Исаев Д. Н.
Детская медицинская психология. Психологическая педиатрия. — СПб.: Речь, 2004. — 384с., илл.
ВВЕДЕНИЕ_ 4
Раздел 1_ 7
ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА, ОСЛОЖНЯЮЩИЕ СОМАТИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ_ 7
СОМАТОГЕННЫЕ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА_ 7
Этиология и патогенез 7
Клиническая картина_ 9
Синдромы соматогенных нервно-психических расстройств_ 10
Особенности психических расстройств при общих нейроинфекциях, травмах мозга_ 11
Особенности психических расстройств при соматических заболеваниях_ 14
Особенности интоксикационных психотических расстройств_ 19
Типы, течение и последствия экзогенных психических расстройств_ 21
Профилактика и лечение 22
Виктимность_ 24
ПСИХИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ У БОЛЬНЫХ НЕЙРОДЕРМИТОМ И ПСОРИАЗОМ_ 26
Клиника психических нарушений у больных нейродермитом_ 27
Клиника психических нарушений у больных псориазом_ 28
О ВОЛНОВОЙ ФОРМЕ ТЕЧЕНИЯ ИНФЕКЦИОННЫХ ПСИХОЗОВ У ПОДРОСТКОВ_ 31
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИНФЕКЦИОННЫХ ПСИХОЗОВ_ 35
Дети от 3 до 7 лет 35
Дети от 7 до 12 лет 36
Дети от 12 до 14 лет 37
ГРИППОЗНЫЕ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА_ 40
Раздел 2_ 44
БОЛЕЗНИ АДАПТАЦИИ, ИЛИ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА_ 44
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС И ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ВОЗНИКНОВЕНИЮ СОМАТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ_ 44
Стресс и эмоциональный стресс, механизмы их развития 44
Социальное окружение 47
Стрессор_ 48
О утомления от длительной активности. 49
Индивид_ 49
Психологическая защита и биологические процессы_ 53
Соматические изменения в процессе стресса_ 55
Патогенность стресса_ 58
Посттравматические стрессовые расстройства, расстройства адаптации_ 59
ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЙ ПОДХОД И МОДЕЛЬ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ_ 65
Понятие и патогенез психосоматических расстройств_ 66
Систематика психосоматических расстройств_ 68
РОЛЬ СОВРЕМЕННЫХ ПСИХОГЕННЫХ И НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ В ГЕНЕЗЕ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ_ 70
Школьные психосоциальные факторы_ 73
Родительское воспитание 73
ФОРМИРОВАНИЕ ВНУТРЕННЕЙ_ 78
КАРТИНЫБОЛЕЗНИ И ПСИХОСОМАТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ_ 78
Основные составляющие внутренней картины болезни_ 79
Психосоматические ситуации, возникающие при хронических болезнях_ 86
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТРАДАЮЩИХ ХРОНИЧЕСКИМ ЗАБОЛЕВАНИЕМ (МУКОВИСЦИДОЗОМ) 88
О СООТНОШЕНИИ ПСИХИЧЕСКИХ И ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ_ 91
СЕКСУАЛЬНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ В КЛИНИЧЕСКОЙ КАРТИНЕ ПОГРАНИЧНЫХ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ_ 95
ВЫЯВЛЕНИЕ ДЕТЕЙ, ПОДВЕРЖЕННЫХ РИСКУ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ_ 99
ОТРЫВ ДЕТЕЙ ОТ СЕМЬИ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ В БОЛЬНИЦУ ИЛИ ДЕТСКОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ_ 102
Фазы и типы адаптации детей_ 103
Адаптация детей, воспитывающихся в детском учреждении_ 104
Адаптация к больнице 106
Последствия отрыва от семьи. 108
Варианты отношения ребенка к госпитализации. 109
Пути смягчения отрицательных реакций ребенка на госпитализацию_ 110
Раздел 3_ 111
ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА, ВСТРЕЧАЮЩИЕСЯ ПРИ РАЗНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА_ 111
ОБ АСТЕНИЧЕСКОЙ СПУТАННОСТИ У ПОДРОСТКОВ_ 111
ДЕПРЕССИИ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ_ 117
Клинические проявления 118
Возрастные особенности депрессии_ 120
СОМАТИЗИРОВАННЫЕ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА_ 122
Проблема схематизации_ 122
Распространенность 123
Этиология и патогенез 124
Клиническая картина_ 125
Соматизация депрессий_ 126
Соматизация тревожных состояний_ 130
Соматизация при истерических расстройствах_ 132
Варианты соматизации при психотических расстройствах_ 133
ХРОНИЧЕСКИЙ БОЛЕВОЙ СИНДРОМ_ 135
Особенности переживания болевого синдрома детьми_ 136
Четыре группы болевых синдромов 137
Головная боль 138
Абдоминальная боль 139
Особенности детей, страдающих алгическими расстройствами_ 140
Раздел 4_ 140
ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА, ВОЗНИКАЮЩИЕ НА НЕПОЛНОЦЕННОЙ ПСИХИЧЕСКОЙ ПОЧВЕ. СТРУКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЗОВ У ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ__ 141
ПСИХИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ВОЗНИКНОВЕНИЮ ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ_ 144
Шизофрения 145
Маниакально-депрессивный (аффективный) психоз 146
Умственная отсталость 147
Органическая неполноценность 151
Психопатия 152
Раздел 8_ 153
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА ДЕТСКИХ НЕРВНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ_ 153
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ ДИАГНОЗ НЕВРОЗОВ У ДЕТЕЙ_ 153
Неврастения и неврастеноподобные синдромы_ 154
Истерия и истероподобные синдромы_ 169
Невроз навязчивых состояний и обсессивноподобные синдромы_ 176
Раздел 6_ 186
СМЕРТЬ В МИРЕ ДЕТЕЙ_ 186
ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЯ СМЕРТИ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ И РЕАКЦИЯ ДЕТЕЙ НА ПРОЦЕСС УМИРАНИЯ_ 186
Понятие о смерти в детском и подростковом возрасте 187
Страх смерти у детей_ 194
Умирающий ребенок 195
Реакция семьи на умирающего ребенка_ 202
Реакция семьи на смерть ребенка_ 204
Отношение детей и подростков к смерти родителей и родственников 205
Реакции ребенка на смерть 208
Факторы, препятствующие способности печалиться о потере 209
Реакция подростков на смерть родителя или члена семьи_ 214
НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ПОСЛЕ СМЕРТИ РОДИТЕЛЕЙ В ОТДАЛЕННОМ ПЕРИОДЕ_ 216
Мальчики-подростки_ 216
Девочки-подростки_ 217
Мальчики_ 218
Девочки_ 218
СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ_ 220
Суицидальное поведение подростков 223
Группы повышенного риска_ 226
Мотивы, причины, поводы суицидального поведения 229
Пресуицидальный синдром и постсуицид_ 234
Концепции формирования суицидального поведения 235
Примеры суицидального поведения детей и его анализ 238
Демонстративные попытки самоубийства_ 243
Покушения детей на свою жизнь 244
Общие особенности суицидального поведения детей_ 247
ЗАКЛЮЧЕНИЕ_ 250
ЛИТЕРАТУРА_ 254
Список научных и методических трудов Исаева Дмитрия Николаевича_ 260
ВВЕДЕНИЕ
Специалист, призванный сохранять здоровье подрастающего поколения, предупреждать заболевания, лечить и реабилитировать больных детей, сделает это тем лучше, чем будет глубже осведомлен об особенностях психологии детей. Известно, что постоянное накопление негативных переживаний, кратковременные и тяжелые стрессы могут, нарушив иммунитет, сделать организм детей беззащитным перед лицом внешних вредностей либо привести к болезням адаптации (психосоматическим расстройствам). С другой стороны, у детей соматические заболевания нередко осложняются переживаниями своего состояния, а зачастую — и психическими отклонениями. Педиатр, умеющий управлять психологией детей, использует этот важный терапевтический инструмент в борьбе с болью, соматическими заболеваниями, нарушениями поведения и нервными расстройствами. Клинический психолог, знающий возрастные особенности психологии, основы детских болезней и работающий с «трудными больными» детьми, также может сделать много для их лечения.
В представляемой на суд читателя книге излагаются особенности психики детей при соматических заболеваниях, психосоматических и пограничных нервно-психических расстройствах. Обсуждаются также очень трудные и мало разработанные психологические проблемы танатологии и суицидологии детского возраста. Фактически в ней собраны многие разделы медицинской психологии, которые касаются вопросов, возникающих в клинике детско-подросткового возраста.
Несмотря на то что достаточно давно (в 1930 г.) Дж. Андерсен указал на необходимость создания специальности, отражающей потребности врачей в понимании психологии маленьких пациентов, такой дисциплины еще не существует. Только в 1967 г. Л. Райт очертил предмет новой ветви науки — «психологической педиатрии». Он полагал, что «психологическая педиатрия» будет междисциплинарным образованием, адресующимся к полному спектру проблем физического и психического развития, проблем здоровья и болезни, затрагивающих детей, подростков и их семьи. Таким образом, «психологическая педиатрия» должна возникнуть на стыке психологии развития, психологии здоровья и детской психопатологии. Ее содержание могло бы охватить психологическую оценку детей и подростков, помощь в следовании предложениям врача, управление болью, лечение психогенных заболеваний, этику и защиту интересов ребенка.
Автор надеется, что настоящая книга может послужить материалом к построению отечественной психологической педиатрии.
Структура и содержание настоящей книги в значительной степени были предопределены полувековым творческим путем автора, логика которого м то же время отражает и ход развития самой науки о психике и ее отклонениях у здоровых и больных детей и подростков.
Первый раздел книги посвящен психическим расстройствам, осложняющим соматические заболевания у детей и подростков.
Из-за трудностей изучения детей и подростков за пределами больницы, почти неизвестны особенности психических отклонений при соматических и инфекционных заболеваниях. Обладая собственным опытом и обобщив достижения других исследователей в этой области, мы приводим эти материалы. Нами показано, что точная диагностика отклонений психики при соматогенных и инфекционных болезнях и умение отличить их от других детских психических расстройств — основное условие безошибочного понимания состояния больных детей и адекватной помощи им. Почти все детско-подростковое население в период эпидемических вспышек заболевает гриппом, а это может привести к незначительным или — реже — к более серьезным расстройствам психики детей. В связи с этим здесь обсуждаются особенности этих расстройств. На примере некоторых заболеваний (нейродермит, псориаз, муковисцидоз и др.) проиллюстрированы психические проявления, связанные с соматическими заболеваниями.
Второй раздел книги освещает болезни адаптации, или психосоматические расстройства, у детей и подростков.
Известная терапевтическая резистентность множества «трудных» соматических больных в педиатрических клиниках в 1970-х гг. стала побудительным мотивом для изучения этих больных, а также стрессов и накапливающихся у детей отрицательных эмоций, которые нередко становятся ответственными за появление неподдающихся традиционному лечению телесных расстройств. Эта важная и впервые нами в нашей стране всесторонне исследовавшаяся проблема психосоматических отношений у детей анализировалась несколько десятилетий. Были проведены исследования многих сотен больных. В результате их изучения были описаны особенности проявления болезней адаптации у детей разного возраста и при преимущественном поражении тех или иных органов и систем. Выявлен патогенетический механизм возникновения психосоматических расстройств в детско-подростковом возрасте («болезней адаптации»). Созданы методы раннего выявления детей высокого риска по отношению к психосоматическим расстройствам. Разработаны принципиальные подходы к лечению этих расстройств. В настоящей книге помещаются обобщающие результаты исследований, в которых описывается соотношение психических и психосоматических расстройств и предлагается целостный подход к анализу соматических и нервно-психических больных.
Предпринятое автором с начала 1980-х годов изучение психологии больного ребенка, т. е. внутренней картины болезни, выявило основные факторы, участвующие в ее формировании. Заболевший ребенок рассматривается нами не только как личность, изменившаяся под воздействием болезни, но и как индивид, оказавшийся из-за болезни в необычной жизненной ситуации, в которой нарушаются отношения между ним и окружающими его людьми. Здесь представлен итог работ и по этой проблеме.
С конца 1960-х годов многие наши исследования впервые после десятилетий замалчивания проблемы были посвящены психосексуальному развитию и половому воспитанию. Мы приводим результаты исследования, касающегося сексуальных проявлений в клинической картине пограничных нервно-психических расстройств в детском и подростковом возрасте.
Третий раздел включает в себя работы, посвященные психическим расстройствам, встречающимся при разных заболеваниях детского возраста.
Из-за недостаточной изученности особенностей психических отклонений в детском возрасте при разных заболеваниях и их важности, нам неоднократно приходилось обращаться к их исследованию. В этой связи можно надеяться, что публикуемые здесь главы об одной из особенно распространенных при соматических заболеваниях форм расстроенного сознания (астенической спутанности) и о самых частых психических расстройствах — депрессиях у детей и подростков, а также о телесных симптомах, нередко возникающих при нервных и психических расстройствах (соматизации) будут полезными читателю. Специального внимания, по нашему мнению, заслуживает хронический болевой синдром, достаточно часто создающий психологические трудности и у детей, и у подростков.
В четвертом разделе описаны психические расстройства, возникающие у детей и подростков на неполноценной почве.
Начиная с 1960-х годов и в продолжение многих лет, предметом научного интереса автора и его коллег были психические расстройства, возникавшие на неполноценной психической почве, т. е. появляющиеся у детей с врожденными отклонениями в психическом, сенсорном развитии и у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Результаты этих исследований были важны для получения ответа на вопрос, как меняются преходящие психические и соматические отклонения у детей с врожденными патологическими состояниями. Здесь обсуждаются расстройства психики, возникающие у детей и подростков с общим психическим недоразвитием и зависящие как от его форм, так и от степени умственной отсталости.
Пятый раздел посвящен дифференциальной диагностике детских неврозов.
Как педиатрам, так и клиническим психологам для распознавания нервно-психических расстройств, а также с целью назначения терапевтических и реабилитационных мер следует уметь различать эту патологию. Именно стремлением к уточнению психопатологической диагностики определяется помещение здесь материалов по дифференциальному диагнозу неврозов у детей.
Шестой раздел «Смерть в мире детей» представляет особую главу в исследованиях автора и новую для отечественной медицинской психологии и педиатрии.
В связи с особенной опасностью современной жизни для детей, из-за распространенности у них болезней, страхов и мыслей о смерти, из-за все увеличивающегося числа детских и подростковых суицидов, а также из-за нередких смертей близких, автор с сотрудниками в течение нескольких лет проводили изучение возрастных особенностей представлений детей о смерти. Кроме того, были исследованы непосредственные и отдаленные последствия стресса смерти родителей для их детей. Изучалась также психология умирающего ребенка. На большом контингенте детей и подростков проведен анализ их суицидального поведения. В этом разделе читатель найдет итог работ, посвященных этой важной, но еще мало исследованной проблеме.
Деятельность педиатра, клинического психолога, практикующих и передающих свой опыт другим, является в самом лучшем смысле слова общественным делом. Воспитание будущих специалистов и повышение квалификации уже имеющих требует постоянного и строгого этического ориентира. Мы надеемся, что в этой книге читатели найдут для себя сюжеты, полезные и в этом направлении.
По нашему мнению, в значительной степени содержание этого труда можно рассматривать как психологическую педиатрию. В определенной степени, это отчет о полувековых исследованиях автора и руководимого им коллектива в области, отражающей, в частности, исследования последствий переживаний детьми стрессов, вызывающих изменения в психике и соматической сфере или приводящих, к нарушениям поведения, а также психических расстройств при соматических заболеваниях.
На последних страницах книги с целью более подробной и точной информации о трудах автора и его сотрудников представлен список опубликованных работ.
В заключение настоящего введения автор выражает надежду, что представленная «психологическая педиатрия» может оказаться полезным всем педиатрам и психологам, которые интересуются детской клинической психологией, психосоматикой и психопатологией, а также танатологией и суицидологией детского и подросткового возраста.
Книга может заинтересовать детских неврологов и психиатров, социальных психологов и педагогов, а также всех, кто работает с больными детьми.
Раздел 1
ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА, ОСЛОЖНЯЮЩИЕ СОМАТИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ