Регулирование внешних эффектов: способы устранения последствий воздействия




Существование вызванной внешними эффектами неэффективности связано с недостатками рыночного ценообразова­ния, которое не обеспечивает учета в рыночной цене внешних пре­дельных издержек или выгод. Следовательно, суть проблемы регули­рования сводится к тому, чтобы найти способы трансформации вне­шних предельных издержек (выгод) во внутренние.

Теоретически рыночный механизм при определенных условиях способен обеспечить интернализацию внешних эффектов. Когда права собственности четко установлены, а процедуры по их обмену не связаны с существенными издержками сторон, проблема внешних эффектов может быть решена путем переговоров производителей и получателей внешних эффектов. Трансформация внешних эффектов во внутренние может быть достигнута посредством слияния, то есть объединения производителей и получателей внешних эффектов в единый хозяйствующий субъект. То и другое приведет к корректи­ровке объемов производства и будет способствовать более оптималь­ному распределению ресурсов.

Условия, необходимые для интернализации внешних эффектов посредством рыночного механизма, на практике часто оказываются невыполнимыми. Причин тому много. Трудности установления прав собственности, сложность определения источников внешних эффек­тов, недостаток информации об издержках и выгодах сторон, нако­нец, значительные издержки, которыми обычно сопровождается как установление прав собственности, так и ведение переговоров. По­этому использование рыночного механизма для решения проблемы экстерналий не всегда эффективно и возможно. Возникает необхо­димость применения нерыночных способов регулирования внешних воздействий. Эту функцию выполняет государство, обеспечивая кор­ректировку возникающих в связи с действием внешних воздействий издержек и выгод посредством административных (ограничение про­изводства или предоставление благ) и экономических мер (налоги и субсидии).

 

Регулирование внешних эффектов — это осуществляемые в виде ограничений или поощрений способы интернализации внешних эффектов, направленные на оптимизацию распределения ресурсов

 

Следствием действия отрицательного внешнего эффекта является перепро­изводство блага. В этой связи задача регулирования отрицательных внешних эффектов состоит в том, чтобы скорректировать кривую предложе­ния блага в сторону оптимального, соответствующего уровню обще­ственных предельных издержек, объема его производства. Для реше­ния ее могут использоваться разнообразные способы.

I. Стандарты, представляющие собой устанавливаемые государством ограничения на виды и объемы загрязняющих окружающую среду промыш­ленных выбросов, являются наиболее распространенным способом регулирования отрицательных внешних эффектов.

 

II. Налоги как платежи за наносимый ущерб являются другим спо­собом корректировки внешних эффектов. Они могут устанавливать­ся как в отношении производимых благ, так и вредных выбросов.

Применение налогов имеет ряд преимуществ. В отличие от стан­дартов, оно не требует сбора труднодоступной информации о пре­дельных издержках снижения выбросов и связано с более низкими издержками регулирования.

III. Лицензии на сброс загрязняющих веществ представляют собой один из возможных способов.

Установив допустимый объем загряз­нения, государство выпускает равное этому объему количество лицензий, каждая из которых дает право на сброс единицы загрязняю­щего вещества. Сами же лицензии пускаются в рыночный оборот.

IV. Механизм «компенсаций», представляющий собою заключаемое на компенсационной основе соглашение между фирмами об обмене правами собственности на загрязнения, применяется тогда, когда дополнительные загрязнения недопустимы. Суть его состоит в том, что фирма может приобрести права на выбросы у другой фирмы, которая готова за определенную плату сократить выбросы.

V. Механизм «кредитования» сводится к тому, что фирмы, имеющие более низкий по сравнению с нормативным уровень вредных выб­росов, получают не только право («кредит») на равновеликое превы­шение норм загрязнения в будущем, но и возможность накапливать такие «кредиты». Если фирмам предоставляется право продавать та­кие «кредиты», то этот способ регулирования может стать мощным стимулом для дальнейшего снижения выбросов, так как продажа полученных «кредитов» приведет к росту их прибылей.

VI. Мониторинг, применяемый для отслеживания норм выбросов по каждому отдельному загрязнителю также может быть использован для снижения издержек фирм по соблюдению установленных норм. Суть дела при этом состоит в том, что фирмам разрешается превы­шать нормативы по одному виду выбросов, если она обеспечивает равноценное снижение выбросов другого вида.

 

Действие положительного внешнего эффекта выражается в более низком по сравнению с эффективным объе­мом производства и потребления бла­га. В этой связи задача регулирования положительных внешних эффек­тов состоит в том, чтобы скорректировать объем потребления блага в сторону оптимального, то есть соответствующего уровню обще­ственных предельных выгод, объема его производства и потребления. Так как собственно положительный характер внешнего эффекта обычно проявляется в процессе потребления благ, то суть регулиро­вания положительных эффектов сводится к оказанию понижающе­го воздействия на цену блага, что увеличит спрос на него, а следова­тельно, и выпуск.

Субсидии, представляющие собой платежи потребителям или про­изводителям блага, являются наиболее распространенным способом регулирования положительных внешних эффектов.

Субсидии могут быть направлены непосредственно на стимули­рование спроса, когда их получателями являются потребители блага, вызывающего положительные внешние эффекты. Формы такого суб­сидирования — талоны на продукты питания, денежные выплаты бедным слоям населения, предоставление стипендий на образова­ние, бесплатная вакцинация. Примером такого рода регулирования могут служить субсидиро­вание сельскохозяйственного производства, жилищного строительства.

Что касается трудностей, возникающих при регулировании по­ложительных внешних эффектов, то они сходны с теми, которые возникают в процессе регулирования отрицательных внешних эф­фектов — недостаток информации, дополнительные административ­ные издержки. Нельзя также забывать, что субсидирование связано с дополнительными издержками.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: