Примеры практических задании (3 вопрос)




Часть 1. Язык как объект языкознания

1. Языковедческая мысль в культурах древнего и средневекового Востока
2. Греко-римская языковедческая традиция
3. Языкознание Средневековья и эпохи Возрождения
4. Языкознание 19 в.
5. Языкознание в первой трети 20 в. Концепция Ф. де Соссюра

6. Языкознание в 20 в.

7. Языковая коммуникация, виды языковых действий / речевых актов
8. Понятия семиотики и её разделов
9. Свойства знаков
10. Язык среди знаковых систем
11. План выражения языка

12. План содержания языка
13. Односторонние и двусторонние языковые единицы, синтагматика и парадигматика
14. Процедуры сегментации, идентификации и классификации
15. Дистрибуция языковых единиц и их вариантов
16. Уровневые модели языковой системы
17. Функциональные и экспрессивно-оценочные стили языка


Часть 2. Фонология и фонетика

  1. Фонема как минимальная звуковая единица языка
  2. Дистрибутивный метод как инструмент идентификации фонем
  3. Фонологические оппозиции и фонологические дифференциальные признаки
  4. Комбинаторные и позиционные изменения звуков речи
  5. Слог. Механизм слогообразования. Фонетический и фонологический слог
  6. Словесное ударение: механизм и функции
  7. Тоны и слоговые акценты
  8. Акустические характеристики речи
  9. Принципы классификации гласных
  10. Принципы классификации согласных
  11. Транскрипция и транслитерация


Часть 3. Лексикология

  1. Процессы лексической номинации
  2. Выделение слов в речи и их классификация
  3. Знаковые отношения слова. Аспекты лексического значения
  4. Лексическое значение и грамматическое значение
  5. Полисемия слова
  6. Омонимия слов
  7. Синонимия слов
  8. Лексико-семантические поля
  9. Антонимия, дополнительность и конверсивность
  10. Семный (компонентный) анализ значения слова
  11. Фразеологизмы
  12. Основные понятия лексикографии


Часть 4. Морфология

  1. Части речи как грамматические классы слов
  2. Грамматические значения и грамматические категории
  3. Категории существительного
  4. Глагольные категории
  5. Формообразовательная структура слов
  6. Словообразовательная структура слов
  7. Аффиксы и их виды


Часть 5. Синтаксис

  1. Словосочетание, текст и предложение в их сопоставлении друг с другом
  2. Основные функциональные и конструктивные свойства предложения
  3. Формальные средства построения словосочетаний и предложений
  4. Пропозициональная структура предложения
  5. Предикационная (субъектно-предикатная) структура предложения
  6. Данное, определённое, тема, топик, фокус контраста, фокус эмпатии в предложении
  7. Интенциональная структура предложения, Предложение и речевой акт


Часть 6. История языка

  1. История языка и история народа — его носителя
  2. Дивергенция и конвергенция языков
  3. Язык народности и язык нации
  4. Исторические изменения в лексическом составе языка
  5. Исторические изменения значений слов
  6. Заимствование из других языков как способ пополнения словаря
  7. Исторические изменения в морфологической системе языка
  8. Изменения в звуковом строе языка


Часть 7. Сравнительно-историческое (генетическое), ареальное и типологическое языкознание

  1. Принципы сравнительно-исторического (генетического) языкознания
  2. Принципы генеалогической классификации языков
  3. Индоевропейская семья языков
  4. Славянские, германские и романские языки
  5. Принципы ареального языкознания
  6. Языковые контакты. Проблема "смешения" языков
  7. Морфологическая типология языков
  8. Фонологическая типология языков
  9. Синтаксическая типология языков
  10. Языковые универсалии


Часть 8. Грамматология (Теория письма)

  1. Письмо как знаковая система и его отношение к языку
  2. Алфавит, графика, орфография. Графема и её аллографы
  3. Принципы орфографии
  4. Египетское и шумерско-аккадское письмо
  5. Происхождение алфавитного письма
  6. Письмо в восточноевропейском культурном ареале
  7. Письмо в западноевропейском культурном ареале

 

 

Примеры практических задании (3 вопрос)

1. Охарактеризуйте следующие языки по параметрам живой/мертвый, естественный/искусственный: санскрит, французский, латинский, старославянский, русский, эсперанто, суахили, литовский, воляпюк, португальский.

2. Сформулируйте смысловые различия в следующих парах единиц:

а) Машина гудит. Кажется, машина гудит. б) Вчера выпал снег. Если бы вчера выпал снег.

в) Я написал. Я уже написал.

В чем прагматическая неоднозначность следующих высказываний:

Я люблю наблюдать за кенгуру. Я вижу на стоянке такси.

3. Ниже записаны тексты в фонетической транскрипции, преобразуйте их в смысл:

а) [ва·с’ьугавар’илп’ет’·укуп’ид’бат’инк’и];

б) [прада·йт’ьмн’ецв’иток]

4. а) Распределите приведенные ниже слова по двум группам – слова ЛЯ и слова, принадлежащие нелитературным формам языка.

Круиз, лексикон, получка, индустрия, стихоплет, фонд, ящик (телевизор), отчизна, дармоед, прецедент, ажно, плестись, хвост (долг), бесспорный, вариант, канать, лепетать, воздвигнуть, функция, халупа, стереотип, фонарь (синяк), листва, клево.

б) В чем состоит общность диалектного и литературного языка и в чем их отличия?

5. Раскройте суть понятий: индукция, дедукция, метод, методика, методология. Назовите основные общие методы языкознания. В каком направлении развивается методика современных исследований языка?

6. Чем отличается наблюдение от эксперимента. Обоснуйте свой ответ на примере темы «Вербальная агрессия в студенческой среде» или «Норма права в сознании носителя языка».

7. Определите, какие функции языка реализуются в следующих высказываниях:

Барнаул (вывеска на железнодорожной станции);

Здравствуйте, меня зовут Сергей Александрович;

Равносторонний прямоугольник называется квадратом;

По-русски это тоже называется “принтер”;

Чтоб ты провалился, пьянчуга проклятый!

Золотою лягушкой луна Распласталась на тихой воде (С.Есенин);

- А мама твоя как? - Спасибо. (В.Токарева «Все нормально, все хорошо»)

8. Можно ли сказать по-русски: шахматёр, спасибище, вкусное кофе, победю, оплатите за проезд, обоими руками, в кине? Охарактеризуйте эти факты применительно к разграничению языка и речи. Приведите собственные примеры, иллюстрирующие наличие «речевых» и «языковых» единиц. Как теория, разработанная Копенгагенским Лингвистическим Кружком, объясняет существование таких явлений?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: