, воспитательного и образовательного свойства; диагностику участников общения; тщательную работу над текстом урока общения; подбор активных форм работы; подготовку необходимого оборудования и т.п.

Этап организации и проведения общения включает ряд уникальных шагов, придающих технологии особую личностно ориентированную атмосферу с элементами процессуально- креативного и рефлексивного актов.

Как правило, этот этап начинается с пролога, введения в мир коммуникации. Педагог снимает психологическое напряжение, устанавливает доверительные отношения. Желательно, чтобы ведущий вчувствовался в каждого участника, наладил личный контакт с каждым присутствующим человеком. На этом этапе уместны комплименты, риторические вопросы, приветствия, доброжелательный юмор. Иногда может помочь открыться какой-либо предмет (мяч, ручка и т.п.), передаваемый по кругу.

Следующий элемент основного этапа - этюд. Известно, что этюд - это своего рода подготовка к активности, оттачивание техники предстоящей деятельности. Поэтому во время этюда предполагается наметить подходы к проблеме, точно обрисовать ее контуры, создать ситуацию интереса и установку на предстоящую деятельность. Возможны индивидуальные задания для участников. Значимой частью этого этапа могут стать пропедевтические фразы участников, начальное звено которых задается ведущим. Например: Я думаю, что главное в этом вопросе...; В предложенной проблеме меня волнует...; Меня этот вопрос не застал врасплох, я и раньше думал, что...

Вполне естественно, что этюд может включать элементы игры, разыгранные ситуации, видеофильм, знакомство с интересным человеком, просмотр репродукций и т.п., что усилит желание постичь смысл проблемы и, разобравшись в ее сущности, попытаться найти решение.

Следующий элемент - экспликация - процесс объяснения, истолкования информации. В данном случае реализуется возможность последовательного, аргументированного изложения материала. Уточняются детали, проясняются сомнения. На этом этапе уместны практические упражнения, обеспечивающие углубленное рассмотрение идеи. Вполне приемлемы ролевые, деловые игры, усиливающие герменевтический потенциал образовательного процесса.

Очень важно на этом этапе рассмотрения проблемы попытаться создать логическую схему теоретических положений, своего рода знаково- схематичный образ, в котором отразить линии взаимосвязей между основными (всеми) составными частями осмысливаемого явления.

Дискурсия - еще один элемент основного этапа, главное назначение которого обсуждение теоретического материала, рассуждение, размышление о сущности проблемы. Стержень этого элемента - система вопросов и палитра суждений. Причем, вопросы могут быть продуманы заранее, что придаст обсуждению ожидаемый ракурс в рассмотрении проблемы. Что касается суждений, то они могут быть любыми (глубокими, поверхностными, личными или обоснованными с помощью авторитетного мнения), однако ведущий должен подчеркивать ценность каждого мнения, тем самым стимулируя активность присутствующих.

В этой части желательны утверждающие суждения, тон которым может задавать ведущий, предлагая вопросы: Как бы вы сформулировали основную идею? Какой смысл вы вкладываете в... Как вы оцениваете это явление? В какой мере можно реализовать эту идею?..

Важным является еще один элемент основной части - это коррекция, т.е. изменение. Н.Е. Щуркова рассматривает коррекцию как своего рода психологический сдвиг, как внесение изменений в понимание, позицию, взгляды присутствующих. Безусловно, этот элемент позволяет направить внимание участников на пути совершенствования личности. В ходе корректирующего воздействия важно предложить альтернативные варианты решения рассматриваемых проблем. В процессе работы можно использовать игровых технологии, коллективные способы деятельности.

Особая роль отводится завершающему этапу рассмотрения проблемы, ключевым элементом которого является рефлексия. Каждый присутствующий кратко оценивает работу, свое участие и самочувствие. Ведущий может поощрять активность участников, задавая резюмирующие вопросы: Что вам дало сегодняшнее общение? Как вам работалось? Что изменилось в ваших представлениях о...?

Завершает этап организации и проведения общения краткий оценочный итог и взаимная благодарность, что соответствует основам коммуникативной культуры.

Специально выделяется собственно заключительный этап. Он имеет принципиальное значение для организаторов работы в рамках коммуникативной технологии. Как правило, этот этап предполагает подведение общих итогов, выявление удач и нерешенных вопросов. Выводы и оценки, выявленные на заключительном этапе, могут быть полезными для дальнейшей работы в рамках коммуникативной технологии. Наряду с этим, следует иметь в виду ряд условий оптимальной организации деятельности:

· высокий уровень культуры педагога как образец коммуникативного идеала;

· творческий подход;

· свобода в реализации идеи;

· минимальная подготовка:

· опора на реальную действительность;

· стимулирование духовных усилий участников здесь и теперь;

· наличие кульминации;

· многоканальное влияние на личность участников (визуальное, аудиальное, кинестетическое и т.д.);

· эмоциональность ведущего, задающего тон общей деятельности.

В процессе формирования ценностных ориентаций личности особое значение имеет включение технологии моральных дилемм (Л. Кольберг). На наш взгляд, это прекрасный вариант организации процесса развития духовного начала личности, основным инструментом которого являются вопросы, наполненные ценностным содержанием.

Ядро технологии моральных дилемм - естественно, содержание моральной дилеммы, которая должна соответствовать пяти основным характеристикам: 1) иметь отношение к реальной жизни; 2) быть по возможности простой для понимания; 3) быть не законченной; 4) включать два или более вопроса, наполненных нравственным содержанием; 5) предлагать на выбор обучающимся варианты ответов, акцентируя внимание на главном вопросе: «Как должен вести себя центральный герой?»

Алгоритм данной технологии выстраивается следующим образом:

предъявление участникам гипотетической моральной дилеммы. Ситуация, предлагаемая в ней не завершена и нуждается в глубоком осмыслении;

формулировка и обсуждение вопросов к дилемме. Возможны два варианта использования вопросов: 1) вопросы стимулируют дискуссию на моральную тему в группе; 2) вопросы в индивидуальной беседе с человеком могут служить основанием для диагностики уровня нравственного развития личности. Вопросы разработаны к каждой дилемме, на их основе строится логическая цепочка рассуждений морально-ценностного характера. Ответы на вопросы должны быть аргументированы.

тщательный анализ полученных ответов. Распределение ответов по четырем основным рубрикам: выбор, ценность, социальные роли и справедливость.

подведение итогов. Оценка влияния работы с дилеммой на нравственное развитие личности, формирование ценностных ориентиров.

Л. Кольберг доказал, что для обеспечения морального роста личности важно иметь в виду ряд условий: ситуация морального выбора, смена социальных ролей, использование на практике приобретенных морально-этических знаний и нравственных убеждений.

Таким образом, анализируя технологические основания развития личности, следует отметить приоритетное положение в этом процессе личностно-ориентированных, диалоговых, коммуникативных, рефлексивных технологий. Личностно ориентированные технологии имеют особое значение, поскольку, во-первых, подчеркивают ценность личности, продуцируют позитивное отношение к людям, в том числе и самому себе, указывают на необходимость равноправности в отношениях; во-вторых, они подразумевают ярко развитые духовные качества личности, уважение и заботу о каждом человеке, эмпатию, умение сопереживать другому человеку; в-третьих, естественность и открытость взаимоотношений - значимый показатель развития личности. Безусловную ценность в формировании личности имеют диалоговые технологии. Их потенциал и инструментарий дает возможность активно слушать, адекватно воспринимать и точно аргументировать свои позиции. В диалоге рождаются смыслы, утверждаются позиции, ранжируются ценности, развиваются индивидуальные потенциалы. Технологии с коммуникативной направленностью создают основы для уникального взаимодействия, обмена мыслями, чувствами и ценностями. Следует отметить и важнейшее значение рефлексивных элементов технологий, позволяющие оценить свой потенциал, ранжировать жизненные позиции, проанализировать удачи и сложности в процессе присвоения ценностей. Самое же значимое то, что рефлексия является основой внутренней мотивации личности, что усиливает ее духовные ресурсы, углубляет процессы осмысления ценностной парадигмы, возбуждает стремление к успеху, желание исправить ошибки и определяет пути приобщения к ценностям образовательной системы. Широкое использование отмеченных технологий позволит утвердить вечные основополагающие ценности и на их основе выстраивать ценностный мир современности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: