Фазы и типы адаптации детей




G. Robertson, J. Robertson (1971) и J. Bowlby (1971) считают, что су­ществует три фазы адаптации детей раннего возраста к больнице или к детскому учреждению. Первая фаза — фаза «протеста»: в этот период ребенок испытывает тяжелое потрясение, плачем зовет мать, обнару­живает признаки паники, не отпускает мать, когда она приходит, и плачем провожает. Через несколько дней наступает фаза «отчаяния», в процессе которой ребенок погружается в себя, становясь жалким и несчастным, нарушается процесс кормления, ритм сна, он нередко начинает сосать пальцы руки, раскачивается. В дальнейшем может наступить третья фаза — «отчуждения», во время которой ребенок ут­рачивает интерес к родителям, для него уже безразлично, навещают они его или нет. По возвращении домой ребенок вначале может игно­рировать родителей, отворачиваться от них. В последующие несколь­ко недель или даже месяцев его поведение нарушается, он становится непослушным, неуравновешенным, стремится держаться возле роди­телей, страшится отпустить их. Если капризы и аффективные вспыш­ки ребенка вызывают отрицательную реакцию и осуждение родителей, то это приводит к усилению капризного поведения и еще большему стремлению «цепляться» за мать.

Естественно, что не у каждого ребенка возникают эти фазы реак­ции на отрыв от семьи, это зависит как от самого ребенка, так и от того, что он встретит в больнице или яслях. По мнению М. Rutter (1984), наибольшая вероятность появления ярко выраженных реакций при­ходится на возраст от 7 месяцев до 4 лет и у тех детей, которые не были подготовлены к отделению от матери, редко бывали в чужих домах или недавно уже тяжело пережили разлуку с родителями.

Негативные изменения в процессе адаптации проявляются рас­стройствами поведения в наиболее критические периоды психофизи­ологического развития детей (Крылов Д. Н., 1985) на рубеже 1-го и 2-го годов жизни и в трехлетнем возрасте, когда ребенок приходит в орга­низованный коллектив. А. И. Баркан (1979) выделяет три типа адаптации детей, поступающих в ясли: благоприятный, среднеблагоприятный и неблагоприятный. При этом она отмечает, что у всех детей име­ют место проявления психоэмоционального стресса. У 2/3 из них появ­ляется страх, а у половины — приступы гнева. По мере угасания ори­ентировочной реакции, на 3-й день пребывания в новом коллективе, отрицательные эмоциональные проявления усиливаются, нарушается речевая активность. У плохо адаптирующихся детей возникают висце­ральные изменения: тахикардия, тахипноэ, падает масса тела. У них увеличивается показатель переваривающей способности нейтрофилов, указывая на мобилизацию сил организма. Однако при неблагоприят­но протекающей адаптации эта стадия не успевает наступить. Оказа­лось, что при неблагоприятной адаптации число анамнестических фак­торов риска почти в три раза больше, чем при благоприятном прогнозе.

Срывы приспособления к яслям проявляются в среднем на 4-й день в виде различных заболеваний, главным образом, органов дыхания или преневротическими реакциями (Тонкова-Ямпольская Р. В. и др., 1980). Благоприятная адаптация завершается между 11 и 24-м днями после поступления в детское учреждение. Дети в дневных яслях приспо­сабливаются, в среднем, за 4-6 недель, тогда как в круглосуточных пе­риод приспособления увеличивается до 3—4 месяцев. Это различие В. С. Манова-Томова и соавт. (1981) объясняют тем, что ребенок, воз­вращаясь ежедневно вечерами домой, способен освобождаться от на­копившегося задень напряжения. При пребывании дома только один раз в неделю ему это не удается.

Другой нелегкий период адаптации может наступить у ребенка при переводе его из детских яслей в детский сад. Трудность этого периода для ребенка определяется необходимостью установления межперсо­нальных отношений с незнакомыми воспитателями и утверждения себя в новом коллективе. Особенности поведения во время приспособле­ния к детскому саду зависят не столько от личностных характеристик ребенка, сколько от формы перехода в детский сад: коллективной (всей группой), групповой (несколько человек из группы) или индивидуаль­ной (переход одного ребенка). Наиболее благоприятная форма — кол­лективная реадаптация, наименее благоприятная — индивидуальная (Баркан А. И., 1988).

Изучение социальной адаптации детей в описанных критических ситуациях привело к нескольким обобщениям: 1) переход ребенка ран­него возраста из семьи в новые условия жизни (ясли) сопровождается значительными изменениями в состоянии его здоровья и поведении; 2) тяжесть и продолжительность выявленных изменений прямо зави­сят от влияния ряда биологических и социальных факторов в анте- и постнатальном онтогенезе; 3) катамнестическое обследование детей выявило связь между тяжестью адаптации при поступлении в ясли и психосоматическими показателями состояния ребенка в дальнейшем; 4) характер течения адаптации в раннем возрасте позволяет прогнози­ровать поведение ребенка в аналогичных стрессовых ситуациях в бо­лее старшем возрасте; 5) трудности, степень нарушений могут быть значительно уменьшены, а длительность адаптации укорочена, если будут созданы условия и найдены способы облегчения приспособле­ния к переходу в другое детское учреждение (Голубева Л. Г., Тонкова-Ямпольская Р. В., 1987).

Все перечисленные наблюдения относятся к детям, терявшим связь с семьей. Как явствует из сказанного, к механизмам, ответственным за возникновение описанных расстройств, относят попадание в чужую сре­ду, нарушение отношений между матерью и ребенком, лишение его ма­теринской заботы, недостаток стимулирующих воздействий, отделение от значимого лица, разрыв одной или нескольких привязанностей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: