Так как, ибо, следовательно,




СПОСОБЫЭФФЕКТИВНОЙ РАБОТЫС ТЕКСТОМ

(Салыкова, С.В. Теоретические основы педагогического исследования: учеб. пособие / С. В. Салыкова, С. Д. Исакова. - Владивосток: Изд-во ДВГТУ. - 2006. – 80 с.)

 

ПЛАН

План записывают тогда, когда достаточно зафиксировать лишь перечень вопросов, которые рассматриваются в книге или статье.

 

Выписки могут делаться в форме цитат, которые берутся в кавычки и снабжаются ссылками с обязательным указанием выходных данных и страниц. Можно делать выписки в форме сокращенной записи - отражения существа материала, выраженного своими словами (ссылка на такую запись делается без указания страниц), и в форме смешанной записи - цитаты чередуются с пересказом существа материала своими словами.

Основные характеристики плана:

План – самая краткая запись:

· отражает последовательность изложения мысли и обобщает;

· раскрывает содержание текста;

· восстанавливает в памяти содержание источника;

· заменяет конспект и тезисы;

· помогает составлению записей разного рода (доклад, сообщение, отчет);

· улучшает сделанную запись;

· ускоряет проработку источника информации; организует самоконтроль;

· сосредоточивает внимание и стимулирует занятия;

· используется, чтобы оживить в памяти хорошо знакомый текст;

· не передает фактического содержания, а лишь указывает на него и схему его подачи.


 

                         
 
Принципы составления плана  
 
     
 
 
     
 
   
Типы плана
 
     
 
   
простой
 
сложный
 
     
 
   
состоит из основных пунктов
 
Включает в себя пункты, конкретизирующие и детализирующие содержание
 
     
 
   
схема I. … II. … III. … т. д.  
 
схема I. … 1) … 2) … II. … и т. д.  

 

 



АННОТАЦИЯ

В аннотации с предельной лаконичностью отмечают основное содержание и значение книги или статьи, делают пометку о возможном использовании материала в своей работе.

Аннотация – краткая информация о каком-либо издании; характеристика документа, его части или группы документов с точки зрения назначения, содержания, формы и других особенностей.

 

 

Виды аннотаций

                   
   
· справочные (дают характеристику теста без критической оценки); · рекомендательные (дают характеристику и оценку относительно его пригодности для определенной аудитории читателей).
   
 
По содержанию и целевому назначению
 
   
 
 
 
   
· общие (дают характеристику текста в целом с расчетом на широкую аудиторию); · специализированные (дают характеристику текста в определенных аспектах с расчетом на узкий круг специалистов); · групповые (дают характеристику нескольких текстов, близких по тематике).
   
 
По полноте охвата содержания
 
   
 
 

 

 


Образцы «клишированных» выражений, использующиеся для написания аннотаций:

В статье рассмотрены…

Показан…

Большое место занимает характеристика…

Приводится обширный материал…

Исследование ведется через рассмотрение таких важных проблем, как…

Вскрывая сущность…, автор впервые дал научное определение… и.т.д.

Текст аннотации не стандартизирован. Основная ошибка, при составлении аннотаций – избыточность информации, длинноты в формулировках мыслей. Необходимо избегать вводных слов и предложений, сложных предложений.

 

ТЕЗИСЫ

Тезисы - это перечень основных утверждений, идей, выводов, которые содержатся в книги. Запись может вестись как словами автора, так и своими.

Основные характеристики тезисов:

· повторяют, сжато формулируют и заключают прочитанное (или излагаемое устно);

· всегда имеют доказательства;

· выявляют суть содержания;

· позволяют обобщить материал;

· ценны для критического анализа статьи, доклада и т.д.

                       
 
Виды тезисов
 
       
 
 
простые
 
основные
   
сложные
 

 

                       
     
     
 
 
как правило, составляются из цитат
   
совмещают в себе записи двух видов
 
   
обычно формулируются самостоятельно
 


Схемы построения высказывания, содержащего тезис:

 

I. почему? что из этого следует?

           
 
ТЕЗИС (утверждение, положение)
 
АРГУМЕНТЫ, факты, доказательства
 
ВЫВОД

 

 


так как, ибо, следовательно,

потому что… таким образом, поэтому…

 


II.

ВСТУПЛЕНИЕ ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Тезис Многочисленная аргументация Вывод
Т А С Т А С Т А С Т А С
                       

                                 
 
  Т - тезис
 
  А - аргумент
 
С - следствие
       
 
 
       
 
 
Исследовательское обучение может рассматриваться как альтернатива традиционному репродуктивному обучению.
 
В процессе исследовательского обучения учащийся ставится в ситуации, когда он сам овладевает понятиями и подходом к решению проблем в процессе познания, в большей или меньшей степени организованного (направляемого) педагогом.  
 
В результате овладения исследовательскими методами обучения учащийся способен в получать знания самостоятельно, и превращать знания в инструмент творческого освоения мира. Полученные знания становятся значимыми и сохраняются длительно.

 

 

 

 


КОНСПЕКТ

Конспектирование - это глубокий и тщательный письменный анализ литературного источника. Поэтому записи при конспектировании делаются после того, как весь текст просмотрен и сделаны пометки на полях или в рабочей тетради. В конспекте последовательно и связно излагаются не только основные положения, но и аргументация автора, ход его доказательства. Конспектирование предполагает критическое переосмысление текста, поэтому должно содержать комментарии и замечания.

Целесообразно оставлять большие поля, чтобы можно было после переосмысления делать критические замечания и пометки напротив соответствующих мест текста. Если записи ведутся в тетради, то следует их делать только с одной стороны листа. Тогда можно будет свои комментарии и замечания записывать на чистой стороне листа напротив комментируемого текста. Целесообразность ведения записей с одной стороны листа связана также с возможностью при литературном оформлении монтировать черновик непосредственно из конспекта, что существенно сэкономит силы и время.

Конспект относится к письменным текстам научного стиля и характеризуется:

Основные характеристики конспекта:

· подразумевает объединение плана, выписок и тезисов;

· показывает внутреннюю логику изложения;

· содержит основные выводы и положения, факты, доказательства, приемы;

· отражает отношение составителя к материалу;

· может использоваться не только составителем, но и другим читателем.

В конспекте важно отразить:

· о чем говориться;

· что утверждается;

· как доказывается.

                     
 
 
 
Плано-вый   состав­ляется при по­мощи предва­ритель­ного плана: каждому его пункту соответ­ствует опреде­ленная часть кон­спекта.
 
Текстуальный составляется чаще всего из цитат, которые связаны логическими переходами
 
Свободный представляет собой сочетание выписок, цитат, тезисов.
 
 
       
Хронологический отражает хронологическую последовательность событий на фоне показа самих событий.
 
Обзорный раскрывает конкретную тему с использованием чаще всего нескольких источников.

 


РЕФЕРАТ

Реферат – краткая запись идей, содержащихся в одном или нескольких источниках, которая требует умения сопоставлять и анализировать различные точки зрения.

Специфика реферата:

· в нем нет развернутых доказательств, сравнений, рассуждений, оценок…;

· дает ответ на вопрос, что нового существенного содержится в тексте.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: