Проникновение речи в мышление. Эгоцентрическая речь.




В речевом развитии ребёнка наблюдается явление, отмеченное рядом исследователей. В младшем и среднем дошкольном возрасте у детей приходится наблюдать склонность к монологизированию. Дети в этом возрасте иногда говорят вслух, ни к кому не обращаясь. Эту монологическую речь Пиаже назвал эгоцентрической, попытавшись связать её со своей теорией эгоцентризма. Эгоцентрическая речь, по Пиаже

1) не служит целям сообщения, не выполняет коммуникативной функции; эта речь не для другого, а для себя; она протекает независимо от того, слушают ли и понимают ли её; с этим её функциональным характером связаны особенности её содержания и структуры.

2) Будучи речью для себя, а не для другого, она в соответствие с этим – речь со своей точки зрения, не учитывающая точки зрения другого и не приноравливающаяся к ним.

3) Она по преимуществу и есть речь ребёнка о себе.

Монологическую речь как речь эгоцентрическую Пиаже противопоставляет речи социализированной. Социализированная речь – это речь, выполняющая функцию сообщения

Подсчитанный Пиаже коэффициент эгоцентрической речи составляет от 44% до 47% для детей в возрасте 5-7 лет и от 54% до 60% для возраста 3-5 лет. Пиаже считает, что эгоцентрическая речь является генетически первичной; социальная речь развивается из неё или, по крайней мере, путём её вытеснения. Эгоцентрическая речь представляется Пиаже лишь аккомпанентом к действию, по существу не выполняющим никакой функции. Он даёт её преимущественно отрицательную оценку, подчёркивая то, что она не выполняет функцию общения.

Но теория Пиаже подверглась как принципиальной, так и фактической критике. Далее, уже первые опубликованные после исследования Пиаже работы показали, что высокий коэффициент монологической речи, получившийся у Пиаже, обусловлен тем, что он изучал высказывания детей лишь в детском обществе и что в «Доме малюток» в Женеве социальная жизнь мало развита. В исследованиях Мухова, проведённых в более развитых социальных условиях коэффициент был гораздо меньше (33%). Специальное исследование Д. Катца и его жены показало, что в обществе взрослых монологическая речь у детей практически отсутствует. То есть Пиаже не учёл в своих исследованиях влияние педагогического воздействия взрослых. Дело в том, что точки зрения его концепции умственное развитие ребёнка происходит изнутри. Отсюда и полное пренебрежение к социальному фактору. На самом же деле роль взрослых и общения с ними в развитии речи очень велика.

Уделивший значительное внимание проблеме эгоцентрической речи Выготский считал, что эгоцентрическая речь лежит на пути развития, идущем от внешней коммуникативной речи к речи внутренней. Она выполняет, по мнению Выготского, у ребёнка интеллектуальную функцию осмысливания и планирования действия, преодоления затруднений и препятствий. Будучи громкой, то есть физически внешней речью, она по своей психологической природе является внутренней речью, речью-мышлением. Согласно его теории эгоцентрическая речь ребёнка представляет собой феномен перехода от интерпсихических к интрапсихическим (свёртывание психического действия во внутренние механизмы). То есть она проходит процесс интериоризации и становится основой саморегуляции и самоорганизации. Теорию Выготского можно выразить в следующей схеме

Социальная эгоцентрическая внутренняя речь

Речь речь

Сначала эгоцентрическая речь выступает как аккомпанемент к действию, потом она начинает «стягиваться» к началу действия и выполнять планирующую функцию. Когда она окончательно становится внутренней, она начинает играть большую роль в регуляции. То есть происходит постепенное оречевление психических процессов, что приводит к их координальному изменению. Неоречевлённые психические процессы Выготский называл низшими. С появлением речи включается механизм самоорганизации, и речь выступает как инструмент овладения психическими процессами. Если регуляция плохая, то наблюдается доминирование низших процессов. То есть с появлением внутренней речи мы начинаем «культивировать» наши психические процессы. Но внутренняя речь же может и зашумлять нашу психическую жизнь.

Билет 10.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: