ОБРАЗЕЦ задания (пример задания из демоверсии 2015 года)




Культура формирует личности членов общества, тем самым она
в значительной степени регулирует их поведение. Клиффорд Гиртц называет культуру «системой регулирующих механизмов, включающей планы, рецепты, правила, инструкции... которые служат для управления поведением». Он считает, что без культуры люди были бы полностью дезориентированы: «Не обусловленное моделями культуры (системами значимых символов) поведение человека стало бы практически неуправляемым, оно сводилось бы к спонтанным бессмысленным поступкам и безудержным эмоциям, у человека практически не мог бы сформироваться опыт».

О том, насколько важна культура для функционирования индивида и общества, можно судить по поведению людей, не охваченных социализацией. Неконтролируемое, или инфантильное, поведение так называемых детей джунглей, которые оказались полностью лишёнными общения с людьми, свидетельствует о том, что без социализации люди не способны усвоить упорядоченный образ жизни, овладеть языком и научиться добывать средства к существованию...

Если культура регулирует поведение людей, можем ли мы зайти так далеко, чтобы назвать её репрессивной? Именно так считал Зигмунд Фрейд. Он исследовал конфликт между культурой (или «цивилизацией») и инстинктивным началом человеческой натуры. Часто культура действительно подавляет побуждения человека, главным образом, сексуальные и агрессивные. Но она не исключает их полностью. Она скорее определяет условия, при которых они удовлетворяются...

Но, учитывая важность влияния культуры на поведение людей, мы не должны вместе с тем преувеличивать её возможности. Способность культуры управлять человеческим поведением ограничена по многим причинам. Прежде всего, небеспредельны биологические возможности человеческого организма. Простых смертных нельзя научить перепрыгивать через высокие здания, даже если общество высоко ценит такие подвиги. Точно так же существует предел знаний, которые может усвоить человеческий мозг...

Факторы окружающей среды также ограничивают воздействие культуры. Например, засуха или извержения вулкана могут нарушить сложившийся способ земледелия. Факторы окружающей среды могут препятствовать формированию некоторых моделей культуры. Согласно обычаям людей, живущих в тропических джунглях с влажным климатом, не принято в течение длительного времени возделывать определённые участки земли, поскольку на них нельзя долго получать высокие урожаи зерновых.

(Н. Смелзер)

Какое определение культуры приведено автором? Как в тексте объясняется положение о «репрессивном» характере культуры?

Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) ответ на первый вопрос: система регулирующих механизмов, включающая планы, рецепты, инструкции… которые служат для управления поведением; 2) ответ на второй вопрос: часто культура действительно подавляет побуждения человека, главным образом сексуальные и агрессивные. Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках  
Правильно даны ответы на два вопроса  
Правильно дан ответ на один любой вопрос  
Ответ неправильный  
Максимальный балл 2

 

Назовите три причины, которые, по мнению автора, ограничивают «способность культуры управлять человеческим поведением». Привлекая обществоведческие знания, факты общественной жизни, назовите ещё одну причину, не указанную в тексте.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
В правильном ответе могут быть указаны следующие элементы: 1) причины по тексту: – небеспредельные биологические возможности человеческого организма; – предел знаний, которые может усвоить человеческий мозг; – факторы окружающей среды; (Причины могут быть указаны в иных, близких по смыслу формулировках.) 2) причина не по тексту, например: поддержание существующего общественного порядка, следование принятым социальным нормам. Может быть названа другая причина  
Правильно названы три причины по тексту и одна причина не по тексту  
Правильно названы любые две-три причины  
Правильно названа только одна причина. ИЛИ Ответ неправильный  
Максимальный балл 2

Какие три результата социализации названы в тексте? Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите пример того, какое социализирующее воздействие необходимо для достижения каждого из этих результатов.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
В правильном ответе должны быть названы результаты социализации и приведены соответствующие примеры социализирующего воздействия: 1) упорядоченный образ жизни (например, из поколения в поколение в семье N передаются традиции ведения домашнего хозяйства); 2) владение языком (например, родители разучивают с ребёнком стихи, читают книжки); 3) умение добывать средства к существованию (например, в профессиональном лицее юноша осваивает профессию автомеханика). Могут быть приведены другие примеры социализирующего воздействия  
Правильно названы три результата социализации, к каждому приведены соответствующие примеры  
Правильно названы два-три результата социализации, к двум из них приведены соответствующие примеры  
Правильно названы один–три результата социализации, к одному из них приведён(-ы) соответствующий(-е) пример(-ы)  
Правильно названы только один–три результата социализации. ИЛИ Приведены только один–три примера. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный  
Максимальный балл 3

Используя текст и обществоведческие знания, приведите три объяснения высказанной в тексте мысли о том, что без культуры люди были бы полностью дезориентированы.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Могут быть приведены такие объяснения: 1) язык является неотъемлемой частью культуры, поэтому без него коммуникация людей была бы крайне затруднена и сведена к примитивным невербальным знакам; 2) ценности являются продуктом культуры, без них невозможно развитие самосознания человека; 3) религия как форма (область) духовной культуры позволяет верующим получить ответы на вопросы смысла жизни и т.п. Могут быть приведены другие объяснения  
Приведены три объяснения  
Приведены два объяснения  
Приведено только одно объяснение  
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный  
Максимальный балл 3

 

 

ВСЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО КУРСУ должны быть высланы студентом на электронную почту metodica16@yandex.ru не позднее 10 декабря 2016 года

Письмо должно иметь в графе тема запись «задание 1 (2,3,4), фамилия студента», задание высылается в виде вложения к письму. Имя файла – фамилия студента и номер выполненного задания. Обратите внимание, что задания по каждому из разделов должны быть высланы раздельными письмами, поскольку задания проверяются разными преподавателями.

Зачет проставляется по итогам работы в семестре, с учетом посещения учебных занятий и качественного и своевременного выполнения заданий. Студенты, не получившие зачет по итогам работы в семестре, предоставляют незачтенные задания (невыполненные в срок /некачественно выполненные задания) и сдают устный зачет по вопросам.

Вопросы к зачету по курсу:

  1. Предмет, содержание и функции методики преподавания обществознания.
  2. Цели современного обществоведческого образования.
  3. Преподавание обществознания в свете внедрения компетентностного стандарта: основные требования к процессу обучения.
    Нормативные основания и документальное обеспечение образовательного процесса – место обществоведческих дисциплин в системе общего образования РФ
  4. Сократический диалог как методическая основа философских практик в работе с детьми.
  5. «Сообщество исследователей» как форма организации работы с детьми.
  6. Использования метода философских игр в педагогической практике работы с детьми.
  7. Организация преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики» в средней школе: принципы и проблемы.
  8. Массовая культура как материал в преподавании обществознания: методики и ограничения.
  9. Дидактика, методика обучения обществознанию, педагогическая технология: их взаимосвязь.
  10. Особенности технологического построения учебного процесса при изучении философских и обществоведческих курсов в средней (полной) школе.
  11. Дискуссия на уроках обществознания: значение и ограничения. Методика организации дискуссии на уроках обществознания.
  12. Задачи, содержание и приемы проверки знаний на различных уровнях познавательной самостоятельности учащихся.
  13. Закрепление знаний и умений на уроках обществознания, задачи и организация закрепления, их зависимость от целей обучения, содержания учебного материала.
  14. Игровая деятельность на уроках обществознания. Особенности игровых технологий в работе со школьниками разных классов.
  15. Использование документов в философских и обществоведческих курсах, их роль в обществоведческом образовании и развитии учащихся.
  16. Проектная деятельность учащихся по обществознанию, ее роль в повышении эффективности учебного процесса.
  17. Классификации уроков, различные точки зрения на классификацию. Типы и формы уроков обществознания.
  18. Классификация педагогических технологий. Методические особенности применения педагогических технологий в процессе обучения по философским и обществоведческим курсам.
  19. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. Преподавание обществознания в профильных классах.
  20. Базовые, профильные, элективные философские и обществоведческие курсы на разных ступенях на уровне среднего (полного) общего образования.
  21. Курс «Методика преподавания обществознания» в системе педагогических наук: предмет, задачи, методы научного исследования.
  22. Межпредметные и внутрипредметные связи в курсе обществознания. Их значение для усвоения содержания предмета.
  23. Методика использования технических средств обучения на уроке обществознания, их роль в развитии познавательной активности и навыков самостоятельной работы учащихся.
  24. Методика организации домашнего задания по обществознанию с учетом индивидуализации и дифференциации обучения.
  25. Методика структурно-функционального анализа учебного материала, его роль в повышении качества образования, воспитания и развития ученика в процессе изучения обществознания.
  26. Мотивация в обучении философским и обществоведческим дисциплинам. Познавательный интерес и пути его формирования на уроках обществознания.
  27. Особенности организации проектной деятельности учащихся в процессе обучения обществознанию в 10-11 классах.
  28. Письменные источники и методические возможности их использования на уроках обществознания в средней (полной) школе.
  29. Приемы и средства творческо-проектной деятельности учащихся на уроках обществознания. Образовательная, воспитывающая роль проблемного построения занятий при освоении школьных философских и обществоведческих курсов.
  30. Приемы изучения теоретического содержания учебного материала. Факторы выбора приемов учителем обществознания.
  31. Система уроков обществознания: тематическое планирование системы уроков по разделу, теме курса в средних и старших классах.
  32. Современная система школьного обществоведческого образования: цели и структура.
  33. Содержание, формы, средства, приемы внеурочной и внеклассной работы обществоведческой направленности в школе, их роль в образовании, воспитании, развитии учащихся.
  34. Уровни познавательной самостоятельности учащихся, их учет при планировании содержания и методической организации уроков обществознания.
  35. Методические требования к планированию и проведению современного урока по курсу обществознания.
  36. Формы итоговой аттестации выпускников средних общеобразовательных учреждений по обществознанию.
  37. Особенности проверки достижения целей обществоведческого образования с помощью контрольно-измерительных материалов Единого государственного экзамена.
  38. Функции и основные компоненты учебника по обществознанию. Приемы работы с учебником по обществознанию в основной и старшей школе.

 

XI. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины / практики:

А) перечень основной литературы по всем разделам курса:

 

1. Бахмутова А. С. Методика преподавания обществознания, часть 1-2. Москва. 2001.

2. Боголюбов Л.Н. О закономерностях становления содержания социально-гуманитарного образования // Преподавание истории и обществознания в школе. 2011, № 4.

3. Боголюбов Л.Н. Основные компоненты содержания обществоведческого образования // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2009. - № 8.

4. Боголюбов Л.Н. Роль курса обществознания в воспитании гражданственности и патриотизма. // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2009 - № 4.

5. Брызгалина Е.В. Междисциплинарность как основа изучения человека в школьном курсе обществознания (часть 1) в журнале Преподавание истории и обществознания в школе, 2012, № 8, с. 31-34

6. Брызгалина Е.В. Междисциплинарность как основа изучения человека в школьном курсе обществознания (часть 3) в журнале Преподавание истории и обществознания в школе, 2012,№ 10, с. 17-23

7. Брызгалина Е.В.Междисциплинарность как основа изучения человека в школьном курсе обществознания (часть 2) в журнале Преподавание истории и обществознания в школе, 2012,№ 9, с. 19-25

8. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В.А. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2009.

9. Иванова А.А. Методика преподавания общественно-политических дисциплин. Методические указания. Я.: Изд-во ЯГУ, 1997.

10. Концепция социально-гуманитарного (обществоведческого) образования в современной школе // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2008. - № 7 - 8

11. Лазебникова А. Ю. Современное школьное образование, Москва, 2000.

12. Лазебникова А.Ю., Брандт М.Ю. Уроки обществознания в 11 классе: Методическое пособие по курсу «Человек и общество». М.: Дрофа, 2000.

13. Лазебникова А.Ю., Коваль Т.В., Королева Г.Э., Королькова Е.С., Рутковская Е.Л. Примерные программы среднего (полного) общего образования: обществознание: 10 – 11 классы. Под общей редакцией М.В. Рыжакова. -М.: Вентана – Граф, 2012.

14. Лазебникова А.Ю., Коваль Т.В., Рутковская Е.Л. Примерные программы среднего (полного) общего образования: философия: 10 – 11 классы. Под общей редакцией М.В. Рыжакова.-М.: Вентана – Граф, 2012.

15. Методика преподавания обществознания в школе: учебник для студентов педагогических высших учебных заведений под редакцией Л. Н. Боголюбова, М.: Владос 2002.

16. Методические рекомендации по курсу «Введение в обществознание»: 8-9 кл. / Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.И. Матвеев и др.; под. Ред. Л.Н. Боголюбова. М.: Просвещение, 2000.

17. Никитин А.Ф. Основы обществознания. 8 класс: Поурочное и тематическое планирование. М.: Дрофа, 2000.

18. Общая методика преподавания обществознания в школе. Под редакцией Л. Н. Боголюбова, М.: издательство Дрофа, 2008.

19. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по обществознанию составленный Л. Н. Боголюбов, М:. Дрофа. 2000.

20. Прутченков А.С., Соколов Я.В. Граждановедение. Основы рыночной экономики. Пособие для учащихся 7-9-ых классов, их родителей и учителей. Ростов-на-Дону: изд-во РПУ. 1993.

21. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М., «Академия», 2003.

22. Справочник преподавателя общественных дисциплин / Авторы-составители Е.Е. Вяземский, Т.И. Тюляева. М.: ЦГО, 1998.
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. На сайте Федеральный государственный образовательный стандарт https://standart.edu.ru/


В) Учебники и учебные пособия.

Список учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на конкретный учебный год, необходимо уточнять на официальном сайте Министерства образования и науки Российской Федерации (раздел «Документы»).

 

Рекомендуется использовать материалы журнала «Методика преподавания истории и обществознания в школе».

 

Б) перечень дополнительной литературы

1. Аппарович Н.И., Полторак Д.И. Кабинет истории и обществоведения в средней школе. М.: Просвещение, 1982. 223 с.

2. Бахмутова Л.С. Методика преподавания обществознания в школе: 11 класс: Пособие для учителя. М.: ВЛАДОС, 2003. 350 с.

3. Бахмутова Л.С. Методика преподавания обществознания: Учеб. пособие для студ. пед. вузов: В 2 ч. М.: ВЛАДОС, 2001.

4. Боголюбов Л.Н. Методика преподавания обществознания в школе: учеб. для студ. пед. вузов. М.: ВЛАДОС, 2002. 302 с.

5. Гуманистические ценности европейских цивилизаций и проблемы современного мира: учебное пособие к курсу «Человек и общество» (П. А. Баранов, А. Н. Майков, Н. И. Элиасберг.)

6. Дидактика истории и обществознания: от школы к университету: научно-методический сборник. Вып. 2. Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2010. 186 с.

7. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий: Учебно-методическое пособие. – М.: АПКиПРО, 2003. 101 с.

8. Ильенков Э.В. Школа должна учить мыслить: учебно-методическое пособие. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2009. 108 с.

9. Интернет в гуманитарном образовании: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Под ред. Е.С. Полат. М.: ВЛАДОС, 2001. 271 с.

10. Каспржак А.Г, Митрофанов К.Г., Поливанова К.Н. и др. Новые требования к содержанию и методике обучения в российской школе в контексте результатов международного исследования PISA-2000. М., Университетская книга, 2005. 124 с.

11. Кулаков А. Е. Религии мира. Методическое пособие для учителей. Москва 1997

12. Митрофанов К.Г., Голубкин И.В., Беликова Ю.И. и др. Проектирование информационно-коммуникационных гуманитарных образовательных ресурсов нового поколения. М.: МГПУ, 2010, 200 с.

13. Митрофанов К.Г., Поливанова К.Н Элективные курсы в профильном обучении. Образовательная область «Обществознание». М., Вита-Пресс. 2004. 296 с.

14. Никитин А. Ф. Обществознание. Подготовка к экзамену. Задания и рекомендации. 11 класс. М.: Астрель. 2003.

15. Никифоров Д.Н., Скляренко С.Ф. Наглядность в преподавании истории и обществоведения. М.: Просвещение, 1978. 319 с.

16. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие / Под ред. Е.С. Полат. М.: Академия, 2009. 268 с.

17. О преподавании обществознания в 2010/2011 учебном году: Методическое пособие. / Под ред. В.В. Буряковой, С.И. Козленко. М.: МИОО, 2010. 240 с.

18. Общая методика преподавания обществознания в школе / Под ред. Л.Н. Боголюбова. М.: Дрофа, 2008. 608 с.

19. Обществознание (Глобальный мир в 21 веке). Книга для учителя под редакцией Л. В. Полякова, Москва Просвещение, 2007

20. Обществознание 10 класс. Поурочные планы по учебнику под редакцией Л. Н. Боголюбовой. Часть 1. Волгоград: Учитель 2008

21. Осмоловская И.М. Организация дифференцированного обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Изд-во МПСИ, 2005. 214 с.

22. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. М.: АРКТИ, 2008. 107 с.

23. Пидкасистый П.И., Портнов М.Л. Искусство преподавания: Первая книга учителя. М.: Рос. пед. агентство, 1999. 210 с.

24. Поляков Л.В., Иоффе А.Н. Обществознание: глобальный мир в XXI веке: 11 кл.: метод. пособие / Л.В. Поляков, А.Н. Иоффе. М.: Просвещение, 2008. 176 с.

25. Поташник М.М. Требования к современному уроку: методическое пособие. М.: Центр пед. образования, 2007. 271 с.

26. Равен Д. Педагогическое тестирование: проблемы, заблуждения, перспективы. М.: Когито-Центр, 2001. 139 с.

27. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. М.: НИИ школьных технологий, 2006, 816 с.

28. Сорокин А.А. Формирование знаний о цивилизации и культуре в курсах отечественной истории и обществознания. М.: издательство «Известия», 2010. 175с.

29. Сорокина Е. Н. Поурочные разработки по обществознанию. 2007 год. Профессиональный уровень. 10 класс. М.: «ВАКО», 2008.

30. Хуторской А.В. Современная дидактика: учеб. пособие. М.: Высшая школа, 2007. 638 с.

31. Чернова Г.А., Жукова Л.Г., Митюкова И.В. Методика преподавания обществознания в начальной школе. М.: Академия, 2008. 240 с.

В) методические рекомендации по использованию информационных технологий:

Используются видео- и аудиоматериалы по основным разделам курса. Для получения сведений об основных понятиях, связанных с проблематикой курса, используются интерактивные справочники, в том числе, выложенные в интернет.

 

XII. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Для проведения аудиторных занятий по курсу требуется специализированая аудитория, оборудованная комплектом аудио-видеотехники для сопровождения лекций презентациями с элементами учебных документальных фильмов по соответствующим темам курса.

 

РАЗРАБОТЧИК:

Заведующий кафедрой философии образования

философского факультета

Московского государственного университета

имени М.В.Ломоносова, доцент Е.В.Брызгалина

Рецензенты программы

старший методист ГБОУ ЦПМ Орлова Татьяна Сергеевна

методист ГБОУ ЦПМ Безносов Александр Эдуардович

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: