Возмещение вреда, причиненного незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда




 

 

В отношении специальной нормы статьи 1070 ГК РФ следует отметить, что виновность юридического значения не имеет, то есть в данном случае виновность полностью поглощена противоправностью.

Между тем п. 2 ст. 1070 ГК РФ устанавливает специальные правила для судей, согласно которым вина судьи должна быть установлена приговором суда. То есть вина имеет значение только при привлечении судей к ответственности.

Теперь следует остановиться на специальных условиях ответственности публичных организаций. Президиум ВАС РФ не определил свою позицию относительно того, какие специальные условия должны содержаться в ст. 1069 ГК РФ. Схожие нормы действовали и в советский период, поэтому авторами выделялись такие условия причинения вреда, как:

а) в результате деятельности, подпадающей под регулирование административного права,

б) действия должны были быть совершены должностным лицом,

в) действия отвечают признакам противоправности и являются служебными. В настоящее время расширен перечень способов причинения вреда с действий на бездействия, решения и прочие акты, но в целом смысл сохраняется[3].

Добавление ст. 1070 в содержание ГК РФ говорит о расширении ответственности государства за деятельность своих органов. Если посмотреть более внимательно, то будет видно, что статья 1070 ГК РФ является не просто специальной по отношению к ст. 1069 ГК РФ, но она регламентирует другую деятельность. Деятельность совершается в рамках процессуальных отраслей права, то есть не подпадает под регулирование административного права. То есть видом деятельности будет являться не административное управление, а процессуальная деятельность.

Думается, что специальные условия ответственности можно разделить на 2 группы. Дело в том, что выделяемое в советской литературе условие о деятельности в области административного управления (подпадающей под регулирование административного права) и условие о служебных и противоправных действиях фактически смотрят на одно и то же условие с разных сторон и так или иначе означают некоторую фактическую деятельность. Условие о том, что действия должны быть совершены должностным лицом, в более общем виде выглядит как условие о субъекте, совершающем эти действия. Условие о субъекте в рассмотрении должно быть первично, поскольку деятельность всегда исходит от субъекта. Вид деятельности является лишь способом определения субъекта в действительности. Поэтому следует рассматривать субъектов еще и с деятельной стороны. Здесь следует отметить, что субъект этой деятельности не всегда является субъектом правоотношения ответственности. Таким образом, при рассмотрении в ходе предыдущего изложения субъектов речь шла о субъектах правоотношения ответственности. Было установлено, что причинитель вреда субъектом правоотношения ответственности не является.

Также следует отметить, что непосредственным причинителем вреда всегда будет должностное лицо органа публичной власти. Только в случае невозможности определения такого лица причинителем вреда может признаваться сам орган. Между тем важно рассмотреть причинителей вреда, при этом сознавая, что орган публичной власти, имея определенную компетенцию, осуществляет ее с помощью своих должностных лиц. Выступив причинителем вреда, должностное лицо в правоотношения ответственности в качестве субъекта не включается. Между тем особенности деятельности должностного лица образуют специфику условий наступления гражданско-правовой ответственности.

Для определения вида деятельности должностных лиц и публичных органов следует остановиться прежде всего на правовом статусе и компетенции отдельных публичных органов власти.

Конституция РФ не содержит определения понятия «орган», такого же определения не содержится в нормативных актах административного права. В Указах Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» определения органа власти не содержится. Между тем содержится вид деятельности федеральных органов исполнительной власти, определены их функции. Определение, предложенное судебной практикой, по своему существу является не определением государственного органа, а определением порядка формирования этих органов, тем самым признаки публичного органа, кроме порядка формирования, отсутствуют.

Во Франции, Германии и некоторых других странах ответственность государства не ограничивается возмещением вреда, причиненного при осуществлении административной деятельности. Государство отвечает также за противоправные действия работников государственных учреждений, например учителей государственных школ, врачей государственных больниц и иных юридических лиц публичного права. Таким образом, государство отвечает за вред, причиненный при осуществлении любых публичных функций, т.е. тех, которые признаются в данном государстве публичными, будь то государственное управление, медицина, образование, строительство для публичных нужд и т.д.

Россия пошла по иному пути, ограничив пределы деликтной ответственности государства обязанностью возмещать только тот вред, который причинен в результате осуществления административной деятельности. Другие учреждения, даже созданные государством и выполняющие общественные (публичные) функции, несут самостоятельную ответственность по своим обязательствам, в том числе деликтным.

Отличие российского подхода от французского можно продемонстрировать на примерах. Так, ст. 1069 ГК РФ не должна применяться при причинении вреда предпринимателям, если:

а) при строительстве дороги общего пользования в результате небрежности работника были разбиты витрины стоящего рядом магазина;

б) по причине плохого состояния дороги (наличия выбоин, которые не ликвидированы в нормативно установленные сроки) автомобиль, груженный товарами, потерпел аварию, что повлекло уничтожение груза и повреждение автомобиля;

в) в результате того, что машина пожарной службы не выехала в установленный срок для ликвидации пожара, склад с товарами фирмы сгорел дотла;

г) по вине водителя, перевозившего налогового инспектора на служебном автомобиле для проведения проверки на предприятии, произошло дорожно-транспортное происшествие.

Во всех перечисленных примерах в действиях или бездействии соответствующего органа нет признака административной властности. Во Франции же в указанных случаях отвечало бы именно государство, поскольку вред причинен при осуществлении публичных функций. Таким образом, необходимо проводить различие между осуществлением властной (административной) деятельности и осуществлением публичных (общественно значимых) функций. Последнее понятие значительно шире и включает в себя первое в качестве составной части. Во Франции наличие хотя бы отдаленной связи между содержанием правонарушения и служебными обязанностями влечет ответственность государства. Российская же правоприменительная практика ориентируется на необходимость более тесной связи - при совершении правонарушения лицо должно действовать именно как должностное, быть при исполнении должностных обязанностей.

Соглашаясь с пониманием методоло­гической науки как совокупности методов, методик, средств, способов познания[4], мы также поддерживаем позицию Е.Г. Комиссаровой относительно необходи­мости выделения трех компонентов, обра­зующих методологию цивилистики, а имен­но: 1) научный материал; 2) абстрактные понятия; 3) практические выводы и предло­жения, ориентированные на получение но­вого знания[5]. Названные компо­ненты положены в основу структурного по­строения работы.

Необходимость объективного освеще­ния текущего состояния нормативного ре­гулирования участия государства в граж­данско-правовых отношениях предполагает обращение к вопросам осуществления и за­щиты гражданских прав как государства, так и лиц, вступающих с ним в соответствующие правоотношения.

Согласно классической теории меха­низма осуществления и защиты граждан­ских прав, сформулированной в цивилисти­ке, основы гарантированного осуществле­ния субъективных прав и исполнения обя­занностей должны составлять механизмы их непосредственной реализации[6].

В этой связи представляется возмож­ным наложение теоретической модели ме­ханизма осуществления и защиты граждан­ских прав на предлагаемую концепцию гражданско-правовой защиты государства, что предполагает выделение основных ее элементов, стадий и принципов.

Нами разделяется точка зрения о том, что элементами рассматриваемого механиз­ма являются субъективные права, субъек­тивные обязанности, юридические факты, способы осуществления прав и исполнения обязанностей, формы осуществления.

Экстраполируя приведенную формулу на рассматриваемый круг правоотношений, проведем анализ указанных элементов на примере ответственности суда за неправомерные действия при осуществлении им процедуры гражданского судопроизводства.

Теоретически гражданское законода­тельство предусматривает возможность возмещения вреда лицом, осуществляющим правосудие. Однако нормативная реализа­ция данного института делает такую ответственность практически невозможной. В качестве примера рассмотрим следующий случай из судебной практики. В рамках рас­смотрения гражданского дела суд назначил экспертизу, поставив на разрешение экспер­та вопрос о наличии или отсутствии дефек­тов в товаре, несмотря на факт признания ответчиком соответствующих дефектов проданного истцу товара и письменное за­явление ответчика о признании факта нали­чия дефекта в смартфоне[7].

При этом действующее законодатель­ство фактически исходит из того, что судья, неправомерно назначив экспертизу в граж­данском процессе, при проигрыше дела от­ветчиком не будет нести гражданско-правовой ответственности за свои действия, поскольку применить к данной ситуации ст. 1070 ГК РФ практически невозможно, так как вред, причиненный при осуществле­нии правосудия, возмещается в случае, если вина судьи установлена приговором суда, вступившим в законную силу.

В то же время все остальные участни­ки процесса (лица, участвующие в деле) имущественную ответственность несут в силу положений ст. 98 ГПК «Распределение судебных расходов между сторонами», со­гласно которой стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесен­ные по делу судебные расходы, за исключе­нием случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 ГПК РФ. В случае если иск удовлетворен частично, судебные рас­ходы присуждаются истцу пропорциональ­но размеру удовлетворенных судом иско­вых требований, а ответчику пропорцио­нально той части исковых требований, в ко­торой истцу отказано.

Таким образом, при причинении вреда специальным субъектом, который должен нести повышенную ответственность, фак­тически текущее состояние законодатель­ства позволяет говорить об отсутствии его ответственности, остальные же участники процессуальных правоотношений несут от­ветственность на общих основаниях.

Рассмотрим еще один пример из су­дебной практики, позволяющий сделать вы­вод об аналогичном рассмотренному состо­янию правового регулирования рассматри­ваемого института в сфере уголовного су­допроизводства. Европейский суд по правам человека в своем постановлении от 03.03.2011 по делу «Купцов и Купцова (Kuptsov and Kuptsova) против Российской Федера­ции» установил следующие факты. Заявите­ли жаловались, в частности, что заявитель содержался под стражей в ужасающих условиях, предварительное заключение его под стражу было незаконным и чрезмерно длительным и не сопровождалось соответ­ствующими процессуальными гарантиями и что уголовное разбирательство в отношении него было несправедливым. Определяя пра­во, подлежащее применению, суд отметил, что пункт 1 статьи 1064 Гражданского ко­декса Российской Федерации предусматри­вает, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, при­чиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Согласно статье 1069 Гражданского кодекса, за вред, причи­ненный гражданину в результате незакон­ных действий (бездействия) государствен­ных органов либо должностных лиц этих органов, несут ответственность этот орган или должностное лицо. Вред возмещается за счет казны Российской Федерации или каз­ны субъекта Российской Федерации. Статьи 151 и 1099-1101 Гражданского кодекса предусматривают компенсацию морального вреда. Статья 1099, в частности, устанавли­вает, что компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.

В рамках пункта 65 рассматриваемого постановления отмечается, что власти Рос­сийской Федерации выдвигали доводы в отношении неисчерпания национальных средств правовой защиты в большом коли­честве дел, касавшихся условий содержания под стражей в России. Европейский суд рассмотрел и отклонил их, установив неэф­фективность таких средств (см., например, постановление Европейского суда от 29 ап­реля 2010 г. по делу «Христофоров против Российской Федерации» (Khristoforov v. Russia), жалоба № 11336/06, § 18, и по­становление Европейского суда от 12 марта 2009 г. по делу «Александр Макаров против Российской Федерации» (Aleksandr Makarov v. Russia), жалоба № 15217/07, § 84–91). Ев­ропейский суд не усматривает в доводах властей Российской Федерации оснований, которые вынудили бы его отступить от ра­нее сделанных выводов. Власти Российской Федерации указали такие средства, как жа­лоба прокурору и гражданско-правовой иск. Они, однако, не сослались на соответству­ющую правовую базу. Кроме того, власти Российской Федерации не привели примера устоявшейся позиции в национальной су­дебной практике, когда ущерб действитель­но был бы возмещен в случаях, сходных с обстоятельствами настоящего дела. Следо­вательно, данное возражение властей Рос­сийской Федерации должно быть отклонено[8].

Указанный пример примечателен еще и тем, что в нем Европейский суд по правам человека демонстрирует, на наш взгляд, со­вершенно оправданный подход, основанный в том числе на учете личности лица (совер­шившего, в данном случае, ряд уголовных правонарушений), пострадавшего от дей­ствий государства, что дает возможность суду вынести постановление, которым он признал жалобу в части предположительно бесчеловечных условий содержания заяви­теля в камере для временно доставленных лиц, незаконности его содержания под стражей, чрезмерного срока его содержания под стражей, отсутствия процессуальных гарантий на слушаниях по вопросу о содер­жании под стражей, нарушения его права на безотлагательное рассмотрение вопроса от­носительно его содержания под стражей и незаконного формирования состава суда приемлемой, постановил, что имело место нарушение статьи 3 Конвенции в части условий содержания под стражей заявителя в камере для временно доставленных лиц, установил другие нарушения Конвенции, связанные со сроками проведения судебно­го разбирательства, незаконным составом суда и т.д., но решил не присуждать заяви­телю какой-либо суммы на основании ста­тьи 41 Конвенции.

Представляется, что текущее состоя­ние как законодательного регулирования ответственности государства за неправо­мерные действия, так и теории гражданско­го права сводится к тому, что неправомер­ные действия государства либо не влекут гражданско-правовой ответственности во­обще, либо к подобной ответственности привлекается непосредственно государство.

При этом должностные лица, чьи не­правомерные действия и явились причиной нанесения вреда контрагенту, к гражданско-правовой ответственности фактически не привлекаются, что позволяет сделать вывод об отсутствии соответствующих средств гражданско-правовой защиты государства от их неправомерных действий. Иными сло­вами, можно указать на отсутствие в зако­нодательстве таких элементов механизма осуществления и защиты гражданских прав, как четкая регламентация обязанности со­ответствующего субъекта (суда) по возме­щению вреда, юридических фактов, влеку­щих наступление ответственности, спосо­бов и средств осуществления.

Таким образом, использование первых двух из названных компонентов методологии циви­листики позволяет предложить новый тео­ретический подход к проблеме участия гос­ударства в гражданско-правовых отношени­ях, а именно концепцию прямой (непосред­ственной) ответственности должностных лиц за неправомерные действия, следствием которых является причинение вреда госу­дарству и контрагентам. Создание теорети­ческой модели участия государства в граж­данско-правовых отношениях, в рамках ко­торой существовал бы институт непосред­ственной ответственности должностных лиц за действия государства, приводит к выво­ду, что подобный подход в большей степени отвечает интересам всех участников граж­данских правоотношений.

 

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: