ЛАБОРАТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ
Теория и методика воспитания
Курс «Педагогика и методика начального образования
Лабораторное занятие № 1
Воспитательная система начальной школы (2 часа)
Цель: Выявление признаков системного подхода к воспитанию.
Вопросы для обсуждения:
- Определение и анализ понятий «система воспитательной работы» и «воспитательная система школы».
Задание (работа в парах):
- Дать характеристику одной из авторских воспитательных систем, выделив признаки системного подхода к организации воспитания.
Литература:
- Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. - М., 1996.
- Методология, теория и практика воспитательных систем: поиск продолжается / Под ред. Л.И.Новиковой и др. - М., 1996.
- Воспитательная система школы: проблемы и поиски. – М., «Знание», 1989. - № 10.
Лабораторное занятие № 2
Функции и основные направления деятельности классного руководителя (2 часа)
Цель: Анализ многообразия аспектов деятельности классного руководителя.
Вопросы для обсуждения:
- Функционал классного руководителя.
- Направления деятельности классного руководителя.
- Психолого-педагогические особенности классного руководства в начальной школе.
Задание (работа в парах):
Схематично представить и обосновать перечень объектов, взаимодействие с которыми обеспечивает эффективность деятельности классного руководителя в начальной школе.
Литература:
- Богданова О.С., Петрова В.И. Методика воспитательной работы в начальных классах. - М, 1986.
- Газман О.С., Иванов А.В. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя. - М., 1992.
- Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем - М., 1986.
Лабораторное занятие № 3
Преемственность воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста (2 часа)
Цель: Выявление педагогических основ п реемственности воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Вопросы для обсуждения:
- Общее и особенное в жизнедеятельности дошкольника и первоклассника.
- Педагогические условия обеспечения преемственности воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Задание (работа в микрогруппах):
· Предложить проект программы успешной социальной адаптации первоклассников в условиях школы.
Литература:
1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети. – М., «Просвещение», 1988.
2. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? – М., «Просвещение», 1991.
Лабораторное занятие № 4
Система методов воспитания младших школьников (2 часа)
Цель: Характеристика педагогических условий, способствующих наиболее эффективному использованию методов воспитания в целостном педагогическом процессе.
Вопросы для обсуждения:
- Метод воспитания как способ педагогического взаимодействия, как система воспитательных действий педагога.
- Многообразие методов воспитания в педагогическом опыте А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Ш.А. Амонашвили.
Задание (индивидуально):
- Проанализировать работы А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Ш.А. Амонашвили с точки зрения разнообразия способов взаимодействия воспитателя и воспитуемого.
Литература:
- Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! - М., 1988.
- Амонашвили Ш.А. Как живёте, дети? - М., 1991.
- Макаренко А.С. Педагогическая поэма (любое издание, в т.ч.: https://sovietpsyhology.narod.ru/makarenko_ped_poema.htm
4. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа. – М., 1969.
Лабораторные занятия №№ 5-6
Изучение процесса коллективообразования в классе (4 часа)
Цель: Формирование умения проводить педагогическую диагностику процесса коллективообразования.
Вопросы для обсуждения:
- Цель, задачи, функции, методы, методики изучения процесса коллективообразования в классе.
Задание (работа в парах):
1. Сформулировать диагностическую цель исследования процесса
коллективообразования (определение уровня развития коллектива, выявление степени сформированности общественного мнения в классе, др.).
2. Определить показатели (критерии), по которым будет выявляться тот или иной феномен.
3. Выбрать методы и методики исследования, обосновать свой выбор.
4. Апробировать диагностические методики в студенческой группе с последующим анализом.
Литература:
- Казакина М.Г. Ценностные ориентации школьников и их формирование в коллективе. - Л., 1989.
- Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. - М., 1988.
- Немов Р.С., Кирпичник А.Г. Путь к коллективу. – М., 1988.
- Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. - М., 1988.
Лабораторное занятие № 7
Формирование коллектива посредством КТД (2 часа)
Цель: Апробация методики коллективного творческого дела.
Задание (выполняется по методике коллективной творческой деятельности):
- Оформление поздравительной открытки.
Вопросы для обсуждения:
- Методика КТД.
Литература (указанные источники распределяются между студентами):
- Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. - М.,1990.
- Иванов И.П. Звено в бесконечной цепи. – Рязань, 1994.
- Капустина Н.М., Юсупов В.З. Методика коллективной творческой деятельности // Советская педагогика. - 1990. - № 10.
- Ушаткина В.В. Работаем по принципам коллективных творческих дел // Начальная школа. – 1995. - № 6.
5. Чистоткина Н.А. КТД: радость общения детей и взрослых // Начальная школа. -1991.- № 2.