Налоги и налогообложение№ 20. Экономическая сущность налогов. Функции налогов. Классификация налогов. Налоговый кодекс РФ.




Налоги в современном обществе – это основная форма доходов государства. Кроме этой сугубо фискальной функции, налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие НТП.

Налоги представляют собой обязательные платежи, взимаемые государством (центральными и местными органами власти) с юридических и физических лиц в государственный или местные бюджеты.

Они возникают с разделением общества на классы и появлением государства. Без налогов не обходится ни одно государств. Они нужны государству для того, чтобы формировать государственный бюджет, из которого затем финансируются государственные расходы. Таким образом, по определению К. Маркса и Ф. Энгельса «…в налогах воплощено экономическое выражение существования государства».

Налоги являются специфической формой экономических отношений государства с хозяйствующими субъектами, с различными группами населения с каждым членом общества.

Эти отношения возникают в связи с перераспределением части стоимости национального дохода и образованием централизованного фонда финансовых ресурсов государства. Эти отношения неравноправные, односторонние. В них государство являлось главным, решающим действующим лицом, а плательщики налогов – пассивными исполнителями.

Специфичность этих отношений выражается, во-первых, в обязательном характере налогов (предоставляют часть НД, принудительно изымаемого государством у юридических и физических лиц); во-вторых, в безвозвратности (хотя значительная часть налогов расходуется на развитие народного хозяйства, социально-культурные и другие общегосударственные мероприятия, т.е. возвращаются плательщикам косвенно).

Взимание налогов производится властью государства при наличии соответственного налогового законодательства, т.е. в форме правовых отношений. Сущность налогов наиболее полно проявляется в их функциях:

– фискальной;

– регулирующей;

– стимулирующей.

Фискальная функция – основная, характерная изначально для всех государств. С ее помощью образуются государственные денежные фонды, т.е. материальные условия для функционирования государства. Именно эта функция обеспечивает реальную возможность перераспределения части стоимости национального дохода в пользу наименее обеспеченных социальных слоев общества.

Сущность регулирующей функции состоит в том, что государство, маневрируя налоговыми ставками, льготами, штрафами, условиями налогообложения, создает условия для ускоренного (или замедленного) развития тех или иных производств и отраслей экономики.

Стимулирующая функция проявляется в том, что с помощью налогов государство стимулирует научный прогресс, увеличение числа рабочих мест, развитие производства.

 

№ 21. Принципы налогообложения. Классификация налогов.

Налоги, входящие в налоговую систему РФ, классифицируются:


1. По способу изъятия:
- прямые – налоги, непосредственно падающие на плательщика, которые не могут быть переложены в сфере обращения и связаны с результатом финансово-хозяйственной деятельности, оборотом капитала и пр. (налог на прибыль предприятий, подоходный налог, налоги на имущество и пр.)
- косвенные – налоги на товары и услуги, устанавливаемы в виде надбавки к цене или определяются в зависимости от размера добавленной стоимости, оборота и уплачиваемы конечным потребителем (НДС, налог с продаж, акцизы, таможенные пошлины, налог на реализацию ГСМ)


2. По субъекту налога:
- с физических лиц (подоходный налог, налог на имущество физ. лиц и пр.)
- с юридических лиц (налог на прибыль, налог на имущество юр. лиц, пр.)
- смешанные (налог на рекламу, взносы в гос. соц. внебюджетные фонды, таможенные пошлины)


3. По уровню власти:
- федеральные (НДС, акцизы, налог на прибыль предприятий, подоходный налог с физ. лиц, взносы в гос. соц. внебюджетн. фонды и пр.)
- региональные (налог на имущество организаций, дорожный налог, налог с продаж и пр.)
- местные (земельный налог, налог на имущество физ. лиц, налог на рекламу и пр.)


4. По назначению:
- общие – обезличивание налогов в доходах бюджета при направлении их на расходы (НДС, налог на прибыль и пр.)
- целевые – происходит привязка налогов к конкретным видам расходов бюджета (дорожный налог, земельный налог, взносы во внебюджетные фонды, пр.)


5. По источнику уплаты налоговых сумм:
- себестоимость – налоги, включаемые в себестоимость продукции (ресурсные платежи, взносы во внебюджетные фонды социального характера, лесной налог и пр.)
- цены и тарифы (выручка) – налоги, включаемые в выручку (это косвенные налоги) (НДС, налог с продаж, акцизы, таможенные пошлины)
- финансовый результат (налог на рекламу, налог на имущество предприятий, земельный налог)
- доход (прибыль, зарплата) – налоги на прибыль или доход юридических и физических лиц (налог на прибыль предприятий, подоходный налог с физ. лиц, единый налог на вмененный доход)
- чистая прибыль – налоги и сборы, вносимые в бюджет за счет прибыли, после уплаты налога на прибыль (штрафы, пени за нарушение налогового законодательства).


6. По объекту налогообложения:
- имущественные
- ресурсные (рентные)
- с доходов
- налоги на потребление
- с отдельных видов деятельности, операций


7. По методу исчисления:
- прогрессивные / регрессивные
- пропорциональные / линейные
- ступенчатые / твердые


8. По способу обложения:
- кадастровые / безналичные
- декларационные / налично-денежные


9. По фискальной потребности:
- раскладочные – размер определяется исходя из потребностей в финансировании конкретных видов расходов (строительство дорог, заводов и пр.) (в РФ таких нет)
- количественные – учитывают финансово-экономические, имущественные возможности налогоплательщиков


10. По порядку зачисления в бюджет:
- закрепленные – постоянно или на долговременной основе закреплены за данным бюджетом
- регулирующие – поступающие из вышестоящего бюджета в целях погашения дефицита бюджета


11. По порядку ведения:
- общеобязательные – устанавливаются федеральным законодательством и взимаются на всей территории страны (НДС, акцизы, налог на прибыль, подоходник, налог на имущество и пр.).
- факультативные – вводятся нормативными актами субъектов РФ или местными органами самоуправления (налог с продаж, единый налог на вмененный доход).

Под принципами налогообложения следует понимать основные исходные положения системы налогообложения. Принципам налогообложения экономисты различных поколений придавали и придают большое теоретическое и практическое значение. Первостепенное значение в этом вопросе отводится Адаму Смиту, который в своей работе “Исследование о природе и причинах богатства народов” (1776) впервые обосновал четыре основных принципа налогообложения, являющихся актуальными и в настоящее время: справедливости, определенности, удобства уплаты для налогоплательщиков и экономии (дешевизны взимания):

• принцип справедливости подданные государства должны участвовать в покрытии расходов правительства, каждый по возможности, сообразно своей относительной платежеспособности, т.е. соразмерно доходу, которым он пользуется под охраной правительства. Соблюдение этого положения или пренебрежение им приведет к так называемому равенству или неравенству обложения;

• принцип определенности налог, который обязан уплачивать каждый должен быть точно определен, а не произволен. Размер налога, время и способ его уплаты должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другому;

• принцип удобства каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие наиболее удобны для плательщика;

• принцип экономии каждый налог должен быть так разработан, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что он приносит государственному казначейству.

№ 22. Налоговая система РФ. Структура налоговой системы РФ. Федеральные налоги, региональные, местные налоги и сборы.

 

Структура российской налоговой системы предполагает поступление налогов и сборов в бюджеты трех уровней: федеральный, региональные и местные. Законодательные акты, регулирующие введение, изменение или отмену налогов, порядок их расчета, а также налоговые льготы, принимаются на федеральном уровне. В отношении региональных и местных налогов региональные и местные органы власти обладают полномочиями по установлению налоговых ставок в пределах, утвержденных федеральным законодательством, порядка и сроков уплаты налогов, форм отчетности, а также налоговых льгот для определенных категорий налогоплательщиков. Ниже приводится перечень налогов и сборов, уплачиваемых юридическими и физическими лицами на территории Российской Федерации.

Федеральные налоги:

- налог на добавленную стоимость;

- акцизы;

- налог на доходы физических лиц;

- налог на прибыль организаций;

- налог на добычу полезных ископаемых;

- водный налог;

- сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

- государственная пошлина.

 

Региональные налоги:

• налог на имущество организаций;

• налог на игорный бизнес;

• транспортный налог.

 

Местные налоги:

• земельный налог;

• налог на имущество физических лиц.

 

В отличие от налогов сборы могут быть только федеральные.

№23. Специальные налоговые режимы. Управление налоговой системой.

Специальный налоговый режим — особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определённого периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленных Налоговым кодексом и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами.

Современное налоговое законодательство предусматривает четыре специальных налоговых режима.

Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей

Данный режим также известен под названием Единый сельскохозяйственный налог. Налогоплательщиками при данном налоговом режиме являются сельскохозяйственные товаропроизводители (организации и индивидуальные предприниматели), добровольно перешедшие под этот режим.

Упрощённая система налогообложения

Особый вид налогового режима, ориентированный на снижение налогового бремени в организациях малого бизнеса и облегчение ведения налогового учёта.

Единый налог на вменённый доход

Налог, вводимый законами субъектов Российской Федерации и заменяющий собой уплату ряда налогов и сборов, существенно сокращает и упрощает контакты с фискальными службами.

Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции

Данный налоговый режим применяется при выполнении соглашений, которые заключены в соответствии с Федеральным законом от 30.12.1995 г. № 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции".

Управление налогообложением - комплексное понятие, включающее налоги как объект управления и налоги как инструмент. Исходя из этого, с одной стороны, это целенаправленная деятельность работников финансового и налогового аппаратов по управлению процессами формирования централизованных и децентрализованных денежных фондов, образуемых главным образом за счет налогов, и контролю за этими процессами, а с другой - управление органами системы Министерства финансов РФ, Федеральной налоговой службы, Федеральной таможенной службы и т.д.

Управление налогообложением направлено на решение общенациональных задач на макроуровне и специфических задач - на микроуровне.

К общенациональным задачам управления следует отнести:

·образование централизованных бюджетных и внебюджетных фондов путем мобилизации налоговых поступлений;

·установление наиболее оптимального соотношения налоговых ресурсов между звеньями бюджетной системы;

·составление краткосрочных и долгосрочных программ и планов поступления налогов с использованием данных учетной и статистической отчетности, а также информации для принятия решений.

Специфическими задачами управления можно считать:

·определение участия юридических и физических лиц в налоговых доходах бюджета;

·разработку научно обоснованных ставок налогов, систем оценочных показателей налогооблагаемой базы;

·осуществление контроля за налоговыми поступлениями физических и юридических лиц, а также проведение жестких мер против лиц, уклоняющихся от уплаты налогов.

Общее управление налогами в России возложено на высшие органы государственной власти - Президент РФ, Государственная Дума РФ, Федеральное собрание РФ, Правительство РФ. Именно они определяют основные принципы налогообложения, разрабатывают налоговую политику. В соответствии с Конституцией РФ Федеральное собрание РФ, как законодательный орган, рассматривает Законы о налогах, сборах и обязательных платежах.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: