Принципы русской орфографии




Орфография [1] – это совокупность правил написания слов и морфем.

В основе орфографической системы, правил написания конкретного языка лежат законы орфографии, или орфографические принципы. Орфография русского языка опирается на четыре принципа: м о р ф о л о г и ч е с к и й (ф о н е м а т и ч е с к и й), ф о н е т и ч е с к и й, т р а д и ц и о н н ы й и д и ф ф е р е н ц и р о в о ч н ы й.

1. М о р ф о л о г и ч е с к и й (ф о н е м а т и ч е с к и й) принцип заключается в том, что буквами обозначаются фонемы, входящие в данную морфему, независимо от того, в каких звуках выражаются эти фонемы, то есть каждая фонема в любой позиции изображается одной и той же буквой, соответствующей фонеме в сигнификативно сильной позиции; ср., напр.: го вор [гóвър] – раз го варивать [ръзгɅвáр ивът ] – го ворить [гъвɅр úт ]: фонема <о>, реализующаяся в звуках (вариантах фонемы) [о]/ [Ʌ]/ [ъ], на письме передаётся буквой о; дубок [дубóк] – дуб [дуп]: фонема <б>, реализующаяся в звуках [б]/ [п], на письме передаётся буквой б.

Морфологический принцип позволяет опознавать родственные по значению и одинаковые по структуре слова.

2. При ф о н е т и ч е с к о м принципе на письме обозначается не фонема, а звук. Фонетические написания похожи на транскрипцию. Можно говорить о максимальном соответствии звукового и графического облика слова (как слышится, так слово и пишется). Фонетическому принципу подчиняются в русском языке:

1) правописание приставок, оканчивающихся на З/ С: из-/ ис-, воз-/ вос-, без-/ бес-, низ-/ нис- и др.: из дать – ис править, воз действовать – вос принимать, без брежный – бес крайний, низ вергнуть – нис падать. Написание буквы З/ С зависит от качества следующего согласного (звонкого или глухого);

2) правописание приставки роз- (раз-)/ рос- (рас-): рóз вальни, рóс пись, раз валúть, рас пúсывать;

3) правописание гласных в окончаниях существительных и прилагательных после Ц; правописание суффикса -ын-: дачниц- ы (И.п. мн.ч. или Р.п. ед.ч.), белолиц- ый (ребёнок), куц- ый (хвост); сестриц- ын, девиц- ын. В корне слова фонетический принцип не выдерживается: ци фра, ци ркуль, но цы ган, цы плёнок и др.;

4) правописание начальной корневой буквы ы после исконно русских приставок на твёрдый согласный: и скать – об- ы ск; и сторический – пред- ы стория.

3. Т р а д и ц и о н н ы й принцип начинает действовать в тех случаях, когда установить сильную позицию фонемы невозможно. Он заключается в том, что слово пишется так, как писали его раньше, пишется по традиции без учёта его звукового состава. При этом традиционное написание может соответствовать, а может и не соответствовать этимологии слова. Так, напр., написание слов с о бака, в а трушка, хлебушк о соответствует этимологии, а написание слов к а лач, сл а вяне, з а бота, напротив, не соответствует написанию (этимологически на месте выделенных букв должна писаться буква о). В прошлом эти написания были фонетическими, в современном же языке выбор буквы не может быть объяснён современными языковыми отношениями, невозможно подойти к выбору буквы с точки зрения морфологического (фонематического) принципа и установить фонему.

Традиционный принцип орфографии вступает в действие и в тех случаях, когда в сильной позиции наблюдается чередование фонем, а в слабой позиции в орфографии обозначается только одна из двух возможных фонем; напр.: зáрево – зóрька (в сильной позиции (под ударением) наблюдается чередование фонем а/ о), заря, зарнúца (в слабой позиции (в безударном положении) пишется а); ср. также: по клóн, клáн яться – в сильной позиции чередование а/о; в слабой позиции по традиции пишется о: по клон úться, с клон úться.

К числу традиционных относится написание чередующихся гласных О или А в корнях; ср.: раст ение, рост ок, под рос, вы ращ енный; написание согласной г в окончаниях имён прилагательных мужского и женского рода: просто г о, грустно г о, приятно г о; написание мягкого знака в форме 2-го лица единственного числа глаголов настоящего времени: думаеш ь, произносиш ь; написание -ый в безударных окончаниях прилагательных единственного числа мужского рода именительного падежа: красив ый, здоров ый (но под ударение: золот ой, молод ой); наличие/ отсутствие буквы Ь в конце наречий и частиц: вскачь, лишь, уж, замуж.

4. Д и ф ф е р е н ц и р о в о ч н ы й принцип вступает в действие в тех случаях, когда необходимо различать орфографически то, что не различается фонетически. При этом орфографический “облик” слова ассоциируется со смыслом, со значением. К дифференцировочным написаниям относятся, напр., следующие: тушь ‘чёрная или цветная водяная краска специального приготовления’ и туш ‘короткая музыкальная пьеса, исполняемая в торжественных случаях’; кампания (летняя военная, избирательная, посевная) и компания (дружная, акционерная, экспортная); ожёг (глагол – ожёг руку) и ожог (существительное – ожог руки); новый год (новый 2012 год) и Новый год (праздник); лист клёна и Ференц Лист.

Основным в русской орфографической системе является первый – морфологический (фонематический) принцип. На нём строятся основные орфографические правила. Остальные принципы дополняют его.

Написание слов определяется орфографической нормой – разновидностью языковой нормы, исторически сложившимся правилом оформления слова на письме.

Под орфографическим правилом понимается предписание, которое регламентирует закономерности передачи буквами звуков в словах и морфемах, а также слитное, дефисное, раздельное написание (ср.: пол-апельсина, пол-лимона, пол-Европы, но полмандарина), выбор прописной или строчной буквы (ср.: И ван Великий ‘колокольня’, и ван-да-марья ‘растение’, кричать во всю и вановскую ‘очень громко’, И ван-царевич ‘сказочный персонаж’), передачу русской графикой заимствованных слов (ср.: а-ля фуршет (ужин а-ля фуршет) и аляфуршет (ужин аляфуршет); андерграунд и андеграунд, андерграундный и андеграундный; брек и брейк (междометие, спорт.) и др.). Правила орфографии объясняют случаи, вызывающие затруднения и предполагающие выбор одного из вариантов графического оформления слова.

Орфограмма – это: 1) совокупность написаний, подчиняющихся одному правилу; 2) элемент графического оформления слова, при написании которого пишущий делает выбор, опираясь на существующее правило.

Наиболее тесно орфография русского языка связана с графикой – разделом языкознания, изучающим буквенную систему.

 


[1] О р ф о г р а ф и я – от греч. orthos ‘прямой, правильный’, gráphō ‘пишу’.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: