Использование технологии групповой работы на уроках истории и обществознания




 

Научишься сам, когда поучишь другого.

Л.С. Выготский

 

Интерес к истории, как и к другим предметам, падает: понижается уровень мотивации учащихся к изучению предмета, уровень сформированности познавательных интересов невысокий. Такое положение дел в школе противоречит Стратегии модернизации общего среднего образования, где четко прописано, что сегодня на выходе из школы ожидается не просто хороший исполнитель, а активная личность с развитым интеллектом, способная успешно решать жизненные и профессиональные проблемы, легко ориентироваться в информационных потоках, выстраивать конструктивные отношения с окружающими людьми, уметь аргументировать свою точку зрения.

Чтобы такая личность развивалась, в педагогике стала актуальной задача поиска наиболее эффективного применения современных образовательных технологий, основной составляющей которых являются субъектно-субъективные отношения.

Именно использование на уроках технологии групповой работы может оказать мощное стимулирующее воздействие на развитие ребенка.

Такие авторы, как Ш.А. Амоношвили, Н.П. Гузик, В.В. Фирсов, Г.К. Селевко и другие, в своих трудах рекомендуют групповые методы работы с учащимися, как один из факторов повышения мотивации и успешного овладения УУД.

Задача школы – научить детей совершать совместную учебную деятельность по формуле Л.С. Выготского: «Научишься сам, когда поучишь другого». Для этого требуется сформировать из ученика субъект деятельности, то есть такого школьника, который почувствовал бы себя на уроке активным творцом, а не пассивным исполнителем.

Современный уровень школьного образования характеризуется тем, что в рамках классно-урочной системы широко применяются различные формы организации коллективной познавательной деятельности, как фронтальные, так и групповые.

Выделяют несколько уровней коллективной учебно-познавательной деятельности:

1. Фронтальная работа в классе, направленная на достижение общей цели.

2. Работа в статичных парах.

3. Групповая работа (на принципах дифференциации).

4. Межгрупповая работа (каждая группа имеет свое задание в общей цели).

5. Фронтально-коллективная деятельность при активном участии всех школьников.

При правильном педагогическом руководстве и управлении эти формы позволяют реализовать основные условия коллективности: осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль.

Собственно групповыми технологиями в практике называют групповую работу (на принципах дифференциации) и межгрупповую работу (каждая группа имеет свое задание в общей цели).

Такая работа требует временного разделения класса на группы для совместного решения определенных задач. Ученикам предлагается обсудить задачу, наметить пути ее решения, реализовать их на практике и, наконец, представить найденный совместно результат. Это форма работы лучше, чем фронтальная, обеспечивает учет индивидуальных особенностей учащихся, открывает большие возможности для кооперирования, для возникновения коллективной познавательной деятельности.

Данная технология:

1. Способствует активизации учебного процесса.

2. Позволяет достичь высокого уровня усвоения содержания.

Групповые технологии как коллективная деятельность предполагает:

1. организацию совместных действий, ведущую к активизации учебно-познавательного процесса;

2. распределение действий и операций;

3. коммуникацию, общение;

4. взаимопонимание – диктуется характером включения учащихся в совместную деятельность;

5. рефлексию.

Главными особенностями организации групповой формы работы учащихся на уроке являются:

1. класс делится на группы для решения конкретных задач;

2. каждая группа получает определенное задание и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;

3. задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;

4. состав группы непостоянный, поскольку подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться возможности каждого члена группы.

Групповая работа на уроке может быть успешной при условии поэтапной подготовки к ней учащихся.

Первый этап включает в себя организацию индивидуальной работы учащихся, например, с учебным текстом, историческими источниками, иллюстрациями, индивидуальными заданиями, дополнительной литературой.

Второй этап – работа в парах постоянного состава (может рассматриваться и как начальный этап групповой работы). Работа в парах выбирается также при малом опыте детей в коллективной деятельности. Можно использовать эту форму при изучении, например, нового материала, который носит теоретический характер и может быть разделен на варианты.

Третий этап – собственно групповая работа – начинается с первоначального формирования групп. Причем здесь можно использовать несколько вариантов, например: группы могут создаваться по желанию учащихся или самим учителем, могут формироваться как постоянные объединения, так и временные, только на один урок (одну тему).

Исходя из практики организации групповой работы и собственного опыта, учителю рациональнее организовывать рабочие группы самому с учетом успеваемости и индивидуальных особенностей каждого ученика с тем, чтобы в группе были школьники с разными учебными возможностями.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: