Особенности адаптации детского организма к условиям дошкольного учреждения. Физиологические механизмы и формы адаптации, адаптация и здоровье.




Методические рекомендации по подготовке к экзамену по

МДК 01.01. Медико-биологические и социальные основы здоровья

2 курс заочное отделение

Преподаватели Тиранова Н.Л., Шарова Е.В.

 

Здоровье и факторы его определяющие. Понятие об индивидуальном и общественном здоровье. Составляющие компоненты здорового образа жизни, их характеристика.

Здоровье - это такое состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие.

Здоровый образ жизни - совокупность внешних и внутренних условий жизнедеятельности человеческого организма, при которых все его системы работают долговечно, а также совокупность рациональных методов, способствующих укреплению здоровья, гармоничному развитию личности, методов труда и отдыха.

Здоровье - состояние полного физического, духовного (психического) и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических эффектов.

Функция здоровья - здоровье обеспечивает, поддерживает определенный уровень жизнедеятельности (работоспособности, биологической и социальной активности) человека в каждый период жизни и создает запас для старости.

Составляющие здоровья

 

Физическое здоровье - естественное состояние человека, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем; оно зависит от двигательной системы, от правильного питания, от оптимального сочетания умственной и физической работы.

Духовное (психическое) здоровье зависит от:

1 отношения к окружающему миру;

2 ориентации в этом мире;

3 от умения определять своё положение в обществе;

4 от своего отношения к людям и вещам.

 

Индивидуальное здоровье (здоровье каждого человека в отдельности) обуславливается:

Сохранением и развитием биологических (размножение), физиологических (дыхание, питание, выделение, кровообращение), психофизиологических (восприятия, память, мышление), социальных (трудоспособность) функций при наибольшей продолжительной активной жизни.

Общественное здоровье складывается из здоровья отдельных людей, его показатели:

1 общая смертность;

2 средняя продолжительность жизни;

3 детская смертность.

На общественное здоровье влияют:

Природные факторы (загрязнение окружающей среды, жилищная среда) и социальные факторы (зарплата, продолжительность рабочего труда, условия труда, здравоохранение, уровень питания).

Здоровый образ жизни – это индивидуальная система поведения и привычек каждого отдельного человека, обеспечивающая ему необходимый уровень жизнедеятельности и здоровое долголетие.

Составляющие З.О.Ж.:

1) умеренное и сбалансированное питание;

2) режим дня с учетом динамики индивидуальных биоритмов;

3) достаточная двигательная активность;

4) закаливание организма;

5) личная гигиена;

6) грамотное экологическое поведение;

7) психогигиена и умение управлять своими эмоциями;

8) сексуальное воспитание;

9) отказ от вредных привычек;

10) безопасное поведение в быту, на улице, в школе, обеспечивающее предупреждение травматизма и отравления.

 

 

Направление работы по воспитанию у детей привычки к здоровому образу жизни.

Наука предлагает следующие принципы, на которых строится воспитание здорового образа жизни детей:

Системный подход.

• Человек представляет собой сложную систему. Невозможно сохранить тело здоровым, если не совершенствовать эмоционально - волевую сферу, если не работать с нравственностью ребенка.

• Успешное решение задач воспитания ЗОЖ возможно только при объединении воспитательных усилий ДОУ и родителей.

Деятельностный подход.

Культура в области здоровья и здорового образа жизни осваивается детьми в процессе совместной деятельности с родителями. Необходимо не направлять детей на путь здоровья, а вести их за собой по этому пути.

3. Принцип «Не навреди»!

Предусматривает использование в работе только безопасных приемов оздоровления, научно признанных и апробированных тысячелетним опытом человечества и официально признанных.

4. Принцип гуманизма.

В воспитании в области здоровья и ЗОЖ признается самоценность личности ребенка. Нравственными ориентирами воспитания являются общечеловеческие ценности.

 

3. Медицинские критерии здоровья. Группы здоровья детей.

Медицинские критерии здоровья:

1. Наличие или отсутствие хронических болезней

2. Функциональное состояние основных систем (дыхательная, С.-С. и т.д.)

3. Степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям (резистентность и реактивность)

4. Особенности физического и нервно-психического развития, степень его гармоничности.

Группы здоровья детей:

I группа – здоровые дети.

II группа – здоровые, с морфофункциональными отклонениями.

III группа - больные хроническими заболеваниями в стадии компенсации.

IV группа - больные хроническими заболеваниями в стадии субкомпенсации.

V группа - больные хроническими заболеваниями в стадии декомпенсации.

 

Особенности адаптации детского организма к условиям дошкольного учреждения. Физиологические механизмы и формы адаптации, адаптация и здоровье.

Адаптация (лат.adaptatio – приспособление) - приспособление живого организма к постоянно изменяющимся условиям существования во внешней среде.

Адаптация:

1. физиологическая (пассивная)

2. гигиеническая (активная)

 

При поступлении в детский сад у ребенка меняются все основные параметры среды:

1. Материальная обстановка

2. Встреча с незнакомыми взрослыми

3. Большое число сверстников

4. Несовпадение приемов обращения и воспитания дома и в ДОУ

 

Типы адаптации детей в ДО:

1. Легкая адаптация:

- временное нарушение сна (нормализуется в течение 7-10 дней);

- аппетита (норма по истечении 10 дней);

- неадекватные эмоциональные реакции (капризы, замкнутость, агрессия, угнетенное состояние и т.д.), изменения в речевой, ориентировочной и игровой активности приходит в норму за 20-30 дней;

- характер взаимоотношений с взрослыми и двигательная активность практически не изменяются;

- функциональные нарушения практически не выражены, нормализуются за 2-4 недели, заболеваний не возникает. Основные симптомы исчезают в течение месяца (2-3 недели нормативно).

2. Средняя адаптация: все нарушения выражены более и длительно:

- сон, аппетит восстанавливаются в течение 20-40 дней,

- ориентировочная деятельность (20 дней),

- речевая активность (30-40 дней),

- эмоциональное состояние (30 дней),

- двигательная активность, претерпевающая значительные изменения, приходит в норму за 30-35 дней.

- взаимодействие со взрослыми и сверстниками не нарушается

- функциональные изменения отчетливо выражены, фиксируются заболевания (например, острая респираторная инфекция).

3. Тяжелая адаптация (от 2 до 6 месяцев) сопровождается грубым нарушением всех проявлений и реакций ребенка. Данный тип адаптации характеризуется снижением аппетита (иногда возникает рвота при кормлении), резким нарушением сна, ребенок нередко избегает контактов со сверстниками, пытается уединиться, отмечается проявление агрессии, подавленное состояние в течение долгого времени (ребенок плачет, пассивен, иногда происходит волнообразная смена настроения). Обычно видимые изменения происходят в речевой и двигательной активности, возможна временная задержка в психическом развитии. При тяжелой адаптации, как правило, дети заболевают в течение первых 10 дней и продолжают повторно болеть в течение всего времени привыкания к коллективу сверстников.

4. Очень тяжелая адаптация: около полугода и более.

Встает вопрос, – стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, он «несадовский» ребенок. Тяжёлая адаптация проявляется в повторных заболевания или нарушениях эмоциональной сферы.

 

Факторы, влияющие на тяжесть адаптации:

1. Состояние здоровья и уровень развития.

2. Возраст ребенка

3. Факторы риска биологического и социального анамнеза

4. Уровень тренированности адаптационных возможностей в социальном плане.

 

 

Хронические неинфекционные заболевания и основные нарушения обмена веществ. Гипотрофия: этиология, клиника профилактика. Значения гимнастики и массажа для профилактики гипотрофии.

 

Гипотрофия - хроническое расстройство питания, обусловленное недостаточным поступлением в организм питательных веществ или нарушением их усвоения и характеризующееся снижением массы тела.

Встречается преимущественно у детей до 2 лет, чаще первого года жизни. По времени возникновения делятся на врожденные и приобретенные.

Врожденные гипотрофии могут быть обусловлены патологическим течением беременности, сопровождающимся нарушением кровообращения в плаценте, внутриутробным инфицированием плода; заболеваниями самой беременной, неправильным ее питанием, курением и употреблением алкоголя, возрастом (моложе 18 или старше 30 лет), воздействием производственных вредностей.

Приобретенная гипотрофия может быть вызвана недокармливанием, затруднением сосания; недостаточным количеством молочной смеси при искусственном вскармливании, качественно неполноценным питанием и т.д.

Симптомы и течение. Зависят от выраженности гипотрофии. В связи с этим различают гипотрофию I, II и III степени.

I степень: толщина подкожной клетчатки снижается на всех участках тела, кроме лица. В первую очередь истончается на животе. Дефицит массы составляет 11- 20 %. Прибавка в весе замедляется, рост и нервно-психическое развитие соответствуют возрасту. Самочувствие обычно удовлетворительное, иногда отмечается расстройство аппетита, сна. Кожа бледная, тонус мышц и эластичность тканей немного ниже нормы, стул и мочеиспускание обычные.

II степень: подкожная клетчатка на груди и животе почти исчезает, на лице значительно истончается. Ребенок отстает в росте и нервно-психическом развитии. Нарастает слабость, раздражительность, значительно ухудшается аппетит, падает подвижность. Кожа бледная с сероватым оттенком, тонус мышц и эластичность тканей резко снижены. Нередко имеются признаки витаминной недостаточности, рахита, дети легко перегреваются или переохлаждаются.

III степень: наблюдается в основном у детей первых 6 месяцев жизни и характерна резким истощением. Подкожная клетчатка исчезает на всех участках тела, иногда сохраняется очень тонкий слой на щеках. Дефицит массы превышает 30 %. Рост и нервно-психическое развитие подавлены, нарастает вялость, замедлены реакции на различные раздражители (свет, звук, боль). Лицо морщинистое, "старческое". Глазные яблоки и большой родничок западают.

Кожа бледно-серого цвета, сухая, кожная складка не расправляется. Слизистые оболочки сухие, ярко-красного цвета; эластичность тканей почти утрачена. Дыхание ослаблено, иногда возникают его нарушения. Ритм сердечных сокращений урежен, артериальное давление снижено; живот втянут или вздут, отмечаются запоры, изменение характера стула.

Лечение гипотрофии

Проводится с учетом причины, вызвавшей гипотрофию, а также ее степени. При 1 степени - амбулаторное, при 2 и 3 степенях - в стационаре. Основные принципы - устранение причины гипотрофии, правильное питание и уход за ребенком, лечение возникающих при этом заболеваний нарушений обмена веществ, инфекционных осложнений.

Прогноз при гипотрофии 1 степени благоприятный, при 3 степени –смертность составляет 30-50 %.

 

Рахит: этиология, ранние симптомы заболевания. Влияние рахита на жизнедеятельность всего организма. Последствия рахита. Дородовая профилактика рахита. Роль правильного вскармливания, свежего воздуха, гимнастики, массажа в лечении и профилактике рахита.

Рахит - это болезнь, которая была известна ещё в древние времена. Даже сейчас рахит - довольно распространенное заболевание. Им болеют от 20 до 60% российских детей. Особенно это касается живущих в северных районах и крупных загазованных городах - сельские дети и южане болеют меньше.

Рахит - это нарушения, возникающие в организме быстpоpастущего маленького ребенка, затрагивающие в первую очередь костную и нервную системы, а во вторую - все остальные органы и системы ребенка. Речь идет о так называемом "истинном pахите" или витамин-D-зависимом, витамин-D-дефицитном рахите.

Нехватка витамина D, или D-авитаминоз, у детей проявляется в виде рахита, у пожилых – в виде остеопороза и остеомиляции. Особенно широко распространена недостаточность витамина D среди детей раннего возраста.

Начальные симптомы рахита связаны с поражением нервной системы (нарушение сна, раздражительность, потливость).

При дальнейшем развитии заболевания в процесс вовлекается костная ткань (задержка прорезывания зубов и закрытия родничка, размягчение и последующая деформация костей позвоночника, ребер, нижних конечностей), скелетная мускулатура (мышечная гипотония, слабость), а при тяжелых случаях – и внутренние органы (печень, селезенка и др.).

Если он стал хронически раздражителен, плаксив (плачет даже без видимых причин), плохо спит, постоянно просыпается и обильно потеет. Потливость может быть настолько сильной, что во сне вокpуг головы pебенка обpазуется влажное пятно (так называемый "симптом мокpой подушки"). Сам по себе липкий пот вызывает pаздpажение кожи, а пpоцесс потения - беспокойство малыша. Отсюда и "вытиpание" волос в области затылка пpи частых повоpотах головы в кpоватке.

Далее начинается деформация костей, атрофия мышц, появляется "лягушачий живот". В наиболее тяжелых случаях, которые, к счастью, редки, может сформироваться голова квадратной формы и так называемый "олимпийский лоб", разболтанность суставов (эффект "гуттаперчевого ребенка").

Лечение рахита

Будущая мама должна каждый день и в любую погоду гулять минимум два часа. Есть специальные средства, предназначенные для женщин во время беременности и кормления грудью, способные предупредить нарушения фосфорно-кальциевого обмена у матери и ребенка.

Наилучшей профилактикой рахита для новорожденного является грудное вскармливание. Доношенному ребенку на грудном вскармливании, классически прибавляющему в весе и не имеющему начальных признаков рахита, специально пить витамин Д не требуется.

А вот после того как ребенка отняли от груди, необходимо в осенне-зимне-весенний период давать ему профилактическую дозу витамина D. Кстати, давать ребенку витамин D нужно крайне аккуратно, поскольку передозировка ведет к отравлению ребенка. Признаками отравления могут быть резкое снижение аппетита, тошнота и рвота, реже - уменьшение мочеиспускания и запор.

Витамин D содержится, в основном, в животных продуктах - им богаты печень рыб, молочные жиры, яйца, икра, жирные сорта рыбы.

  1. Железодефицитная анемия: этиология, клиника, диагностика. Роль правильного питания и физического воспитания в лечении и профилактике рахита.

Анемия (малокровие), состояние, при котором в крови снижено содержание функционально полноценных красных клеток (эритроцитов).

Развивается вследствие разнообразных причин, сопутствует множеству заболеваний и зачастую является лишь их симптомом.

Анемия возникает во все периоды жизни человека не только при различных заболеваниях. Развитие анемии может быть связано с гормональными нарушениями, характером питания, заболеваниями пищеварительного тракта, печени, почек, нарушением всасывания, аутоиммунными состояниями, оперативным вмешательством и другими факторами. Нередко анемия является самостоятельным или сопутствующим симптомом многих внутренних заболеваний, инфекционных и онкологических болезней.

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: