ЗАДАНИЕ № 3. Изучить терморегуляцию при лихорадке и гипертермии




МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ

РАБОТЫНА ЗАНЯТИИ

а) В 6 пробирок наливают по 1 мл"белка /казеин/ и добавляют во все пробирки кроме первой /контрольная/ гнойную сыворотку 1 в возрастающем количестве, т.е. в каждую последующую на две капли больше. Пробирки встряхивают и помещают в термостат на 30 минут при Т + 37°С. Затем в каждую пробирку приливают по 2 капли реактива на белок. При взаимодействии с непереваривающимся белком он образует хлопья или муть, что коррелирует с количеством фермента.

б) В 6 пробирок наливают по 1 мл крахмала и добавляют во все пробирки сыворотку 2 во все возрастающем количестве, т.е. в каждую последующую на 2 капли больше. Пробирки помещают в термостат на 30 минут при +37°С. Затем в каждую пробирку добавляют по 3 капли р-ра Люголя. По различно^ окраске содержимого пробирок определяют интенсивность переваривания крахмала, т.е. активность амилолитических ферментов.

в) Включить рН-метр. Прогреть 10 минут. Измерить рН в сыворотках 3 и 4. Сделать вывод о том, какой экссудат принадлежит острому, какой хроническому воспалению.

ТЕМА ЗАНЯТИЯ: Воспаление2Сосудистые изменения в очаге воспаления. Изучение

фагоцитоза инородных тел в воспаленном очаге.

УЧЕБНАЯ ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Изучить воспаление как типический патологический

процесс.

ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ: Исследовать типичные для воспаления изменения

микроциркулярного русла и явления фагоцитоза.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЯ: академических часа.

ЗАДАНИЯ СТУДЕНТАМ:

Задание № 1. Изучить сосудистые изменения на брыжейке кишечника лягушки при

воспалении (опыт Конгейма).

Задание № 2. Изучить фагоцитоз птичьих эритроцитов макрофагами в

перитонеальном экссудате крысы (опыт Мечникова).

Задание № 3. Определить фагоцитарную активность лейкоцитов при развитии в

организме воспаления.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ

РАБОТЫНА ЗАНЯТИИ

1). Лягушку погружают в эфирный наркоз (для этого надо ватку, смоченную эфиром,

засунуть в рот лягушке) и фиксировать надо на резиновой пластинке брюшком вниз.

Производят разрез по боковой поверхности живота, вскрывают брюшную полость,

вытягивают наружу петли кишечника, растягивают брыжейку над окошечком

резиновой пластинки. При фиксации брыжейки следует избегать сильного натяжения

и перекручивания брыжейки, чтобы не нарушить кровообращение. Контакт брыжейки

с воздухом и подсыхание вызывают развитие воспаления. Наблюдение ведется под

микроскопом при малом увеличении: проследить изменение величины сосудов,

скорости кровотока, изменения осевого тока и плазматических зон, образование

стояния лейкоцитов и процесс их эмиграции.

2). Асептическое воспаление брюшины крысы вызывается.ведением в брюшную

полость 5,0 мл стерильного мясопептного бульона. Через 24 часа (на занятии), когда в

экссудате скапливается большое количество фагоцитов, интраперитонеально вводится

3-5 мл 5% раствора (взвеси) птичьих эритроцитов, которые будут являться объектом

фагоцитоза. Через 30 минут после этого вводят в брюшную полость пастеровскую

пипетку и набираю экссудат.

Изучение фагоцитоза птичьих эритроцитов в мазках их экссудата. Капля

экссудата наносится на предметное стекло и производится мазок. Последний

высушивается, фиксируется в жидкости Никифорова 15 минут, затем окрашивается

краской Романовского в течении 20 минут. Далее мазок промывается водой, сушится и

рассматривается под иммерсионным объективом. Следует найти фагоциты и птичьи

эритроциты (отдельно расположенные и фагоцитированные), определить стадии

фагоцитоза 3. В мазках крови необходимо подсчитать количество фагоцитирующих лейкоцитов и количество поглощенных ими микробов (подсчитывают 200 лейкоцитов). Определяют фагоцитарную активность - количество фагоцитирующих лейкоцитов на 100 клеток, фагоцитарный индекс - количество микробов, фагоцитированых одним лейкоцитом, в среднем.

Мазки крови были приготовлены следующим образом. В пробирку набирают 0,5 мл", лимоннокислого натр'ч, 1,0 мл. крови кролика со скипидаровым абсцессом, 0,5 мл. стафилококковой вакцины(2 млрд. микробных тел в 1мл.).Пробирка после тщательного встряхивания ставится в термостат при 37°С на 20 минут, после чего содержимое пробирки центрифугируется в течение 4-5 минут для концентрации лейкоцитов в верхнем слое. Из полученной лейкоцитарной пленки готовится мазок. Мазок высушивается на воздухе, фиксируется в;::еси Никифорова в течение 15 минут и красится по Романовскому в течение 15-20 минут.

1.ТЕМА ЗАНЯТИЯ. Патология системы крови и кроветворных органов. Анемия 2..

2.УЧЕБНАЯ ЦЕЛЬ. Изучить особенности гемопоэза при анемиях.

3. ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ. Освоить анализ мазков у животных с экспериментальными

анемиями.

^ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЯ.

5.3АДАНИЕ СТУДЕНТАМ:

Задание №1. Приготовление и окраска мазка крови и подсчёт ретикулоцитов у

животных с постгеморрагической и гемолитической анемиями.

Задание №2. Изучение мазка крови у животных с постгеморрагической и

гемолитической анемиями.

Задание №3. изучение мазков костного мозга у животных с анемиями.

Задание №4. изучение мазков больных В12-фолиеводефицитной и

железодефицитной анемиями.

6.МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

НА ЗАНЯТИИ:

Задание №1. на предметное стекло наносится капля 1% р-ра краски бриллиант-

крезил- блау и шлифованным стеклом делается мазок крови, помещают во

влажную камеру /чашку Петри с фильтрованной бумагой, смоченной водой/ на 5-;

10 минут, высушивают на, воздухе и изучают мазок, под микроскопом с

иммерсионной системой, ретикулоциты имеют внутреннюю тонкую сеточку или

зернистость сине-зелённого цвета, расположенную во всей клетке или в виде

клубочка, подсчёт производят следующим образом: считают в каждом поле

зрения эритроциты и ретикулоциты /всего 1000 клеток/ и определяют %

ретикулоцитов.

Задание №2. При изучении мазка крови у животных с постгеморрагической и

гемолитической анемиями, необходимо обрати внимание на качественные

изменения эритроцитов.

Задание №3. При изучении мазков костного мозга экспериментальных животных

следует обратить внимание на количество молодых незрелых клеток

эритроидного ряда.

Задание №4. При изучении мазков больных В 12-фолиеводефицитной анемией

обратить внимание на клетки мегалобластического кроветворения, при

железодефицитной анемии- на гипохромию..

1.Тема занятия: «Патология системы крови и кроветворных органов. Анемии I».

2.Учебная цель занятия - изучить характер зритропоэза при экспериментальной ане­мии.

3.За д ачи занятия - освоить методики анализов показателей красной крови.

4.Продолжительность занятия: 2 академических часа.

5.Задание студентам: определить содержание гемоглобина, количество эритроцитов и вычисление цветового показателя у животных с постгеморрагической и гемолитической анемиями.

6.Методические указания к выполнению самосто ят ельной работы на занятии.

Определяются гемоглобин и содержание эритроцитов в крови кролика с постгеморра­гической анемией, вызванной кровопусканием в объеме 2% от веса тела, и у кролика с ге­молитической анемией, вызванной подкожным введением солянокислого фенилгидразина в дозе 0.6 мл/кг в течении 3-х дней.

Определение концентрации гемоглобина на гемоглобинометре.

Прежде чем взяться за определение концентрации гемоглобина необходимо подгото­вить гемоглобинометр к работе: включить прибор, дать ему прогреться 10 минут и провести калибровку, для этого в кюветное отделение помещают калибратор так, чтобы была видна надпись «ZERO» и ручкой «ZERO» на индикаторе устанавливают значение, указанное на ка­либраторе рядом с надписью «ZERO», калибратор переворачивают и в кюветное отделение помещают светофильтр, при этом сверху видна надпись «CAL». ручкой «CAL» на индикато­ре устанавливают значение, указанное на торце калибратора рядом с надписью «CAL», затем в кюветное отделение помещают кювету с трансформирующим раствором и ручкой «ZERO» на индикаторе устанавливают значение «000».

Определение содержания гемоглобина проводят следующим образом: налить в пробир­ку 5 мл трансформирующего раствора, при помощи пипетки в пробирку добавить 0.02 мл крови, тщательно перемешать и выдержать при комнатной температуре 10 минут. Перелить содержимое пробирки в измерительную кювету, кювету установить в кюветный отсек, спу­стя 1 секунду индикатор покажет концентрацию гемоглобина в г/л.

После и' -герения промыть пробирки и кюветы дистиллированной водой.

Пробирочный метод определения количества эритроцитов.

В чистую пробирку отмеряют 4 мл физ. раствора. В пипетку гемометра Сали набира­ют 0.02 мл крови и переносят ее в пробирку с физ. раствором, пипетку при этом промыва­ют. Содержимое пробирок перемешивают и с помощью стеклянной палочки заполняют ка­меру Горяева. Подсчет эритроцитов производят в 5 больших квадратах (80 малых). Количе­ство эритроцитов (Э) в 1 мм' рассчитывают по формуле:

где: а - количество сосчитанных эритроцитов в 5 больших квадратах,

ах 4000 х 200

., __,

4000 - множитель, приводящий объем камеры Горяева к объему 1 мм\ 200 - разведение крови в пробирке, 80 - количество сосчитанных малых квадратов. Конечный результат выразить в Т/л.

Вычисление цветового показателя.

Цветовой показатель (ЦП) характеризует степень;насыщенности гемоглобином эрит­роцита и рассчитывается по формуле:

НЬ(г%) хЗ первые 2 цифры кол л Эр.

Сравните изменения цветового показателя при постгеморрагической и гемолитической анемиях.

1.Тема занятия.Лейкоцитозы и лейкопении"

2.Учебная цель занятия - познакомиться с типичными нарушениями в системе белой крови.

3.Залачи занятия - исследовать у животных с экспериментальными лейкоцитозами и лейкопениями количество лейкоцитов, определить лейкоцитарную формулу

4.Продолжительность заняти е -Я академических часа.

5.Задание студентам:

Заттяние 1. Определить количество лейкоцитов и выразить в единицах системы СИ

а)у интактного животного

б) у животного с экспериментальным лейкоцитозом

г) у животного с экспериментальной лейкопенией.

Заттаиие ?.. Определить лейкоцитарную формулу в мазках крови больных с различными заболеваниями.

6.Методические указания к выполнению самостоятельной работы на з^нят^щ. Экспериментальный лейкоцитоз у животного вызывают введением за 2 дня до

занятия в мышцу бедра 50% эмульсии скипидара в подсолнечном масле из расчета 0,5 мл на килограмм массы. Для получения экспериментальной лейкопении животному на протяжении 15 дней вводят бензол исхдя из расчета 1,0 мл на килограмм массы.

Подсчет числа лейкоцитов производится пробирочным методом. Разводят исследуемую кровь в 20 раз, для чего 0,02 мл крови животного пипеткой переносят в ^фобирку с 0,4 мл подкрашенным метиленовой синью 5% раствором уксусной кислоты. Тщательно перемешивают. Подготавливают счетную камеру: протирают насухо камеру с сеткой и покровное стекло, затем притирают стекло к камере, слегка придавливая его таким образом, чтобы по краям стекла появились радужные кольца или полосы, Заполняют камеру из пипетки разведеной кровью, следя за тем, чтобы кровь без пузырьков воздуха равномерш заполнила камеру не затекая в бороздки. Подсчет проводят под малым увеличением в 100 больших квадратах (не разделеных на маленькие). Расчет производят исходя из разведения крови (20), числа сосчитанных квадратов (100) и объема одного большого квадрата (1/250 мкл)

Х=а*250*20Я00 или Х=а*50 где X - число лейкоцитов в 1 мкл. крови, а - число лейкоцитов в 100 больших квадратах.

Сравнить данные, полученные у всех животных.

2) Подсчет лейкоцитарной формулы ведут под имерсионным объективом в 4 разных участках мазка по 25 лейкоцитов в каждом, передвигая мазск зигзагообразно, чтобы не считать дважды клетки одного и того же поля. Подсчитать процентное соотношение различных видов лейкоцитов. Провести анализ полученных данных.

1.ТЕМА ЗАНЯТИЯ. Опухолевые заболевания крови.

2.УЧЕБНАЯ ЦЕЛЬ. Изучить особенности периферической крови и костисто мозга

при лейкозах.

3. ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ. Освоить особенности периферической крови и

миелограммы при лейкозах.

^ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЯ.

5.3АДАНИЕ СТУДЕНТАМ:

Задание №1. Изучить картину крови при различных видах лейкозов.

Задание №2. Изучить мазки костного мозга больных с различными видами

лейкозов.

6.МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ^АБОТЫНА ЗАНЯТИИ:

Задание №1. ИЗУЧЕНИЕ КЛЕТОЧНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ КРОВИ БОЛЬНЫХ МИЕЛОБЛА СТНЫМ И ЛИМФОБЛА СТНЫМ ЛЕЙКОЗОМ.

Подсчёт лейкоцитарной формулы производится в мазках крови с иммерсионным объективом в 4-х различных местах мазка по 25 лейкоцитов в каждом. Передвигать дважды клетки одного и того же поля. Изучают морфологические особенности различных видов бластных клеток. Находят и зарисовывают миелобласты, лимфобласты, промиелоциты и др. незрелые клетки. Задание №2. ИЗУЧЕНИЕ МАЗКОВ КОСТНОГО МОЗГА БОЛЬНЫХ ЛЕЙКОЗОМ. Изучают мазки костного мозга под иммерсионным объективом. Обращают внимание на особенности структуры родоначальных клеток белого ряда, наличие дегенеративных форм, а также на изменение клеток красного ряда,. Задание №3. ДЕМОНСТРАЦИЯ НА СЛАЙДАХ И ТАБЛИЦАХ КАРТИНЫПЕРИФЕРИЧЕСКОЙ КРОВИ И КОСТНОГО МСОЗГА ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ГЕМАБЛАСТОЗОВ.

1. ТЕМА ЗАНЯТИЯ: Патофизиология свертывающей с-мы крови.

2. УЧЕБНАЯ ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Изучить основные закономерности в развитии паталогии с-мы гемостаза.

3. ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ: Освоить методы оценки состояния свертывающей с-мы крови.

4. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЯ: академических часа

5. ЗАДАНИЯ СТУДЕНТАМ:

Задание № 1. Определение кол-ва тромбоцитов по методу Фонис. Задание № 2. Определение времени рекальцификации плазмы. Задание № 3. Определение" протромбинового индекса. ■,

Задание № 4. Or.t деление толерантности плазмы к гепарину.

6. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫНА ЗАНЯТИИ:

Задание № 1. Протирают ухо кролика спиртом и эфиром, наносят на него каплю 14% р-ра сернокислой магнезии, предотвращающей склеивание тромбоцитов, и через неё производят укол. Кровь смешивают с сернокислой магнезией парафинированной палочкой. Из смеси готовят тонкие мазки на обезжиренных предметных стёклах. Мазки окрашивают азур-эозином. Следует сосчитать 1000 эритроцитов и все встречающиеся во время подсчета тромбоциты. Тромбоциты фиолетового цвета, величина 2-4 микрона, расположены группами, реже по одному. Зная общее кол-во эритроцитов в 1 литре крови, легко определить кол-во тромбоцитов в то: уо объеме крови.

Задание № 2. Определение времени рекальцификации плазмы. Для диагностики нарушений свертывания крови широко используется определение времени рекальцификации плазмы, т.е. время определения фибрина в оксалатной, • плазме(цитратной) после добавления к ней хлористого кальция. К 0,2 мл хлористого кальция"(0,277 - 0,25 мл) в пробк; -у добавляют 0,1 мл физ. р-ра. Смесь выдерживают в течении 30 сек. на водяной бане (Т + 37°), затем добавляют к ней. 0,1 мл исследуемой цитратной плазмы. Время появления хлопьев фибрина является временем рекальцификации. В норме время рекальцификации составляет 1-2 минуты. Время рекальцификации эквивалентно времени свертывания крови. Задание № 3. Определение, протромбинового индекса. 0,1 мл цитратной плазмы переносят в проб?;ку и ставят в термостат (Т+37°) на 30 минут. Готовят 0,2 мл исследуемой тромбопластин-кальциевой смеси, вводят в пробирку с 0,1 мл исследуемой плазмы, немедленно засекают время, определяют время свертывания (рекальцинированной цитратной плазмы при добавлении в нее тромбопластина). Нормальное время свертывания в присутствии тканевого тромбопластил^ молжно быть в пределах 12-Д 5 сек. Вычисляем протг -%новый показатель:

Протромбиновое время здорового

Протромбиновое время исследуемого (норма 85-115)

Задание № 4. Определение толерантности плазмы к гепарину. В пробирку, помещенную в термостат (Т+37°) наливают 0,002 мл гепарина, 0,1 мл тромбопластина, С.1 мл нитратной плазмы и 0,1 мл 0,05% р-ра хлористого кальция, тщательно перемешивают содержимое пробирки и засекают время. Отмечают время свертывания плазмы (в присутствии ионов кальция время свертывания плазмы = в норме 11-15 минут .1.

ТЕМА ЗАНЯТИЯ: Патофизиология эндокринной системы1. Патология щитовидной, паращитовидной и вилочковой желез.

2. УЧЕБНАЯ ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Изучить типические нарушения функции щитовидной, паращитовидной и вилочковой желез.

3. ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ: определить основной обмен при изменении функции щит.желез.

4. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЯ: акд.часа.

5. ЗАДАНИЯ СТУДЕНТАМ:

Задание № 1. Определение поглощения 02 у крыс с экспериментальным гипо- и

гипертиреозом. •

Задание № 2. Исследование сердечной деятельности у крыс гипо- и гипертиреозом.

Задание № 3. Определение поглощения 02 мышами с экспериментальным гипо-

гипертиреозом.

6. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛыЮЙ РАБОТЫНА ЗАНЯТИИ:

1). Опыт выполняется на.З крысах. У одной из них повышена функция щитовидной железы (вскармливание в течении 5 суток тиреоидином по 0,1 г. на 100 г. живого веса, у второй крысы понижена (вскармливание в течении 5 суток мерказолилом 0,05г на ЮОг живого веса), третья крыса интактатная. Крыс поочередно помещают в эксикатор, соединенный с манометром. В начале опыта давление в эксикаторе повышается за счет нагревания воздуха, i ^э.тому следует выждать 8-10 минут, открыть манометр и привести показания его к нулю. Затем в последующие 10 минут производить OTq4eT по показаниям манометра. Количество поглощенного 02 измеряют в условных единицах шкалы манометра. Данные записывают в виде таблицы. Проанализировать данные, сделать вывод.

Показатели '•Интактные - • Животные Животные с гипертиреозом Животные с гипотиреозом ■■* м
Потребление 02 за 10 минут в усл.еденицах •      
  1. Ввести крысу в эфирный наркоз'. Привязать к станку на спину, подключи..„ игольчатые электроды к конечностям. Записать "ЖГ во 2 отв. Подсчитать число серий сокращений в одну минуту, оценить характер ЭКГ. Опыт проделывать последовательно с тремя животными. В ВЫВОДЕ объяснить механизм наблюдаемых изменений..
  2. Включить кислородный прибор (левый тумблер в положение «01»), после установки стабильной цифры на шкале ввести датчик в горловину колбы с мышью. Фиксировать цифру при появлении звукового сигнала, который отключается нажатием тумблера. Вычертить график зависимости концентрации 02 в колбе от времени для мыше.'; гипо-, гипер- и эутиреозом.

Ъ/uii/ilIlV Л-

LTEMA ЗАНЯТИЯ. Патология эндокринной системы. Патология надпочечников.

Роль гипофиза и надпочечников в формировании организма к действию

чрезвычайного раздражителя. Учение Г.Селье об адаптационном синдроме

адаптации.

2.УЧЕБНАЯ ЦЕЛЬ. Освоить методику выполнения операции эпинефрэктомии при

изучении значения нейроэндокринной системы в формировании общего

адаптационного синдрома. Изучить патологию надпочечников.

3. ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ. После операции эпинефрэктомии изучить адаптационные

возможности животных с надпочечниками и без них.

^ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЯ.

5.3АДАНИЕ СТУДЕНТАМ:

1. Удаление надпочечников у крыс.

2. Изучение участия надпочечников в адаптивной реакции организма при действии эл.тока.

3. Влияние эпинефрэктомии на выживание животных при действии на них эл.тока..;

6.МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

НА ЗАНЯТИИ:

Задание №1. Наркотизированную крысу привязывают к станку спинкой вверх, •

выстригают по средней линии спины шерсть, делают продольный разрез кожи

1,5-2 см книзу от рёберной дуги. Отступая от края позвоночника на 0,5 см, справа

и слева рассекают апоневроз, тупым концом разд^гают мышцы и находят почки.

В области верхнего полюса почки находят надпочечники и пинцетом удаляют их.

Рану послойно зашивают. Для опытов крыс используют через 2-3 дня.

Задание №2. Об активности надпочечников судят по количеству эозинофилов в

крови. Для этого у контрольной и опытной (эпинефрэктомией) крыс определяют

исходное количество эозинофилов, затем ножницами отрезают кончик хвоста,

набирают кровь в лейкоцитарный меланжер до метки 0,5 и разбавляют до метки 2

жидкостью Дункера. подсчитывают кол-во эозинофилов во всей камере Горяева.

Эозинофилы имеют розовое окрашивание.

Расчёт: кол-во эозинофилов во всех квадратах х 20 разделить на 0,9, где 20-

разведение, 0,9 объём камеры.

Затем крыс подвергают действию эл.тока: напряжение 100В в течение 2 мин.

после этого определяют кол-во эозинофилов у крыс, обратить внимание на

различный характер реакции животных на эл.ток. сравнить полученные данные и.

сделать вывод. ""

Задание №3. Обращают е имание на поведение, общий вид, тонус мышц, частоту

дыхания у опытных и контрольных крыс. Подвергают действию эл. тока:220В на

1 Осек. После небольшого перерыва повторяют воздействие и постепенно

увеличивают экспозицию до наступления смерти одного из животных. Выеод.

\. Тема занятия: „Патология кровообращения. Сердечная недостаточность." 2.Учебная цель занятия - изучить этиологию, naivi ^нез, механизмы компенсации и основные проявления сердечной недостаточности.

3.Задачи занятия - исследовать у животньи механизм возникновения сердечно­сосудистой недостаточности.

4.Продолжительность занятия: 3 академических часа.

5.Задание студентам: получение экспериментальной недостаточности сердца у крысы. Оценить характер возникающих изменений в гемодинамике и изменение в ЭКГ при повышенной нагрузке на сердце.

6.Методические указания к выполнению самостоятельной рабвты на занятии. Крысе дают эфирный наркоз. Фиксируют животное вверх брюшком. Накладывают

электроды и снимают нормальную ЭКГ в трех стандартах отведениях. Затем животному при помощи шприца внутрибрюшщшо вводится 20 мл физиологического раствора, nd]5 мл, медленно. Инъекцию проводят в левый нижний квадрант взяв брюшную стенку в складку. Спустя 10-15 минут повторно снимают ЭКГ. Затем внутрибрюшинно вводится 0.5 мл 0.1% раствЪра адреналина гидрохлорида и производят запись электрокардиограммы в трех стандартных отведениях.

Используя записи электрокардиограммы произвести расчет ЧСС на каждом этапе эксперимента и оценить возникшие качественные изменения в электрокардиограммах, объяснить причины возникших изменений.

1.Тема занятия: „Патология кровообращения. Сердечная недостаточность.'— й

2.Учебная цель занятия - изучить этиологию, патшсяез сердечно-сосудистой недо­статочности.

3.Задачи занятия - исследовать у животных механизм возникновения сердечно-сосу­дистой недостаточности.

4.Продолжительность занятия: 3 академических часа.

5.Задание студентам: г ~учение механизма развития инфаркта миокарда под дейкщи-ем химических веществ.

6.Методические указания к выполнению самостоятельной работы на занятии.

Наркотизированную крысу фиксируют к станку брюшком вверх. Накладыват ^т эле­ктроды и снимают нормальную ЭКГ во втором стандартном отведении. Затем животному слева от грудины выстригают!шерсть и делают разрез к... параллельно грудине, длиной 1-1.5 см. При помощи шприца внутрисердечно вводят 0.1 мл -10% раствора хлористого кальция. Для этого в IV-м межреберье делают прокол межреберных мышц, плевры, пери­карда и вводят иглу в сердечную мышцу желудочков.,,,,..,,

На протяжении 30 мин. несколько раз записывают' ЭКГ.

Регистрируя ЭКГ, набг'одают за преимущественным изменением зубца Q и подъе­мом интервала ST (признак Ко^яарной волны).

В выводах объяснить причины возникающих изменений.

1. ТЕМА ЗАНЯТИЯ: Местные расстройства кровообращения. Тромбоз. Эмболия.

2. УЧЕБНАЯ ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Изучить причины и условия возникновения, механизмы развития, проявления и значения для организации тромбоза и эмболии.

3. ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ: Определить понятие тромбоз и эмболия, знать классификацию этих нарушений, описать их макро- и микроскопические проявления, приспособительные реакции, возникающие при данных видах патологии.

4. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЯ:

5. ЗАДАНИЕ СТУДЕНТАМ:

ЗАДАНИЕ №1. Наблюдение образования тромбов в сосудах брыжейки киыо-лшка. ЗАДАНИЕ №2. Наблюдение движения эмболов з сосудах языка лягушки.

6. МЕТОЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

а) Обездвиженную лягушку фиксируют брюшком вниз. Разрезом кожи и мышц по правой боковой поверхности вскрывается брюшная полость и пинцетом извлекается петля тонкой кишки. Брыжейка кишки растягивается над отверстием в резиновой пластинке, закрепляется булавками. После наблюдения нормального кровотока (под малым увеличением микроскопа, высушивают брыжейку ватой под контролем глаза и микроскопа, на нее кладется кристаллик хлористого натрия. Наблюдается образование тромбов: кровоток постепенно замедляется, затем на внутренней поверхности венозной стенки начинает образовываться скопление кровяных пластинок и лейкоцитов -первичный тромб. Кровь проходя, огибает его образование и при выраженном замедлении кровотока начинают оседать и эритроциты - образуется слоистый (смешанный) тромб, который может закупорить просвет сосуда. Если поместить кристаллик соли ближе к стенке вены, то возникнет резкое замедление кровотбка, оседают эритроциты - образуется красный тромб. Зарисовать образование тромба. -; ><

б) У фиксированной обездвиженной лягушки брюшком вниз из ротовой полости извлекается язык и осторожно фиксируется над отверстием. После наблюдения и зарисовки нормального;:р<_зотока, лягушку переворачивают брюшком вверх, вскрывают грудную клетку, обнажают сердце и с помощью шприца вводят в желудочек 0,2-0,5 мл жировой эмульсии. Перевернуть лягушку брюшком вниз. Наблюдается движение крови, эмболоз и эмболии некоторых сосудов (зарисовать)

1.ТЕМА ЗАНЯТИЯ. Нарушение внешнего дыхания.

2.УЧЕБНАЯ ЦЕЛЬ. Изучить типовые нарушения функций внешнего дыхания.

3. ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ. Исследовать изменения внешнего дыхания при различных

видах дыхательной недостаточности.

-^ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЯ.

5.3АДАНИЕ СТУДЕНТАМ:

Задание №1. Наблюдение и регистрация инспираторной одышки у

экспериментального животного.

Задание №2. Наблюдение и регистрация экспираторной одышки у животного.

Задание №3. Наблюдение и регистрация периодического типа дыхания у

экспериментального животного.

6.МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫНА ЗАНЯТИИ:

Задание №1. Опыт ставится на кролике. Кролика привязывают к станку, надевают на его грудную клетку пневматическую манжетку, соединённую с капсулой Маррея. записывают на кимографе исходную пневмограмму. Затем на мордочку кролика надевают резиновую маску, соединённую с длинной, узкой резиновой или стеклянной трубкой, и повторно записывают пневмограмму. Сравнить обе пневмограммы и сделать вывод.

Задание №2. Опыт ставится на крысе. Крысу под эфирным наркозом привязывают к станку на спину, когда животное уснёт, в области шеи делают срединный разрез кожи и обнажают ярёмную вену, грудину крысы прокалывают крючком, соединённым с капсулой Маррея, и записывают исходную пневмограмму. затем в ярёмную вену медленно вводят 1, 0-1,5 мл. свежеприготовленного р-ра ацетилхолина 1:10000. наблюдают развитие цианоза и появление экспериментальной одышки, записывают пневмограмму, сраз.^вают с контролем и делают выводы.

Задание №3. Опыт ставится на лягушке, лягушка обездвиживается эфиром или подкожным введением гексенала (1, 0мл 1% р-ра), кладётся на спинку на резиновую пластинку и прикрепляется к ней булавками, кожа нижней челюсти прикрепляется серфинка, которая соединяется с рычажком Энгельмана. на кимографе записывают дыхание в течение 3-4 минут, затем лягушке под кожу вводят 1, 0-1,5мл 20% азотнокислого натрия, записывают пневмограмму и делают вывод.

1. ТЕМА ЗАНЯТИЯ: Патфизиология печени.

2. УЧЕБНАЯ ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Изучить характер и закономерности развития патологии при печеночной недостаточности.

3. ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ: Изучить изменения в организме при желтухе и освоитьнекоторые методы изучения пигментного обмена в патологии.

4. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЯ: академических часа.

5. ЗАДАНИЯ СТУДЕНТАМ:

Задание № 1 Определение влияния холемии на деятельность сердца у лягушки. Задание № 2 Определение билирубина в крови собаки с экспериментальной механической желтухой.

Задание № 3 Определение желчных пигментов в мочи.

6. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫНА ЗАНЯТИИ:

а) Лягушку обезвоживают разрушением спинного мозга и фиксируют резиновой пластинке. Вскрывают грудную клетку, освобождают сердце. Вкалываются электроды кардиографа, белый- в миокард. На ЭКГ записыагют нормальные сокращения сердца. Затем в желудочек вводят 0,1 мл сыворотки крови собаки с экспериментальной механической желтухой и вновь записывают ЭКГ. Сравнить полученные

результаты, сделать вывод.

б) Определение билирубина производится с помощью прямой реакции Ван-ден-Берга. 1мл сыворотки смешивают с 2 мл дистилированной воды, добавляют 0,25 мл свежеприготовленного диазореактива Эрлиха. При положительной реакции появляется розовое окрашивание. Провести определение с сыворотками 1 и 2 раздельно, отметив время появления окраски и ее интенсивность.

в) К 1 мл мочи приливают (осторожно) 1 мл азотной кислоты, наслаивая по стенке пробирки. При наличии билирубина на границе жидкостей образуется зеленое кольцо. Сравнить результаты при исследовании мочи 1 и 2.

1.ТЕМА ЗАНЯТИЯ. Патофизиология пищеварения

2.УЧЕБНАЯ ЦЕЛЬ. Изучить типичные нарушение пищеварительной системы.

3. ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ. Исследовать изменения некоторых показателей

пищеварительной системы в условиях'патологии

^ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЯ.

5.3АДАНИЕ СТУДЕНТАМ:

Задание №1. Определит! кислотность желудочного сока при заболеваниях

желудка (метод Мехаэлиса)

Задание №2. Определить наличие молочной кислоты в желудочном соке при

нарушениях секреции.

Задание №3. Выявить значение микроструктура поверхности кишечной стенки в

переваривание углеводов

6.МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

НА ЗАНЯТИИ:

Задание №1. Кислотность желудочного сока определяют по методике Михаэлиса

. В колбу отмеривают 5 мл желудочного сока, прибавляют по 1,2 капли

индикаторов- фенолфталеина и димитилдиазобензола и титруют 0,1 NaOH

,отмечают уровни щелочности в бюретке:

А. перед началом титрования;

Б. в момент перехода жидкости в красно -желтый цвет;

Вгюявление лимонно- жедтого цвета;

Г_стойкого розового цвета.'.

Расчет проводится следующим способом: ОБЩАЯ КИСЛОТНОСТЬ определяется

разностью между последним и начальным уровнем щелочи в бюретки.

СВОБОДННАЯ СОЛЯННАЯ КИСЛОТА определяется разностью между 2 и 1

уровнями щелочи. Вся соляная кислота (свободная + связанная) определяется

путем вычисление среднего арифметического между 2 разностями 4и 1, 3 и 1.

связанные соляная кислота определяется путем вычитания из всей соляной

кислоты свободной HCI.

ОРГАНИЧЕСКИЕ КИСЛОТЫИ КИСЛЫЕ ФОСФАТЫопределяются ьут^п

вычитания из общей кислотности всей HCI. кислотность желудочного сока

выражается числом мл 0,1 NaOH необходимо для нейтрализации 100 мл

желудочного сока. Поэтому количество щелочи, пошедшие на тетрировании 5 мл

желудочного сока надо умножить на 20

Задние №2. определение наличия молочной кислоты в желудочном соке при

различных нарушениях ет о секреции (качественная проба).

В пробирку наливают 2-3 мл 20% р-ра карболовой кислоты и 1-2 капли

полуторохлористого железа. полученный темно -фиолетовый р-р разводят водой

до сиреневого цвета и к 3-4 мл этой жидкости поливают по каплям желу "очный При наличии в желудочном соке молочной кислоты жидкость приобретает жёлтый цвет.

Задание №3 у крысы находящейся под наркозом вырезают отрезок тонкого кишечника и помещают его в р-р тираде (37С). Разрезают кишечник на 2-е части и одну переносят в р-р фтористого натрия (1%) на 10 минут (для нарушения клеточной структуры кишечного эпителия и ингибирования ферментативных процессов).

ПОСТАНОВКА ОПЫТА: в 4 пробирки наливают по 2 мл р-ра крахмала. В 1-й (контроль №1) добавляют 3 капли физ.р-ра, во 2-й (контроль №2) 3 капли кишечного сока, в третий (контроль №3) 3- и капли кишечного сока и 2см нормальной кишки крысы. В 4-й (опыт) 3 капли кишечного сока и 2 -а см отравленной фтористым натрием кишки крысы. Все пробирки встряхивают и ставят в термостат на 15 минут при 37 градусах. Затем в пробирки добавляют 1-2 капли р-ра люголя и по различной окраске содержимого пробирок определяют степень переваривания крахмала ферментами, находящимися в кишечном соке и фиксированными на кайме ворсинок тонких кишок в норме и после отравления фтористым натрием. I.тема ЗАНЯТИЯ. Патологическая физиология углеводного обмена. 2.УЧЕБНАЯ ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ.Изучить роль гипер и гипогликемии в

тканевых: нарушениях -.

3.ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ.Изучение влияния изменения-уровня"глюкозы в крови. на реактивность организма.' Исследование реакции сердечно-сосудистой системы, физической выносливости, основного обмена, системы дыхания при нарушении углеводного обмена - •

Задание 1..Исследовать влияние гипо и гипергликемии на; •

изменение основного обмена у крыс Задание № 2.Исследовать влияние гипо и гипергликемии на

изменение пневмограммы у крыс'.. Задание № 3.Исследовать влияние гипо и гипергликемии на

реакцию сердечно-сосудистой системы у крыс Задание № 4.Исследовать.влияние гипо и гипергликемии на

Физическую выносливость у мышей

б.МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЙ К ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫНА ЗАНЯТИИ: ОПЫТ I.Крысу помещают в эксикатор,соединенный с манометром. На дне эксикатора находится раствор щелочи для поглощения С02. Изменение потребления кислорода определяют по уровни жидкости в манометре в течение 15 минут /контроль/. Затем у крысы вызывают состояние гипергликемии и снова определяют потребление кислорода. У другой крысы в аналогичных условиях определяют потребление кислорода при экспериментальной гипогликемии.

ОПЫТ 2.У фиксированной крысы, находящейся под эфирным наркозом записывают пневмограмму на кимографе. Дыхательные движения грудной клетки регистрирует с помощью писчика, соединенного с мечевидным отростком.грудины крысы. Исходную пневмограмму сравнивают с пнев-мограммой, полученной при экспериментальной гипергликемии. У дру­гой крысы в аналогичных условиях записывают пневмограмму при ги­погликемии.. Опыт3.После фиксации наркотизированной крысы, в конечности послед­ней вкалывают электроды от электрокардиографа и снимают исходную электрокардиог



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: