Преподаватель: Акунеева Ю.В.




Вопросы к экзамену по коррекционной и специальной педагогике

Для студентов 41, 42 групп

Преподаватель: Акунеева Ю.В.

 

1. Социальная дезадаптация как педагогическое явление. Понятие социальной дезадаптации. Ситуационные, средовые и педагогические факторы социальной дезадаптации, их характеристика.

2. Индивидуальные предпосылки раз­вития адаптационных нарушений. Механизмы развития адаптационных нарушений и формы их проявления на различных уровнях индивидуальной организации человека.

3. Типология социальной дезадаптации в соотнесении с основными вида­ми нарушений, отношений, деятельности и здоровья детей в условиях школьного обучения.

4. Педа­гогические критерии оценки характера социальной дезадаптации.

5. Педагогическая диагностика нарушений социальной адаптации. Уровни диагностической деятельности: педагогический, психологический, медицинский.

6. Формы коррекционно-развивающего образовательного процесса в современной педагогической практике. Индивидуальная форма организации обучения, необходимость ее применения.

7. Возможности индивидуально-групповой формы организации обучения. Групповые формы работы.

8. Классно-урочная система как одна из основных форм организации учебного процесса.

9. Коррекционно-развивающее образование (КРО) как направление в развитии педагогической практики. Назначение и основные задачи КРО.

10. Общепедагогические принципы КРО.

11. Классы компенсирующего обучения, педагогической поддержки. Нормативно-правовая база. Анализ исторического опыта. Условия оптимального функционирования.

12. Особенности здоровьесбережения в коррекционно-развивающем образовании.

13. Внеурочная деятельность в системе коррекционно-развивающей рабо­ты с детьми риска. Коррекционный потенциал физкультурно-оздоровительной, трудовой, художественной, эстетической, познаватель­ной внеурочной деятельности.

14. Принципы и возможные формы организа­ции внеурочной деятельности в системе КРО с детьми группы риска.

15. Место и значение формирования позитивной «Я - концепции» у детей в системе профилактической и коррекционной работы.

16. Взаимодействие субъектов образовательного процесса в диагностико-коррекционной работе с детьми и подростками группы риска социальной дезадаптации. Функции субъектов диагностико-коррекционной работы, их полномочия, ответственность, условия опти­мального взаимодействия.

17. Школьный консилиум как орган взаимодействия педагогов и специалистов. Задачи, принципы, этиче­ские аспекты работы консилиума.

18. Профессиональная компетентность педагогов как условие здоровьесберегающего образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья.

19. Понятие «норма» и «отклонение» в психическом и личностном развитии ребенка. Проблема «норма – отклонение» как междисциплинарная проблема.

20. Психологический аспект проблемы «норма – отклонение». Критерии явления «норма – отклонение».

21. Психическое здоровье и факторы риска в детском возрасте.

22. Дети с сенсорными нарушениями (нарушения слуха и зрения).

23. Дети с интеллектуальными нарушениями (умственно отсталые и дети с задержкой психического развития).

24. Дети с нарушениями речи.

25. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

26. Дети с комплексными (комбинированным) дефектами развития.

27. Систематика и статистика нарушений развития у детей и подростков.

28. Основные термины специальной педагогики, их значе­ние, трактовка в медицине, педагогике и других областях науки.

29. Объект, предмет, цель и задачи специальной педагогики.

30. Структура и основные предметные области специальной педагогики. Связь специальной педагогики с другими отраслями знания.

31. Основы дидактики специальной педагогики. Научные основы специальной педагогики.

32. Особые образовательные потребности и содержание специального образования.

33. Принципы специального образования.

34. Технологии и методы специального образования.

35. Формы организации специального образова­ния. Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса.

36. Профессиональная деятельность и личность педагога, работающего в сис­теме специального образования.

37. Функциональные обязанности педагога, работающего в сис­теме специального образования.

38. Современная концепция специального образования детей и подростков с отклонениями в развитии. Стандарты специального образования.

39. Характеристика воспитания и обучения детей и подростков с различными категориями отклонений в развитии.

40. Организации, учреждения, структуры общества, содействующие лицам с ограниченными возможностями в развитии, воспитании, образовании, профессиональной ориентации и профессиональной подготовке. Система коррекционно-образовательных услуг.

41. Возможности профессионального образования молодежи и взрослых с ограниченной трудоспособностью. Социально-трудовая реабилитация лиц с ограниченной трудоспособностью.

42. Общественные организации, оказывающие социальную и коррекционно-педагогическую помощь лицам с ограниченными возможностями.

43. Система профилактики и раннего выявления отклонений в развитии. Ранняя коррекционно-педагогическая помощь детям с отклонениями в раз­витии.

44. Медико-социально-педагогический патронаж в раннем и дошколь­ном возрасте. Возможности семьи и дошкольных образовательных учреж­дений в оказании ребенку с отклонениями в развитии коррекционной психолого-педагогической помощи.

45. Образование лиц с нарушениями умственного развития.

46. Педагогическая помощь детям с нарушениями речи.

47. Педагогические системы образования лиц с нарушениями слуха.

48. Специальное образование лиц с нарушениями зрения.

49. Специальное образование при аутизме и аутистических чертах личности.

50. Специальное образование лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

51. Развитие и образование детей со сложными нарушениями развития.

52. Современная система специального образования в России и за рубежом.

53. Государственная система специальной (коррекционной) поддержки и социальной защиты детей и подростков. Государственное обеспечение лиц, имеющих специальные образовательные потребности.

54. Общее и специальное образование: интеграция и дифференциация. Современное понятие интеграции.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: