ПОЛИТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ (ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДЕЛОВОЙ) ЦИКЛ




(political business cycle) — цикл экономической и политической активности

правительства между выборами.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ (political economy) — фундаментальная

экономическая наука, изучающая методологические и теоретические проблемы

производства, распределения, обменами потребления экономических, благ.

В различных школах экономической мысли существовали следующие определения

предмета по­литической экономии: меркантилизм, наука о видах деятельнос­ти,

связанных с обменом и торговлей между людьми (и странами);

классическая политэкономия: наука о богатстве; марксистская политэкономия:

наука о производственных отношениях — отно­шениях между людьми, складывающихся

в процессе производства, распределения, обмена и потребления жизненных благ на

разных этапах развития человеческого общества; маржинализм: экономи­ческая наука

о деятельности людей по удовлетворению своих по­требностей путем использования

ограниченных производственных ресурсов; историческая школа: наука о

повседневной деловой жиз­ни и деятельности людей в разные эпохи и в разных странах.

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ВНЕШНИЙ ЭФФЕКТ (positive externality) — эффект,

возникающий в случае, когда деятельность одного экономического агента приносит

выгоды другим. При нали­чии положительного внешнего эффекта экономическое благо

про­дается и покупается в меньшем по сравнению с эффективным объе­ме, т, е. имеет

место недопроизводство товаров и услуг с положи­тельными внешними эффектами.

ПОНЯТИЕ — мысль о предмете.

ПОСТОЯННАЯ ЭКОНОМИЯ ОТ МАСШТАБА (constant economy of scale)

увеличение объема продукции теми же тем­пами, что и увеличение затрат

всех использованных для производ­ства ресурсов. Например, при росте затрат ресурсов

на 20% объем производства также возрастает на 20%.

ПОСТОЯННЫЕ (ФИКСИРОВАННЫЕ) ИЗДЕРЖКИ (fixed costs, РС) — издержки,

которые фирма несет независимо от объема выпуска продукции.

ПОСТОЯННЫЕ ФАКТОРЫПРОИЗВОДСТВА (fixed factors of production)

факторы, затраты которых не зависят от уровня выпуска продукции.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ВЫБОР (consumer choice) — выбор, максимизирующий

функцию полезности рационального потребите­ля в условиях ограниченности

ресурсов (денежного дохода).

ПОТРЕБНОСТИ (пееds) — внутренние мотивы, побуждаю­щие к экономической

деятельности. Интенсивность потребностей наряду с редкостью определяет ценность

экономических благ.

ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ (property rights) —совокупность властных прав,

санкционированных поведенческих отношений, скла­дывающихся между людьми по

поводу использования ими экономических благ.

ПРАВИЛО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕСУРСОВ: MRS = MRC.

ПРАВИЛО МАКСИМИЗАЦИИ ПРИБЫЛИ (profit maximization rule): MRPi = Pi

ПРАВИЛО МАКСИМИЗАЦИИ ФУНКЦИИ ПОЛЕЗНОСТИ — правило, согласно

которому функция полезности: максими­зируется в том случае, когда денежный доход

потребителя, распре­деляется таким образом, что каждый последний доллар, (рубль,

марка, франк и т.д.), затраченный на приобретение любого блага приносит

одинаковую предельную полезность. То есть

MU1 MU2 MUn

—— = —— = …= ——.

P1 P2 Pn

ПРАВИЛО НАИМЕНЬШИХ ИЗДЕРЖЕК (least – cost rule) — правило, согласно

которому издержки заданного объема производ­ства минимизируются, когда

последний доллар, затраченный на каждый ресурс, дает одинаковый предельный продукт.

ПРЕДЕЛЬНАЯ НОРМА ВРЕМЕННОГО ПРЕДПОЧТЕНИЯ (marginal rate time

preference, МRТР) — стоимость дополнитель­ного будущего потребления, достаточного

для компенсации отказа от единицы текущего потребления при условии, что общее

благосо­стояние индивида не изменится.

ПРЕДЕЛЬНАЯ НОРМА ЗАМЕЩЕНИЯ, СУБСТИТУЦИИ (marginal rate of substition, MRS) — количество, на которое потребление одного из двух благ должно быть увеличено (или умень­шено), чтобы полностью компенсировать потребителю уменьшение (или увеличение) потребления другого блага на одну дополнитель­ную (предельную) единицу.

ПРЕДЕЛЬНАЯ НОРМА ТЕХНИЧЕСКОГО (ИЛИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО) ЗАМЕЩЕНИЯ КАПИТАЛА ТРУДОМ (marginal rate of technical substition of capital for labour, MRTSLK)— мера количества капитала, которую может заменить дополнительная единица труда без увеличения или уменьшения выпуска продук­ции.

ПРЕДЕЛЬНАЯ НОРМА ТРАНСФОРМАЦИИ (marginal rate of transformation, MRT) — показывает минимальное количест­во товара У, которым необходимо пожертвовать для увеличения производства товара X на единицу. Представляет собой альтерна­тивную ценность товара X. Равна отношению предельных издер­жек производства товара X к предельным издержкам производст­ва товара У.

ПРЕДЕЛЬНАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ (marginal utility, MU) — по­лезность последней единицы потребляемого блага.

ПРЕДЕЛЬНАЯ ЧИСТАЯ ОКУПАЕМОСТЬ ИНВЕСТИЦИЙ (marginal net return of the investment) — разница между предель­ной внутренней окупаемостью инвестиций и ставкой ссудного про­цента: (r-i), где r — норма окупаемости, i— ссудный процент.

ПРЕДЕЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ КАПИТАЛА (marginal efficiency of capital) — такая норма процента, которая уравнивает издержки, связанные с инвестициями, и ожидаемую на них выручку.

ПРЁДЕЛЬНЫЕ ИЗДЕРЖКИ НА РЕСУРС (marginal input cost) — дополнительные издержки на приобретение дополнительной единицы ресурса.

ПРЕДЕЛЬНЫЙ ДОХОД (marginal revenue, MR) — прираще­ние дохода, которое возникает за счет бесконечно малого увеличения выпуска продукции:

Предельный продукт(marginal product, МР) — фактор производства — дополнительный выпуск товара, связанный с уве­личением фактора производства на единицу при неизменности объе­ма прочих используемых факторов производства. Предельный про­дукт определяется как прирост выпуска товара, приходящийся на единицу прироста данного фактора.

ПРЕДЕЛЬНЫЙ ПРОДУКТ РЕСУРСА В ДЕНЕЖНОМ ВЫ­РАЖЕНИИ (marginal revenue product, MRP) — дополнительная выручка от реализации дополнительного объема продукции, полу­ченной при увеличении использования ресурса на единицу.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ СПОСОБНОСТЬ (entrepreneurialue ability), УПРАВЛЕНИЕ (тапаgеrial skills) — способность рационально и наиболее эффектив­но сочетать (использовать) ресурсы для производства экономи­ческих благ.

ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ (representetive democracy) — политическая система, в условиях которой граждане периодически избирают представителей в выборные органы власти.

ПРИБЫЛЬ (profit) — определяется как разность между со­вокупной выручкой (total revenue) и совокупными издержками (total cost): π = ТR - ТС.

ПРОБЛЕМА (от греч. "задача", "задание") — четко сфор­мулированный вопрос или комплекс вопросов, возникших в про­цессе познания.

ПРОБЛЕМА БЕЗБИЛЕТНИКА, "ЗАЙЦА" (free – rider problem) — проблема, связанная с возникновением у потребителей же­лания обойтись без лишних выплат, получив выгоды от чисто об­щественного блага (которым обеспечиваются все потребители неза­висимо от того, платят они за него или нет).

ПРОВАЛЫ(ФИАСКО) ГОСУДАРСТВА (ПРАВИТЕЛЬСТВА) (government failures) — случаи, когда государство (правительство) не в состоянии обеспечить эффективное распределение и использование общественных ресурсов.

ПРОВАЛЫ(ФИАСКО) РЫНКА ( market failures ) ситуации, когда действие механизма конкурентных рынков не приводит к максимизации общественной полезности.

ПРОИЗВОДНЫЙ СПРОС (derived demand) — спрос на ресурсы, зависящий от спроса на конечные продукты производимые на основе этих ресурсов.

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ФУНКЦИЯ (production function) фирмы, производящей определенный товар Q — показывает максимально возможный объем выпуска данного товара при использовании всехвозможных комбинаций факторов производства: Q=f(F1,F2,…Fn). Упрощенный вариант производственной функции — зависимость товара Q от труда (L) и капитала (К):

Q = f(L, К).

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ (production capacity) — возможности общества по производству экономических благ при полном и эффективном использовании всех имеющихся ресурсов при данном уровне развития технологии.

ПРОТИВНИК РИСКА (risk aversion) — человек, который при данном ожидаемом доходе предпочтет определенный, гарантирован­ный результат ряду неопределенных, рисковых результатов.

ПРОФСОЮЗ (trade ипiоп) — объединение работников, обла­дающее правом на ведение переговоров с предпринимателем от имени и по поручению своих членов.

ПРОЦЕНТ (interest) — см. Ссудный процент.

ПРЯМАЯ ДЕМОКРАТИЯ (direct democracy) — политичес­кая система, при которой каждый гражданин имеет право лично высказать свою точку зрения и голосовать по любому конкретному вопросу.

РАВНОВЕСИЕ БЕРТРАНА (Bertrand equilibrium)— опи­сывает ситуацию на рынке, при которой в условиях дуополии фир­мы конкурируют за цену товара при данном объеме выпуска каж­дой фирмы. Стабильность равновесия достигается тогда, когда цена оказывается равной предельным издержкам, т. е. достигается кон­курентное равновесие.

РАВНОВЕСИЕ КУРНО (Cournot equilibrium) — достигается на рынке тогда, когда в условиях дуополии каждая фирма, дейст­вуя самостоятельно, выбирает такой оптимальный объем произ­водства, какой ожидает от нее другая фирма. Равновесие Курно возникает как точка пересечения кривых реагирования двух фирм.

РАВНОВЕСИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ — предельная норма тех­нической субституции факторов, которая равна соотношению цен этих факторов.

РАВНОВЕСИЕ ШТАКЕЛЬБЕРГЕРА (Stackelberg equilibrium) — описывает дуополию с неравным распределением рыноч­ной власти между фирмами, так что одна из них ведет себя как лидер (либо по цене, либо в отношении объема, либо по тому и другому одновременно), в то время как другая осуществляет стра­тегию приспособления, корректируя свое поведение в зависимости от выбора, сделанного первой: фирмой.

РАВНОВЕСНАЯ ЦЕНА (equilibrium price) — цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РИСКА (risk spreading) — это метод, при котором риск вероятного ущерба делится между участниками таким образом, что возможные потери каждого относительно невелики.

РАЦИОНАЛЬНОЕ НЕВЕДЕНИЕ (rational ignorance) — ситуация, когда избиратели не видят пользы от участия в политическом процессе.

РЕАЛЬНАЯ ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА (real wage rate) — покупательная способность заработной платы, выраженная в количестве товаров и услуг, которые можно приобрести на полученную сумму.

РЕАЛЬНАЯ СТАВКА ПРОЦЕНТА (real rate of interest) ставка процента, скорректированная на инфляцию, т. е. выраженная в неизменных ценах.

РЕСУРСЫЭКОНОМИЧЕСКИЕ (есопотiс resources) ФАКТОРЫПРОИЗВОДСТВА — необходимые для производства экономических благ элементы. Основными видами ресурсов выступают: труд, земля, капитал, предпринимательские способности. Часто к ним также добавляют информацию.

РИСКОВЫЕ АКТИВЫ (risk assets) — активы, доход которых частично зависит от случая.

РОУЛЗИАНСКИЙ ПОДХОД (Rawl’s view) —особая разновидность эгалитаризма, развитая в трудах современного философа Дж. Роулза. По Роулзу, должна максимизироваться полезность наименее обеспеченных членов общества.

РЫНОК (market) — система отношений, в которой связи покупателей и продавцов столь свободны, что цены на один и товар имеют тенденцию быстро выравниваться.

РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА (market economy) система основанная на частной собственности, свободе выбора и конкуренции, опирается на личные интересы, ограничивает роль правительства.

СИНТЕЗ (от греч. "соединение") метод, заключающийся в соединении частей в целое.

СКЛОННЫЙ К РИСКУ (risk preference) — человек, который при данном ожидаемом доходе предпочтет связанный с риском результат гарантированному результату.

СМЕШАННАЯ ЭКОНОМИКА (тiхеd есопоту) тип общества, синтезирующий элементы рыночной и командной экономик, в котором механизм рынка дополняется активной деятельностью государства.

СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ (perfect competition) рыночная структура, характеризующаяся следующими признаками: 1) большое число продавцов и покупателей товара; 2) однородность продукции; 3) абсолютная мобильность движения отсутствие барьеров вхождения в отрасль и выхода из нее; 4) ни один экономические агент не обладает властью над ценами; 5) полная информированность участников о ценах и условиях производства.

СОВОКУПНЫЙ ДОХОД, ВЫРУЧКА (total revenue, TR) — сумма дохода, получаемого фирмой от продажи определенного количества блага.

TR = P*Q,

где ТR (total revenue) — совокупный доход;

Р (рriсе) — цена;

Q (quantity) — проданное количество.

СОВОКУПНЫЙ (ОБЩИЙ) ПРОДУКТ (total product, ТР) — фактора производства

— объем выпускаемого товара, приходящийся на определенное количество данного фактора.

СОВОКУПНЫЙ СПРОС (aggregate demand) — сумма инди­видуальных спросов на рынке по каждой цене.

СПЕКУЛЯТИВНЫЙ СПРОС (speculative demand) — спрос, возникающий в обществе с высокими инфляционными ожидания­ми, когда опасность повышения цен в будущем стимулирует допол­нительное потребление (покупку) товаров в настоящем.

СПЕКУЛЯЦИЯ (speculation) — деятельность, выражающая­ся в покупке с целью перепродажи по более высокой цене.

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ (specific resources) — ре­сурсы, ценность которых внутри фирмы выше, чем вне ее.

СРАВНЕНИЕ — метод, определяющий сходство и различие явлений и процессов.

СРЕДНИЕ ИЗДЕРЖКИ (average costs,АС) — издержки на единицу выпуска продукта.

СРЕДНИЙ ДОХОД (average revenue, АR) — доход, приходя­щийся на единицу проданного блага. В условиях совершенной кон­куренции средний доход равен рыночной цене:

TR P*Q

AR = —— = ——— = P.

Q Q

СРЕДНИЙ ПРОДУКТ (average product, AP) ФАКТОРЫПРОИЗВОДСТВА — объем выпускаемого товара, приходящийся на еди­ницу используемого фактора.

Срок окупаемости инвестиционного проекта - показатель эффективности инвестиций. Равен минимальному чис­лу периодов, необходимых для того, чтобы текущая ценность пото­ков чистого дохода сравнялась с величиной инвестиций (чистая те­кущая ценность инвестиционного проекта обратилась в ноль). Чем ниже срок окупаемости, тем выше эффективность инвестиционного проекта.

ССУДНЫЙ ПРОЦЕНТ (interest) — цена, уплачиваемая соб­ственникам капитала за использование заемных средств в течение определенного периода.

СТАНДАРТНОЕ (СРЕДНЕКВАДРАТИЧНОЕ) ОТКЛОНЕНИЕ — квадратный корень из дисперсии.

СТАНДАРТЫПО ВРЕДНЫМ ВЫБРОСАМ — установленные законом пределы концентрации вредных веществ в промышленных отходах.

СТАТИСТИЧЕСКАЯ ВЕРОЯТНОСТЬ — (по Ф. Найту) эмпи­рическая оценка частоты проявления связи между утверждениями неразложимыми на изменчивые комбинации одинаково вероятных альтернатив.

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ ФИРМЫНА РЫНКЕ — поведение, при котором выбор фирмой варианта своей деятельнос­ти зависит от возможных ответных действий ее конкурентов.

СУБСТИТУТЫ (substitutional goods) — блага, замещающие друг друга в потреблении.

СУБЪЕКТИВНАЯ ВЕРОЯТНОСТЬ — вероятность, основан­ная на предположении о возможности получения данного резуль­тата.

СУЖДЕНИЕ — способ соединения понятий, в результате ко­торого формулируется мысль, в которой утверждается или отрица­ется что-либо о чем-либо.

ТАЙНЫЙ СГОВОР —негласное соглашение о ценах, разде­лении рынков и других способах ограничения конкуренции, такие соглашения преследуются законом.

ТЕКУЩАЯ ДИСКОНТИРОВАННАЯ (ПРИВЕДЕННАЯ) СТОИМОСТЬ (present discount value - PDV) — это нынешняя стои­мость 1 доллара, выплаченного через определенный период време­ни.

ТЕОРЕМА КОУЗА (Соаsе theorem) — если права собствен­ности всех сторон тщательно определены, а трансакционные из­держки равны нулю, конечный результат (максимизирующий цен­ность производства) не зависит от изменений в распределении прав собственности (если отвлечься от эффекта дохода).

ТЕОРИЯ ИГР (gате theory) — наука, исследующая матема­тическими методами поведение участников ситуаций (игроков), свя­занных с принятием решений.

ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ВЫБОРА (риbliс choice theory) — теория, изучающая различные способы и методы, посредством ко­торых люди используют правительственные учреждения в своих собственных интересах.

ТОВАР ГИФФЕНА (Giffen good) — товар, занимающий боль­шое место в бюджете малоимущих потребителей, спрос на который при прочих равных условиях изменяется в том же направлении, что и цена, поскольку эффект дохода превышает эффект замещения.

ТОЧЕЧНАЯ ЭЛАСТИЧНОСТЬ (point elasticity)

│dQ/Q‌│ dQ P

EPD = ——— = —— * —.

dP/P dP Q

ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ (transaction costs) издержки в сфере обмена, связанные с передачей прав собственности.

ТРАНСФОРМАЦИЯ ВНЕШНИХ ЭФФЕКТОВ ВО ВНУТРЕННИЕ (internalization of externalities) — может быть достигнута путем приближения предельных частных издержек (и соответственно выгод) к предельным социальным издержкам (выгодам).

УБЫВАЮЩАЯ ЭКОНОМИЯ ОТ МАСШТАБА (decreasing economy of scale) — увеличение объема продукции более низкими темпами, чем увеличение затрат всех использованных для произ­водства ресурсов. Например, при росте затрат ресурсов на 20% объем производства возрастает только на 10%.

УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ — прием мышления, в результате кото­рого из исходного знания получается выводное знание. К формам умозаключения относятся: анализ и синтез; индукция и дедукция; сравнение, аналогия, антиномия, апория и др. методы познания фор­мальной логики.

УСЛОВИЕ РАВНОВЕСИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ (producer equilibrium condition):

MRP1 MRP2 MRPn

——— = ——— = … = ———.

P1 P2 Pn

УСЛОВИЕ РАВНОВЕСИЯ ФИРМЫ (firm’s equilibrium condition): МR = МС.

УСЛОВИЕ РАВНОВЕСИЯ ФИРМЫНА КОНКУРЕНТНОМ РЫНКЕ В ДОЛГОСРОЧНОМ ПЕРИОДЕ (1опg-rипequilibrium in competitive market):

МR = МС = АС = Р.

УТИЛИТАРИЗМ (utilitarism) — направление экономической теории, сторонники которого полагают, что общественное благосо­стояние представляет собой сумму функций индивидуальных полезностей всех членов. Такая "арифметика счастья" опирается на предпосылку о возможности сложения индивидуальных полезностей. Поэтом справедливость, по мнению утилитаристов, сущест­вует там и тогда, где и когда удается максимизировать совокупную полезность всех членов общества.

ФАКТОРЫПРОИЗВОДСТВА (factors of production) —любой товар или услуга, использующиеся для производства товара.

ФИРМА (firm) — экономический субъект, обладающий хо­зяйственной самостоятельностью и выполняющий три функции: он покупает ресурсы (факторы производства), использует их для производства продукта и продает продукт; под фирмой понимается коалиция владельцев факторов производства, связанных между собой сетью контрактов, в результате чего достигается минимизация трансакционных издержек.

ФОРМАЛЬНАЯ ЛОГИКА — наука, изучающая мысль со стороны ее структуры, формы; совокупность общезначимых форм и средств мысли, необходимых для рационального познания.

ФУНКЦИОНАНЫЙ СПРОС (functional demand) — спрос на товар, обусловленный качествами, присущими самому товару.

ФУНКЦИЯ ПОЛЕЗНОСТИ (utility function) — функция, показывающая убывание полезности блага с ростом его количества:

U = f(qi),

где U — полезность блага;

qi — последовательные части блага.

 

ФУНКЦИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (supply function)— функция, оп­ределяющая предложение в зависимости от влияющих на него различ­ных факторов:

Qs = (Р, Рг, К, Т, N, В),

где Рr — цены факторов производства;

К — технология;

Т — налоги и субсидии;

N — количество продавцов;

В — прочие факторы.

 

ФУНКЦИЯ СПРОСА (demand function) функция, опре­деляющая спрос в зависимости от влияющих на него различныхфакторов:

Qd = f(P, I, Z, W, Psub, Pcom, N, B),

где I (income) — доход потребителя;

Z(tastes) — изменение вкусов и предпочтений;

W (waiting) — ожидания (ценовые, дефицитные);

P (prices) — цены: субститутов (Рs) и дополняющих товаров (Рc);

N — количество покупателей;

B — прочие факторы.

 

ФЬЮЧЕРС (futures) — срочный контракт о поставке к опре­деленной в будущем дате некоторого количества товара по заранее оговоренной цене.

ХЕДЖИРОВАНИЕ (hedging) — операция, посредством кото­рой рынки фьючерсов и рынки опционов используются для ком­пенсации одного риска другим.

ЦЕНА ЗЕМЛИ (land price) — представляет собой сумму де­нег, положив которую в банк, бывший собственник земли получал бы аналогичный процент на вложенный капитал. Следовательно, цена земли представляет из себя дисконтированную стоимость будущей земельной ренты:

RJ

PL = ∑———.

(1 + i)J

 

Так как цена земли — это бессрочное вложение капитала, то

RJ R

lim PL = lim ∑ ——— = ——,

j→∞ (1 + i)J i

где R — годовая рента,

i — рыночная ставка ссудного процента.

 

ЦЕННЫЕ ТОВАРЫ (luxury goods) — товары, спрос на которые резко увеличивается при росте дохода (предметы роскоши).

ЦЕНОВАЯ ВОИНА (price war) —циклическое постепенное снижение существующего уровня цен с целью вытеснения конкурентов с олигополистического рынка.

ЦЕНОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ (price discrimination) — со­стоит в том, что одинаковые товары фирма продает различным покупателям по разным ценам, в зависимости от их платежеспо­собности.

ЧАСТИЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ (partial equilibrium) — равно­весие, складывающееся на отдельном рынке.

ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ (private property) — ситуа­ция, когда всей полнотой прав в отношении объекта правополномочий обладает отдельный человек.

ЧАСТНОПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ФИРМА — фирма, вла­делец которой самостоятельно ведет дела в собственных интересах; управляет ею, получает всю прибыль (остаточный доход) и несет персональную ответственность по всем ее обязательствам (т. е. явля­ется субъектом неограниченной ответственности).

ЧИСТАЯ ДИСКОНТИРОВАННАЯ (ПРИВЕДЕННАЯ) ЦЕН­НОСТЬ (net present value, NPV) — разница между дисконтиро­ванной стоимостью суммы ожидаемых в будущем размеров чистого дохода и дисконтированной стоимостью инвестиций.

 

NPV = PV(TR - VC) – PV (I),

 

где (ТR - VС) — чистый доход;

I — инвестиции.

 

ЧИСТАЯ МОНОПОЛИЯ (риrе топоро1у) — фирма, являю­щаяся единственным производителем экономического блага, не имеющего близких заменителей-субститутов, и огражденная от не­посредственной конкуренции высокими входными барьерами в от­расль.

ЧИСТО ОБЩЕСТВЕННОЕ БЛАГО (риrе риbliс gооd.) — та­кое благо, которое потребляется коллективно всеми гражданами независимо от того, платят люди за него или нет. Чисто обществен­ное благо характеризуется двумя свойствами: неизбирательностью и неисключаемостью в потреблении. Такими свойствами обладает, например, национальная оборона.

ЧИСТО ЧАСТНОЕ БЛАГО (pure private good) — такое бла­го, каждая единица которого может быть продана за отдельную плату.

ЧИСТЫЕ ИНВЕСТИЦИИ (net investment) — валовые ин­вестиции за вычетом средств, идущих на возмещение.

ЭГАЛИТАРИЗМ (от франц. "равенство") — направление экономической теории благосостояния, сторонники которого исходят из посылки, что все члены общества должны иметь не только равные возможности, но и более или менее равные результаты. Этим достигается единство и сплоченность нации, отвечающие идеалам коллективизма. Поэтому правительство должно стремиться чтобы все члены общества получали равные блага которые стали доступными благодаря успехам развитая цивилизаций.

ЭКОНОМИКА БЮРОКРАТИИ (economics of bureaucracy)— согласно теории общественного выбора это система организаций, удовлетворяющая как минимум двум критериям: во-первых, она не производит экономические блага, имеющие ценностную оценку, и, во-вторых, извлекает часть своих доходов из источников, не свя­занных с продажей результатов своей деятельности.

ЭКОНОМИКС, ЭКОНОМИКА (economics) — наука об исполь­зовании людьми редких или ограниченных производственных ре­сурсов (земля, труд, капитал, предпринимательские способности, информация), при котором достигается максимальное удовлетво­рение потребностей общества.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ — формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого опреде­ляется как его объективными свойствами, так и субъективным це­левым характером исследования.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ (ЧИСТАЯ) ПРИБЫЛЬ (economic profit) - разница между доходом и альтернативными издержками фирмы, включая нормальную прибыль, т. е. разница между совокупной вы­ручкой от продаж и всеми издержками, как внешними, так и внут­ренними.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РЕНТА (economic rent) — плата за ре­сурс, предложение которого строго ограничено. Экономическая рента также определяется как разница между минимальной (резервиро­ванной) ценой труда и рыночной ценой.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СВОБОДА (economic freedom) — воз­можность индивида реализовать свои интересы и способности пу­тем активной деятельности в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ (economicefficiency) — в рыночной экономике — целесообразность использова­ния средств для достижения поставленных целей. Основным кри­терием оценки того или иного действия, как эффективного или не­эффективного, является критерий Калдора—Хикса. Критерий Калдора—Хикса утверждает, что экономическое действие является эффективным, если положительные результаты от него в виде по­требительского излишка и прибыли производителей превышают его возможные отрицательные результаты.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АГЕНТЫ (economic agents) — субъек­ты экономических отношений, участвующие в производстве, рас­пределении, обмене и потреблении экономических благ.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ — см. Ресурсы экономические.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЬ1 (economic systems) — это совокупность взаимосвязанных экономических элементов, образу­ющих определенную целостность экономическую структуру общества; единство отношений, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена и потребления экономических благ.

ЭКОНОМЙЧЕСКИЕ ЦЕЛИ (economic purposes) — цели, которые преследуют в своей деятельности индивиды (домохозяйства), фирмы, общество в целом.

ЭКОНОМЙЁСКИИ ВЫБОР (economic choice) — выбор наилучшего среди альтернативных вариантов, при котором достигается максимизация полезности в результате использования ограниченных ресурсов. Рациональность экономического выбора предпола­гает АНАЛИЗ ВЫГОД И ИЗДЕРЖЕК (benefit-cost analysis).

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРУГООБОРОТ (circular flow ) кру­говое движение реальных экономических благ, сопровождающееся встречным потоком денежных доходов и расходов.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ (есопотiс ехреriтeпt)— искусственное изменение или воспроизведение экономи­ческих явлений с целью их практического изучения в наиболее бла­гоприятных условиях.

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ БЛАГО (есопотiсs gооd.)— средство удов­летворения потребностей, имеющееся в ограниченном количестве. Экономические блага делятся на продукты и услуги.

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОТРЕБНОСТИ (есопотiсs пееds ) не­достаток чего-либо необходимого для поддержания жизнедеятель­ности и развития личности, фирмы и общества в

целом.

ЭКОНОМИЯ (есопоту ) — наука о ведении домашнего хозяй­ства как элемент воспитания достойных граждан, в отличие от хрематистики — искусства делать деньги (в сфере оптовой торговли и ростовщичества).

ЭЛАСТИЧНОСТЬ (elasticity)— важнейшая характеристика спроса, показывающая зависимость относительного изменения ве­личины спроса (или предложения) в зависимости от изменения раз­личных факторов (цены, дохода и др.).

ЭЛАСТИЧНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ЦЕНЕ (price elasticity of sирр1у)— показывает относительное изменение объема предложения под влиянием изменения цены на один процент.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: