Учебно-методическое обеспечение дисциплины




– лекции (лекция-консультация, лекция-визуализация, обзорная лекция, бинарная лекция, лекция-диалог);

– практические занятия;

– самостоятельная работа студентов.

При проведении занятий планируется использование активных и интерактивных форм обучения (ролевых игр, проектных методик, мозгового штурма, разбора конкретных ситуаций, ИКТ) в сочетании с внеаудиторной работой (круглые столы, организация олимпиад по предмету среди студентов младших курсов, презентации проектов, защита мини-исследований).

 

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Планы семинарских (практических) занятий для студентов всех форм обучения

План практических занятий

По разделу-модулю 1

Вопросы для обсуждения и задания

1. Конституция РФо свободе слова.

2. Закон РФ «О средствах массовой информации» о свободе и независимости информации, социальной ответственности и объективности новостной журналистики. Право граждан на получение информации.

3. Государственная, коммерческая и служебная тайна.

4. Информационная открытость государственной власти и бизнеса.

5. Права журналиста на поиск информации.

6. Правила запроса информации. СМИ и частные лица.

7. Права и обязанности аккредитованных журналистов.

8. Пресс-конференция. Брифинг. Пресс-релиз.

9. Обсудить в микрогруппах подобранные дома заметки и выбрать по одной из них для коллективного обсуждения с целью уяснить, в чем именно состоят ее достоинства (или недостатки).

10. Коллективно определить обязательные требования к тексту информационной заметки.

Основные понятия

Новостная журналистика; новостная информация; информационные жанры; методы сбора новостной информации; принципы построения новостных материалов.

Задачи:

– помочь студентам осознать, что новость как факт, существенным образом меняющий ситуацию, является основным предметом журналистского поиска, в каких бы жанрах ни выступал журналист.

– добиться понимания того, что изменения действительности могут быть очевидными (событийные новости) и неочевидными (назревающие проблемы).

– подготовить группу к работе над выпусками новостей в газете, на радио и телевидении.

 

1. Рассмотреть несколько новостных заметок (лучше – выполненных самими студентами). Выявить в них тему, рассмотреть ее компоненты, осмыслить, как они связаны. Составить карточку «Тема журналистского текста», отразив на одной стороне структуру темы, а на другой – оставить место для иллюстрации конкретным журналистским материалом.

Сопоставить результаты работы в микрогруппах и подвести итоги.

2. Коллективно обсудить пути получения эксклюзивной информации о новостях. В микрогруппах выработать предложения по использованию эксклюзивной информации в номере газеты. Обобщить их.

По разделу-модулю 2

Вопросы для обсуждения и задания

1. Понятие «новость». Определения новостной информации.

2. Новость как «свежие» сведения, о чем прежде не было известно. Новость как сообщение о том, что произошло совсем недавно.

3. Человек как объект новостной журналистики. Мнение как предмет информации. Факт как основа информации.

4. Место и роль статистических данных в новостной информации

5. Актуальная проблема как предмет внимания СМИ.

6. Сообщения информагентств и источник новостной журналистики. РИА «Новости».

7. Качественные характеристики новостной информации. Информационный интерес аудитории. Качественные критерии оценки информации.

8. Количественные показатели информации.

9. Информационная потребность аудитории.

10. Актуальность (злободневность) информации. Объективность (достоверность) новостей. Полезность (ценность) информации. «Коэффициент потребления» информации.

11. Близость темы новости: пространственная, временная, личностная.

12. Известность новости: популярность, известность, знаменитость, сенсационность и др. своевременность информации.

13. Масштабность информации. Необычность информации. Персонификация новости.

14. Конфликт в новости.

15. Социально-психологические воздействие информации.

16. Практическая значимость новости. Аргументированность информации.

17. На основании анализа информационных потоков предложить темы прогнозируемых новостей.

18. Подготовить табличку «Структура новости», схематически обозначив на одной стороне структурные элементы материала, а на другой – проиллюстрировать схему конкретной заметкой.

По разделу-модулю 3

Вопросы для обсуждения и задания

1. Информационные жанры журналистики. Структура жанров периодической печати.

2. Информационная корреспонденция: проблемно-тематическая направленность.

3. Информационный отчет и его особенности как жанра.

4. Специфика информационного интервью.

5. Методика и технология блиц-опроса.

6. Техника работы над информационным материалом «вопрос-ответ».

7. Репортаж: композиция и особенности подачи.

8. Принципы построения новостных материалов.

9. Шесть вопросов и «перевернутая» пирамида.

10. Читабельность информационных материалов.

11. «Установки» на поиск и отбор новостей.

12. Особенности стиля и языка новостной информации.

13. Этапы литературного редактирования новостных материалов.

14. Постоянство в правописании и терминологии. Грамматика и орфография. Пунктуация. Кавычки. Скобки.

15. Простота и доступность языка. Разбивка на абзацы.

16. Факты, а не комментарии.

17. Авторский стиль. Четкость и ясность изложения.

18.Написать новостную заметку из той области действительности, которая наиболее знакома.

Тренинг «Поиск новостей» (тема «Новость как базовая единица журналистики новостей»)

Тренинг «Разработка истории» (тема «История как предмет интереса журналиста»)

Тренинг командной работы «Работа над информационным пакетом» (тема «Основы презентации информации в новостях»)

Анализ публикаций (тема «Планирование и сбор информации. Презентация информации»)

Практическое задание «Презентация информации» (тема «Принципы презентации материала в издании»).

Практикум по школе письма Р. П. Кларка.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: