Характеристика олигополистического рынка




Монополистическая конкуренция

Характеристика рынка монополистической конкуренции

Рынок монополистической конкуренции — тип рыночной структуры, где обладаю­щие рыночной властью продавцы диффе­ренцированного товара конкурируют за объем продаж.

Отличительными осо­бенностями этого типа рынка являются: дифференциация продукта, большое число продавцов, отсутствие отраслевых барьеров, отсут­ствие стратегического поведения.

Поставляя дифференцированный товар, фирма приобретает не­которую рыночную власть и сталкивается с убывающей кривой спро­са на свою продукцию. Однако наличие товаров-заменителей делает кривую спроса на продукт фирмы высоко эластичной (функция от числа конкурентов и степени дифференциации продукта) в каждом данном диапазоне цен, что придает взаимодействию фирм конку­рентный характер. Таким образом, рынок дифференцированного товара обладает чертами как монополии, так и совершенной конку­ренции. Эта двойственность приводит к тому, что фирмы конкури­руют не только по цене, но и по неценовым параметрам (техничес­кие характеристики, качество, услуги), а содержательным моментом монополистической конкуренции становится конкуренция за объем продаж. Поэтому, допуская теоретически отсутствие на рынках с мо­нополистической конкуренцией стратегического поведения фирм, следует учитывать, что на практике оно все же будет иметь место и проявится тем сильнее, чем меньше число фирм действует на рынке.

Руководствуясь принципом максимизации прибыли, монополистически конкурирующая фирма оптимизирует выпуск при объеме, обеспечивающем максимальное превышение совокупной выручки над совокупными издержками

 

Монополистическая конкуренция приводит к потерям эффективности из-за недоиспользования производственных мощностей и реализации фирмами рыночной власти.

 

Избыточные производственные мощности свидетельствуют о том, что в отрасли действует больше фирм, чем необходимо. Мень­шее их количество могло бы предложить то же количество продук­ции по более низким ценам. Однако в условиях монополистической конкуренции, где фирмы обладают рыночной властью, сокращение количества фирм приведет лишь к росту степени этой власти, что при отраслевом равновесии даст более высокие цены. Так как ры­ночная власть фирм обусловлена дифференциацией продукта, нали­чие излишних производственных мощностей является своеобразной платой общества за такую дифференциацию, размер которой будет зависеть от рыночной власти продавцов. Чем разнообразнее продукт, тем ниже эффективность, и наоборот. Поэтому суть проблемы зак­лючается в том, сколько готов потребитель платить за ассортимент­ную дифференциацию. Учитывая, что рыночная власть фирм огра­ничена эластичностью спроса на их продукцию, потери благосос­тояния при монополистической конкуренции будут невелики. К тому же, неэффективность рынка в какой-то степени компенси­руется ростом благосостояния потребителей, вызванного расшире­нием ассортимента.

Дифференциация продукции может быть использована фирмой в качестве способа увеличения своей рыночной доли, особенно в том случае, когда фирма имеет положительную экономию от масштаба производства.

 

Такой подход может способствовать не только расширению ры­ночной доли фирмы, но и росту ее совокупной прибыли. Иногда фирмы реализуют одну модель продукта по ценам даже ниже сред­них издержек, компенсируя потери за счет увеличения цен на дру­гую модель продукта (перекрестное субсидирование). Учитывая, что определяющим моментом рынка монополистической конкуренции являются особые свойства продукта, фирмы стремятся обратить вни­мание потребителя именно на этот аспект. Поэтому одним из важ­нейших факторов воздействия на спрос является реклама.

 

 

Олигополия

Характеристика олигополистического рынка

Олигополия представляет тип рыноч­ной структуры, для которой характер­но стратегическое взаимодействие не­многих фирм, конкурирующих за объем продаж.

Особенности олигополистического рынка определяет ряд признаков:

- ограниченное коли­чество фирм,

- значительная концентрация производства у отдельных фирм,

- ограниченный доступ в отрасль,

- стратегическое поведение фирм.

Олигополистический рынок может быть представлен как стан­дартизированным, так и дифференцированным продуктом.

Вне за­висимости от этого олигополистические рынки всегда характеризу­ются наличием у фирм значительной рыночной власти. В условиях олигополистического взаимодействия (реагирование на действия друг друга) особенность рынка состоит в том, что фирмы сталкива­ются не только с реакцией потребителей, но и с реакцией своих кон­курентов. Поэтому, в отличие от ранее рассмотренных рыночных структур, при олигополии фирма ограничена в принятии решений не только наклонной кривой спроса, но и действиями конкурентов.

В условиях олигополии конкурентное взаимодействие фирм зат­рагивает все сферы конкуренции:

- цену,

- объем продаж,

- долю рын­ка,

- дифференциацию продукции,

- стратегию стимулирования сбыта,

- инновационную деятельность,

- услуги.

В зависимости от ситуации фирмы могут избрать разные конкурентные стратегии. Поэтому для олигополистических рынков единой точки равновесия, к которой стремятся фирмы, нет, а фирмы одной отрасли могут взаимодейство­вать и как монополисты, и как конкурентные фирмы.

Когда фирмы отрасли координируют свои действий путем имитации ценообразо­вания и стратегии конкуренции друг друга (кооперативная страте­гия), цена и предложение будут тяготеть к монопольным, а крайней формой такой стратегии будет картель.

Если же фирмы следуют не кооперативной стратегии, т.е. проводят независимую, направленную на укрепление положения фирмы стратегию, цены и предложение будут приближаться к конкурентным. Крайней формой такого поведения являются «ценовые войны».

Модель картеля

Трудности диагностирования реакции конкурентов и ограниченность числа продавцов усиливают склонность фирм к согласованию своих действий посредством сговора, образуя картель.

Картель — группа фирм, объединенная соглашением о разделе рынка и осуществляющая согласованные действия в отношении пред­ложения (ограничение объемов выпуска) и цены (фиксация) с целью по­лучения монопольной прибыли.

Представим отрасль из двух фирм, выпускающих одинаковую продукцию при одинаковых краткосрочных и долгосрочных издержках и постоянной от­даче от масштаба. (Рис. 4.)

 

Рис.4. Максимизация прибыли при картелизации отрасли

 

Если бы фирмы взаи­модействовали на принци­пах совершенной конкурен­ции, то конкурентное пред­ложение составило бы при цене а каждая фир­ма производила бы полови­ну объема рыночного спро­са, не получая при этом экономической прибыли. Зная спрос на свою продук­цию, фирмы, достигнув со­глашения об ограничении объема выпуска и фиксации цены на уровне могли бы получать экономическую прибыль (затемнен­ная фигура).

В условиях олигополии фирмы могут получать монопольную прибыль, если будут координировать свою деятельность так, чтобы их совместный выпуск обеспечивал условия максимизации прибыли

Несмотря на очевидную выгоду для участников, картель является неустойчивым образованием.

Во-первых, всегда существуют факто­ры, противодействующие его возникновению. Чем больше количество фирм в отрасли и различия в уровне их издержек производства, чем разнообразнее их продукция и чем ниже отраслевые барьеры, чем неустойчивее отраслевой спрос, тем сложнее добиться коорди­нации деятельности фирм и вероятность возникновения картеля па­дает.

Во-вторых, даже в случае образования картеля возникает про­блема обеспечения его стабильности, что представляет задачу куда более сложную, нежели его создание. В этом отношении важнейшей для сохранения картеля является проблема контроля за выполнени­ем соглашения, тем более что внутри самого картеля заложен и ме­ханизм его разрушения.

Успех деятельности картеля зависит от способности его участни­ков выявлять и пресекать нарушения достигнутых соглашений. Прак­тическая реализация такого требования осуществима только в том слу­чае, если процедуры контроля и санкций по соблюдению соглашения не требуют больших издержек, а применяемые в отношении наруши­телей санкции превышают выгоды от нарушения соглашения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: