ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭЛАСТИЧНОСТЬ




 

  1. Дайте определения понятиям

 

  1. Спрос - количество товаров и услуг, которое покупатели желают приобрести.

 

  1. Величина спроса - количество товара или услуг определенного вида, которое покупатель желает купить по данной цене в течение определенного периода времени. Величина спроса зависит от доходов покупателей, цен на товары и услуги, цен на товары-субституты и комплементарные блага, ожиданий покупателей, их вкусов и предпочтений.
  2. Предложение - количество товаров (услуг), предлагаемых к продаже на рынке по конкретной цене в известный период времени.
  3. Величина предложения - это количество конкретного товара или услуги, которое продавец (или продавцы) предлагает к продаже по конкретной цене в течение определенного периода.
  4. Рыночное равновесие - это такое состояние рынка, при котором для данного уровня цены объем спроса равен объему предложения

 

  1. Равновесная цена - цена на конкурентном рынке, при которой объемы спроса и предложения равны; цена, при которой нет ни дефицита, ни избытка товаров и услуг; цена, которая не обнаруживает тенденцию к росту или снижению.
  2. Закон спроса - экономический закон, в соответствии с которым рост цен приводит к снижению величины спроса на товары при прочих равных условиях, т.е. объем спроса на товары и уровень цен на них находятся в обратно пропорциональной зависимости.
  3. Закон предложения - принцип, согласно которому при прочих равных условиях рост цены продукции влечет за собой рост предложения, и наоборот.
  4. Эластичность - реакция объема спроса (количества покупок) или объема предложения (количества продаж) на изменение какого-либо рыночного фактора: цены, доходов покупателей, издержек производителей и др. Соответственно различают эластичность спроса по цене, эластичность спроса по доходам покупателей, эластичность предложения по цене и др. Эластичность измеряют коэффициентом эластичности, который является отношением изменения количества покупок-продаж (ΔQ/Q) к изменению какого-либо фактора, если цены, то Δр/р. Изменения могут браться в процентах. Например, в результате роста цены на 10% объем продаж сократился на 5%. Эластичность спроса по цене составит 5/10=0,5.
  5. Эластичность спроса по цене и её коэффициент - степень изменения объема спроса (ΔQ/Q, можно в процентах) в результате изменения цены (Δр/р, можно в процентах); измеряется отношением этих изменений: ЕDP = (ΔQ/Q):(Δр/р). Эластичность спроса по цене всегда имеет отрицательное значение, при этом берется абсолютное значение, которое изменяется от нуля до бесконечности.
  6. Перекрёстная эластичность спроса - форма эластичность спроса, при которой изменение цены на один товар приводит к изменению спроса на другой (сходный по своим потребительским качествам) товар. Положительное значение перекрестной эластичности означает, что товары являются взаимозаменяемыми. Отрицательное значение перекрестной эластичности означает, что товары являются взаимодополняющими.
  7. Эластичность спроса по доходу - степень изменения объема спроса (ΔQ/Q, можно в процентах) в зависимости от изменения доходов покупателей (ΔI/I, можно в процентах), измеряется отношением этих изменений: EDI = (ΔQ/Q): (ΔI/I). Для большинства товаров зависимость между изменением доходов покупателей и изменением объема спроса прямая: чем больше доходы, тем больше товаров покупают. Однако иногда эта зависимость бывает обратной.
  8. Эластичность предложения и её коэффициент - ценовая эластичность предложения, коэффициент ценовой эластичности предложения) – степень изменения предлагаемого товара (ΔQ/Q, можно в процентах) в результате изменения рыночной цены (Δр/р, можно в процентах), измеряется отношением этих изменений: ЕSP = (ΔQ/Q):(Δр/р). ЕSP зависит от уровня издержек на предприятиях отрасли, степени загрузки мощностей, наличия свободной рабочей силы, быстроты перелива капитала из одной отрасли в другу.

 

 

Узловые вопросы темы

 

  1. Факторы, влияющие на спрос и величину спроса. На спрос влияют: Цена (Закон спроса); Тип товара; Доходы покупателей; Численность покупателей; Перспективные ожидания, связанные с инфляцией, правительственной политикой, неблагоприятными климатическими условиями и др.; Привычки, вкусы, традиции и предпочтения покупателей, которые часто меняются под воздействием моды или же остаются традиционными, несмотря на другие изменения; полезность товара и его качество; реклама; сезонность.

А на величину спроса влияют: цены на товары-заменители субституты; цены на дополняющие товары, товары и услуги, которые потребляются совместно; доходы покупателей; число покупателей на рынке; ожидание изменения цен; вкусы и предпочтения покупателей (обычаи, мода, реклама).

 

  1. Факторы, влияющие на предложение и величину предложения. Факторами, которые влияют на предложение являются: цены факторов (ресурсов) производства; технология производства; ценовые и дефицитные ожидания производителей; размер налогов и субсидий; количество производителей.

Суть различий между изменением величины предложения и изменением предложения сводиться к тому, что в первом случае изменения обусловлены ценой блага, а во втором случае – действием неценовых детерминантов. Поэтому изменение величины предложения выражается в изменении значения функции.

 

  1. Взаимодействие спроса и предложения. Функции равновесной цены. Взаимодействие спроса и предложения – это процесс, порождающий формирование рыночной цены, которая удовлетворяет одновременно и продавца, и покупателя.

Функциями равновесной цены являются: распределительная; информационная; стимулирующая; балансирующая; нормирующая.

 

  1. Факторы эластичности спроса по цене:

- наличие товаров конкурентов или товаров заменителей (чем их больше, тем больше возможность найти замену подорожавшему товару, то есть выше эластичность);

- незаметное для покупателя изменение уровня цен;

- консерватизм покупателей во вкусах;

- фактор времени (чем больше у потребителя времени на выбор товара и обдумывание — тем выше эластичность);

- удельный вес товара в расходах потребителя (чем больше доля цены товара в расходах потребителя, тем выше эластичность).

 

  1. Факторы эластичности предложения:

- фактор времени – основной фактор. Чем больше времени у производителей для переналадки производства, тем выше предложение.

- чем выше уровень загрузки производственных мощностей, тем выше предложение товаров.

- уровень издержек сложившихся в отрасли. Если издержки предприятия ниже чем среднеотраслевые, то оно может расширять предложение.

- наличие внутренних ресурсов. Если они есть, то предприятие имеет возможность увеличить объём производства.

 

  1. Рыночное равновесие и государство: формы государственного вмешательства -

Государственное воздействие может осуществляться через использование таких мер как:

- введение потоварного налога

- государственные дотации

- установление фиксированных цен

 

 

 

Тесты

 

Таблица для ответов

Номер теста          
Вариант ответа а в   г б

 

  1. Закон спроса утверждает, что:

а) покупатели готовы купить меньше товаров при росте цены;

б) покупатели готовы купить больше товаров при росте доходов;

в) покупатели готовы купить меньше товаров при снижении цены;

г) превышение величины спроса над величиной предложения ведёт к товарному излишку.

  1. Если спрос на товар эластичен по цене, то:

а) при увеличении цены возрастёт выручка от продажи;

б) при снижении цены выручка от продажи не изменится;

в) при снижении цены выручка от продажи возрастёт;

г) при снижении цены на 10% выручка от продажи увеличится на 7%.

  1. При прочих равных условиях рост предложения приводит к:

а) росту равновесной цены и количества;

б) снижению цены равновесия и равновесного объёма;

в) росту цены и снижению количества;

г) снижению равновесной цены и росту равновесного объёма.

  1. Что случится на конкурентном рынке, если величина предложения превысит величину спроса:

а) спрос возрастёт;

б) производители увеличат выпуск товара;

в) рыночная цена поднимется;

г) рыночная цена снизится.

  1. Если два товара взаимозаменяемы, то рост цены на первый вызовет:

а) падение спроса на второй товар;

б) рост спроса на второй товар;

в) рост величины спроса на второй товар

г) падение величины спроса на второй товар.

 

Задачи

 

Задача 1

Определите функцию рыночного спроса по цене, если имеются обратные функции спроса трех индивидов: рА = 200 – 2Q; рБ = 250 – Q; рВ = 150 – Q.

 

 

 

Задача 2

Даны функции спроса и предложения: Qd = 30 – P; Qs = 15 + 2P.

Определите:

а) параметры рыночного равновесия.

 

б) избыточный спрос при P = 3 и избыточное предложение при P = 8.

 

 

Задача 3

Функция спроса на некий товар описывается уравнением Qd = 100 – 4P, а предложения Qs = 6P – 50. Если правительство решит установить налог на продажу в размере 10 ден. ед. за штуку, который заплатит продавец, то какова будет равновесная цена?

 

 

Задача 4

Заполните таблицу:

Таблица 3

Цена за 1т., тыс. ден. ед. Вели-чина спроса, тыс. т. Вели-чина предло-жения, тыс. т. Избы-точное предло-жение, тыс. т. Дефи-цит, тыс. т. Объём продаж, тыс. т. Вы-ручка, млн. ден. ед.
             
             
             
             
             

 

Задача 5

Суточный спрос на минеральную воду задан функцией:

Qd = 222 – 9P, а предложение – функцией Qs = P2 – 100. Здесь Р – цена, руб., а Q – объем продаж, тыс.бут. Найти равновесную цену и объем продаж.

 

 

 

Задача 6

Рынок винограда в Москве может быть описан такими функциями: Qd = 600 - 10P, Qs = 320 + 4P. Какова ценовая эластичность спроса и предложения винограда в Москве, если рынок находится в равновесии?

 

 

 

Задача 7

Спрос задан функцией Qd = 10/P. Как изменится выручка при росте цены на 50%?

 

 

 

 

4. ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ВЫБОРА

 

1. Дайте определения понятиям

1. Полезность блага - это свойство экономического блага удовлетворять потребности; удовлетворение или удовольствие, получаемое потребителем от потребления товара или услуги.

2. Предельная полезность MU (от англ. marginal utility) – полезность, ценность последней единицы блага, приобретенной человеком для удовлетворения своей потребности. Пример: у отшельника есть пять мешков зерна. Первый нужен ему для еды, чтобы не умереть с голоду, второй – чтобы питаться более качественно, третий, чтобы кормить кур, четвертый для изготовления пива, пятый – для забавы – чтобы кормить попугаев. Ценность пятого мешка зерна является предельной полезностью. Еще один смысл: предельная полезность – это дополнительная полезность, которую получает покупатель от каждой дополнительно купленной единицы блага. Очевидно, что с приобретением каждой дополнительной единицы блага предельная полезность падает (потому и стоит дешевле – по аналогии с линией спроса).

3. Общая полезность (от англ. total utility) – полезность, ценность всего запаса блага для людей, например, питьевой воды, драгоценных металлов и др. (общая полезность воды выше общей полезности алмазов). Еще один смысл: общая полезность – это общая (суммарная) полезность от приобретенного количества одного или нескольких благ.

4. Закон убывающей предельной полезности Первый закон Госсена - закон убывающей предельной полезности (от англ. low of diminishing marginal utility). Поскольку напряженность потребности человека в чем-то убывает по мере ее удовлетворения, по полезность U от каждой дополнительно приобретаемой единицы блага тоже падает. Об этой закономерности впервые сказал немецкий экономист Герман Госсен (1810-1858).

5. Правило потребительского выбора - покупатель стремится максимизировать суммарную полезность приобретаемых благ: сначала, чтобы выжить, покупает наиболее необходимое: еду, одежду, жилье, лекарства, думает о безопасности себя и своих близких, потом приобретает то, что делает его жизнь комфортнее (автомобиль, красивая мебель, современная бытовая техника и аппаратура и др.), в конце обычно приобретают то, что позволяет выразить свою индивидуальность: вкус, жизненные ценности и пр.

6. Эффект дохода – воздействие, которое изменение цены продукта оказывает на реальный доход (покупательную способность) потребителя и, соответственно, на количество продукта, которое потребитель купит.

7. Кривая безразличия (от англ. indifference curve) – инструмент оптимизации потребления с точки зрения ординалистского подхода: в осях «количество одного блага Q1 – количество другого блага Q2» в виде линии, называемой кривой безразличия, соотносятся количества обоих благ так, что их суммарная полезность для покупателя оказывается одинаковой во всех точках. Кривая безразличия представляет собой вогнутую к началу координат линию.

8. Эффект замещения – 1) влияние, которое изменение цены потребительского товара оказывает на его относительную дороговизну и соответственно на количество товара, которое потребитель готов купить; 2) влияние, которое изменение цены ресурса окажет на количество этого ресурса, используемого фирмой при условии, что фирма не изменит объем своего производства.

9. Предельная норма замещения в микроэкономике это величина определяющая количество данного одного товара, от которого потребитель готов отказаться ради увеличения другого товара на единицу. При этом происходит замещение одного товара другим, а интенсивность замещения как раз показывает предельная норма замещения. Предельную норму замещения обозначают через MRS (от англ. marginal rate of substitution)

10. Бюджетная линия (от англ. budget line) – прямая линия с отрицательным наклоном в тех же осях, что и кривая безразличия; каждая точка бюджетной линии равна бюджету покупателя (количеству денег, которое он собирается потратить), т.е. сумме покупок двух товаров (цены на товары разные). Чем больше бюджет, тем правее находится бюджетная линия.

 

2. Узловые вопросы темы

 

1. Факторы, определяющие выбор потребителя в рыночной экономике 1. Что производить (какие производить блага и в каком количестве)? 2. Как производить (с помощью каких ресурсов и технологий)? 3. Для кого производить (кто будет получателем произведенных благ)? Для решения проблемы экономического выбора экономическая теория использует различные экономические модели. Одна из них - кривая производственных возможностей. Так как ресурсы ограничены, то общество должно сделать выбор. Суть проблемы выбора в том, что если каждый используемый для удовлетворения многообразных потребностей экономический ресурс ограничен, то всегда существует проблема альтернативности его использования и поиска лучшего сочетания редких ресурсов. Выбирая, общество вынуждено от чего-то отказаться, чем-то поступиться, т.е. принести некую жертву, чтобы получить желаемый результат. То, от чего мы отказываемся, называется вмененными (скрытыми) издержками достижения выбранного результата.

2. Рациональное поведение потребителя Микроэкономика в своем анализе потребителя исходит из предположения рациональности его поведения. Рациональное поведение отдельного человека или группы людей проявляется в их стремлении достичь максимальную полезность из потребления данного товара с учетом ограничений бюджета.

3. Правило максимизации полезности включает в себя 3 подхода:

4. 1) подход, при котором фирма стремится максимизировать свои прибыли (или минимизировать убытки), добиваясь такого уровня производства, при котором ее предельный доход и предельные издержки равны MR=MC, при этом цена продукта равна или выше средних переменных затрат;

5. 2) подход, исходящий из того, что для получения максимальной прибыли (или минимизации убытков) фирма должна использовать такой объем ресурсов, при котором предельный продукт, приносящий доход, равен предельным издержкам на ресурсы (MRP=MRC), которые в условиях чистой (совершенной) конкуренции применительно к такому ресурсу, как труд, являются ставкой заработной платы;

6. 3) фирма в условиях чистой конкуренции стремится максимизировать свои прибыли или минимизировать убытки, устанавливая такой уровень производства, при котором цена продукта будет равна предельным издержкам (P=MC) при условии, что цена на протяжении короткого периода времени будет равна средним переменным издержкам или выше них и на протяжении длительного периода равна средним общим издержкам или выше их.

7. Оптимальный выбор потребителя (потребительское равновесие) — структура расходов потребителя (при данном уровне бюджетного дохода), при которой достигается наибольшая общая полезность от всего приобретаемого им набора потребительских благ. Изменяя эту структуру в пользу увеличения расходов на одни товары за счет других, потребитель не способен увеличить общую полезность.

8. Парадокс стоимости Адама Смита и роль теории предельной полезности в его объяснении

Парадокс объясняется первым законом Госсена (законом убывающей предельной полезности): при непрерывном акте потребления полезность каждой последующей единицы продукта ниже, чем предыдущей, то есть предельная полезность убывает по мере насыщения потребности. На цену и спрос влияет именно предельная полезность. Условно говоря, первый стакан воды может спасти от жажды, третий будет использован скорее для умывания, десятый будет использован скорее для мытья пола. Вода встречается чаще алмазов, поэтому удовлетворение потребности в ней происходит быстрее, чем удовлетворение потребности в алмазах. Проблема, связанная с парадоксом ценности, послужила одной из причин анализа проблемы предельных величин: Карл Менгер пришёл к выводу, что ценность зависит от субъективной оценки людей, которые наиболее высоко ценят относительно наиболее редкие товары и услуги. Однако с точки зрения классической политической экономии никакого парадокса не существует. Цена товаров зависит не столько от их ценности для потребителя, сколько от стоимости (затрат рабочего времени) для производителя. Затраты на добывание стакана воды сопоставимы с затратами для добывания алмаза точно так же, как сопоставимы их цены.

 

 

3. Тесты

Таблица для ответов

Номер теста          
Вариант ответа б б в в а

 

1. Оптимальное правило покупки предполагает, что:

а) цена товара соответствует его общей полезности;

б) предельная полезность товара соответствует его цене;

в) наивысшая цена должна быть меньше предельной полезности товара;

г) все ответы верны.

2. Бюджетное ограничение представляет собой:

а) линию общей полезности товаров;

б) линию предельной полезности товаров;

в) ограничение, налагаемое на выбор покупателя;

г) линию максимального удовлетворения потребностей покупателя.

3. Чтобы максимизировать полезность:

а) покупатель должен покупать максимальное количество товаров, не являющихся заменителями;

б) предельная полезность каждого вида покупаемых товаров должна быть одинаковой;

в) должна быть одинаковой взвешенная предельная полезность каждого товара, полученная в расчёте на одну денежную единицу;

г) все ответы верны.

4. Равновесное состояние потребителя показывает:

а) любая точка на бюджетной линии;

б) любая точка на кривой безразличия;

в) точка касания бюджетной линии кривой безразличия;

г) обе точки пересечения бюджетной линии и кривой безразличия.

5. Равновесие потребителя предполагает, что:

а) потребитель расходует весь свой доход и при этом максимизирует полезность приобретаемых им благ.

б) потребитель максимизирует полезность приобретаемых им благ, расходуя минимум своего дохода;

в) покупая определённое количество благ на данный доход, потребитель не стремится изменить своё положение;

г) все ответы верны.

 

4. Задачи

 

Задача 1

Предельная полезность первого съеденного гамбургера 5 ютилей, второго – 3, третьего – 1. Определить общую полезность одного, двух и трёх гамбургеров.

 

 

 

Задача 2

У молодого человека имеется 1800 руб., предназначенных для покупки свитеров и рубашек. Цена свитера равна 400 руб., а рубашки – 200 руб. Сколько единиц каждого товара он должен купить, чтобы максимизировать полезность? Предельные полезности свитеров и рубашек представлены в таблице:

Таблица 4

Количество покупаемых товаров, шт.            
Предельные полезности свитеров, ютилей            
Предельные полезности рубашек, ютилей            

Определите величину общей полезности, которую он получит при этом.

 

 

 

Задача 3

На 2 товара – «кириешки» (РХ = 6 руб.) и чипсы (РУ = 12 руб.) Сергей тратит в месяц 120 руб. Определите оптимальный выбор, если его функция полезности TU = 3ХУ4.

 

_____________________________________________________________________________

 


5. ТЕОРИЯ ПРОИЗВОДСТВА.

ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА, ВЫРУЧКА И ПРИБЫЛЬ ФИРМЫ

 

1. Дайте определение понятиям

 

1. Предельный продукт MP (от англ. marginal product of factor) - прирост общего продукта ΔQ при использовании каждой дополнительной единицы переменного фактора (количество остальных факторов не изменяется). Если переменный фактор труд L – количество работников, то при неизменном количестве капитала К (количество оборудования) предельный продукт труда МРL = ΔQ/ΔL.

2. Изокванта - линия, каждая точка которой показывает различные комбинации двух величин: количество двух товаров, количество двух факторов производства – труда и капитала и др., обеспечивающие в первом случае одно и то же удовлетворение потребности покупателя (см. Кривая безразличия), а во втором – производство одного и того количества продукции. Подобно карте кривых безразличия для двух товаров существует карта изоквант двух факторов производства: чем дальше от начала координат находится изокванта (больше суммарное количество применяемого труда и капитала), тем больший объем продукции можно произвести.

3. Изокоста - линия, подобная бюджетной линии (см. Бюджетная линия). Каждая точка изокосты, проведенной в осях «количество труда L – количество капитала К» показывает одну и ту же сумму затрат (в денежной форме) на труд L и капитал К. Изокосту накладывают на карту изоквант с осями «количество труда L – количество капитала К», чтобы определить максимум возможного объема производства Q при имеющихся двух факторах производства – максимум соответствует точке касания изокосты с одной из изоквант на карте (аналогично оптимуму потребителя; см. оптимум потребителя).

4. Равновесие производства - это такое состояние рынка, при котором для данного уровня цены объем спроса равен объему предложения

5. Краткосрочный период производства период (от англ. short run) – время, в течение которого постоянные издержки фирмы остаются неизменными – не изменяется ни арендная плата, ни банковский процент за кредит, ни количество машин, станков, оборудования, ни количество персонала, оплачиваемого повременно, ни оклад. В осях «объем производства Q – издержки С» линия постоянных издержек FC горизонтальная.

6. Долгосрочный период производства (от англ. long run) – время, в течение которого изменяются постоянные издержки: растут/сокращаются производственные мощности, изменяются оклады работников, тарифы на обслуживание по договорам и др. В осях «объем производства Q – издержки С» линия постоянных издержек FC имеет вид лестницы.

7. Бухгалтерские издержки (от англ. accounting cost – внешние, явные издержки) – денежные выплаты поставщикам факторов производства (по соответствующим финансовым документам), например, расходы на приобретение сырья, оборудования, выплату заработной платы, оплату аренды за помещение и др.

8. Бухгалтерская прибыль - разница между выручкой фирмы от продажи продукции и явными (бухгалтерскими) издержками.

9. Экономические издержки - сумма явных и неявных издержек, а также нормальной прибыли в денежной форме. К экономическим издержкам не относятся невозвратные издержки (например, на рекламу).

10. Нормальная прибыль - минимальный доход предпринимателя, необходимый для привлечения и удержания его в отрасли; на этот доход предприниматель живет со своей семьей.

11. Экономическая прибыль - разница между выручкой фирмы от продажи продукции и экономическими издержками – суммой явных, неявных издержек и нормальной прибыли.

12. Постоянные издержки FC (от англ. fixed cost) – расходы фирмы, не зависящие в краткосрочном периоде от объема производства Q: арендная плата за помещение, оборудование, амортизация, безлимитные тарифы за интернет, телефон, оклад работникам и др.

13. Переменные издержки VC (от англ. variable cost) – издержки, растущие в краткосрочном плане вместе с ростом объема производства (Q). К VC относятся расходы на сырье, топливо, материалы, сдельную оплату труда и пр. Рост VС может быть прямо – и непрямо пропорциональным росту Q.

14. Общие издержки TC (от англ. total cost) – сумма постоянных FC и переменных издержек VC при каждом конкретном объеме производства: TC = FC + VC. TC можно рассчитать также как произведение объема производства Q на средние издержки АС: TC = Q х АС.

15. Средние издержки AC (от англ. average cost - уровень издержек) – издержки на единицу продукции при данном объеме производства Q, т.е. С/Q. Различают средние переменные издержки (AVC=VC/Q), средние постоянные издержки (AFC=FC/ Q) и средние общие издержки (ATC=TC/ Q).

16. Предельные издержки MC (от англ. marginal cost) – дополнительные издержки, связанные с производством дополнительной единицы продукции, или то, на сколько возрастают общие издержки с производством дополнительной единицы продукции.

17. Общая выручка или валовой доход TR (от англ. total revenue – валовая выручка) – произведение всех проданных фирмой товаров и услуг (Q) на их цену (р) за определенный период времени без учета налогов: TR=Q x p.

18. Предельная выручка или предельный доход MR (от англ. marginal revenue) – дополнительный доход, получаемый от продажи последней единицы продукции, или то, на сколько возрастает общий доход от продажи последней единицы продукции: MR = TRn – TRn-1. В условиях свободной конкуренции MR равен рыночной цене.

 

2. Узловые вопросы темы

 

1. Условия действия закона убывающей предельной производительности

При увеличении использования факторов растет общий объем производства. Однако, если ряд факторов задействован полностью и на их фоне увеличивается лишь один переменный фактор, то рано или поздно наступает момент, когда, несмотря на увеличение переменного фактора, общий объем производства не только не растет, а даже снижается. Закон убывающей предельной производительности, как и другие законы, действует в виде общей тенденции и проявляется только при неизменности применяемой технологии и в короткий отрезок времени.

2. Физический и моральный износ: Основные средства, участвующие в процессе производства, постепенно утрачивают свои первоначальные характеристики вследствие их эксплуатации и естественного снашивания. Под физическим износом понимается потеря средствами труда своих первоначальных качеств. Наряду с физическим износом основные фонды претерпевают моральный износ (обесценивание). Сущность морального износа состоит в том, что средства труда обесцениваются, утрачивают стоимость до их физического износа, до окончания срока своей физической службы.

3. Факторы, влияющие на оптимальный размер предприятия

-количество произведенных (реализованных) товаров, услуг;

- мощность ресурсов (капитала, человеческих ресурсов и т.д.);

- уровень системы управления, административных процедур и технология;

- систематичность менеджмента;

- уровень соотношения управленческих должностей и собственности.

 

4. Причина живучести и размаха мелкого предпринимательства. Обычно мелкие фирмы выбирают такую сферу деятельности, где нет необходимости в массовом производстве, больших затрат, то есть мелкие фирмы часто имеют свою сферу деятельности, не вставая на путь большого бизнеса. Немаловажную роль играет поддержка мелкого бизнеса со стороны государства как символа национальной предприимчивости. Этим объясняется «живучесть» малых предприятий в условиях жесткой конкуренции.

 

5. Преимущества и недостатки крупных фирм. Преимуществами являются:

— являются проводниками научно-технического прогресса, так как имеют возможность осуществления всего цикла «наука-производство», т.е. проведения крупномасштабных научно-исследовательских, поисковых и прикладных работ, проектные и конструкторских работ, создания новой техники и ее распространения;

— легче внедряются и лучше используются более современное и высокопроизводительное оборудование;

— создают лучшие предпосылки для применения более совершенной организации производства;

— с увеличением объема производства постоянные расходы на единицу продукции снижаются, что ведет к снижению издержек производства;

— больше возможностей для углубления разделения и кооперирования труда;

— достигается большой эффект от применения ЭВМ.

К недостаткам крупных предприятий следует прежде всего отнести:

— увеличение транспортных расходов на подвоз сырья, материалов и комплектующих изделий к предприятию и отправку готовой продукции потребителям вследствие возрастания радиуса транспортировки;

— необходимость больших инвестиций на сооружение крупных предприятий и продолжительный срок их строительства;

— усложнение процесса управления с возрастанием масштабов предприятия;

— повышение нагрузки на природную среду со всеми вытекающими отсюда последствиями;

— нарушение принципа равномерного размещения промышленного производства и комплексного развития отдельных регионов страны;

— возможность монополизации производства и др.

6. Влияние объёма производства на величину средних и предельных издержек фирмы

издержки производства единицы продукции с ростом объема производства снижаются (действует так называемый закон возрастающей отдачи), в других издержки производства единицы продукции с ростом объема производства возрастают (действует так называемый закон падающей отдачи). В обоих случаях цена предложения соответствующих фирм определяется уже не средними издержками производства, а количеством произведенной продукции (точнее, издержками производства, скорректированными на изменение объема производства, т.е. предельными издержками производства). В производствах, где господствует закон возрастающей отдачи, с увеличением объема произведенной продукции в связи со снижением предельных издержек снижается и цена предложения; в производствах, где действует закон падающей отдачи, с ростом объема продукции растут и предельные издержки производства, что ведет соответственно к росту цены предложения.

 

7. Правила минимизации издержек и максимизации прибыли и их взаимосвязь

Правило наименьших издержек - производство любого продукта обеспечивает наименьшие издержки в соотношении ресурсов в том случае, если предельный продукт каждого вводимого фактора производства один и тот же:

Правило максимизации прибыли - фирма применяет соотношение ресурсов, обеспечивающее максимальную прибыль, если цена на каждый ресурс равна его предельному продукту в денежном выражении. Существуем прямая взаимосвязь между этими явлениями, так как минимизация издержек математически должна вести к максимизации прибыли. Но это очень узкое понятие, состав и качество прибыли у каждого предприятия, каждого продукта и даже на разных стадиях жизненного цикла товара различны. Необходимо учитывать, что минимизировать издержки можно и в ущерб качеству, а это соответственно может привести к снижению спроса и цены товара со всеми вытекающими отсюда последствиями и даже убытками.

 

3. Тесты

Таблица для ответов

Номер теста          
Вариант ответа   в г   г

 

1. Закон убывающей отдачи характеризует:

а) снижение объёма производства в промышленности России в 1992г.;

б) уменьшение прироста урожая при увеличении вносимых удобрений;

в) повышенный тариф оплаты сверхурочных работ;

г) рост урожая при увеличении удобрений на единицу площади земельного участка.

2. Период времени, в течение которого все факторы производства являются переменными, называется:

а) мгновенный;

б) краткосрочный;

в) долгосрочный;

г) все ответы правильны.

3. Наиболее точно соответствует понятию «нормальная прибыль»:

а) прибыль, получаемая фирмой при MR=MC;

б) прибыль, получаемая типичной фирмой в отрасли;

в) прибыль, получаемая самой эффективной фирмой в отрасли;

г) минимальная прибыль, необходимая для того, чтобы фирма оставалась в отрасли.

4. В точке минимальных средних издержек предельные издержки должны быть:

а) больше средних валовых издержек;

б) меньше средних валовых издержек;

в) равны средним валовым издержкам;

г) минимальными.

5. Экономическая прибыль будет равна нулю, если:

а) явные издержки будут равны неявным;

б) общая выручка будет равна явным издержкам;

в) общая выручка будет равна неявным издержкам;

г) общая выручка будет равна сумме явных и неявных издержек.

 

4. Задачи

 

 

Задача 1

Предприниматель открыл своё дело, имея стартовый капитал 25 тыс. ден. ед. За аренду здания он заплатил 40 тыс. ден. ед., в начале года в арендуемом здании пришлось выполнить ремонтные работы стоимостью 20 тыс. ден. ед. Наёмным работникам в течение года выплатили зарплату в сумме 45 тыс. ден. ед. Расходы на сырье, материалы и транспорт составили 30 тыс. ден. ед. Недостающую для покрытия расходов сумму денег предприниматель занял в банке сроком на год. Банковский процент по депозитам равен 12%, по кредитам 20%. Открывая своё дело, предприниматель уволился с работы, где его годовая зарплата составляла 18 тыс. ден. ед.

Определите:

1. Бухгалтерские и экономические издержки.

2. Бухгалтерскую и экономическую прибыль.

 

Задача 2

В таблице 5 представлены отдельные сведения о затратах предприятия в краткосрочном периоде. Заполните таблицу.

Таблица 5

Q AFC AVC ATC MC FC VC TC
               
               
               
               
               
               

 

Задач



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: