Возрастные особенности депрессии




Депрессивные эквиваленты у детей раннего возраста. К депрессив­ным эквивалентам у детей раннего возраста относят срыгивание, «ко­лики 3-го месяца», младенческую экзему, регургитацию, симптом пика, игру с калом и поедание его, расстройства сна (ночные страхи), эну-рез, безудержную мастурбацию, анорексию, потерю массы тела, эн-копрез, двигательные стереотипии, тики.

Депрессия в дошкольном возрасте. Депрессия в дошкольном возрас­те не редкость, однако она, как правило, просматривается, что связано с атипичностью ее симптомов. Почти всегда вместо расстроенного на­строения имеют место его эквиваленты. Среди соматических симп­томов, маскирующих аффективные нарушения, отмечаются: расстрой­ства пищевого поведения, кишечные колики, диссомнии, потеря мас­сы тела, энурез, энкопрез, головные боли, тики и др. Нарушения поведения, замещающие расстройства настроения, различны: отказ от участия в живых эмоционально насыщенных играх, затруднения при концентрации внимания в процессе занятий, ухудшение усвоения зна­ний, стремление к уединению или, наоборот, в поисках поддержки не­желание покинуть общество взрослого, легкое вступление в ссоры, драки, аутоагрессия, стремление к разрушительным действиям, появ­ление таких привычек, как сосание пальцев, обкусывание ногтей, рас­качивание и др. У детей этого возраста наблюдают раздражительность, плаксивость, аффективные вспышки, могут быть также апатия, рав­нодушие, безучастность или, что значительно реже, грусть, скука, за­держка интеллектуального, речевого развития. Возможны также идеи самообвинения, просьбы о наказании, мысли о смерти и самоубийстве.

Депрессия у школьников. Лишь у части детей можно выделить неко­торые типичные для взрослых симптомы: чувство вины, самообвине­ние, идеи греховности, страх обездоленности, меланхолию, затормо­женность, суицидальные намерения и утреннюю усталость. Среди психосоматических симптомов выделяют: диспептические явления, энурез, расстройства сна, мастурбацию, мутизм, «школьную головную боль». Из психических симптомов наиболее часты: плохая социальная приспособляемость, тревога, заторможенность, склонность к уедине­нию, раздражительность, неуверенность, нежелание участвовать в игре, затруднения в учебе, чрезмерное переживание ответственности, ипо­хондрия, нарушения отношений с коллективом, эмоциональная ла­бильность, агрессивность, побеги из дома, страхи, мрачность, груст­ные мысли, подавленность, суицидальные мысли и реже поступки, мысли о неполноценности, вине, греховности. По частоте встречае­мости проявления депрессии у детей располагаются в следующем по­рядке. 1. Утрата интереса к эмоциональным играм и учебе (66%). 2. Затруднения при выполнении школьной программы (51%). 3. Же­лудочно-кишечная симптоматика (40%). 4. Страх посещения школы, прогулы занятий (31%). 5. Энурез (30%). 6. Нарушения поведения (26%). 7. Расстройства сна (23%). 8. Неопрятность, пренебрежитель­ное отношениексвоемувнешнемувиду(21%). 9-10. Чрезмерное при­страстие к сладкому, уходы из дома (20%). 11. Головная боль (14%). 12. Энкопрез (11%). 13. Сосание пальцев (8%). 14. «Сердечные жало­бы» (2%). Кроме того, наблюдаются тревога, заторможеность, умень­шение двигательной и психической активности, усталость, неудовлет­воренность, падение энтузиазма, плаксивость, чувствительность, раздражительность, недостаток интереса и неспособность получать удо­вольствие от игр, соответствующих возрасту, потеря аппетита, сниже­ние массы тела.

Депрессия у подростков. По мере взросления детей их депрессивная симптоматика становится все более похожей на депрессию взрослых. Из психосоматических симптомов встречаются: головная боль, рас­стройства сна, расстройства желудочно-кишечного тракта, сердечно­сосудистой системы, бронхиальная астма, нейродермит, ожирение, падение массы тела. Психопатология представлена подавленностью, суицидальными намерениями, переживаниями своей неполноценно­сти, нарушением сосредоточения, расстройством деятельности, труд­ностями в работе, апатией, вспышками гнева, тоской, страхами, коле­баниями настроения, болезненным бесчувствием, утратой интересов, ипохондрией. Среди поведенческих эквивалентов — асоциальное, де-линквентное поведение, нарушение приспособляемости к обществу, пристрастие к психически активным веществам. У младших подрост­ков наиболее часто встречаются: заторможенность, робость, замкну­тость (53%), нарушения поведения (51%), трудности приспособления к школе (42%), плаксивость (39%), нарушения сна (35%), нарушения пищевого поведения (30%), ревность к брату или сестре (26%), нео­бычная зависимость от взрослых (18%), энурез (15%). По другим дан­ным, у 14—15 летних в клинической картине депрессий преобладают дисфории и психопатоподобные эквиваленты, а у 16-17 летних — широкий спектр типичных вариантов депрессии. 12% всех самоубийств в США совершают подростки, причем в большинстве случаев они де­лают это в депрессивном состоянии. Клинические проявления депрес­сий различаются в зависимости от пола. Девочки в основном пассивно сдержаны, сверхадаптивны и покорны. Мальчики часто возбуждены, агрессивны, асоциальны, склонны к одиночеству, немотивированно­му плачу и у них часто обнаруживается энкопрез.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: