Финансовая система и характеристика ее звеньев.




Обзорные лекции по дисциплине «Финансы»

Социально-экономическая сущность и функции финансов

Финансы – это экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованные и децентрализованных фондов денежных средств.

Централизованные – это фонды денежных средств государства, аккумулируемые в бюджетной системе и в государственных внебюджетных фондах.

Децентрализованные – фонды денежных средств предприятий и населения.

Финансы – категория историческая. Они возникают вместе с государством и изменяются вместе с ним.

Термин «финансы» возник в 13-15вв. в торговых городах Италии и обозначал «любой денежный платеж». Затем термин получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования государственных фондов денежных средств.

Выделяют три основные предпосылки возникновения финансов:

1. в результате первых буржуазных революций была существенно ограничена власть монархов. Монархические режимы сохранились, но главы государств уже не могли единолично пользоваться и распоряжаться казной. Т.е. отлучение монархов от казны, которая в последствии стала общегосударственным фондом. Появились такие функции государства, как социальная и экономическая.

2. Формирование и использование бюджета. Возникли системы государственных доходов и расходов с определенным составом, структурой и законодательным закреплением.

3. Налоги стали взиматься преимущественно в денежной форме.

Финансы – денежные отношения, но не все денежные отношения – финансы.

Финансы отличаются от денег по содержанию и по функциям. Деньги – это всеобщий эквивалент, с помощью которого измеряются затраты труда производителей. Финансы – это экономический инструмент распределения и перераспределения ВВП и Национального дохода.

Сущность финансов проявляется в их функциях:

1. Распределительная. Финансы – распределительная категория. С их помощью осуществляется перераспределение Национального дохода, так как он является источником денежных доходов и фондов.

Перераспределение Национального дохода необходимо для финансирования непроизводственной сферы, развития обороны страны. Перераспределение происходит между производственной и непроизводственной сферами, отраслями материального производства, отдельными регионами страны, формами собственности и социальными группами населения.

2. Контрольная функция проявляется в контроле за распределением ВВП и Национального дохода по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению:

- Контроль «рублем» - осуществляется как внутри предприятия, так и во взаимоотношениях между предприятиями, с вышестоящей организацией, с финансово-кредитными организациями, с государством. Контроль осуществляется при оплате поставляемых товаров, оказанных услуг, соблюдении договорных условий, уплате налогов.

- Контроль, осуществляемый финансовыми органами – осуществляется путем проверки законности расходования денежных средств, полноты уплаты налогов (штрафы).

Некоторые экономисты выделяют также регулирующую и стимулирующую функции

Финансовая система и характеристика ее звеньев.

Финансовая система представляет собой определенным обра­зом упорядоченную совокупность финансовых отношений. Звенья финансовой системы можно сгруппировать в три крупных блока,

каждый из которых также имеет внутреннюю структуру:

1) централизованные финансы:

• государственный бюджет;

• внебюджетные фонды;

• государственный кредит;

■2) децентрализованные финансы —

• финансы коммерческих предприятий и организаций;

• финансовых посредников (кредитных организаций, частных пенсионных фондов, страховых организаций и других фи­нансовых институтов);

• некоммерческих организаций;

• финансы домашних хозяйств.

Каждое звено этой системы характеризуется особыми метода­ми формирования и использования фондов денежных средств. Каждое звено играет различную роль в общественном воспроиз­водстве.

Так, централизованные финансы используются в качестве ин­струмента регулирования национальной экономики в целом. С по­мощью централизованных финансов мобилизуются ресурсы в бюджетную систему и происходит их распределение и перерас­пределение между отраслями народного хозяйства, экономичес­кими регионами, отдельными группами населения. Децентрали­зованные финансы используются для регулирования экономичес­ких и социальных отношений в рамках отдельных хозяйствующих субъектов и составляют основу финансов. От их состояния во мно­гом зависит общее финансовое положение страны, так как имен­но здесь формируется большая часть финансовых ресурсов. Фи­нансы домохозяйств — это личные финансы, т.е. финансовые от­ношения между физическими лицами, совместно проживающими и ведущими общее хозяйство. В отличие от семьи домохозяйство может включать, кроме родственников, людей, которые полнос­тью или частично вносят свою долю в бюджет домохозяйства, а также состоять из одного человека, обеспечивающего себя мате­риально.

Финансы выражают экономические отношения, связанные с обеспечением источниками финансирования государственного, муниципального и частного секторов экономики, сфер производ­ства, обращения и домашних хозяйств.

В последующих главах будет дана детальная характеристика некоторых обозначенных звеньев финансовой системы. Пока же приведем самую общую их характеристику.

Сформировавшаяся к настоящему времени бюджетная система РФ состоит из трех самостоятельных звеньев:

• федерального бюджета РФ;

• бюджетов субъектов РФ;

• бюджетов муниципальных образований (местных бюджетов).

Бюджетная система РФ является типичной для стран, имею­щих федеративное устройство.

Государственный бюджет — главное звено всей финансовой системы. Бюджет состоит из двух взаимосвязанных групп статей: доходных и расходных. В доходной части бюджета содержатся ис­точники поступления средств и их количественные параметры. В расходной части определяются направления, сферы, в которых расходуются деньги, их количественные параметры.

Внебюджетные фонды — это фонды денежных средств, образованные вне бюджета и предназначенные для реализации конституционных прав граждан. Внебюджетные фонды функционируют с 1991г. Включают пенсионный фонд, фонд социального страхования (ФСС) и фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС). Эти фонды находятся в федеральной собственности, но функционируют как самостоятельные финансово-кредитные учреждения.

Государственный кредит — еще одно самостоятельное звено го­сударственных финансов, поскольку ему присущи не свойствен­ные другим звеньям формы финансово-кредитных отношений по привлечению средств в централизованные фонды государства. Го­сударственный кредит представляет собой особую форму денеж­ных отношений между государством, юридическими и физичес­кими лицами. Главная форма экономических отношений в его рамках — когда государство выступает как заемщик средств. Реже оно является кредитором, предоставляя ссуды юридическим и фи­зическим лицам. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение частных обязательств, оно высту­пает как гарант.

Фонды имущественного и личного страхования предназначены для возмещения ущерба, нанесенного стихийными бедствиями предприятиям и населению, а также для выплаты застрахованно­му лицу или его семье материального обеспечения при наступле­нии страхового случая.

Рыночная экономика — это среда риска. Поэтому главная фун­кция страхования — это формирование фонда денежных средств, осуществляемое как плата за риски, которые принимают на себя коммерческие организации специальной компетенции — страховые компании. Страхование делится на добровольное и обязательное.

Важнейшая функция страхования — возмещение ущерба юри­дическим лицам, возмещение ущерба и материальное обеспече­ние граждан. Поэтому страховые организации вынуждены осуще­ствлять и сопряженную функцию страхования — предупреждение страхового случая и минимизация возможного страхового ущерба.

Составным и наиболее динамично развивающимся звеном фи­нансовой системы выступает фондовый рынок, на котором проис­ходит обращение капиталов.

Фондовый рынок обеспечивает перемещение капитала в отрас­ли с высоким уровнем дохода, служит мобилизации и эффектив­ному использованию временно свободных денежных средств. Участники фондового рынка ориентируются на получение более высокого дохода по сравнению с вложением средств в банки. Од­нако следует иметь в виду прямую связь между уровнем доходно­сти и степенью риска.

Второй блок финан­совой системы составляют децентрализованные финансы, и преж­де всего финансы коммерческих предприятий и организаций.

Финансы предприятий представлены совокупностью экономи­ческих отношений, возникающих в реальном денежном обороте при формировании, распределении и использовании децентрали­зованных фондов финансовых ресурсов предприятий, организа­ций, учреждений. Это относительно самостоятельное звено фи­нансов, оно обслуживает материальное производство, создание валового внутреннего продукта, его распределение внутри пред­приятий и перераспределение части этого продукта в бюджет и внебюджетные фонды.

Именно первичные доходы частных и государственных пред­приятий наряду с доходами физических лиц, создают основу сис­темы государственных финансов.

Наконец, третий блок финансовой системы составляют финан­сы домашних хозяйств — экономические отношения, возникающие при реальном обороте денег в секторе домашних хозяйств. Финан­сы домохозяйств являются материальной основой их жизни. Они предполагают контроль за предстоящими доходами и расходами в рамках отдельной экономической ячейки общества.

Финансы как экономическая категория зависят от взаимоот­ношений между звеньями финансовой системы. Хотя происходит разграничение самостоятельных звеньев в соответствии с приме­няемыми особыми способами и формами образования и исполь­зования денежных фондов в каждом из них, финансовая система едина, поскольку базируется на едином источнике ресурсов всех звеньев. Основой единства финансовой системы выступают фи­нансы предприятий — именно они непосредственно участвуют в процессе материального производства и являются источником создания централизованных государственных фондов денежных средств — национального дохода, создаваемого в сфере материаль­ного производства, в конечном итоге на предприятиях.

Общегосударственные финансы связаны с финансами предпри­ятий, поскольку они имеют единый источник формирования — создаваемый в сфере материального производства национальный доход. Связь между названными звеньями финансовой системы устанавливается и при распределении мобилизованных ресурсов. Затем эти ресурсы государство частично направляет на развитие материального производства, но по приоритетным с точки зрения государства направлениям. Расширенное воспроизводство на предприятиях имеет материальной основой не только собствен­ные средства, но и бюджетные ассигнования. То есть общегосу­дарственным финансам, которыми государство имеет возможность маневрировать, принадлежит значительная роль в обеспечении развития тех или иных отраслей народного хозяйства, в перерас­пределении финансовых ресурсов между отраслями экономики, а также между регионами страны, между производственной и не­производственной сферами, между отдельными группами и сло­ями населения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: