Старый способ изготовления.




Сначала на ровной пластине просверливают отверстие, диаметр которого несколько меньше рундиста. Например, при диаметре камня 3 мм отверстие должно быть 2,7 мм. Комбинированный фрезой для гнезд камней отверстие расширяют настолько, чтобы его диаметр в верхней части соответствовал рундисту камня. Шпицштихелем отверстие точно подгоняют к камню. Затем шпицштихелем в каждом углу квадрата двумя резами отделяют узкий лепесток металла, который расширяется от угла по направлению к камню (рис. 101, а, слева вверху). На четырех лицевых поверхностях квадрата хорошо отполированным фляхштихелем ровно скашивают плоскости между резами шпицштихеля так, чтобы они шли от наружной стороны квадрата к отверстию для камня (рис 101, а, б).
Широким шпицштихелем надрезанный металл поднимают от углов квадрата, смещая его к камню (рис. 101, б, справа вверху), в результате чего образуется широкая стружка. Непосредственно перед отверстием для камня штихель приподнимают снизу для того, чтобы стружка приподнялась высоко и простиралась передним краем над рунднстом камня. Когда стружка установлена вертикально, то проводят шпицштихелем вдоль ее сторон и превращают стружку в маленькие столбики. Необходимо следить за тем, чтобы расположенные по диагонали корнеры закреплялись последовательно друг за другом, в противном случае камень может сместиться. Если столбик стоит правильно, то поверхность его закатывают корнайзеном до получения полушаровой головки. При этом инструмент под сильным давлением вращается взад и вперед.

Рис. 101. Изготовление оправы <каре>
Корнайзен должен быть нужного размера, чтобы не выдавить облой. Если работа выполнена правильно, корнеры легко захватывают камень (рис. 101, б внизу) и прочно удерживают его. Необходимо обратить особое внимание на то, чтобы корнеры были на правильном расстоянии друг от друга, равномерно захватывали камень и имели шляпки одинаковой величины. Заканчивая обработку, доводят до блеска углы квадрата, а внешние, самые высокие канты квадрата, гладко подрезают фляхштихелем и наносят на них узор с помощью миттельгриф-редхена (рис. 101, б, внизу).


1.4. Известные ювелиры 17-18 века.

Рис. 21. Серебряная супница с подставкой 1758-1759. Muzeu Calouste Gulbenkian, Lisbon, Portugal. Silver 36x59. Автор Франсуа-Томас-Жермен 1726г. Париж. Франция.

Рис. 22. Большой столовый серебряный набор (La Machine d'Argent), François-Thomas Germain, 1754.

Рис. 23. Серебряная супница.Мастер:François-Thomas Germain (1726-1791)Париж,1756-58.

Столовый серебряный набор является шедевром французского 18-го века серебра, сделанный одним из самых выдающихся ювелиров Франции, Франсуа-Томасом-Жерменом. В 1748-Жермен был преемником своего известного отца, Томаса Жермена, как скульптор и ювелир короля Людовика XV. Сборка отливок в наборе демонстрирует исключительную оригинальность концепции, но при этом она прекрасно сбалансирована в одном стиле - рококо. Термин (La Machine d'Argent) буквально означает "машина из серебра." В то время французское слова "машина" означало "изобретение художественного гения, или дух" и широко использовалось для описания главного предмета на обеденном столе в ходе приема пищи. Набор, как принято говорить сейчас, включает в себя сборку из пары пернатой дичи, небольшого кролика и овощей. Высокий уровень натурализма, достигнутый в скульптуре, иллюстрирует желание художников в эпоху Просвещения повторить, даже соперничать с природой в разнообразии жизненных форм, размеров и текстур. Метод, которым Жермен создал этот набор, был искусный монтаж 11-ти отдельно литых животных и растений, был вызовом для мастерства рук и полета фантазии, ума, и демонстрирует озабоченность скульптора возможностью подробного тиражирования природы. Таким образом, работа отражает принципы Просвещения, в век исследования при документировании природы с помощью науки и искусства было делом наибольшего интереса, выразив убеждение, что природа может быть скопирована, и с ней можно конкурировать.

Рис. 24. Одна из этих прекрасных супниц запечатлена на натюрморте François Desportes French, около 1739.Масло. Картина находится в Национальном музее в Стокгольме. Серебряная супница с ручками в виде головы кабана, изображенная на картине, скопирована с одного из самых известных произведений Томаса-Жермена. Художник конкурировал с трехмерным объектом, показывая три стороны супницы в своей живописи, передней и двумя другими углами отраженной в серебряных блюдах позади, как в зеркалах.   Рис.25. Французский придворный художник François Desportes (1661-1741).Массивное серебряное блюдо с золочением, поддерживаемое фавнами.

 

Рис. 26. Во времена королей Людовиков XIV - XV - все придворные мастера трудились и проживали прямо в Лувре, таковы были прихоти королей, с другой стороны, это был своего рода дар, иммунитет мастерам. Художник François Desportes (1661-1741) был соседом семьи Жермен в Лувре в Париже. Частые визиты между Desportes и Germains привели к дружбе и художественному соперничеству между ними. Благодаря такому замечательному стечению обстоятельств спустя века мы можем лицезреть прекрасные натюрморты, на которых запечатлены работы непревзойденного мастера серебренника. Жермен часто давал художнику серебрянные предметы для его натюрмортов. На верхнем огромном натюрморте на фоне позолоченных блюд стоит роскошная супница с ручками-драконами. Внизу два больших красивых серебряных кувшина, между ними трехъярусное блюдо с фруктами.

Рис. 27. А вот дошедшие до наших дней две серебряные супницы с кабанами на подносах без крышек, это работы отца, Thomas Germain, впоследствии частично модифицированные сыном François-Thomas Germain. Франция, Париж.1726 - 1739.

Рис. 28. Ещё одна серебряная супница Жерменов: Thomas Germain (отец). 1729–1731.Франция.

Рис. 29. Супница из позолоченного серебра. Odiot.1806

Серебряное канопе. Жан-Клод Батист Odiot 1790

Супница серебряная.Odiot.1880.....

Марка Odiot была основана мастером по серебру Жаном-Батистом Гаспаром Одио в 1690 г., в расцвет эпохи "короля солнца" Людовика XIV и быстро стала одним из самых престижных производителей серебряных и золотых предметов. Уже в конце XVIII в. среди клиентов Odiot была не только французская знать, но и такие именитые иностранцы, как американский президент Томас Джефферсон. Своего расцвета Дом Odiot достиг при императоре Наполеоне I, когда Жан-Батист-Клод Одио, внук Жана Баптиста Гаспара, стал придворным мастером императора.В 1804 году к коронации Наполеона были выполнены священный скипетр, колье с регалиями и коронационная шпага. Постоянным заказчиком Odiot была и вся семья Наполеона - многочисленные столовые приборы были заказаны сестрой Наполеона, Полиной Боргезе, и его матерью Литисией. Именно для сестры Полины была изготовлена знаменитая чаша "Бюст Полины", поддерживаемая сатиром и являющаяся слепком с груди принцессы.Настоящую славу Дому Odiot принесли серебряные столовые приборы.В России самая богатая коллекция столового серебра принадлежала золотопромышленнику Павлу Демидову - богато декорированная виноградной лозой, впоследствии она получила название "Demidoff".Элементы античности в сочетании с позолоченным серебром - яркий пример французского стиля, благодаря которому о Доме ODIOT стало известно не только в самой Империи, но и далеко за её пределами.Сегодня, производимые на маленькой парижской фабрике вручную очень ограниченным тиражом, изделия Odiot сразу попадают в разряд раритетов и становятся предметом гордости ведущих музеев мира.

Рис. 30. Супница из позолоченного серебра, Жан-Батист-Клод Oдио (Jean-Baptiste-Claude Odiot) 1819 год. Выставка в Индианаполисе, художественный музей, Индианаполис, штат Индиана, США.

Рис. 31. Предметы из серебряного сервиза, изготовленные мастерами Лувра: (1727-1759) Par Edme-Pierre Balzac (1705-après 1781), Thomas Germain (vers 1673-1748), Charles-Nicolas Odiot (1789-1868)

2. Обоснование выбора темы.

Исторический период, известный как период Барокко, не означал наличия единого стиля, а был временем, охватывающим более или менее схожие стилистические прототипы. Зарождение Барокко из Маньеризма в первой четверти XVII века, а затем его постепенное замещение Рококо в начале XVIII века было не настолько выраженным событием по сравнению со стилистическими революциями, имевшими место до и после. В последней четверти XVIII века во Франции вырабатывается классический стиль, в основном благодаря влиянию Шарля Лебрена, назначенного руководителем мастерских Гобеленов. В классическом стиле орнамент сводится к классическим архитектурным и двухмерным геометрическим мотивам. Благодаря изобилию печатных работ по орнаменту, относящихся к этому периоду Барокко, стиль, вдохновленный архитектурой, проявился и в других сферах работы с металлом, в частности в изготовлении столового серебра... Излюбленными предметами в XVII в. остаются блюда на подставке, парадные кувшины и лохани, довольно объемистые и тяжеловесные.

Пладеменаж развлекал гостей, словно маленький театр, и зачастую направлял беседу в нужное русло: кто-то узнавал себя и своих близких в миниатюрных изображениях охотников, а кто-то мог похвастать добытыми трофеями.

Пладеменаж (настольное украшение с судками), исполненный в начале 18 в. Клодом II Балленом - один из трех, купленных русским двором во Франции. В Лувре хранится проект-рисунок этого произведения.

Серебряное настольное украшение состоит из большого поддона, на котором возвышается беседка. Ее венчает фигура Вакха, выжимающего в чашу сок из виноградной грозди. Окружают беседку вакханки с тирсами и музыкальными инструментами. Вокруг изогнутых опор беседки в серебряных гнездах - восемь хрустальных судков, украшенных вензелем "А" на мантии под короной, выполненным цветными эмалями. Вензель появился в 19 в., он связан с именем Александры Федоровны, супруги Николая I. Сосуды предназначались для масла, перца, уксуса и прочих пряностей, вошедших в моду с развитием колониальной торговли. Сложную композицию пладеменажа дополняют извивающиеся ветви подсвечников. Поддон обрамлен серебряными раковинами для устриц.

Рис. 32. Пладеменаж 1727г. Клод Баллен Младший (II) (фр. Claude Ballin le Jeune; 1661 года, Париж — 18 марта 1754 года, там же, в Лувре)

Изысканная асимметрия форм, богатство выдумки и изящество исполнения, присущие периоду становления стиля рококо (начало 18 в.), наилучшим образом проявляются в произведениях Клода II Баллена. Французские пладеменажи, находящиеся в настоящее время в Эрмитаже, считаются лучшими в мире.

Пладеменаж обычно украшал центр стола. В чаше лежали фрукты, в судках хранились специи, Вещь роскошная. Считается, что они были приобретены для дочерей Петра I – Анны и Елизаветы. Таких вещей осталось мало. Людовик XIV переплавлял серебро.

Придворным ювелиром Людовика XIV был серебряных дел мастер Клод Баллен Первый. Он создал столовые приборы и литую серебряную мебель для Версаля. Эти произведения просуществовали недолго. В 1689 г. в связи в финансовыми трудностями государства король издал «Указ против роскоши» о переплавке всех золотых и серебряных изделий на монеты. Погибло огромное количество уникальных произведений. Но денег королю все равно не хватило, и указ был повторен в 1700 г. В результате нанесен огромный урон ювелирному искусству Франции, но одновременно указы способствовали подъему фаянсового производства в Руане и Мустье.

3. Творческий поиск.

Творческий поиск заключался в поиске настольной посуды, утвари, гарнитуры различных эпох сделанные различными мастерами. Нужно было найти или подобрать то, что больше всего подходит внутреннему состоянию автора.

Рис. 33. Alfred Gilbert (1854-1934)   Рис. 34. Пладеменаж. Хофбург. Вена. XIIX-XIX век.   Рис. 35. William Robertson with replacements by Charles Thomas and George Fox, London. 1791
Рис.36. Огюстин Курто (Augustine Courtauld). Лондон 1741-1742.Серебро, дерево; литье, чеканка, гравировка. Собрание князей Юсуповых. Эрмитаж. Рис.37. George II silver epergne, by Thomas Pitts, London, 1761; in the Folger’s Coffee Collection of Antique English Silver
Рис. 38. Часовой гарнитур. Мрамор, бронза, латунь, стекло. Франция, конец XIX века Рис. 39. Часы и касолеты «Кокетка». Бронза, роспись, латунь, мрамор, эмаль. Франция, около 1880-го года.
         

 

Рис. 40. Настольное украшение к десертному сервизу императрицы Екатерины 2-й, фрагмент. Авторы моделей В.Х.Мейер и Ф.Э.Мейер. 1770-1772. Повторение 1908 г. Берлинская королевская фарфоровая мануфактура. Сервиз - подарок императрице от Фридриха II. Помимо посудных форм включал настольное украшение - аллегорическую скульптурную композицию, олицетворяющую триумф внутренней и внешней политики русской императрицы Рис. 41. Пладеменаж из Первого Нового сервиза.Либман И. 1739 - 1740.Серебро, литье, чеканка, гравировка.  

4. Композиционно-стилистический анализ.

Создаваемое по законам композиции изделие обладает такими функциональными и конструктивными связями, которые наилучшим образом отвечают назначению вещи, обеспечивая достижение гармоничного единства частей и целого. Так проявляют себя законы композиции в дизайне. Категории композиции выражают наиболее общие и существенные связи и отношения рассматриваемых явлений.

При проектировании изделий дизайнер имеет дело с предметами, части которых определенным образом соотносятся между собой, а форма изделия так или иначе соотносится с пространством, поэтому в отношении любой формы можно говорить о двух компонентах структуры – объеме и пространстве.

- пространство - горизонтальный объем - вертикальный объем

Рисунок 42. Взаимодействие объема в пространстве.

В процессе проектирования изделия дизайнеру требуется обеспечить гармоничную целостность формы, которая выражается в единстве формы и содержания, образности и целостности композиции.
Единство формы и содержания в процессе проектирования изделия складывается из следующих составляющих:

  • функциональной;
  • эксплуатационной (влияние окружающей среды);
  • эмоциональной (создания определенного эмоционального настроя).

Основными законами композиции следует назвать такие: закон целостности, закон контрастов, закон новизны, закон подчиненности всех средств композиции идейному замыслу.

Закон целостности

Целостность как явление, объединяющее элементы, части в единое целое, проявляется везде в природе и обществе и выступает как диалектический закон.

Специфичность закона композиционной целостности заключается в том, что он действует только в области композиции произведения искусства. Он вытекает из сущности композиции, ее родового признака «целостности». И поскольку этот признак главный, то его действие перерастает в действие глобальное для композиции, на уровне закона.

Рисунок 43. Схема целостности.

Пладеменаж, состоящий из большого количества сложных силуэтов и деталей, которые взаимодействуют друг с другом, на первый взгляд можно разделить на составляющие. Но благодаря соблюдению первого закона композиции — закона целостности — произведение искусства воспринимается как единое и неделимое целое.

Равновесие. Это такое состояние композиции, при котором все элементы сбалансированы между собой. Уравновешенные части целого приобретают зрительную устойчивость. В основном равновесие сводится к балансу по выразительности. Выделяют статическое и динамическое равновесие.

В нашем случае это статическое равновесие. Это состояние композиции, при котором сбалансированные между собой элементы в целом производят впечатление ее неустойчивой неподвижности.

Рисунок 44. Схема равновесия.

- доминант, главный элемент, цент вниманя. - акцент, элементы поддерживающие главенство доминанта, т.е акцентируют внимание не только на себе, но и показывают на главный элемент
- второстепенные элементы, существую как бы сами по себе, но в то же время являются частью целого. - база, то на чтом держатся все другие элементы, уравновешивает композицию, является основой.

Рис. 45. Композиционный анализ.

Заключение.

Изготовление изделия ПЛАДЕМЕНАЖ сложный многоступенчатый процесс, в котором задействованы специалисты разных направлений. Рождение настольного украшения начинается с карандашного наброска ювелира - дизайнера, в котором воплощается основная идея и внешний вид. В процессе изготовление пладеменажа решались вопросы по его целесообразности, должно было отвечать эргономическим и эстетическим требованиям, что и было в конечном итоге достигнуто. Отлитая заготовка дорабатывается мастером, который специальными абразивами полирует модель до зеркального блеска. Конечный этап – размещение сосудов, и вот — готовое изделие.

В результате проделанной работы была изучена история развития ювелирного мастерства и технологии создания изделий. Неограниченные возможности металла выражать любые замыслы художника и мастера-кузнеца дополняются прочностью и долговечностью материала. Эстетическим критерием художественного металла является максимальное выявление красоты самого материала и его ассоциативно-смысловой содержательности, акцентирование на его поверхности того или иного способа обработки металла при создании вещи. Основными тенденциями стали переосмысление с позиций современного промышленного производства и дизайна художественных техник и стилистики предшествующих эпох и поиски новых форм и творческих решений.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: