Основные тенденции развития образования




В системе образования XXI века будут, по мнению ученых, проявляться и влиять на реализацию идеи развития целостной человеческой личности следующие тенденции:

Первая тенденция - гуманизация, заключающийся в утверждении человека как высшей социальной ценности Тенденция утверждает создания нового образца образования, который предусматривает приоритет образования, ориентированной на личность ученика (осо обистисно ориентированной) над образованием, ориентированной на"знания по предмету\"; наиболее полное раскрытие способностей ученика, удовлетворения его разнообразных образовательных потребностей, воспитание чувства собственного достоинства, своб оды, гармонии отношений с окружающим средусередовищем.

Вторая тенденция - гуманитаризация образования, которая призвана формировать духовность, культуру личности, планетарное мышление, целостную картину мира От уровня усвоения базовой гуманитарной культуры зависит развитие лич стости в гармонии с общечеловеческой культурой На основе общечеловеческой культуры возможно развитие всех сторон личности, учета ее субъективных потребностей и объективных условий, связанных с матери альной базой и кадровым потенциалом образования В этой связи самоопределение личности в мировой культуре является стержневой линией гуманитаризации содержания образованийіти.

Третья тенденция - национальная направленность образования, которая заключается в неотделимости образования от национальной основы, в органическом сочетании образования с историей и народными традициями, сохранении и обогащении национальных ценностей украинского народа и других народов и наци.

Четвертая тенденция - открытость системы образования Это означает, что определение целей образования не ограничивается государственному заказу, а расширяется потребностями в образовании, которые привносят ученики, их родители, учителя, программы задают баз зовы, т.е. необходим, ориентир-минимум, общее ядро??знаний, которое открыто для дополнений, которые зависят от культурных, региональных, этнических и других условий образованийи.

Пятая тенденция - перенос акцента с учебной деятельности педагога на продуктивную учебно-познавательную, трудовую, художественную и другую деятельность ученика Культура реализует свою функцию развития личности только в том вы ипадку, когда она активизирует, побуждает человека к продуктивной деятельности Чем разнообразней и продуктивной является значимая для личности деятельность, тем эффективнее происходит овладение культурой Действие льнисть личности как раз и является тем механизмом, который позволяет превратить совокупность внешних воздействий в новообразования личноститі как продукт развития Деятельностный подход позволяет"превратить"педагогические задачи в"личностный смысл"деятельности личности

Шестая тенденция - переход от преимущественно информативных форм к методам, форм и технологий обучения с использованием элементов проблемности, научного поиска, резервов самостоятельной работы, взаимодействия учащихся и Другими словами: переход от воспроизведения к пониманию, осмыслению, использования в жизнедеятельностиі.

Седьмая тенденция - создание условий для самоутверждения, самореализации и самоопределения личности, что является результатом ее самоорганизации Самоорганизация происходит педагогической поддержки, которая опирается здебильшог го на внутренние источники развития УЧНя.

Восьмая тенденция - преобразования позиции педагога и позиции учащегося в личностно-равноправные, в позиции людей-сотрудников Такое преобразование связано с изменением ролей и функций участников педагогического процесса Педагог не воспитывает, не учит, а активизирует, стимулирует стремление, формирует мотивы учащегося к саморазвитию, изучает его активность, создает условия для самодвижения При этом необходимо придерживаться определенной последовательности, дина мики: от максимальной помощи педагога ученику в решении учебных задач на начальной стадии образования через постепенную активизацию до полной саморегуляции в обучении и возникновения отношений партнерс тва между нимими.

Девятая тенденция - творческая направленность образовательного процесса Бона предусматривает непосредственное мотивацию учебной и других видов деятельности, организацию самодвижения к конечному результату Это дает возможность ученику пережить ра адисть от осознания собственного роста и развития, от достижения собственных целей; создает условия для самореализации личности, выявления и развития его творческих возей.

Десятая тенденция - переход от строго регламентированных контролируемых способов организации педагогического процесса к развивающих, активизирующих, что предусматривает стимулирование, организацию творческой, самостоятельной деятельности уч ские.

Одиннадцатая тенденция - оценка результата деятельности системы образования по выходу (outcome edukation), который определяется определенными требованиями, или стандартами, унифицированными независимо от формы обучения

Двенадцатая тенденция - непрерывность образования, что открывает возможность для постоянного углубления общеобразовательной подготовки, достижение целостности и преемственности в обучении и воспитании; преобразования получения образования в о оцес, длящийся на протяжении всей жизни человек.

Тринадцатая тенденция - нераздельность обучения и воспитания, заключающийся в их органическом сочетании, подчинении содержания обучения и воспитания формированию целостной и гармонично развитой личности

 

Вопрос

«Болонский процесс»: история, замысел, «за» и «против»

История: Начало Болонского процесса можно отнести к середине 1970-х годов, когда Советом министров Европейского союза была принята резолюция о первой программе сотрудничества в сфере образования.

В 1998 году министры образования четырёх европейских стран (Клод Аллегр от Франции, Юрген Рюттгерс от Германии, Тесса Блэкстон от Великобритании и Луиджи Берлингуэр от Италии), участвовавшие в праздновании 800-летия Парижского университета, сошлись во мнении, что сегментация европейского высшего образования в Европе мешает развитию науки и образования (сегментация - это деятельность по выявлению потенциальных групп потребителей образовательных услуг вуза). Ими была подписана Сорбоннская декларация (англ. Sorbonne Joint Declaration, 1998). Цель декларации заключается в создании общих положений по стандартизации Европейского пространства высшего образования, где мобильность следует поощрять как для студентов и выпускников, так и для повышения квалификации персонала. Кроме того, она должна была обеспечить соответствие квалификаций современным требованиям на рынке труда.

Цели Сорбоннской декларации были подтверждены в 1999 году на встречи в Италии, в г.Болонье при подписании Болонской декларации, в которой 29 стран ( см. рисунок ниже) выразили свою готовность взять на себя обязательство повысить конкурентоспособность европейского пространства высшего образования, подчёркивая необходимость сохранения независимости и самостоятельности всех высших учебных учреждений. Все положения Болонской декларации были установлены как меры добровольного процесса согласования, а не как жёсткие юридические обязательства. Это положило начало нового этапа в создании единого пространства высшего образования в Европе.

Россия стремится найти свое место в европейском образовательном пространстве и присоединяется к Болонскому процессу, подписав в 2003 г. Болонскую декларацию в Берлине, тем самым принимает на себя ряд принципиальных обязательств по реформированию российского образования.

С 2003 г. параллельно с постоянно идущим реформированием российского

образования в России начинает проводиться реформа высшего образования — кардинальный перевод его под западно-европейские форматы и требования Болонского процесса.

Замысел:

Основные положения:

· введение двухуровневого обучения («разбивка» высшей школы на две ступени);

· контроль качества образования на основании единых систем тестирования;

· расширение мобильности;

· обеспечение трудоустройства выпускников.

Миссии и форматы Болонского процесса. Представляется важным понять 3 составляющие в обеспечении продвижения Болонского процесса:

а) миссии и задачи Болонского процесса,

б) основные внедряемые в его рамках учебно-образовательные форматы,

в) ответственные за реализацию Болонского процесса организационные формы и структуры.

Один раз в два года проводятся встречи министров образования европейских стран, где обсуждается ход реформы и предстоящие цели и задачи. В итоге, начиная с 1999 г., прошло 5 встреч: 1999 — Болонья (Италия), 2001 — Прага (Чехия), 2003 — Берлин (Германия), 2005 — Берген (Норвегия), 2007 — Лондон (Англия). Итогом каждой встречи является принятие декларации, соответственно, на данный момент подписано уже 5 «болонских» деклараций.

В принимаемых декларациях провозглашаются приоритетные цели на ближайшие два года, утверждается страна, которая в течение двух лет будет председательствовать в Европейском секретариате по вопросам Болонского процесса. Реализация намеченных задач и подготовка очередной встречи возлагаются на заново формируемую Болонскую рабочую группу.

Например, в мае 2009 г.встреча прошла в г. Левен (Бельгия) – соответственно, на данном этапе до 2009 г. такой лидирующей страной стала Бельгия.

«За» и «Против»

С включением России в Болонский процесс общественность, журналисты,

специалисты стали вникать в суть ситуации и высказывать свои представления и оценки. Обозначились две достаточно явные позиции — «за» и «против» болонизации российского образования.

Команда «за». Основной тезис здесь можно сформулировать так: Болонский процесс — это перспективная вещь.

Команду «за», несомненно, возглавляет лидер болонской модернизации в России министр науки и образования Андрей Фурсенко, само Министерство и несколько других заинтересованных структур. Именно Министерство образования и науки внедряет и реализует Болонскую реформу в России.

О новых форматах обучения и темпах их внедрения. По А. Фурсенко, Россия в принятии Болонского процесса идет в графике, не опережая его, но и не отставая. С 2008 г. страна переходит на двухступенчатую систему обучения в вузах — бакалавриат и магистратура. К 2010 г. российская система высшего образования должна быть во многом подстроена под общеевропейскую.

Это предполагает введение двухуровневой системы и отказ от зачетов учебных программ по прослушанным часам.

В принципе, по заверениям господина министра, будут существовать все

3 системы: 3–4-годичный бакалавриат, 1–2-годичная магистратура и параллельно будет действовать третья, традиционная, система — специалитет.

Все 3 уровня будут самостоятельными, со своими госстандартами и итоговой аттестацией. Лицензирование, аттестация и госаккредитация вузов по программам каждого уровня будут проводиться раздельно. Студенты получают право продолжать начатое в России образование в университетах стран Евросоюза.

Оценки Болонского процесса и его результатов. По А. Фурсенко: Речь идет прежде всего о повышении качества образования российских специалистов и повышении уровня доверия к российским дипломам за рубежом, то есть к их конвертируемости. Стандартизация российского высшего образования с европейским положительно скажется на трудоустройстве выпускников вузов.

Итак, по Фурсенко получается, что основное в реализации Болонского процесса — это переход на двухуровневую систему обучения. Далее, какпростое следствие этого, студенты получают право (и даже возможность)продолжать начатое в России образование в университетах стран Евросоюза.

Команда «против». Основной тезис здесь можно сформулировать так: Болонский процесс — это серьезная утрата достоинств российского образования.

В команде «против» мы видим несколько типов субъектов — ряд ведущихвузов страны, Комитет по образованию и науке Госдумы.

Представители Комитета многократно озвучивали претензии к Правительству, в их выступлениях отмечается, что в стране нет систематического анализа ситуации, нет стратегической концепции развития образования и науки, нет систематического взгляда на Болонский процесс.

Несомненно, лидером оппозиции — движения против тотального болонского реформирования российского образования — является ректор ведущего вуза страны Московского государственного университета, Президент Союза ректоров России Виктор Антонович Садовничий.

Основные аргументы Виктора Садовничего. Прежде всего Виктор Садовничий настаивает на паритетном статусе (паритет - равенство взаимоотношений двух или более сторон по каким-либо параметрам) российской стороны в болонских переговорах: «Мы добиваемся и добьемся сначала максимально достойного формата переговоров по Болонскому процессу, а потом — максимально прагматичного объединения мирового и национального опыта в области образования в стенах МГУ. Именно такой подход, на мой взгляд, будет в итоге способствовать тому, что наши выпускники станут конкурентоспособны на любых мировых рынках».

Садовничий убежден, что России есть, что предлагать в европейское образование, что страна обладает ресурсами для паритетных обменов. Будущее нашего общества — это фундаментальные подходы и в образовании, и в науке.

Оценивает как катастрофу тотальный переход на платное образование: «Если мы доведем страну до того, что каждая семья будет платить за образование, мы совершим страшное преступление».

Выражает сомнение или категорическое неприятие относительно навязываемых форматов обучения. Его аргументы против 2-ступенчатой системы высшего образования: «Мы понизим свой уровень образования, если слепо, не думая, будем следовать этой двухуровневой системе… Бакалавры “проваливаются” на современном российском рынке труда, и мы, тем не менее, системно закладываем производство недоучек».

Виктор Садовничий выказывает особую заинтересованность судьбой производства российских докторов наук: «Если введем двухступенчатую систему, потеряем систему производства докторов наук. Потерю системы докторов я бы назвал трагедией и для науки, и для образования, и для России».

Относительно ЕГЭ Садовничий говорит, что является противником ЕГЭ, уверен, что ЕГЭ не решит проблемы коррупции в образовании.

Вот мнение ректора МГУ Виктора Садовничего: «Приняв западный стиль образования, Россия начнет “готовить лаборантов для Запада”. В России найдется мало вузов, которые смогут, не снижая качества образования, за три года выпустить квалифицированных специалистов».

Существует еще один серьезный момент, который вообще не актуализируется в оценках «мобильных» перспектив включения России в Болонский процесс — это перспектива однонаправленной утечки мозгов.

Есть еще существенные аргументы не в пользу Болонского процесса – известно, что многие европейские элитные вузы (Кембридж, Парижский институт политических наук и др.) отказались участвовать в Болонском процессе. Положения Болонской реформы отнюдь не с восторгом воспринимаются системами образования Франции, Германии, Великобритании — страны не намерены терять специфику своих систем подготовки специалистов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: