Часть 1
За верное выполнение каждого из заданий 1 – 18 выставляется 1 балл.
№ задания | Ответ | № задания | Ответ | № задания | Ответ |
Часть 2
Задания 19, 20 и 21 оцениваются в 2 балла, если верно указаны все элементы ответа, в 1 балл, если правильно указан хотя бы один элемент ответа, и в 0 баллов, если ответ не содержит элементов правильного ответа.
№ задания | Ответ |
12 или 21 |
Часть 3
Для ответа на задания части 3 (задания 22 – 25) используйте отдельный подписанный лист. Запишите сначала номер задания, а затем ответ на соответствующе |
Используя источник тока (4,5 В), вольтметр, ключ, соединительные провода, резисторы, обозначенные и , соберите экспериментальную установку для проверки правила для электрического напряжения при последовательном соединении двух проводников.
В бланке ответов:
1) нарисуйте электрическую схему эксперимента;
2) измерьте электрическое напряжение на концах каждого из резисторов и общее напряжение на контактах двух резисторов при их последовательном соединении;
3) сравните общее напряжение на двух резисторах с суммой напряжений на каждом из резисторов, учитывая, что погрешность прямых измерений с помощью лабораторного вольтметра составляет 0,2 В. Сделайте вывод.
При выполнении задания используется комплект оборудования № 5 в составе:
· источник тока (4,5 В);
· резисторы 12 Ом и 6 Ом, обозначенные R1 и R2;
· вольтметр (погрешность измерения 0,2 В);
· ключ и соединительные провода.
Внимание! При замене какого-либо элемента оборудования на аналогичное с другими характеристиками необходимо внести соответствующие изменения в образец выполнения задания.
Образец возможного выполнения
1) Схема экспериментальной установки: |
2)
Напряжение U1 на резисторе R1, В | Напряжение U2 на резисторе R2, В | Общее напряжение Uобщ на двух резисторах, В | Интервал значений U1 с учетом погрешности, В | Интервал значений U2 с учетом погрешности, В | Интервал значений Uобщ с учетом погрешности, В |
2,8 | 1,4 | 4,2 | 2,6 – 3,0 | 1,2 – 1,6 | 4,0 – 4,4 |
3) Вывод: общее напряжение на двух последовательно соединенных резисторах равно сумме напряжений на контактах каждого из резисторов.
Указание экспертам
Измерение напряжений считается верным, если значение U попадает в интервал к указанным в таблице значениям.
Критерии оценивания
Содержание критерия | Балл | |
Полностью правильное выполнение задания, включающее: 1) схематичный рисунок экспериментальной установки; 2) правильно записанные результаты прямых измерений (в данном случае — напряжения для трех измерений); 3) сформулированный правильный вывод. | ||
Приведены все элементы правильного ответа 1-3, но — допущена ошибка при указании единицы измеряемой величины при заполнении таблицы; ИЛИ — допущена ошибка в схематичном рисунке экспериментальной установки, или рисунок отсутствует. | ||
Сделан рисунок экспериментальной установки, правильно приведены значения прямых измерений величин, но не сформулирован вывод. ИЛИ Сделан рисунок экспериментальной установки, сформулирован вывод, но в одном из экспериментов присутствует ошибка в прямых измерениях. | ||
Записаны только правильные значения прямых измерений. ИЛИ Сделан рисунок экспериментальной установки и частично приведены результаты верных прямых измерений. | ||
Все случаи выполнения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления 1, 2, 3 или 4 баллов. Разрозненные записи. Отсутствие попыток выполнения задания. | ||
Максимальный балл | ||
Задание 23 представляет собой вопрос, на который необходимо дать письменный ответ. Полный ответ должен включать не только ответ на вопрос, но и его развернутое, логически связанное обоснование.
23 |
Можно ли, находясь в вагоне с зашторенными окнами при полной звукоизоляции, с помощью каких-либо экспериментов определить, движется ли поезд равномерно и прямолинейно или покоится? Ответ поясните.
1.Ответ: нельзя.
2. Ответ: согласно принципу относительности, во всех инерциальных системах отсчета любые физические явления в одинаковых условиях протекают одинаково.
Содержание критерия | Баллы |
Представлен правильный ответ на вопрос, и приведено достаточное обоснование, не содержащее ошибок. | |
Представлен правильный ответ на поставленный вопрос, но его обоснование не является достаточным, хотя содержит оба элемента правильного ответа или указание на физические явления (законы), причастные к обсуждаемому вопросу. ИЛИ Представлены корректные рассуждения, приводящие к правильному ответу, но ответ явно не сформулирован. | |
Представлены общие рассуждения, не относящиеся к ответу на поставленный вопрос. ИЛИ Ответ на вопрос неверен, независимо от того, что рассуждения правильны или неверны, или отсутствуют. | |
Максимальный балл | 2 |
24 |
КПД двигателей самолёта равен 25%. Какова полезная мощность двигателей, если при средней скорости 250 км/ч они потребляют 288 кг керосина на 100 км пути?
Образец решения:
Дано: m = 288 кг S = 100 км η = 25% = 0,25 q = 46000000 | А = N∙t Q = q∙m |
N =? | Ответ: N = 2300000Вт |
Содержание критерия | Баллы |
Приведено полное правильное решение, включающее следующие элементы: 1) верно записано краткое условие задачи; 2) записаны уравнения и формулы, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи выбранным способом (в данном решении – формула для коэффициента полезного действия, формула для расчёта количества теплоты при сгорании топлива, формула для расчёта механической работы, формула для средней скорости); 3) выполнены необходимые математические преобразования и расчёты, приводящие к правильному числовому ответу, и представлен ответ. При этом допускается решение «по частям» (с промежуточными вычислениями). | |
Правильно записаны необходимые формулы, проведены вычисления, и получен ответ (верный или неверный), но допущена ошибка в записи краткого условия или переводе единиц в СИ. ИЛИ Представлено правильное решение только в общем виде, без каких-либо числовых расчётов. ИЛИ Записаны уравнения и формулы, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи выбранным способом, но в математических преобразованиях или вычислениях допущена ошибка. |
Записаны и использованы не все исходные формулы, необходимые для решения задачи. ИЛИ Записаны все исходные формулы, но в одной из них допущена ошибка. | |
Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла. | |
Максимальный балл | 3 |
25 |
В снежный сугроб, имеющий температуру 0°С, бросили раскалённый до температуры 300°С медный шар. Какова масса шара, если известно, что при его остывании растаяло 0,8 кг снега? Потерями энергии в окружающую среду и испарением воды пренебречь.
Дано: t 1 = 300°С t 2 = 0°С M = 0,8 кг λ = 3,3∙105 с = 400 | Q 1 = Q 2 Q 1 = c∙m∙(t 1 – t 2 ) Q 2 = λ ∙ M m = 2,2 кг |
m =? | Ответ: m = 2,2 кг |
Содержание критерия | Баллы |
Приведено полное правильное решение, включающее следующие элементы: 1) верно записано краткое условие задачи; 2) записаны уравнения и формулы, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи выбранным способом (в данном решении – закон сохранения и превращения энергии при тепловых процессах, формулы для расчёта количества теплоты в процессе нагревания (охлаждения) и в процессе плавления); 3) выполнены необходимые математические преобразования и расчёты, приводящие к правильному числовому ответу, и представлен ответ. При этом допускается решение «по частям» (с промежуточными вычислениями). | |
Правильно записаны необходимые формулы, проведены вычисления, и получен ответ (верный или неверный), но допущена ошибка в записи краткого условия или переводе единиц в СИ. ИЛИ Представлено правильное решение только в общем виде, без каких-либо числовых расчётов. ИЛИ Записаны уравнения и формулы, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи выбранным способом, но в математических преобразованиях или вычислениях допущена ошибка. | |
Записаны и использованы не все исходные формулы, необходимые для решения задачи. ИЛИ Записаны все исходные формулы, но в одной из них допущена ошибка. | |
Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла. | |
Максимальный балл |