СТОЙКА В ТЕАТРАЛЬНОМ ФОЙЕ




 

Многие жители Выборга, посещая спектакли известного далеко за пределами области государственного театра драмы и кукол "Святая крепость", обращали внимание на красивую керамическую буфетную стойку в театральном фойе с расположенными в полукруге забавными рельефными изображениями разных зверюшек (фото 1-9).

Фото 1-9. Керамическая буфетная стойка в театральном фойе.

Но далеко не все знают, что эта стойка собрана из изразцов, которыми была облицована печь в одном из выборгских домов. Почти детективный сюжет, поведанный мне художественным руководителем театра Юрием Евгеньевичем Лабецким, о том, как оказались печные изразцы в театре, - тема для отдельного рассказа. Не менее интересна история происхождения самой печи, превратившейся в итоге в предмет, уже не вызывающий опасения пожарников.

Единственную сохранившуюся печь с аналогичными "зверушками" (фото 10-11) автору этих строк удалось пока обнаружить в б.здании Объединенного банка северных стран в Сортавала, построенном известным выборгским архитектором Уно Ульбергом (сейчас здесь располагается городской почтамт).

Фото 10-11. Сохранившаяся печь с аналогичными изразцами в Сортавала.

Похожую печь (фото 12-13) еще успела сфотографировать в начале 1980-х гг. старший научный сотрудник музея "Выборгский замок" Зинаида Анатольевна Новоселова в одной из квартир "Домуса Говинга" (Крепостная ул., 11) - дома, ставшего незаживающей раной неравнодушных к историческому облику города выборжцев.

Фото 12-13. Печь в доме на Крепостной ул., 11 (не сохранилась). Фотография З.А.Новоселовой.

Конечно, в Выборге были (а может где-то и сегодня стоят) еще подобные печи, так как, несмотря на всю необычность декоративного оформления их изразцовой облицовки, они являются типовыми. Дело в том, что рекламный рисунок печи "со зверушками" (фото 14 1) помещен в прейскуранте одного из самых известных на территории Великого княжества Финляндского производств печных изразцов - фабрики Вильгельма Андстена. Фабрика, основанная в 1842 г., получила имя своего основателя, бывшего подмастерья, учившегося гончарному делу в Санкт-Петербурге. В каталоге финляндского отдела Всероссийской промышленно-художественной выставки 1882 г. в Москве, дана следующая характеристика предприятия: "производство машинное и ручное; рабочих 110; годовое производство на 60 тыс. руб.; сбыт в Финляндии и России". Продукция фабрики явно пользовалась успехом, о чем свидетельствуют многочисленные награды на всероссийских и международных выставках (часть их можно увидеть на обложке прейскуранта (фото 15). В 1890 г. производство преобразовано в фабричное акционерное общество Вильгельма Андстена (Wilh. Andsténin Tehdas, Oу). Выпуск продукции осуществлялся до закрытия предприятия в 1922 г.

Фото 14. Эскиз печи. Фото 15. Прейскурант 1883 г. фабрики Вильгельма Андстена.

Судя по регулярно выпускавшимся рекламным прейскурантам, модели печей и каминов, в соответствии с которыми изготавливались изразцовые облицовки, проектировали известные архитекторы Федор Лидваль, Алан Шульман, Бруно Гранхольм, Якоб Аренберг. В начале ХХ в. к разработке эскизов печей привлекаются такие видные представители стиля национального романтизма, как Элиэль Сааринен, Армас Линдгрен, Герман Гезеллиус. К их числу относятся и авторы модели "со зверушками" - архитекторы Вальтер Томе и Карл Линдаль, работавшие в 1901-1905 гг. в совместном проектном бюро. В путеводителе по Выборгу, написанном группой финских архитекторов, сообщается об их работах в городе, сделанных после 1905 г.: Вальтер Томе (совместно с Фридрихом Теслефом) проектировал дом по заказу семьи Теслеф (1910, Северный Вал, 19 (Западная часть), а Карл Линдаль построил в 1912 г. один из двух рядом стоящих жилых домов на Железнорожной ул. (слева от здания, построенного по заказу фирмы "Сыновья Ф. Сергеева и Ко").

В чем же проявлялось национально-романтическое движение, породившее целое направление в архитектуре Финляндии? Рубеж XIX и XX веков в финском искусстве и архитектуре был и временем активных поисков национальной специфики. Вдохновение искали в истоках, в обращении к темам и образам "Калевалы". Прочитав "Калевалу", молодые художники и архитекторы стали совершать паломничество в Карелию, ставшую своеобразной Меккой для финнов. Традиционные изобразительные мотивы - солярные знаки, птицы, рыбы, различные, в т.ч. и полумифические животные и растения, общие для древних славян и финно-угров, стали объектом художественной стилизации. Тем самым, изображения сосновых шишек и зверушек, предложенные Вальтером Томе и Карлом Линдалем для декоративного оформления печи, имели целью отнюдь не позабавить детвору, а выражали собой пробуждение национального самосознания в Финляндии, стремление создать свою культуру. Вот до каких рассуждений о высоких материях привела нас керамическая стойка в театральном фойе! Сделанные в Гельсингфорсе изразцы и сегодня радуют глаз сочностью красок и замечательными рельефными изображениями.

1. Wilh. Andsténin tehdas-osakeyhtiö Priskurant, Helsinki,1917, S.63.

/ © А. И. Роденков. Статья в сокращенном виде опубликована в газете "Реквизит. Выборг" № 47(149) 7-13 декабря 2009 г. /

Арх. Вальтер Томе и Карл Линдаль
Хельсинки, Лённротинкату, 29
1901 – 1903

         
  «Сампо», здание Политехнического общества Арх. Вальтер Томе и Карл Линдаль Хельсинки, Лённротинкату, 29 1901 – 1903
До конца 19 века учебного заведения, выпускающего дипломированных архитекторов, в Финляндии не было. Было строительное отделение промышленной школы Турку (там начинал свое профессиональное образование Ларс Сонк), и была начальная техническая школа в Хельсинки. Но это были, скорее, школы чертежников или техников. Поэтому строили здесь или заезжие мастера, или финны, получившие образование за границей, как правило, в Швеции или Германии.
 
 
 
Ситуация начала меняться с 1879 года, когда техническая школа в Хельсинки была преобразована в Политехническое училище (Polyteknillinen opisto). У наших авторов принято писать "Политехнический институт", так как это была уже высшая школа, с качественно новым уровнем образования. Описывая дальнейший процесс, легко впасть в пошлость, вроде: "плеяда талантливой молодежи" и т.п. Но факты таковы, что поколение, выпущенное этим вузом за двадцать лет, заставило во всем мире говорить о финской архитектуре, о которой раньше никто не слышал, и знать не хотел. Все архитекторы, чьи постройки представлены на этом сайте – выпускники Хельсинкского Политехнического. А тогда, на рубеже веков, разросшемуся студенческому братству, видимо, не хватало помещений, и в 1901 году институт устроил конкурс на лучший проект здания Политехнического общества. За этим названием стояло что-то вроде студенческого клуба. Победивший проект 27-летнего Вальтера Томе включал в себя помещения студенческих общин, двусветный зал размерами в плане 17,5 на 13,1 м, и несколько магазинов. Увлечение национальным романтизмом, последовавшее за появлением павильона Финляндии на Парижской выставке 1900 года, ярко проявило себя как на фасадах этого здания, с их затейливой асимметрией, сплошной облицовкой гранитом и черепицей высоких крыш, так и в интерьерах. Стоит отметить, что в интерьерах "народность" достигается довольно скупыми средствами.
 
Так, в зале это деревянные балки перекрытия и деревянные столбы особой формы, а также оформление проемов. В интерьере на фото справа – это каменные колонны, минимум резьбы по камню в пятах арок и роспись – только по аркам и ребрам сводов.    
 
Строительство здания было завершено в 1903 году. При этом фасады были изменены по сравнению с первоначальным проектом. В настоящее время в здании располагается гостиница.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: