Методические материалы по дисциплине
«Анализ социально-политической среды в государственном и муниципальном управлении» для заочного отделения
Автор-составитель Мухина Инна Александровна, доцент кафедры государственного и муниципального управления ИЭиУ, 4 корпус, ауд. 428
Темы и их аннотации
Вопросы к экзамену
Тестовые задания
Индивидуальное задание для самостоятельной работы
Рекомендуемая литература
Темы и их аннотации
Модуль 1. Понятие и сущность социально-политической среды, ее характеристики
Тема 1. Введение. Научный статус и новизна дисциплины «Анализ социально-политической среды в государственном и муниципальном управлении».
Понятие и структура социально-политической системы. Связь политологии, социологии и менеджмента в системе ГиМУ.
Тема 2. Понятие и сущность социально-политической среды. Основы формирования социально-политической среды российского государства
Политическая власть и общество. Исторические школы политических учений. Социально-политические системы и институты. Типология политических систем. Политические режимы. Социальные институты. Государство и общество. Проблемы взаимоотношений между обществом и государством. Общественные объединения, и сущность и роль.
Правовое государство и гражданское общество Понятие социального государства
Социальное государство: плюсы и минусы социальных гарантий
Проблемы социального государства в современной России
Гражданское общество и тенденции развития политической культуры
России. Уровни политической культуры. Виды политической культуры и культурная
согласованность в обществе. Устойчивое развитие социально-политической среды территории
Тема 3. Понятие социальных и политических процессов
Социально-политические процессы, их характеристики. Эволюция теоретических представлений об исследовании социально-экономических и политических процессах.
Типы социальных, экономических и политических изменений. Развитие как особая разновидность политических процессов.
Субъекты и участники политического процесса, их качественные характеристики и состояния. Политические элиты. Политические лидеры. Субъекты социально-политического процесса. Личность как субъект политики и как субъект социального процесса. Участники политического процесса и политическое участие. Социально-политическая деятельность и социальное поведение. Социальная революция как форма политических изменений. Оценка современных «цветных революций». Социально-политические процессы и изменения в современном российском обществе. Социально-политические риски
Модуль 2. Виды и методы анализа социально-политической среды как инструмент государственного и муниципального управления
Тема 4. Виды и методы анализа социально-политической среды.
Общенаучные и конкретно-предметные методы исследования. Парадигмы, теории и понятийный аппарат социологических исследований.
Применение социологических методов в изучении политических процессов: экспертные интервью, массовые опросы, углубленные интервью, фокус-группы, контент-анализ документов.
Статистические и математические методы в оценке состояния социально-политической среды и изучении политических процессов. Методика и технология применения социометрии в социологических исследованиях. Избирательный процесс: основные проблемы. Методы изучения электорального поведения населения. Формы выражения протестных настроений граждан. Проблема политической пассивности населения.
Тема 5. Применение методов анализа в государственном и муниципальном управлении.
Функции социального управления. Изучение политических движений и формирования политических партий. Социальное прогнозирование и программирование. Обеспечение экономической безопасности. Изучение социально-правовых явлений. Изучение общественного мнения. Информационно-политическое пространство регионов. Социально-политические процессы в системе взаимоотношения «центр – регион». Политические позиции региональных элит. Специфика массового политического поведения в регионах. Урегулирование и разрешение политических и социальных конфликтов
Вопросы к экзамену
1. Основные структурные элементы социально-политической системы (общие понятия).
2. Связь политологии, социологии и менеджмента в системе ГиМУ.
3. Политические режимы.
4. Типология политических систем
5. Социальные институты
6. Общественные объединения, роль и сущность
7. Проблемы взаимоотношений между обществом и государством
8. Понятие социального государства
9. Типы социальных, экономических и политических изменений.
10. Развитие как особая разновидность политических процессов.
11. Социально-политические риски
12. Социальное явление, социальный процесс
13. Практическая и когнитивная актуализация процессов
14. Основные элементы социального процесса
15. Классификация социально – экономических процессов
Тестовые задания
Выбрать вариант ответа
1. Социально-экономические процессы — это:
а) изменения в обществе, отображающиеся на его благосостоянии, политической и экономической стабильности, условиях безопасности и пр.
б) изменения в экономике, влияющие на поведение людей
в) изменения в политической жизни, влияющие на благосостояние населения
2. Особенностью социально-экономических процессов является:
а) изменение целеполагающего вектора социальных преобразований, заключающееся во внедрении в общественную жизнь мероприятий, составляющих программную установку одной из влиятельных и организованных сил общества, какой является политическая партия или общественное движение
б) их тесная привязка к деятельности предприятий (хозяйствующих субъектов), крупных национально-государственных систем, регионов, которая определяет масштабы, уровень, темпы и цели происходящих в русле этих объектов изменений.
в) их тесная привязка к деятельности благотворительных, религиозных, некоммерческих организаций, которая определяет масштабы, уровень, темпы и цели происходящих в русле этих объектов изменений.
3. Социальные процессы характеризуется:
а) масштабом
б) однонаправленностью
в) интенсивностью
г) все ответы верны
д) нет верного ответа
4. Классическое определение социального процесса было дано:
а) Спенсер
б) Вебер
в) Сорокин
г) Конт
5. Направленные социальные процессы характеризуются:
а) необратимостью
б) обратимостью
в) как круговой или замкнутый цикл
6. Основным принципом теории эволюционного развития культуры
является:
а) радикальное изменение культурных элементов и культурных комплексов
б) постепенное изменение культурных элементов и культурных комплексов, в ходе которого они полностью преобразуются.
в) все культурные образцы, произведенные людьми, представляют собой
конечные, т.е. недолговечные, явления.
7. Сторонники диалектического подхода предполагают, что:
а) культура развивается скачкообразно
б) культура не развивается, находится в застое
в) культура развивается по восходящей линии.
8. Приспособление представляет собой сложный процесс, в котором
можно выделить ряд особенностей:
а) компромисс
б) давление
в) терпимость
г) подчинение
д) снисхождение
е) адаптация
9. К сторонникам эволюционной теории развития культуры являются:
а) Маркс
б) Сорокин
в) Спенсер
г) Конт
д) Вебер
10. В основе социально-экономических процессов лежит модель:
а) циклов Левинджера
б) волн Эллиотта
в) циклов Щербакова
г) динамики цены Белла
д) циклов Кондратьева
11. Как соотносятся структурный и функциональный подход?
а) имеют общие "генетические" корни;
б) не имеют общих теоретико-методологических оснований;
в) противопоставляются друг другу.
12. В каком аспекте НЕ рассматривается функция в структурно-
функциональном подходе?
а) как назначение одного из элементов некоторой целостности по отношению к другому или к системе в целом;
б) как такая зависимость в рамках данной системы, при которой изменения одного оказываются производными от изменений другого;
в) как такое назначение одного из элементов, которое определяет назначения всех остальных элементов данной целостности.
13. С чьими именами связано становление структурно-
функционального подхода?
а) Спенсер
б) Дюркгейм
в) Джеймс
г) Парсонс
д) Малиновский
е) Милль
г) Шюц
д) Сорокин
е) Конт
14. Что понимается под системой образуемой состояниями и процессами социального взаимодействия между действующими субъектами, по определению Т. Парсонса:
а) Социальная система;
б) Общество;
в) Институциональная система.
15. Что НЕ входит в структуру социальной системы (Т.Парсонс)?
а) ценности;
б) нормы;
в) общественные институты;
г) коллективные организации;
д) роли
16. Сопоставьте согласно Т. Парсонсу:
а) структурные переменные типа А;
б) структурные переменные типа Б;
в) характерны для простых обществ;
г) свойственны исторически более высоким индустриальным обществам.
17. Утверждал ли Т.Парсонс, что общество представляет собой
нормативную общность:
а. да;
б. нет.
18. Социология, по М. Веберу, должна быть:
а) осмысленной;
б) понимающей;
в) доказательной.
19. Кому принадлежит мысль о том, что ни общество в целом, ни те или
иные формы коллективности не должны рассматриваться в качестве
субъектов действия: таковыми могут быть только отдельные индивиды:
а) Дюркгейм;
б) Спенсер;
в) Вебер;
20. Социальное прогнозирование в СССР получило развитие в:
а) 20-е годы 20 века
б) 90-е годы 20 века
в) 90-е годы 19 века
г) 60-е годы 20 века
21. К особенностям социального прогнозирования относят:
а) социальное прогнозирование не обладает директивным характером.
б) вариантность
в) научная обоснованность
г) системность
д) все варианты верны
22. Метод Дельфи:
а) предусматривает сложную процедуру получения и математической обработки ответов
б) используют при обработке и анализе совокупности индивидуальных мнений экспертов
в) направлен на построение динамических (статистических или логических) рядов показателей прогнозируемого процесса
23. К числу основных условий надежности прогнозов следует отнести:
а) глубину и объективность анализа;
б) знание конкретных условий;
в) научная обоснованность
24. Основные ошибки при прогнозировании социальных процессов:
а) недостаточное освещение прогнозного фона внешнего окружения, тех факторов и процессов, которые оказывают влияние.
б) избыток информации.
в) слабая научная разработанность теории, методологии прогнозирования.
г) детальное освещение факторов и процессов, которые оказывают влияние
25. При использовании метода синектики:
а) несколько предложенных идей рассматриваются отдельно друг от друга, а потом между ними устанавливается определенная взаимосвязь и взаимозависимость.
б) помогает получить более точное представление о том, что нужно сделать в процессе проектирования.
в) объявляется своеобразный конкурс идей, способных значительно продвинуть поиск оптимального решения проблем того или иного проекта
26. Метод мозгового штурма появился в:
а) 1937
б)1938
в)1939
г)1940
27. В современной России наиболее распространенным подходом к социальному проектированию является:
а) объектно-ориентированный подход
б) проблемно-ориентированного (проблемно-целевого, прогнозного) подхода.
в) субъектно-ориентированный подход
28. Отличие социального проектирования от планирования
заключается в:
а) социальное проектирование в меньшей степени обусловливает другие
функции управления
б) социальное проектирование допускает многовариантность решений, исходя из имеющихся материальных, трудовых и финансовых ресурсов
в) социальное проектирование допускает минимальное количество вариантов
решений
г) социальное проектирование в большей степени обусловливает другие функции управления
29. Социальное планирование – это
а) одна из форм опережающего отражения действительности, создание прообраза (прототипа) предполагаемого явления или процесса посредством специальных методов.
б) один из видов государственного вмешательства в решение крупных социально-экономических проблем и их регулирование со стороны общественных институтов.
в) взаимодействие противоположных тенденций развития общественных явлений, которые вместе с тем находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении, выступая источником самодвижения и развития социальных процессов и их научного познания.
30. Массовое общественное объединение, состоящее из участников и не имеющее членства, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения, называется:
а) общественное объединение
б) общественное движение
г) общественный фонд
д) общественное учреждение
Индивидуальное задание для самостоятельной работы
Индивидуальное задание включает письменную работу в виде изложения материала по теоретическому вопросу и решение типовой задачи. Выполняется в печатном виде и сдается на кафедру до начала сессии (образец титульного листа указан в Приложении).
Номер варианта соответствует порядковому номеру по списку группы (список группы во время сессии, в которой проводились лекционные и практические занятия)
Распределение заданий по вариантам
№ варианта | Теоретический вопрос | Для решения типовой задачи сравнить данные по округу№ 33 или 34 с ТИК по району |
Конкретно-предметные методы исследования | №33 и Балезинская | |
Применение социологических методов в изучении политических процессов: экспертные интервью, массовые опросы, углубленные интервью, фокус-группы, контент-анализ документов | №33 и Воткинская | |
Общенаучные методы исследования. Их применимость в ГиМУ | №33 и Воткинская городская | |
Структура социологических исследований | №33 и Глазовская | |
Классификация социологических исследований | №33 и Глазовская городская | |
Эволюция теоретических представлений об исследовании социально-экономических и политических процессах. | №33 и Дебесская | |
Первичная и вторичная информация | №33 и Завьяловская - 33 | |
Методы получения фактологического материала | № 33 и Игринская | |
Социометрический метод исследования: социограмма, социоматрица, виды социограмм | № 33 и Ижевск, Индустриальная | |
Политический процесс. Свойства социально – экономических и политических процессов | № 33 и Ижевск, Устиновская | |
Методы проведения социологических исследований | № 33 и Кезская | |
Требования, предъявляемые к качеству фактологического материала | № 33 и Красногорская | |
Урегулирование и разрешение политических и социальных конфликтов | № 33 и Селтинская | |
Системный анализ: содержание, принципы, методология | № 33 и Шарканская | |
Метод «дерева целей» | № 33 и Юкаменская | |
Методика и технология применения социометрии в социологических исследованиях. | № 33 и Якшур-Бодьинская | |
Роль социально-политической среды в обеспечении национальной и экономической безопасности. | № 33 и Ярская | |
Избирательный процесс: основные проблемы | №34 и Алнашская | |
Методы изучения электорального поведения населения | №34 и Вавожская | |
Виды политической культуры и культурная согласованность в обществе | №34 и Граховская | |
Проблема политической пассивности населения. | №34 и Ижевск, Ленинская | |
Критерии устойчивого развития социально-политической среды территории | №34 и Ижевск, Октябрьская | |
Функции социального управления. | №34 и Ижевск, Первомайская | |
Изучение политических движений и формирования политических партий | №34 и Камбарская | |
Социальное прогнозирование и программирование | №34 и Каракулинская | |
Метод нормативных прогнозов | №34 и Кизнерская | |
Социально-политические процессы, их характеристики | №34 и Киясовская | |
Уровни политической культуры. | №34 и Малопургинская | |
Проблемы социального государства в современной России | №34 и Можгинская | |
Социальное государство: плюсы и минусы социальных гарантий | №34 и Можгинская городская | |
Субъекты и участники политического процесса, их качественные характеристики и состояния. Политические элиты | №34 и Сарапульская | |
Политические лидеры | №34 и Сарапульская городская | |
Субъекты социально-политического процесса | №34 и Сюмсинская | |
Социально-политическая деятельность и социальное поведение | №34 и Увинская | |
Динамика социальных процессов | №34 и Завьяловская - 34 |
Типовая задача
Провести сравнительный анализ избирательной (социально-политической) активности населения при проведении выборов в Государственную Думу Российской Федерации седьмого созыва (2016 г.) по окружной избирательной комиссии __№33 или №34 и ____________________ территориальной избирательной комиссии.
Исходная информация:
1. Сайт ЦИК УР – Выборы и референдумы https://www.udmurt.vybory.izbirkom.ru/region/udmurt;
2. Сайт Удмуртстат
3. Файлы, выданные преподавателем
Примечание. Если нет информации на сайте ЦИК РФ, то используем данные ЦИК УР (или файлы, выданные преподавателем)
Методика поиска информации:
Сайт ЦИК РФ
https://www.vybory.izbirkom.ru/region/izbirkom?action=show&global=1&vrn=100100067795849®ion=0&prver=0&pronetvd=0
Выборы, референдумы и иные формы прямого волеизъявления
Российская Федерация | Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва |
СТАНДАРТНЫЕ ОТЧЕТЫ |
Сведения о кандидатах, выдвинутых по одномандатным избирательным округам |
Список политических партий, принимающих участие в выборах депутатов Государственной Думы |
Список политических партий, имеющих право участвовать в выборах депутатов Государственной Думы |
ХОД ГОЛОСОВАНИЯ |
Данные об открытии помещений для голосования |
Предварительные сведения об участии избирателей в выборах |
РЕЗУЛЬТАТЫВЫБОРОВ |
Результаты выборов по одномандатному избирательному округу |
Сводная таблица результатов выборов по одномандатному избирательному округу |
Результаты выборов по федеральному избирательному округу |
Сводная таблица результатов выборов по федеральному избирательному округу |
Выбираем Сводная таблица результатов по федеральному избирательному округу
В окне Нижестоящие избирательные комиссии:
Выбираем Удмуртская Республика
Появляется ЦИК России > Удмуртская Республика
В окне Нижестоящие избирательные комиссии:
Выбираем округ 33 – Удмуртский (или округ 34 – Ижевский, в зависимости от варианта задания)
Результаты выборов по одномандатному избирательному округу
Открывается таблица, встаем на Версия для печати – появляется файл Excel
Сохраняем файл на компьютере, проводим соответствующие расчеты