Лабораторная работа №3
Решение транспортных задач с использованием MICROSOFT EXCEL
Целью работы является приобретение навыков построения математических моделей транспортных задач линейного программирования и их решения в среде Microsoft Excel.
Порядок выполнения лабораторной работы
Для выполнения лабораторной работы необходимо:
1) повторить теоретический материал, относящийся к данному занятию;
2) по номеру своего варианта выбрать условие задачи и построить математическую модель транспортной задачи;
3) решить транспортную задачу с помощью надстройки Поиск решений в среде Excel (см. п.2);
4) после выполнения всех пунктов задания необходимо защитить отчет по работе.
Отчет по лабораторной работе должен занимать 5-7 страниц и содержать:
• титульный лист;
• постановку экономической задачи (исходные данные варианта);
• экономико-математическую модель с необходимыми комментариями по ее элементам с указанием всех единиц измерения;
• протокол решения задачи, куда должны входить:
а) фрагмент исходного рабочего листа Excel;
б) диалоговое окно Поиск решения;
в) отчет Результаты и его анализ.
Отчет оформляется в установленные преподавателем сроки.
2. Инструкция по использованию
MICROSOFT EXCEL при решении транспортных задач линейного программирования
Рассмотрим в качестве примера решение средствами Microsoft Excel следующей транспортной задачи:
Четыре предприятия экономического района для производства продукции получают сырье от трех поставщиков. Потребности в сырье каждого из предприятий соответственно равны 900, 600, 800 и 600 ед. Сырье сосредоточено в трех местах его получения, а запасы соответственно равны 600, 800 и 1000 ед. На каждое из предприятий сырье может завозиться из любого пункта его получения. Тарифы перевозок являются известными величинами и задаются матрицей:
.
Составить такой план перевозок, при котором общая стоимость перевозок будет минимальной.
Построение математической модели
Обозначим через xij количество единиц сырья, перевозимого из i-го пункта его получения на j-е предприятие. Задача является открытой, так как сумма запасов грузов 600 + 800 + 1000 = 2400 в местах отправления, не равна сумме потребностей грузов в местах назначения 900 + 600 + 800 + 600 = 2900. Так как потребности в грузах превышают их запасы, то вводим фиктивного поставщика с номером 4, у которого запас груза равен 2900 – 2400 = 500. В этом случае общий запас станет равным 2900, и мы получим закрытую транспортную задачу. При этом все тарифы от фиктивного поставщика ко всем потребителям груза полагаются равными нулю. В матрице тарифов появится четвертая строка, в которой стоят все нули:
.
Условия доставки необходимого и вывоза имеющегося сырья обеспечиваются за счет выполнения следующих равенств:
x11 + x12 + x13+ x14= 600, (1)
x21 + x22 + x23+ x24= 800, (2)
x31 + x32 + x33+ x34= 1000, (3)
x41 + x42 + x43+ x44= 500, (4)
x11 + x21 + x31 + x41 = 900, (5)
x12 + x22 + x32+ x42 = 600, (6)
x13 + x23 + x33 + x43 = 800, (7)
x14 + x24 + x34 + x44= 600, (8)
xij ≥ 0, i=1,2,3,4, j=1,2,3,4.
При данном плане перевозок их общая стоимость составит:
F = 4x11 + 3x12 + 213+ 1x14 + 2x21 + 1x22+ 7x23 +
+ 9x24 + 3x31 + 6x32+ + 8x33 + 4x34 → min. (9)
Таким образом, математическая постановка задачи состоит в нахождении такого неотрицательного решения системы линейных уравнений (1)–(8), при котором целевая функция (9) принимает минимальное значение.