ДЕЙСТВУЮ ПО ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМ




Переделанная песня "Все успею, все сумею" - муз. А.Лепин - к/ф "Огни на реке"

(Когда?) встану - поутру, поутру,
приберу (где?) в доме я приберу.
Я (куда?) за водой сбегать не забуду,
вымою (как?) впервой грязную посуду.
(Несмотря на что?) успею,
хоть коня я не имею.
Всё успею, всё сумею,
всё успею сделать.

Я вопросы задаю (почему?) -
обстоятельства зубрю. Как начну
действовать, признаки действия узнаю,
признаки признаков тут же отгадаю.
Где сравнения, причины,
образ действия — терпимо,
а условия и цели
нахожу я еле-еле.

Обстоятельство — второстепенный член предложения, который служит для характеристики действия или признака и указывает на способ совершения действия, время, место, причину, цель или условие протекания действия.

Обстоятельства Вопросы Примеры
образа действия как? каким образом? Мы пошли пешком.
времени когда? с каких пор? до каких пор? Мы приехали вчера.
места где? куда? откуда? Я побежал вперёд.
причины почему? От усталости у меня кружится голова.
цели зачем? Я пришла мириться.
меры и степени в какой мере, степени? Он был очень внимателен и всё сделал совершенно правильно.
условия при каком условии? Без звонка туда идти нельзя.
уступки несмотря на что? Несмотря на дождь, мы всё же вышли из дома.

Обстоятельства бывают выражены

наречиями (для наречий эта синтаксическая функция — основная) Мы приехали утром.  
деепричастиями (в том числе с зависимыми словами — деепричастными оборотами) Он сидел, греясь на солнце.  
именами существительными (в том числе с союзами как, будто, словно, точно и др. — сравнительными оборотами) Он читал стихи с выражением, как профессиональный чтец.  
инфинитивом Я хочу пойти прогуляться
устойчивыми нефразеологичными и фразеологичными сочетаниями Я потерял тетрадь два дня тому назад. Он бежал сломя голову, но всё равно пришёл к шапочному разбору.

 

МОЛОКО КОШКОЙ

Переделанная песня " Дважды два - четыре" - муз. В.Шаинского

 

Выучить несложно,
что из школы можно
лишь прийти, сойти со школы сложно.
Выучить несложно:
нам бояться можно
не гроз у, гроз ы и бед возможных.
Выучить несложно:
любоваться можно
чем-нибудь, кем-нибудь - это не забудь!
Выучить несложно:
дожидаться можно
нам кого и чего? - только всего!

 

Каждый день иду со школы
и беру бутылку колы.
Я любуюсь на гюрзу,
но, увы, боюсь гроз у.
Жду от вас я ответ,
скажете или нет,
что же тут неверно?!

 

Если буду продолжать я,
докачусь, наверно, братья,
до того, что не понять,
что же я хотел сказать:
"Мне могу молоко
кошкой кормят легко"-
Боже мой, как скверно!

Управление - вид подчинительной связи слов, отражающий многообразие смысловых отношений, выражаемых падежами и предлогами. Зависимое слово принимает ту или иную падежную форму (с предлогами, которые взаимодействуют с падежом) в зависимости от смысла отношения между главным и зависимым словами.

Ошибки в глагольном управлении нередко допускаются в словосочетаниях: " искать ответ на вопрос, искать встречу, искать случай " Правильно: искать чего? ответа, случая (родительный падеж); " бояться грозу, простуду, холодную воду " Правильно: бояться чего? грозы, простуды... (родительный падеж); " просить совет " Правильно: просить чего? совета, денег... (родительный падеж); " касаться к проводам " Правильно: прикасаться к …, но: касаться чего? проводов, темы... (родительный падеж); " любоваться на закат " Правильно: смотреть на закат, но: любоваться чем? закатом (творительный падеж); " описывать о чем-то " Правильно: писать о чем-то, но: описывать что? (винительный падеж); " руководить в колхозе " Правильно: работать в колхозе, но: руководить чем? кем? (творительный падеж); " оплатить за проезд /в трамвае/ " Правильно: платить за проезд, но: оплатить что? проезд (винительный падеж); " прийти со школы " Правильно: прийти из школы (родительный падеж); " не знает задание " Правильно: не знает чего? задания (родительный падеж).

СЛЕПИЛА

Переделанная песня "Я леплю из пластилина" - муз. С. Никитин

Я леплю два предложенья,
чтобы в них два дополненья
с разным смыслом для сравненья
были в разных падежах.
Если сделаю я плохо,
назовут меня дурёхой.
Бесполезно ахать, охать
будет при таких делах.

Себе двойку обеспечить?
(Обеспечить кому что).
И без этого мне вечно
зла желает кое-кто.
Выражаясь просторечно,
мне плевать на бессердечных,
были б сами безупречны,
были б сами без понтов.

Обеспечить также можно
чем-нибудь кого-нибудь.
Мне творительным несложно
дательный сменить, рискнуть.
Обеспечить дочь деньгами.
Полностью, а не чуть-чуть!
Всё! Готово! Надо маме
на проверку сдать, дерзнуть.

В системе подчинительных связей глагола значительное место занимает двойное управление. Управляемыми падежами при беспредложном двойном управлении могут быть падежи: а) вин. и дат.; б) вин. и тв.; в) род. и тв.; г) дат. и тв. В предложении управляются чаще всего дополнения. Некоторые глаголы имеют при себе одновременно два дополнения, и выбор нужного падежа зависит от смысла. Например: - обеспечить к о г о (что) ч е м значит снабдить в потребных размерах (обеспечить школьников учебниками, обеспечить промышленность рабочей силой); - обеспечить к о м у (чему) ч т о значит гарантировать что-либо, сделать что-нибудь несомненным (обеспечить больному хороший уход, обеспечить гражданам право на труд).

 

РАЗВЕ МАЛЬЧИК ВИНОВАТ?

Переделанная песня "Рыжий, рыжий, конопатый" - муз. Ботярова Е., м/ф "Веселая карусель"

Разве мальчик виноват,
что язык наш трудноват?
Всякий раз нужны свои пристройки.
Не один он написал:
обижен на журнал,
потому что в нём колы да двойки".
Кем обижен? Чем рассержен?
Кем и чем - вопросы-стержни,
к " удивлён ", " обрадован "
задавать их надо бы.

Удивлён чем, не чему -
сказано сто раз ему.
Мы чему -то можем удивляться.
Обижаться на журнал
бесполезно, раз не знал,
на себя и должен обижаться.
А у слова превосходство
с преимуществом есть сходство,
и поэтому они
часто строят западни.

С преимуществом предлог
" перед " дружит, он тут бог,
перед кем и чем - всё нам расскажет.
Превосходство дружит с " над ",
с ним готов хоть в рай, хоть в ад.
Превосходство над кем? чем? - ну скажем:
" Превосходство нашей лени
над рассудком, к сожаленью,
чести нам не делает" -
мысль неустарелая.

Управление при синонимических словах Следует различать конструкции со словами, близкими по значению или однокоренными, но требующими различного управления. Сюда относятся: обидеться на кого-что – обижен кем-чем (обиделся на эти слова – обижен оказанным ему холодным приемом); рассердиться на кого-что – рассержен кем-чем (рассердился на неуместную шутку – рассержен глупой выходкой); основываться на чем – обосновывать чем (основываться на одних предположениях – обосновывать проверенными фактами); удивляться кому-чему – удивлен кем-чем (удивляюсь его выносливости – удивлен его смелостью); отчитаться в чем – сделать отчет о чем (отчитаться в расходовании средств – сделать отчет о выполненной работе); превосходство над кем-чем – преимущество перед кем-чем (превосходство общечеловеческих ценностей над классовыми интересами – преимущества рыночной системы перед административно-командной), препятствовать чему – тормозить что (препятствовать экономическим реформам – тормозить экономические реформы); различать что и что – отличать что от чего (различать старые и новые методы – отличать новые методы от старых); уверенность в ком-чем – вера в кого-что (уверенность в победе – вера в победу); уплатить за что – оплатить что (уплатить за проезд – оплатить проезд).

КАБЫ, ДАБЫ

 

Переделанная песня "Кабы не было зимы" - муз. Е.Крылатова - м/ф "Зима в Простоквашино"

Кабы дали волю мне,
я б без промедленья
вычеркнул союзы все
в сложных предложеньях:
несмотря на то что, как,
чтобы, для того чтоб,
если, будто, чем, так как,
так что, потому что.
Если, будто, чем, так как,
так что, потому что.

Все, что перечислил я,
подчинительные.
Вроде, вспомнил все, хотя,
есть ещё чудные,
типа: ибо, коли и
из условных - кабы,
из союзов целевых
устаревший - дабы.
Из союзов целевых
устаревший - дабы.

Лишь, едва, когда, пока -
это временн ы е,
словно, точно - всем пинка!
Будут все простыми
сложноподчиненные
предложенья ныне.
То же будет, верьте мне,
с сочинительными.
То же будет, верьте мне,
с сочинительными.

Подчинительные союзы объединяют неравноправные компоненты и указывают на зависимость одного из этих компонентов от другого. Они связывают главным образом части сложного предложения, но могут быть использованы и в простом предложении для связи однородных и неоднородных членов. Выделяют следующие разряды подчинительных союзов по значению: 1) временные: когда, пока, едва, лишь; 2) причинные: так как, потому что; ибо (устар. / книжн.); 3) условные: если, кабы (устар.), коли (устар.); 4) целевые: чтобы, для того чтобы, дабы (устар.); 5) уступительные: хотя, несмотря на то что; 6) следствия: так что; 7) сравнительные: как, словно, будто, точно, чем; 8) изъяснительные: что, как, чтобы.

НЕ САМАЯ СЧАСТЛИВАЯ

Переделанная песня "Самая счастливая" - муз. Ю. Чичкова

День искрится радостью,
про себя молчу,
словосочетания
я учу, пыхчу.
Все произведения
состоят из них.
Как из предложения
вытянуть мне их?

С сочинительными тут
всё понятно, вновь
однородных вспомнить мне
пара пустяков:
"Радугу и солнышко
я в руках несу" -
"радугу и солнышко"
к ним я отнесу.

А у подчинительных
всё как у людей:
много слов зависимых
от своих вождей.
Надо сперва главные
отыскать, от них
уж смогу исправно я
вычленить других.

Тем, кто в подчинении,
учиню допрос,
всем без исключения
задаю вопрос.
Только кто ответ мне даст
на вопрос простой:
в жизни мне этот балласт
нужен ли самой?

Словосочетание - это сочетание двух (и более) самостоятельных слов, связанных между собой грамматически и по смыслу. По характеру связи между словами словосочетания делятся на сочинительные и подчинительные. В сочинительных объединяются равноправные слова: нельзя задать вопрос от одного слова к другому. В подчинительных словосочетаниях одно слово является главным (от него и задается вопрос), а другое - зависимым. Виды подчинительных словосочетаний Глагольные словосочетания: 1) глагол + существительное или местоимение (с предлогом или без предлога): купить хлеба, обратиться к нему; 2) глагол + инфинитив или деепричастие: просить приехать, сидеть задумавшись; 3) глагол + наречие: поступать правильно, повторять дважды. Словосочетания, с главным словом, имеющим значение существительного: 1) согласуемое слово + существительное: ясный день, мой мир; 2) существительное + существительное: город в огнях, отрывок из поэмы; 3) существительное + наречие: шаг вперед, лов зимой; 4) существительное + инфинитив: готовность помочь, повод поговорить. Словосочетания, с главным словом, имеющим значение прилагательного: 1) прилагательное + наречие: по-праздничному нарядный, едва слышный; 2) прилагательное + существительное (местоимение): широкий в плечах, равнодушный ко всему; 3) прилагательное + инфинитив: способный организовать, готовый сопротивляться. Словосочетаний с главным словом числительным и с главным словом местоимением: двое друзей, два товарища, некто в белом, что-нибудь особенное. Словосочетания наречного типа: 1) наречие + наречие: по-летнему жарко, весьма вкусно; 2) наречие + существительное: больно руку, высоко в горы, задолго до праздника.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: