Разработка и принятие управленческих решений с использованием методов Дельфи и Мозговой штурм.




Лабораторная работа №2

Цель занятия: научиться использовать методы генерирования идей при разработке и принятии управленческих решений.

Методические указания

Метод Дельфи относится к методам групповых экспертных оценок и используется для прогнозирования развития науки и техники, будущих открытий, изобретений, других явлений и событий, для которых отсутствует достаточная теоретическая база. Он разработан в США и впервые применен в 1964 г. сотрудниками научно-исследовательской корпорации РЭНД О.Хелмером и Т.Гордоном. Метод представляет собой многоуровневую процедуру анкетирования экспертов различных областей, работающих инкогнито по отношению друг к другу, с целью формирования информации, отражающей индивидуальные оценки экспертов, которые могут быть основаны как на логическом анализе, так и на интуитивном опыте. В основе анкетирования при использовании метода Дельфи лежат следующие принципы сбора и обработки информации об объекте:

- вопросы в анкетах подбираются таким образом, чтобы им можно было дать количественную оценку;

- опрос экспертов проводится в несколько туров, в ходе которых ответы уточняются;

- все эксперты знакомятся с результатами предыдущего опроса;

- эксперты обосновывают оценки и мнения, отличающиеся от мнения большинства.

В процессе обработки суждений экспертов используются понятия медианы, моды, квартилей и децилей.

Медиана вычисляется по формуле:

, (3.1)

где TMe – нижняя граница интервала, в котором лежит медиана;

N – порядковый номер члена ряда, на который приходится медиана;

SMe-1 – сумма частот ответов экспертов во всех интервалах, предшествующих медианному;

FMe – частота ответа экспертов медианного интервала;

i – величина интервала отсчета прогнозируемого признака.

Мода – наиболее часто встречающееся в ранжированном ряду значение прогнозируемого признака:

(3.2)

где TMo – нижняя граница интервала ответов экспертов, в котором находится мода;

fMo – номер эксперта (частота), соответствующий этому интервалу;

fMo-1 – номер последнего эксперта (частота), соответствующий интервалу ответов, предшествующему «модовому» интервалу;

fMo+1 – номер первого эксперта (частота), соответствующий интервалу ответов, следующему за «модовым»;

j – величина интервалов ответов экспертов.

Квартиль – значение прогнозируемого признака, которым обладают члены ряда под номером, представляющим ¼ (нижний квартиль) и ¾ 9верхний квартиль) всего ряда.

Дециль – значение прогнозируемого признака, которым обладают члены ряда под номером, представляющим 1/10 и 9/10 всего ряда. Квартили и децили рассчитываются по формулам, аналогичным формуле расчета моды.

Метод Мозговой штурм – групповое обсуждение проблемы с целью получения новых идей и вариантов ее решения.

Проводится в несколько стадий:

1) Изложение и системный анализ проблемы (ведущий):

- фон проблемы;

- цель работы;

- наиболее важные ограничения (не слишком жесткие);

- что уже сделано и что пытаются делать.

2) Высказывание идей (группа):

- индивидуальная стадия (все некоторое время думают в одиночку);

- групповая стадия;

- мозговой штурм;

- брожение идей (нормальный способ работы).

3) Отбор идей (ведущий):

- просмотр идей;

- отбор идей для разработки;

- преобразование отобранных идей в форму «как».

4) Развитие решений (группа):

- исходная точка;

- отобранные идеи;

- разработка идей.

 

Задание команде №1 Проведение мозгового штурма

Ситуация:

Строительное предприятияе испытывает дефицит персонала как рабочих специальностей так и специалистов. Штатная численность персонала 90 чел, в том числе руководители и специалисты – 15 чел. Укомплектованность штата – 72%. Специализация - ремонт и реконструкция. Оборудование- 900 единиц техники, в том числе бетономешалок – 40 единиц.

Текучесть кадров при этом превышает 50% в год. Размер среднемесячной заработной платы составляет 6500 рублей, 40% заработной платы выдается в виде чеков. Производительность труда на 25% ниже, чем в среднем по району.

Проблема:

При существующей организации производства и труда кадровый дефицит не позволит выполнить план на год.

 

Задание команде:

Предложите решение проблемы дефицита кадров на предприятии.

 

 

Задание команде №2

Ситуация:

ООО «Строитель» располагается в Толбазинском районе Республики Башкортостан, занимается \выпуском кирпичей. Рынок сбыта строительной продукции ориентирован на республиканский рынок. На долю предприятия приходится 20% рынка строительной продукции.

При этом только 65% производимой продукции реализуется в республике, остальная часть за ее пределами, где цены продаж ниже на 5%. Также предприятие несет дополнительные затраты по логистике. Стратегией предприят ия в целях повышения прибыльности поставлена задача по увеличению доли рынка внутри региона в 1,5 раза.

 

Проблема:

Продукция предприятия реализуется через оптовых покупателей, конечный потребитель слабо знаком с продукцией предприятия.

 

 

Задание команде:

Предложите решения по продвижению на республиканский рынок строительной продукции данного предприятия.

 

 

Задание команде №3

Ситуация:

Строительное предприятие в течении последних 3-х лет испытывает динамичное снижении е выручки и получаемой прибыли. Выручка снизилась более чем на 30%. Рентабельность продаж предприятия снизилась с 24% до 13%.

Аналитиками были сделаны выводы, что причина этому узкий ассортимент выпускаемой продукции. За последние 3 года количество товаров в ассортименте сократилось на 20%.

Рынок продукции заняли конкуренты, которые предлагают покупателю широкую линейку строительной продукции.

 

Проблема:

Узкий ассортимент выпускаемой продукции.

 

Задание команде:

Предложите решения по расширению ассортимента продукции в целях повышения прибыльности бизнеса.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: