ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА, ОСЛОЖНЯЮЩИЕ СОМАТИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ




Исаев Д. Н.

Детская медицинская психология. Психологическая педиат­рия. — СПб.: Речь, 2004. — 384с., илл.

 

ВВЕДЕНИЕ_ 4

Раздел 1_ 7

ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА, ОСЛОЖНЯЮЩИЕ СОМАТИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ_ 7

СОМАТОГЕННЫЕ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА_ 7

Этиология и патогенез 7

Клиническая картина_ 9

Синдромы соматогенных нервно-психических расстройств_ 10

Особенности психических расстройств при общих нейроинфекциях, травмах мозга_ 11

Особенности психических расстройств при соматических заболеваниях_ 14

Особенности интоксикационных психотических расстройств_ 19

Типы, течение и последствия экзогенных психических расстройств_ 21

Профилактика и лечение 22

Виктимность_ 24

ПСИХИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ У БОЛЬНЫХ НЕЙРОДЕРМИТОМ И ПСОРИАЗОМ_ 26

Клиника психических нарушений у больных нейродермитом_ 27

Клиника психических нарушений у больных псориазом_ 28

О ВОЛНОВОЙ ФОРМЕ ТЕЧЕНИЯ ИНФЕКЦИОННЫХ ПСИХОЗОВ У ПОДРОСТКОВ_ 31

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИНФЕКЦИОННЫХ ПСИХОЗОВ_ 35

Дети от 3 до 7 лет 35

Дети от 7 до 12 лет 36

Дети от 12 до 14 лет 37

ГРИППОЗНЫЕ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА_ 40

Раздел 2_ 44

БОЛЕЗНИ АДАПТАЦИИ, ИЛИ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА_ 44

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС И ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ВОЗНИКНОВЕНИЮ СОМАТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ_ 44

Стресс и эмоциональный стресс, механизмы их развития 44

Социальное окружение 47

Стрессор_ 48

О утомления от длительной активности. 49

Индивид_ 49

Психологическая защита и биологические процессы_ 53

Соматические изменения в процессе стресса_ 55

Патогенность стресса_ 58

Посттравматические стрессовые расстройства, расстройства адаптации_ 59

ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЙ ПОДХОД И МОДЕЛЬ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ_ 65

Понятие и патогенез психосоматических расстройств_ 66

Систематика психосоматических расстройств_ 68

РОЛЬ СОВРЕМЕННЫХ ПСИХОГЕННЫХ И НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ В ГЕНЕЗЕ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ_ 70

Школьные психосоциальные факторы_ 73

Родительское воспитание 73

ФОРМИРОВАНИЕ ВНУТРЕННЕЙ_ 78

КАРТИНЫБОЛЕЗНИ И ПСИХОСОМАТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ_ 78

Основные составляющие внутренней картины болезни_ 79

Психосоматические ситуации, возникающие при хронических болезнях_ 86

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТРАДАЮЩИХ ХРОНИЧЕСКИМ ЗАБОЛЕВАНИЕМ (МУКОВИСЦИДОЗОМ) 88

О СООТНОШЕНИИ ПСИХИЧЕСКИХ И ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ_ 91

СЕКСУАЛЬНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ В КЛИНИЧЕСКОЙ КАРТИНЕ ПОГРАНИЧНЫХ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ_ 95

ВЫЯВЛЕНИЕ ДЕТЕЙ, ПОДВЕРЖЕННЫХ РИСКУ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ_ 99

ОТРЫВ ДЕТЕЙ ОТ СЕМЬИ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ В БОЛЬНИЦУ ИЛИ ДЕТСКОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ_ 102

Фазы и типы адаптации детей_ 103

Адаптация детей, воспитывающихся в детском учреждении_ 104

Адаптация к больнице 106

Последствия отрыва от семьи. 108

Варианты отношения ребенка к госпитализации. 109

Пути смягчения отрицательных реакций ребенка на госпитализацию_ 110

Раздел 3_ 111

ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА, ВСТРЕЧАЮЩИЕСЯ ПРИ РАЗНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА_ 111

ОБ АСТЕНИЧЕСКОЙ СПУТАННОСТИ У ПОДРОСТКОВ_ 111

ДЕПРЕССИИ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ_ 117

Клинические проявления 118

Возрастные особенности депрессии_ 120

СОМАТИЗИРОВАННЫЕ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА_ 122

Проблема схематизации_ 122

Распространенность 123

Этиология и патогенез 124

Клиническая картина_ 125

Соматизация депрессий_ 126

Соматизация тревожных состояний_ 130

Соматизация при истерических расстройствах_ 132

Варианты соматизации при психотических расстройствах_ 133

ХРОНИЧЕСКИЙ БОЛЕВОЙ СИНДРОМ_ 135

Особенности переживания болевого синдрома детьми_ 136

Четыре группы болевых синдромов 137

Головная боль 138

Абдоминальная боль 139

Особенности детей, страдающих алгическими расстройствами_ 140

Раздел 4_ 140

ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА, ВОЗНИКАЮЩИЕ НА НЕПОЛНОЦЕННОЙ ПСИХИЧЕСКОЙ ПОЧВЕ. СТРУКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЗОВ У ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ__ 141

ПСИХИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ВОЗНИКНОВЕНИЮ ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ_ 144

Шизофрения 145

Маниакально-депрессивный (аффективный) психоз 146

Умственная отсталость 147

Органическая неполноценность 151

Психопатия 152

Раздел 8_ 153

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА ДЕТСКИХ НЕРВНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ_ 153

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ ДИАГНОЗ НЕВРОЗОВ У ДЕТЕЙ_ 153

Неврастения и неврастеноподобные синдромы_ 154

Истерия и истероподобные синдромы_ 169

Невроз навязчивых состояний и обсессивноподобные синдромы_ 176

Раздел 6_ 186

СМЕРТЬ В МИРЕ ДЕТЕЙ_ 186

ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЯ СМЕРТИ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ И РЕАКЦИЯ ДЕТЕЙ НА ПРОЦЕСС УМИРАНИЯ_ 186

Понятие о смерти в детском и подростковом возрасте 187

Страх смерти у детей_ 194

Умирающий ребенок 195

Реакция семьи на умирающего ребенка_ 202

Реакция семьи на смерть ребенка_ 204

Отношение детей и подростков к смерти родителей и родственников 205

Реакции ребенка на смерть 208

Факторы, препятствующие способности печалиться о потере 209

Реакция подростков на смерть родителя или члена семьи_ 214

НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ПОСЛЕ СМЕРТИ РОДИТЕЛЕЙ В ОТДАЛЕННОМ ПЕРИОДЕ_ 216

Мальчики-подростки_ 216

Девочки-подростки_ 217

Мальчики_ 218

Девочки_ 218

СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ_ 220

Суицидальное поведение подростков 223

Группы повышенного риска_ 226

Мотивы, причины, поводы суицидального поведения 229

Пресуицидальный синдром и постсуицид_ 234

Концепции формирования суицидального поведения 235

Примеры суицидального поведения детей и его анализ 238

Демонстративные попытки самоубийства_ 243

Покушения детей на свою жизнь 244

Общие особенности суицидального поведения детей_ 247

ЗАКЛЮЧЕНИЕ_ 250

ЛИТЕРАТУРА_ 254

Список научных и методических трудов Исаева Дмитрия Николаевича_ 260


ВВЕДЕНИЕ

Специалист, призванный сохранять здоровье подрастающего поко­ления, предупреждать заболевания, лечить и реабилитировать больных детей, сделает это тем лучше, чем будет глубже осведомлен об особен­ностях психологии детей. Известно, что постоянное накопление нега­тивных переживаний, кратковременные и тяжелые стрессы могут, на­рушив иммунитет, сделать организм детей беззащитным перед лицом внешних вредностей либо привести к болезням адаптации (психосо­матическим расстройствам). С другой стороны, у детей соматические заболевания нередко осложняются переживаниями своего состояния, а зачастую — и психическими отклонениями. Педиатр, умеющий уп­равлять психологией детей, использует этот важный терапевтический инструмент в борьбе с болью, соматическими заболеваниями, нару­шениями поведения и нервными расстройствами. Клинический пси­холог, знающий возрастные особенности психологии, основы детских болезней и работающий с «трудными больными» детьми, также может сделать много для их лечения.

В представляемой на суд читателя книге излагаются особенности психики детей при соматических заболеваниях, психосоматических и пограничных нервно-психических расстройствах. Обсуждаются также очень трудные и мало разработанные психологические проблемы танатологии и суицидологии детского возраста. Фактически в ней собраны многие разделы медицинской психологии, которые касаются вопросов, возникающих в клинике детско-подросткового возраста.

Несмотря на то что достаточно давно (в 1930 г.) Дж. Андерсен ука­зал на необходимость создания специальности, отражающей потреб­ности врачей в понимании психологии маленьких пациентов, такой дисциплины еще не существует. Только в 1967 г. Л. Райт очертил пред­мет новой ветви науки — «психологической педиатрии». Он полагал, что «психологическая педиатрия» будет междисциплинарным образо­ванием, адресующимся к полному спектру проблем физического и пси­хического развития, проблем здоровья и болезни, затрагивающих де­тей, подростков и их семьи. Таким образом, «психологическая педиат­рия» должна возникнуть на стыке психологии развития, психологии здоровья и детской психопатологии. Ее содержание могло бы охватить психологическую оценку детей и подростков, помощь в следовании предложениям врача, управление болью, лечение психогенных заболеваний, этику и защиту интересов ребенка.

Автор надеется, что настоящая книга может послужить материалом к построению отечественной психологической педиатрии.

Структура и содержание настоящей книги в значительной степени были предопределены полувековым творческим путем автора, логика которого м то же время отражает и ход развития самой науки о психике и ее отклонениях у здоровых и больных детей и подростков.

Первый раздел книги посвящен психическим расстройствам, ослож­няющим соматические заболевания у детей и подростков.

Из-за трудностей изучения детей и подростков за пределами боль­ницы, почти неизвестны особенности психических отклонений при со­матических и инфекционных заболеваниях. Обладая собственным опы­том и обобщив достижения других исследователей в этой области, мы приводим эти материалы. Нами показано, что точная диагностика от­клонений психики при соматогенных и инфекционных болезнях и умение отличить их от других детских психических расстройств — ос­новное условие безошибочного понимания состояния больных детей и адекватной помощи им. Почти все детско-подростковое население в период эпидемических вспышек заболевает гриппом, а это может при­вести к незначительным или — реже — к более серьезным расстрой­ствам психики детей. В связи с этим здесь обсуждаются особенности этих расстройств. На примере некоторых заболеваний (нейродермит, псориаз, муковисцидоз и др.) проиллюстрированы психические про­явления, связанные с соматическими заболеваниями.

Второй раздел книги освещает болезни адаптации, или психосомати­ческие расстройства, у детей и подростков.

Известная терапевтическая резистентность множества «трудных» соматических больных в педиатрических клиниках в 1970-х гг. стала побудительным мотивом для изучения этих больных, а также стрессов и накапливающихся у детей отрицательных эмоций, которые нередко становятся ответственными за появление неподдающихся традицион­ному лечению телесных расстройств. Эта важная и впервые нами в на­шей стране всесторонне исследовавшаяся проблема психосоматичес­ких отношений у детей анализировалась несколько десятилетий. Были проведены исследования многих сотен больных. В результате их изу­чения были описаны особенности проявления болезней адаптации у детей разного возраста и при преимущественном поражении тех или иных органов и систем. Выявлен патогенетический механизм возникновения психосоматических расстройств в детско-подростковом воз­расте («болезней адаптации»). Созданы методы раннего выявления детей высокого риска по отношению к психосоматическим расстрой­ствам. Разработаны принципиальные подходы к лечению этих рас­стройств. В настоящей книге помещаются обобщающие результаты исследований, в которых описывается соотношение психических и психосоматических расстройств и предлагается целостный подход к анализу соматических и нервно-психических больных.

Предпринятое автором с начала 1980-х годов изучение психологии больного ребенка, т. е. внутренней картины болезни, выявило основ­ные факторы, участвующие в ее формировании. Заболевший ребенок рассматривается нами не только как личность, изменившаяся под воз­действием болезни, но и как индивид, оказавшийся из-за болезни в необычной жизненной ситуации, в которой нарушаются отношения между ним и окружающими его людьми. Здесь представлен итог работ и по этой проблеме.

С конца 1960-х годов многие наши исследования впервые после де­сятилетий замалчивания проблемы были посвящены психосексуаль­ному развитию и половому воспитанию. Мы приводим результаты ис­следования, касающегося сексуальных проявлений в клинической кар­тине пограничных нервно-психических расстройств в детском и подростковом возрасте.

Третий раздел включает в себя работы, посвященные психическим расстройствам, встречающимся при разных заболеваниях детского воз­раста.

Из-за недостаточной изученности особенностей психических откло­нений в детском возрасте при разных заболеваниях и их важности, нам неоднократно приходилось обращаться к их исследованию. В этой свя­зи можно надеяться, что публикуемые здесь главы об одной из особен­но распространенных при соматических заболеваниях форм расстро­енного сознания (астенической спутанности) и о самых частых психи­ческих расстройствах — депрессиях у детей и подростков, а также о телесных симптомах, нередко возникающих при нервных и психичес­ких расстройствах (соматизации) будут полезными читателю. Специ­ального внимания, по нашему мнению, заслуживает хронический бо­левой синдром, достаточно часто создающий психологические труд­ности и у детей, и у подростков.

В четвертом разделе описаны психические расстройства, возникаю­щие у детей и подростков на неполноценной почве.

Начиная с 1960-х годов и в продолжение многих лет, предметом на­учного интереса автора и его коллег были психические расстройства, возникавшие на неполноценной психической почве, т. е. появляющи­еся у детей с врожденными отклонениями в психическом, сенсорном развитии и у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Ре­зультаты этих исследований были важны для получения ответа на вопрос, как меняются преходящие психические и соматические откло­нения у детей с врожденными патологическими состояниями. Здесь обсуждаются расстройства психики, возникающие у детей и подрост­ков с общим психическим недоразвитием и зависящие как от его форм, так и от степени умственной отсталости.

Пятый раздел посвящен дифференциальной диагностике детских не­врозов.

Как педиатрам, так и клиническим психологам для распознавания нервно-психических расстройств, а также с целью назначения тера­певтических и реабилитационных мер следует уметь различать эту па­тологию. Именно стремлением к уточнению психопатологической ди­агностики определяется помещение здесь материалов по дифферен­циальному диагнозу неврозов у детей.

Шестой раздел «Смерть в мире детей» представляет особую главу в исследованиях автора и новую для отечественной медицинской психоло­гии и педиатрии.

В связи с особенной опасностью современной жизни для детей, из-за распространенности у них болезней, страхов и мыслей о смерти, из-за все увеличивающегося числа детских и подростковых суицидов, а также из-за нередких смертей близких, автор с сотрудниками в тече­ние нескольких лет проводили изучение возрастных особенностей представлений детей о смерти. Кроме того, были исследованы непос­редственные и отдаленные последствия стресса смерти родителей для их детей. Изучалась также психология умирающего ребенка. На боль­шом контингенте детей и подростков проведен анализ их суицидаль­ного поведения. В этом разделе читатель найдет итог работ, посвящен­ных этой важной, но еще мало исследованной проблеме.

Деятельность педиатра, клинического психолога, практикующих и передающих свой опыт другим, является в самом лучшем смысле сло­ва общественным делом. Воспитание будущих специалистов и повы­шение квалификации уже имеющих требует постоянного и строгого этического ориентира. Мы надеемся, что в этой книге читатели найдут для себя сюжеты, полезные и в этом направлении.

По нашему мнению, в значительной степени содержание этого труда можно рассматривать как психологическую педиатрию. В определен­ной степени, это отчет о полувековых исследованиях автора и руково­димого им коллектива в области, отражающей, в частности, исследования последствий переживаний детьми стрессов, вызывающих изме­нения в психике и соматической сфере или приводящих, к нарушени­ям поведения, а также психических расстройств при соматических за­болеваниях.

На последних страницах книги с целью более подробной и точной информации о трудах автора и его сотрудников представлен список опубликованных работ.

В заключение настоящего введения автор выражает надежду, что представленная «психологическая педиатрия» может оказаться полез­ным всем педиатрам и психологам, которые интересуются детской кли­нической психологией, психосоматикой и психопатологией, а также танатологией и суицидологией детского и подросткового возраста.

Книга может заинтересовать детских неврологов и психиатров, со­циальных психологов и педагогов, а также всех, кто работает с боль­ными детьми.

Раздел 1

ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА, ОСЛОЖНЯЮЩИЕ СОМАТИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: