Тема 2. Естествознание как учебный предмет в начальной школе.
План занятия:
1. Из истории становления и развития естествознания как учебного предмета.
2. Задачи изучения естествознания в начальной школе.
3. Принципы отбора содержания обучения естествознанию в начальной школе.
Список литературы:
1. А. В. Миронов. Методика изучения окружающего мира в начальных классах, глава 2.
2. В. М. Пакулова. Методика преподавания природоведения, главы 2, 3.
3. В. П. Горощенко, И. А. Степанов. Методика преподавания природоведения, § 2, 3.
4. Г. Н. Аквилева, З. А. Клепинина. Методика преподавания естествознания в начальной школе, главы 2, 3.
5. Н. Ф. Виноградова. «Окружающий мир в начальной школе», беседы 2, 3.
6. Р. А. Петросова. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе, главы 1, 2.
Основное содержание
Из истории становления и развития естествознания
Как учебного предмета.
Естествознание как учебный предмет впервые был введён в русскую образовательную школу в 1786 году усилиями М.В. Ломоносова.
Училища
главные (5 лет) малые (2 года)
география физика естественная история (IV кл.)
Автор первого учебника – Зуев Василий Фёдорович. Книга «Начертания естественной истории» состояла из 3 частей:
- «Ископаемое царство»: о неживой природе – земли, камни, соли, металлы;
- «Прозябаемое царство»: о жизни и строении растений;
- «Животное царство»: о жизни и строении животных.
Учебник просуществовал около четверти века.
В 1804 году преподавание естествознания было расширено. Предмет стал изучаться со второго класса. Были разнообразны и методы: экскурсии, наглядность, чтение статей.
В 1828 году преподавание прекратилось на четверть века (в связи с восстанием декабристов). Возобновилось преподавание в 1852 году уже с первого класса.
Выдающимся методистом в это время (1877 год) стал Герд Александр Яковлевич. Он считал, что необходим комплексный подход к изучению природы в течение 2 лет (во II – III классах). При этом преподавание естествознания практически было сведено к нулю. Лишь в 1901 – 1902 годах в школы России была введена программа природоведения, рассчитанная на 3 года обучения: I класс – неживая природа, II класс – растения, III класс – животные и человек.
Известными в этот период стали педагоги Никонов Л.Н., Ягодовский К.П., Райков Б.Е., Половцев В.В.
В советский период развития образования систематически построенные курсы естествознания были уничтожены. Созданы комплексные программы с производственным уклоном. Отдельные часы на изучение природоведения с 1923 по 1931 годы не выделялись.
В 1933 году были утверждены стабильные учебники. В 1940 году природоведение как отдельный предмет в начальной школе отменён. Естествоведческий материал изучался в рамках уроков по родному языку. В 1950 году программа естествознания сокращена, но выделена в отдельный предмет. Известные педагоги – Скаткин М.Н., Завитаев П.А., Перроте А.А., Павлович С.А., Валерьянова Е.А., Половинкин А.А.
В 60 – е годы выходят «Дневники наблюдений» Валерьяновой Е.А. Исследовательский метод в преподавании естествознания забыт, хотя в методике преподавания естествознанияв конце 60 – х годов ведутся интенсивные научные исследования.
К началу 70 – х годов выделились 2 методические группы учёных: московская и свердловская. В Москве больший акцент был сделан на II класс, а в Свердловске – на III класс. Подготовлены конкурсные учебники Горощенко В.П., Клепининой З.А., Мельчаковым Л.Ф. По результатам эксперимента к 1974 – 75 учебному году были утверждены программа по природоведению и учебник «Природоведение» для III класса (автор – Мельчаков Леонид Фёдорович). К 1975 – 76 учебному году были утверждены программа по природоведению и учебник «Природоведение» для II класса (автор – Клепинина Зоя Александровна). Кроме того, были выпущены новые дневники наблюдений Аквилевой Г.Н. и Клепининой З.А.
С 80 – х годов проводились исследования по переходу на 4 – летнее начальное образование. В практике преподавания естествознания утвердились два учебных предмета – «Ознакомление с окружающим миром» в I, II классах и «Природоведение» в III, IV классах.
В 90 – е годы школа из авторитарной постепенно становится на принципы гуманизации. В качестве государственных утвердились три системы:
- традиционная (включает в себя 5 УМК);
- система общего развития младшего школьника Л.В.Занкова;
- система развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова.
Таким образом, всё, что изучает теория и методика естествознания, находит отражение в образовательных системах (УМК):
1. формирование и развитие естественнонаучных представлений и понятий;
2. формирование интереса к чтению дополнительной литературы;
3. теорию и методику экологического образования;
4. формирование санитарно-гигиенической культуры, умений и навыков охраны и укрепления здоровья.
Задачи изучения естествознания в начальной школе.
Подходы к определению цели изучения естествознания в начальной школе различны. Так, Петросова Р.А. считает важным «…формирование у учащихся широкой картины мира, которая постепенно обогащается по мере познания и накопления новых фактов и явлений».[6, с.17] Аквилева Г.Н. указывает, что основной целью изучения естествознания является «общее и специфическое развитие личности школьника».[4, с.71]
Учитель начальной школы в своей работе, в первую очередь, должен руководствоваться нормативными документами. ФГОС начального общего образования определяет цели обучения следующим образом.
Основные задачи обучения естествознанию.
1. Формирование и развитие элементарных представлений и понятий об окружающей природе, об изменении и взаимосвязи её компонентов.
2. Воспитание положительных личностных качеств: наблюдательности, любознательности, творческих способностей, эмоций, нравственных качеств и др.
3. Совершенствование (развитие) познавательных процессов: речи, мышления и др.
4. Формирование практических умений и навыков: санитарно-гигиенических, экологических, навыков ухода за растениями и животными и т.д.