Выполнение данного задания позволяет студенту




Методические указания

По самостоятельной (внеаудиторной) работе студентов по дисциплине «Русский язык» для специальности 120714 Земельно-имущественные отношения

Новосибирск 2013

Домашнее задание №1

Объединиться в пять групп в соответствии с пятью функциональными стилями речи. Каждой группе необходимо составить текст, имеющий характерные черты и особенности выбранного стиля. Текст должен быть исключительно оригинальным. Группы должны поочередно выступать перед аудиторией со своими работами, предлагая учащимся определить выбранный заранее стиль и аргументировать свою позицию.

Выполнение данного задания позволяет студенту

знать:

- отличительные характеристики разных стилей речи;

уметь:

- осуществлять речевой самоконтроль;

- оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения их стиля.

 

Домашнее задание №2

Написать сочинение-описание на тему: «Какие звуки на ощупь?». Выполнение данного задания позволяет студенту

активировать ассоциативное мышление, выработать умение использовать речь для описания абстрактных явлений действительности, видеть и характеризовать связи между каналами восприятия человека, уметь найти общее при видимых различиях. На выбор предлагаются подтемы, использовать которые не обязательно:

- шелест листьев;

- гром;

- шум волн;

- хруст снега;

- взмах крыла птицы.

 

Домашнее задание №3

Найти в произведениях мировой художественной литературы отрывки, соответствующие трем типам текста: повествование, описание и рассуждение. Письменно аргументировать соответствие, ссылаясь на характерные признаки.

Выполнение данного задания позволяет студенту

знать:

- типы речи;

уметь:

- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

- использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста.

 

 

Домашнее задание №4

Выписать значения слова вид, используя толковые словари. Определить прямое и переносные значения. Объяснить происхождение переносного значения.

Подобрать к данным словам синонимы, составив синонимические ряды. Объяснить разницу между членами каждого ряда: удивительный, печаль, наклониться.

Найти пословицы и поговорки, содержащие антонимические противопоставления.

Указать значения данных омонимов, составить словосочетания с ними: гранатовый, бокс, среда, помешать, лисичка, рой, стекло, село, гвоздики, атлас, стрелки, вера, лев, ста/орожил.

Выполнение данного задания позволяет студенту

знать:

- изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов;

- контекстуальные синонимы и антонимы;

уметь:

- отличать разные значения одного слова от слов-омонимов;

- определять прямое и переносное значение слова в тексте;

- правильно использовать многозначные слова в устных и письменных высказываниях.

 

 

Домашнее задание №5

Выписать из «Песни про купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова архаизмы и историзмы, дать им определение, пользуясь словарем.

Выполнение данного задания позволяет студенту

знать:

- архаизмы, историзмы, неологизмы;

-особенности русского речевого этикета;

уметь:

- применять в общении активный и пассивный запас слов.

 

 

Домашнее задание №6

Выпишите из текста диалектизмы, профессионализмы, просторечные слова. Дайте им определения, воспользовавшись словарем. Подберите к диалектизмам общеупотребительные синонимы.

Филипп налил брусницы водой, заткнул клоком скошенной травы и одну припоясал, свешивая на лопатку, сам, а другую подал Кареву.

Косы звякнули, и косари разделились на полувыти.

- Наша вторая полувыть,- подошел к Филиппу вчерашний старик.- Меримся, кому от краю.

Филипп ухватился за окосье, и стали перебираться руками.

- Мой конец,- сказал старик,- мне от краю.

- Ну, а мояоколь,- протянул Филипп,- самая удобь. <...>

- Бреди за ним по чужому броду,- указал он Кареву на старика,- меряй да подымай косу.

Карев побрел, и сапоги его как вымазались в деготь: на них прилип слет трав и роса.

- А коли побредешь,- пояснил старик,- так держи прям и по цветкам норови, лучше в свою не зайдешь и чужую не тронешь.

Они пошли вдоль по чужой выти и стали отмерять. Карев прикинул окосьем уже разделенную им со стариком луговину и отмерили себе семь, а старику - три, потом он стал на затирку и, повесив на обух косы фуражку, поднял ее.

По росе виднелся широкой прошвой вырезанный след. (С. А. Есенин.)

Выполнение данного задания позволяет студенту

знать:

- диалектизмы, профессионализмы, просторечные слова;

уметь:

- анализировать лексику с точки зрения сферы ее употребления.

Домашнее задание №7

Подобрать синонимичные фразеологизмы к данным:

чуть свет, во весь дух, бок о бок, кот наплакал, стреляный воробей, попасть впросак, тьма кромешная, бить баклуши.

Подобрать антонимичные фразеологизмы к данным:

Рукой подать, как кошка с собакой, хоть пруд пруди, краше в гроб кладут, язык без костей, выйти из себя.

Дать толкование следующим фразеологизмам:

слава Герострата, танталовы муки, дамоклов меч, гомерический смех, прокрустово ложе, сизифов труд, ахиллесова пята.

Объяснить их происхождение.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: