Инструменты, используемые при реставрации




ЭСТЕТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ И РЕСТАВРАЦИЯ ЗУБОВ

 

Практическое руководство для студентов и преподавателей

под редакцией профессора С.Н. Гаражи

 

Ставрополь

УДК 616.314.001.57.004.67

ББК 56.66 я81

Э 87

Коллектив авторов: заведующий кафедрой пропедевтики стоматологических заболеваний СтГМА, профессор, д.м.н. С.Н. Гаража, доцент кафедры пропедевтики стоматологических заболеваний СтГМА, к.м.н. А.О. Готлиб, ассистент кафедры пропедевтики стоматологических заболеваний, к.м.н. А.Н. Бражникова, ассистент кафедры пропедевтики стоматологических заболеваний СтГМА, к.м.н. Е.Н. Гришилова.

 

Эстетическое моделирование и реставрация зубов: практическое руководство / под ред. проф. С.Н. Гаражи.- Ставрополь: Изд-во СтГМА, 2015 г.-с. 250

 

В руководстве отражены основные вопросы эстетического моделирования и реставрации зубов, обсуждаемые на практических занятиях.

Руководство предназначено для преподавателей и студентов стоматологических факультетов высших медицинских учебных заведений и врачей-стоматологов.

УДК 616.314.001.57.004.67

ББК 56.66 я81

Э 87

 

Коллектив авторов, 2015

 

Содержание.

Часть I

Тема №1: «Методологические подходы в эстетической стоматологии. Введение в эстетическую стоматологию. Понятие реставрации»............................................................................................................ 5

Тема №2: «Клинико-морфологическая характеристика зубочелюстной системы и художественная реставрация зубов»................................................. 21

Тема №3: «Цветоведение в эстетической стоматологии. Критерии качества реставрации зубов. Ошибки при выполнении эстетической реставрации прямым методом».................................................................................................. 35

Тема №4. Итоговое занятие.«Введение в эстетическую стоматологию»...... 50

Часть II

Тема №5: «Моделирование центральных резцов верхней челюсти»............. 63

Тема №6: «Моделирование боковых резцов верхней челюсти»..................... 75

Тема №7: «Моделирование клыков верхней челюсти».................................... 88

Тема №8: «Моделирование первого премоляра верхней челюсти»................ 99

Тема №9: «Моделирование второго премоляра верхней челюсти».............. 111

Тема №10: «Моделирование первого моляра верхней челюсти».................. 124

Тема №11: «Моделирование второго моляра верхней челюсти».................. 135

Тема №12. Итоговое занятие.«Особенности анатомического строения и

микрорельефа зубов верхней челюсти»…………………................................ 147

Часть III

Тема №13: «Моделирование центральных резцов нижней челюсти».......... 163

Тема №14: «Моделирование боковых резцов нижней челюсти».................. 173

Тема №15: «Моделирование клыков нижней челюсти»................................ 183

Тема №16: «Моделирование первого премоляра нижней челюсти»............ 191

Тема №17: «Моделирование второго премоляра нижней челюсти»............. 204

Тема №18: «Моделирование первого моляра нижней челюсти».................. 216

Тема №19: «Моделирование второго моляра нижней челюсти».................. 225

Тема №20. Итоговое занятие. «Особенности анатомического строения и

микрорельефа зубов нижней челюсти»............................................................ 236

ЧАСТЬ I

Практическое занятие № 1

Тема: «Методологические подходы в эстетической стоматологии. Введение в эстетическую стоматологию. Понятие реставрации».
Цель: - изучить методики реставрации зубов в эстетической стоматологии. - изучить предмет эстетической стоматологии. -сформировать представление об особенностях работы врача-стоматолога как реставратора.
Метод проведения: групповое занятие.  
Место проведения: учебная аудитория, клинический кабинет, кабинет мануальных навыков, лаборатория.  
Обеспечение: техническое оснащение: мультимедийное оборудование, стоматологические установки, стоматологические инструменты, стоматологические материалы; учебные пособия: фантомы головы и челюстей, стенды, мультимедийные презентации, учебные видеофильмы; средства контроля: контрольные вопросы, ситуационные задачи, вопросы для тестового контроля, домашние задания.  
           

План занятия

1. Проверка выполнения домашнего задания.

2. Теоретическая часть. Знакомство с рабочим местом студента. Определение методологического подхода к эстетической стоматологии. Понятие эстетического моделирования.

3. Практическая часть. Демонстрация преподавателем: рабочего места студента, материала для эстетического моделирования (скульптурный пластилин).

4. Самостоятельная работа. Освоение студентами рабочего места, правил поведения и экипировки внешнего вида.

5. Разбор результатов самостоятельной работы студентов и контроль полученных знаний по контрольным вопросам и ситуационным задачам.

6. Тестовый контроль знаний.

7. Задание на следующее занятие.

Аннотация

Бурное развитие современных реставрационных технологий на стоматологическом рынке, широкое внедрение превосходных пломбировочных масс в лечебный процесс требуют от докторов готовности работать по всем правилам искусства "lege artis".

Воспроизведение естественных форм — это скорее искусство, чем наука. Чтобы удачно создать какую-либо композицию, исполнителю необходимы творческое вдохновение, внутреннее желание и стремление достичь результатов высочайшего качества. Однако одних эмоций недостаточно. Необходимы знания, умение воспользоваться научными подходами процесса моделирования, что значительно облегчает работу реставратора.

Восстановление отсутствующих тканей — это целый технологический процесс, множественные этапы которого необходимо выполнять последовательно, поднимаясь по ступеням мастерства от "простого к сложному", постоянно работая и критически анализируя результаты своих изделий.

1. Тренировка, развитие наблюдательности и зрительной памяти являются важными этапами становления творческого потенциала.

Начинающие реставраторы должны развивать в себе чувство формы, наблюдая предмет с разных точек, развивать зрительную память, чтобы воспроизвести отсутствующие ткани в их действительном виде и назначении, со всеми свойственными им характеристиками: объемами, контурами, фактурами, цветами. На зрительную память мы опираемся постоянно, выполняя работу как непосредственно в полости рта, так и на модели, потому что невозможно одновременно смотреть и на оригинал и на восполняемый дефект. При этом необходимо максимально учитывать характеристики исходного изображения.

Для тренировки зрительной памяти и наблюдательности можно также воспользоваться воспроизведением изучаемых предметов на бумаге в виде рисунков, графических объектов. Несмотря на плоскостное изображение (двухмерность пространства) у начинающих исполнителей постепенно формируется видение пропорций, соразмерность частей, детализация предметов по поверхности и т.д.

2. Приобретение и совершенствование мануальных навыков в работе с различными подручными материалами. В реставрации стоматологи обычно используют широкий спектр композитов. Каждый материал обладает своими особыми качественными характеристиками. В зависимости от поставленной цели, возможностей как пациента, так и реставратора, условий работы и других особенностей производства осуществляется подбор пломбировочного материала.

Однако, на начальных этапах совершенствования мануальных навыков в области моделирования (вне полости рта) мы рекомендуем воспользоваться наиболее распространенным материалом — пластилином. Он достаточно мягок и пластичен, позволяет выполнять работу в любом размере, удобен для моделирования в домашних условиях. Воспроизведение формы можно осуществлять непосредственно руками, а также через инструменты, воссоздавая микрорельеф поверхности.

В более тонких конструкциях применяется воск. Моделирование данным материалом позволяет достичь более четкой дифференциации поверхности, воспроизведения мелких деталей. Однако для его использования необходимы специальные навыки.

Художественная глина, гипс, мыло, дерево, сплавы металлов также могут являться материалами для моделирования с целью познания формы, объема создаваемых объектов.

Для реставрации зубов необходимо иметь также набор инструментов. Работа через инструменты приводит к развитию аподактильной чувствительности. У исполнителя формируется ощущение степени давления на материал, улавливается консистенция, податливость, пластичность, гибкость используемого материала. Это чувство развивается постепенно. Наступает момент, когда ваша рука автоматически начинает воссоздавать тонкие линии, рельеф и направленность которых дополняют общую композицию и придают уникальность созданной вами модели.

При работе в полости рта чаще всего применяются наборы гладилок и штопферов различной формы с тефлоновым или циркониевым покрытием. Определенные поверхности используемых инструментов формируют соответствующие углы, грани, придавая индивидуальность создаваемой конструкции. Эти инструменты можно приобрести в специальных стоматологических магазинах, но некоторые профессионалы предпочитают их делать самостоятельно по своему желанию и потребностям.

3. Проведение анализа общей конструкции модели, определение основных пропорций целого и частей.

При выполнении моделирования исполнитель должен обладать хорошо развитым пространственным воображением. Вначале необходимо ознакомиться с целью реставрации, ее объемом и назначением. Затем мысленно представить и, если это необходимо, рассчитать пространственную форму каждой реставрируемой детали, ее размеры и пропорциональные соотношения отдельных элементов. Трудности возникают при несоблюдении пропорций. Чувство пропорций позволяет сопоставлять размеры всех частей моделируемого предмета по отношению друг к другу и к целому. Масштаб задается заранее. При реставрации мысленно производится нанесение осей, определяется соотношение размеров между крайними точками модели по разным направлениям. Затем восстанавливается ее габаритное очертание, после чего намечаются размеры каждой ее отдельной части.

4. Уяснение характера поверхности модели, определение микрорельефа, подчеркивание и воспроизведение индивидуальных особенностей форм объекта.

Благодаря моделированию микрорельефа постепенно воссоздается внешняя форма и объем восстанавливаемого объекта. При этом также необходимо правильно взаиморасположить его отдельные части, учитывая индивидуальные особенности создаваемых структур.

Ценность работы измеряется точностью наблюдения, умением увидеть суть изображаемого. На данном этапе разрешается "проблема заполнения плоскости". Прежде всего следует найти место для главного звена или предмета. Главный объект должен остаться доминантой, а части гармонично соотноситься между собой. Тонкие элементы столь же значимы и способны заполнить пространство и удержать форму. Необходимо научиться охватывать сразу несколько предметов и располагать их в определенном положении по отношению друг к другу.

В стоматологической практике нередко встречаются ситуации, когда клинически определяется недостаточно места для восстановления отсутствующих тканей, объем свободного пространства при этом ограничен рядом стоящими зубами (феномен Попова-Годона). Применяя приемы моделирования путем варьирования форм поверхностей, можно достичь удовлетворительных результатов и реставрировать коронку зуба достаточно полноценно, учитывая индивидуальные особенности пациентов.

И наоборот, когда достаточно свободного пространства, а замещаемый дефект смотрится расплывчато, можно избежать получившегося визуального эффекта, воспользовавшись приемами тонкого моделирования микроповерхности, создать более четкие грани с выраженными гребнями, подчеркнув направленность основных морфологических структур.

Современный подход к моделированию разнообразен. К стоматологам предъявляется особенно высокое требование в воспроизведении зубов в их действительном виде и назначении, со всеми свойственными им характеристиками: объемами, формами, контурами, цветами.

Реставрация требует от стоматолога не только безусловного блеска его технического мастерства, но и своеобразной творческой вдохновленности, чувства композиции, цвета, особо развитого художественного воображения. Стремление достичь гармонии при исполнении восстановительных работ вдохновляет многих профессионалов. Гармония — (греч.) — эстетическая категория, обозначающая цельность, слитность, взаимодействие всех частей и элементов формы.

Одушевленную гармонию, наполненную человеческим смыслом и чувством, называют красотой.

Эстетическая реставрация зубов подразумевает восстановление и, при необходимости, коррекцию анатомической формы, передачу цвета и прозрачности твердых тканей зуба, воспроизведение возрастных элементов и введение зуба в гармоничную окклюзию. Эстетическая стоматология совершила свой прорыв на рынок медицинских услуг в конце ХХ века. А история зубоврачевания началась несколько тысячелетий назад.

Эстетика (от греч. aistheticos – чувствующий, чувственный) – философская наука, изучающая область художественной деятельности людей, а также ценностного отношения между человеком и миром. Как особая дисциплина выделилась в ХVIII в. А.Баумгартеном, как наука «о чувственном знании».

Развитие эстетической стоматологии заставило уделить еще более пристальное внимание дизайну зубочелюстной системы. Оказалось недостаточным знать пропорции зубов относительно элементов лица и других зубов. При реставрации зубного ряда необходимо учитывать:

- возраст пациента;

- пол;

- национальность, расу.

Дизайн возрастных элементов. Как известно, с течением времени зубы у человека претерпевают возрастные изменения. Таким образом, необходимо учитывать и возрастную специфику.

Так, улыбка у молодых индивидуумов характеризуется длинными центральными резцами, которые намного длиннее, чем соседствующие с ними латеральные резцы. Это придает им форму прямоугольника, где ширина составляет 60 и меньше процентов от длины. Цвет зубов у молодого человека всегда светлее, чем в последующие фазы его жизни.

Две основные приметы процесса старения в зубочелюстной системе – снашиваемость и стираемость твердых тканей зубов, которые проявляются укорочением центральных резцов, истончением слоя эмали на зубах, приводящим к потемнению цвета зубов.

Показания к реставрации зуба:

1. Лечение кариозных полостей 1- 6 классов по Блеку.

2. Лечение некариозных поражений твердых тканей зуба: клиновидный дефект, эрозия, гипоплазия, флюороз.

3. Устранение окрашивания твердых тканей зуба вследствие эндодонтического лечения, кариозных и некариозных поражений.

4. Устранение последствий острой и хронической травмы.

Показания к реконструкции зубов:

1. Коррекция формы и положения дистопированных зубов.

2. Закрытие диастем и трем зубов.

3. Изменение формы и размера шиловидных зубов.

4. Удлинение центральных и боковых резцов с целью омоложения зубов.

5. Восстановление формы зубов при патологической и возрастной стираемости.

6. Приведение ширины и формы центральных верхних резцов в соответствие с формой лица.

Показания к визуальному восстановлению формы десневого края:

1. Визуальное устранение несоответствия по длине зуба при отказе пациента от хирургической коррекции десневого края.

2. Визуальное устранение ретракции десны (в том числе после пародонтологических операций).

3. Лечение кариеса корня.

Противопоказания к проведению реставрации зубов.

1. Плохая индивидуальная гигиена полости рта.

2. Патология прикуса (прямой прикус).

3. Бруксизим.

4. Повышенная стираемость зубов.

5. Наличие вредных привычек (увлечение семечками, откусывать нитку, леску и т.д.).

6. Профессиональные вредности (агрессивные профессии, занятия боксом).

7. Изменения в тканях периодонта, пародонта.

8. Аллергическая реакция на композиционные материалы.

Если эти противопоказания устранимы, то эстетическая реставрация может быть проведена.

Инструменты, используемые при реставрации

Контрольные вопросы

1. Назовите основные этапы формирования творческого потенциала врача-стоматолога.

2. Опишите важность зрительной памяти для врача-стоматолога?

3. Назовите материалы для моделирования зубов.

4. Как можно тренировать зрительную память? Каким образом можно совершенствовать мануальные навыки в области моделирования (вне полости рта)?

5. дайте определение эстетики. Что также необходимо учитывать при реставрации зубов?

6. Какие необходимо соблюдать возрастные особенности при реставрации зубов?

7. Какие показания к проведению реставрации зубов и к проведению реконструкции зубов?

8. Какие показания к визуальному восстановлению формы десневого края?

9. Какие противопоказания к проведению эстетической реставрации?

Ситуационные задачи

1. Назовите материалы для моделирования зубов?

Материал Да Нет
1. Воск    
2. Гипс    
3. Металл    
4. Пластилин    

 

2. Что означает выражение "lege artis", характеризующее профессионала в области стоматологии?

Значение Да Нет
1. Красиво    
2. Артистично    
3. Прекрасно    
4.По всем правилам искусства    
5.Профессионально    

 

3. Почему пластилин является одним из основных материалов для моделирования зубов студентами?

Причина Да Нет
1. Он мягок и пластичен.    
2. Имеет неприятный запах и цвет.    
3. Позволяет выполнять работу в любом размере.    
4. Невозможно работать без инструментов.    
5. Можно работать как руками, так и с инструментами    

 

4. Выберите правильное определение:

Определение Верно Неверно
1. Работа через инструменты приводит к развитию аподактильной чувствительности.    
2. Работа через инструменты не приводит к развитию аподактильной чувствительности.    
3. Работа без инструментов приводит к развитию аподактильной чувствительности.    

 

5. Что должны развивать начинающие реставраторы:

Качества Да Нет
1. Чувство формы    
2. Мануальные навыки    
3. Зрительная память    
4. Все перечисленное    

6. Назовите противопоказания к проведению реставрации зубов:

Название Да Нет
1. Патология пародонта.    
2. Патология периодонта.    
3. Бруксизм.    
4. Кариес зуба.    

 

7. Назовите показания к проведению реставрации зуба:

Название Да Нет
1. Кариес    
2. Флюороз    
3. Пародонтит    

 

8. Какие показания к проведению реконструкции зубов?

Показания Да Нет
1. Закрытие тремы.    
2. Коррекция формы дистопированного зуба.    
3.Периодонтит.    

 

9. Выберите правильное определение:

Определение Верно Неверно
1. Эстетическая реставрация зубов подразумевает восстановление формы зуба, воспроизведение возрастных элементов и введение зуба в гармоничную окклюзию.    
2. Эстетическая реставрация зубов подразумевает восстановление и, при необходимости, коррекцию анатомической формы, передачу цвета и прозрачности твердых тканей зуба, воспроизведение возрастных элементов и введение зуба в гармоничную окклюзию.    
3. Эстетическая реставрация зубов подразумевает восстановление и, при необходимости, коррекцию анатомической формы.    

 

10. Назовите боры для раскрытия, расширения и придания формы кариозным полостям?

Боры Да Нет
1. Цилиндрические    
2.Шаровидные    
3. Грушевидные    
4. Все перечисленное    


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: