Обзорные лекции по дисциплине «Финансы»
Социально-экономическая сущность и функции финансов
Финансы – это экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованные и децентрализованных фондов денежных средств.
Централизованные – это фонды денежных средств государства, аккумулируемые в бюджетной системе и в государственных внебюджетных фондах.
Децентрализованные – фонды денежных средств предприятий и населения.
Финансы – категория историческая. Они возникают вместе с государством и изменяются вместе с ним.
Термин «финансы» возник в 13-15вв. в торговых городах Италии и обозначал «любой денежный платеж». Затем термин получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования государственных фондов денежных средств.
Выделяют три основные предпосылки возникновения финансов:
1. в результате первых буржуазных революций была существенно ограничена власть монархов. Монархические режимы сохранились, но главы государств уже не могли единолично пользоваться и распоряжаться казной. Т.е. отлучение монархов от казны, которая в последствии стала общегосударственным фондом. Появились такие функции государства, как социальная и экономическая.
2. Формирование и использование бюджета. Возникли системы государственных доходов и расходов с определенным составом, структурой и законодательным закреплением.
3. Налоги стали взиматься преимущественно в денежной форме.
Финансы – денежные отношения, но не все денежные отношения – финансы.
Финансы отличаются от денег по содержанию и по функциям. Деньги – это всеобщий эквивалент, с помощью которого измеряются затраты труда производителей. Финансы – это экономический инструмент распределения и перераспределения ВВП и Национального дохода.
Сущность финансов проявляется в их функциях:
1. Распределительная. Финансы – распределительная категория. С их помощью осуществляется перераспределение Национального дохода, так как он является источником денежных доходов и фондов.
Перераспределение Национального дохода необходимо для финансирования непроизводственной сферы, развития обороны страны. Перераспределение происходит между производственной и непроизводственной сферами, отраслями материального производства, отдельными регионами страны, формами собственности и социальными группами населения.
2. Контрольная функция проявляется в контроле за распределением ВВП и Национального дохода по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению:
- Контроль «рублем» - осуществляется как внутри предприятия, так и во взаимоотношениях между предприятиями, с вышестоящей организацией, с финансово-кредитными организациями, с государством. Контроль осуществляется при оплате поставляемых товаров, оказанных услуг, соблюдении договорных условий, уплате налогов.
- Контроль, осуществляемый финансовыми органами – осуществляется путем проверки законности расходования денежных средств, полноты уплаты налогов (штрафы).
Некоторые экономисты выделяют также регулирующую и стимулирующую функции
Финансовая система и характеристика ее звеньев.
Финансовая система представляет собой определенным образом упорядоченную совокупность финансовых отношений. Звенья финансовой системы можно сгруппировать в три крупных блока,
каждый из которых также имеет внутреннюю структуру:
1) централизованные финансы:
• государственный бюджет;
• внебюджетные фонды;
• государственный кредит;
■2) децентрализованные финансы —
• финансы коммерческих предприятий и организаций;
• финансовых посредников (кредитных организаций, частных пенсионных фондов, страховых организаций и других финансовых институтов);
• некоммерческих организаций;
• финансы домашних хозяйств.
Каждое звено этой системы характеризуется особыми методами формирования и использования фондов денежных средств. Каждое звено играет различную роль в общественном воспроизводстве.
Так, централизованные финансы используются в качестве инструмента регулирования национальной экономики в целом. С помощью централизованных финансов мобилизуются ресурсы в бюджетную систему и происходит их распределение и перераспределение между отраслями народного хозяйства, экономическими регионами, отдельными группами населения. Децентрализованные финансы используются для регулирования экономических и социальных отношений в рамках отдельных хозяйствующих субъектов и составляют основу финансов. От их состояния во многом зависит общее финансовое положение страны, так как именно здесь формируется большая часть финансовых ресурсов. Финансы домохозяйств — это личные финансы, т.е. финансовые отношения между физическими лицами, совместно проживающими и ведущими общее хозяйство. В отличие от семьи домохозяйство может включать, кроме родственников, людей, которые полностью или частично вносят свою долю в бюджет домохозяйства, а также состоять из одного человека, обеспечивающего себя материально.
Финансы выражают экономические отношения, связанные с обеспечением источниками финансирования государственного, муниципального и частного секторов экономики, сфер производства, обращения и домашних хозяйств.
В последующих главах будет дана детальная характеристика некоторых обозначенных звеньев финансовой системы. Пока же приведем самую общую их характеристику.
Сформировавшаяся к настоящему времени бюджетная система РФ состоит из трех самостоятельных звеньев:
• федерального бюджета РФ;
• бюджетов субъектов РФ;
• бюджетов муниципальных образований (местных бюджетов).
Бюджетная система РФ является типичной для стран, имеющих федеративное устройство.
Государственный бюджет — главное звено всей финансовой системы. Бюджет состоит из двух взаимосвязанных групп статей: доходных и расходных. В доходной части бюджета содержатся источники поступления средств и их количественные параметры. В расходной части определяются направления, сферы, в которых расходуются деньги, их количественные параметры.
Внебюджетные фонды — это фонды денежных средств, образованные вне бюджета и предназначенные для реализации конституционных прав граждан. Внебюджетные фонды функционируют с 1991г. Включают пенсионный фонд, фонд социального страхования (ФСС) и фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС). Эти фонды находятся в федеральной собственности, но функционируют как самостоятельные финансово-кредитные учреждения.
Государственный кредит — еще одно самостоятельное звено государственных финансов, поскольку ему присущи не свойственные другим звеньям формы финансово-кредитных отношений по привлечению средств в централизованные фонды государства. Государственный кредит представляет собой особую форму денежных отношений между государством, юридическими и физическими лицами. Главная форма экономических отношений в его рамках — когда государство выступает как заемщик средств. Реже оно является кредитором, предоставляя ссуды юридическим и физическим лицам. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение частных обязательств, оно выступает как гарант.
Фонды имущественного и личного страхования предназначены для возмещения ущерба, нанесенного стихийными бедствиями предприятиям и населению, а также для выплаты застрахованному лицу или его семье материального обеспечения при наступлении страхового случая.
Рыночная экономика — это среда риска. Поэтому главная функция страхования — это формирование фонда денежных средств, осуществляемое как плата за риски, которые принимают на себя коммерческие организации специальной компетенции — страховые компании. Страхование делится на добровольное и обязательное.
Важнейшая функция страхования — возмещение ущерба юридическим лицам, возмещение ущерба и материальное обеспечение граждан. Поэтому страховые организации вынуждены осуществлять и сопряженную функцию страхования — предупреждение страхового случая и минимизация возможного страхового ущерба.
Составным и наиболее динамично развивающимся звеном финансовой системы выступает фондовый рынок, на котором происходит обращение капиталов.
Фондовый рынок обеспечивает перемещение капитала в отрасли с высоким уровнем дохода, служит мобилизации и эффективному использованию временно свободных денежных средств. Участники фондового рынка ориентируются на получение более высокого дохода по сравнению с вложением средств в банки. Однако следует иметь в виду прямую связь между уровнем доходности и степенью риска.
Второй блок финансовой системы составляют децентрализованные финансы, и прежде всего финансы коммерческих предприятий и организаций.
Финансы предприятий представлены совокупностью экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте при формировании, распределении и использовании децентрализованных фондов финансовых ресурсов предприятий, организаций, учреждений. Это относительно самостоятельное звено финансов, оно обслуживает материальное производство, создание валового внутреннего продукта, его распределение внутри предприятий и перераспределение части этого продукта в бюджет и внебюджетные фонды.
Именно первичные доходы частных и государственных предприятий наряду с доходами физических лиц, создают основу системы государственных финансов.
Наконец, третий блок финансовой системы составляют финансы домашних хозяйств — экономические отношения, возникающие при реальном обороте денег в секторе домашних хозяйств. Финансы домохозяйств являются материальной основой их жизни. Они предполагают контроль за предстоящими доходами и расходами в рамках отдельной экономической ячейки общества.
Финансы как экономическая категория зависят от взаимоотношений между звеньями финансовой системы. Хотя происходит разграничение самостоятельных звеньев в соответствии с применяемыми особыми способами и формами образования и использования денежных фондов в каждом из них, финансовая система едина, поскольку базируется на едином источнике ресурсов всех звеньев. Основой единства финансовой системы выступают финансы предприятий — именно они непосредственно участвуют в процессе материального производства и являются источником создания централизованных государственных фондов денежных средств — национального дохода, создаваемого в сфере материального производства, в конечном итоге на предприятиях.
Общегосударственные финансы связаны с финансами предприятий, поскольку они имеют единый источник формирования — создаваемый в сфере материального производства национальный доход. Связь между названными звеньями финансовой системы устанавливается и при распределении мобилизованных ресурсов. Затем эти ресурсы государство частично направляет на развитие материального производства, но по приоритетным с точки зрения государства направлениям. Расширенное воспроизводство на предприятиях имеет материальной основой не только собственные средства, но и бюджетные ассигнования. То есть общегосударственным финансам, которыми государство имеет возможность маневрировать, принадлежит значительная роль в обеспечении развития тех или иных отраслей народного хозяйства, в перераспределении финансовых ресурсов между отраслями экономики, а также между регионами страны, между производственной и непроизводственной сферами, между отдельными группами и слоями населения.