Морфемная структура слова. Способы словобразования




Часть I

Вопросы и задания

1. Какая часть словоформы изменяемого слова называется ее основой? Чем различается строение основ имен и глаголов? Разграничьте понятия «производная основа» и «производящая основа».

2. Охарактеризуйте понятия членимости и словообразовательной производности (мотивации). Можно ли считать приведенные ниже слова производными:

1) стеклярус, попадья, почтамт; 2) радуга, курносый, бахвалиться; 3) глухомань, долговязый, домочадцы, худощавый?

3. Какие виды мотивации выделяются лингвистами? Можно ли так построить толкование лексического значения следующих слов, чтобы в них отразилась смысловая связь с производящим словом: столяр, полковник, сапожник, кашевар, госпитализировать, розовый, бельё?

4 Определите производящую основу данных слов: находчивость, бессистемный, разрушительный, перевозчик, укрепление, учительствовать, рыбачий, облицовка, описательный, модничать, предрассветный, ходатайствовать, покрикивать, озлобленность, переезд, одеревенелый, по-мужски, уклончиво, безумствовать, обогащение, по-собачьи, возмутительный, строительство, начальственный.

5. Установите направление производности в данных парах слов: синий – синь, глухой – глушь, квалификация – квалифицировать, физик – физика, прилетать – прилет, бег – бежать. Какие группы слов могут быть образованы с помощью нулевого суффикса?

6. Сколько производящих основ можно выделить в данных словах: короткохвостый, деревообделочный, самоварный, водоохранный, водоочистительный.

7. Что такое аффиксоиды, что определяет их промежуточное положение между корневыми и аффиксальными морфемами?

8. Виды аффиксов. Словообразовательные и словоизменительные аффиксы. Могут ли окончания выполнять словообразовательную функцию?

9. Найдите все производные слова. Разделите словоформы на морфы.

Волшебник прилетел в Москву шестого мая в восемь часов утра. Он первым сбежал по качающемуся трапу на бетонные плиты аэродрома. Взгляды встречающих устремлялись к нему и соскальзывали: никто не находил ничего особенного в этом стройном, загорелом парне в модном ворсистом пиджаке.

Он прошел сквозь толпу, оставляя позади поцелуи, смех, цветы, неестественно громкие голоса, какие бывают в первые минуты после приземления, когда еще длится легкая глухота.

Через тридцать минут такси подвезло к центру. Утренний людской поток втянул его, понес, крутя у дверей метро, у подземных переходов, у газетных ларьков. Москва спешила на работу, заставляя ускорить шаг (Д. Гранин).

10. Производными или непроизводными являются данные слова в современном русском языке? На основании сведений по этимологии выделите слова, которые в процессе исторического развития языка утратили производность.

Булыжник – собственно русское; образовано с помощью суффикса – ник от булыга 'глыба, валун', известного сейчас лишь в диалектах.

Врач – отсутствует лишь в западнославянских языках; образовано с помощью суффикса - чь от вьрати 'говорить'; первоначально – 'заговаривающий, волшебник'.

Мнительный – собственно русское; образовано с помощью суффикса ­- тельн - от мнить (мьнити) 'думать, предполагать'.

Моховик – собственно русское; образовано с помощью суффикса – ик от моховой, производного посредством суффикса – ов от мохъ.

Отрок – общеславянское; образовано с помощью приставки от- 'не' от рок 'говорящий'; букв.'неговорящий, не имеющий права говорить на вече'.

11. Основные способы словообразования в русском языке.

Как образованы данные слова?

Обезвредить, современность, ультрасовременный, авиабаза, вспыльчиво, вторжение, выражаться, выявление, вой, перевязочный, разрыхлитель, подшефный, ошейник, столярничать, посторониться, безумствовать, бродяжничать, продолжатель, по-старому, раскраска, докрасна, искупление, перекупка, заоблачный, наныряться, откорм, лежбище, ракетоноситель, низковато, по-медвежьи, вплотную, обличитель, проговориться, приговор, переговоры, вчетвером, дежурство, безголовый, придорожный, по-домашнему, межзаводской, бездельник, головокружение, головоломка; красновато-лиловый, землевладелец, землевладельческий, желторотый, водолаз, водомер, полноводный, теплозащитный, прямоугольник, шестиклассница, шестичасовой, яйцевидный, броненосец, огнеопасный, стеклозавод, теплоснабжение.

12. Морф и морфема. Приведите алломорфы корневых и суффиксальных морфем, составляющих данные слова, укажите чередования на морфемном шве на каждой ступени образования.

Укрытие, по-рыбачьи, бродяжничать, опьянение, озлобленность, отрезвление, запоздалый, прививка, остыть.

 

Часть II

Словообразовательный тип. Словообразовательное гнездо.
Окказиональное словообразование

 

Письменные задания

1. Выстройте словообразовательные цепи данных слов от конца к началу.

Озлобленность, враждебность, по-охотничьи, привлекательность, дружественно, оглушительно (нареч.), по-предрассветному, обольстительно, бродяжничать, раздробленность, уединение.

2. Можно ли, не нарушая последовательности связи звеньев, выстроить словообразовательную цепь из данных однокоренных слов?

Густой, сгущение, сгущённость, загустеть, сгусток.

Гусь, по-гусиному, гусятница.

Хитрый, бесхитростный, перехитрить.

3. Используя данные слова и добавляя необходимые однокоренные, составьте словообразовательное гнездо.

Старик, постареть, старина, старческий, староватый, стариковский, старинный, по-старинному, старенький, старость, устарелый, по-стариковски, старьё, старушка, по-старушечьи.

4. Выделите в данных словах префиксы. Сгруппируйте слова в соответствии со значениями префиксов.

От - 1) движение в сторону (отвернуть);

2) интенсивность действия (отбелить);

3) прекращение действия (отзвучать);

4) устранение чего-л. (отломить).

Отбежать, отбросить, отделать, отдернуть, отжать, отжить, отзвонить, отклевать, отклеить, отловить.

Пред - 1) впереди чего-л. (предгорье);

2) раньше чего-л. (предзимье).

Предвестник, предвидеть, предплечье, предпоследний, предрешить, предутренний.

При - 1) доведение до конечной цели (прибежать);

2) сближение (приблизить);

3) неполная, слабая мера действия (пригреть);

4) примыкание к чему-л. (Прибалтика);

5) добавочность (примесь).

Прибедняться, прибраться, привезти, привкус, привстать, привязать, приглушить, приговорить, пригород, придорожный, прикрепить, прикупить.

5. Объедините слова в словообразовательные типы.

Вбежать, вдавить, влезть, вложить, входить, вкатить, втянуть, вдуматься, вглядеться.

Выгрузить, выделить, выдохнуть, выжать, выдвинуть, выкатить, выкрасить, выучить, вылечить, вылить.

Обвить, обвязать, обветшать, обогреть, обгрызть.

Хлебница, нахлебница, скребница, волшебница, гробница, наставница, крапивница, чайница, сахарница, собеседница, темница.

6. Сравните данные группы слов. Это индивидуальные образования поэтов, писателей, журналистов. Попытайтесь подобрать к каждому новообразованию слово-модель из общенародного языка. Все ли эти слова образованы с отклонениями от словообразовательных законов?

Восхититель, распекатель, ухаживатель, вздыхатель; пастушить, счетоводить, сталеварить, почтальонить, шахтёрить, кочегарить, матросить; омонголиться, отуречиться, окитаиться, ояпониться, обамериканиться; башенно, виноградно, кометно, ледокольно, сазанно; лть, крепь, юнь, свежь, ясь, старь; антимиры, антимашины, антимужчины, антипривет; мечтальня, мыслильня, сочинильня; наплевизм, долампочкизм, кабычегоневышлизм; философизмы, математизмы, фуиболизмы, размышлизмы, лаконизмы, феноменизмы, афонаризмы.

7. Выделите окказионализмы. Установите их значение и способ образования.

Бездомен, как демон, бездымен, как порох, бездумен, бездамен – ни думы, ни дамы (П. Антокольский).

Если будет безматериалье или какая другая казнь египетская, то черкните строчку (А.Чехов).

Сам я к своим книжкам оравнодушел (А.Чехов).

Ибо он не просто современен. Он сочасен, соминутен (журн.).

Здесь давно-предавно, с незапамятных пор поселились два племени, жившие в ссоре: горемыки в горах, моремыки же – в море (газ.).

Расширяется (и тематически, и благодаря привлечению новой автуры, увеличению тиража) серия «Творческие портреты композиторов» (журн.).

Баня у нас, поселковой пацанвы, стояла, пожалуй, в том же ряду, что и кино (журн.)

8. Проанализируйте авторские новообразования в стихотворении Велимира Хлебникова. Почему, как вы думаете, после выхода в свет этого стихотворения Хлебникова стали называть Освободителем Стиха?

Заклятие смехом

О, рассмейтесь, смехачи!

О, засмейтесь, смехачи!

Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно,

О, засмейтесь усмеяльно!

О рассмешищ надсмеяльных – смех усмейных смехачей!

О иссмейся рассмеяльно смех надсмейных смеячей!

Смейево, Смейево,

Усмей, осмей, смешики, смешики,

Смеюнчики, смеюнчики.

О, рассмейтесь смехачи!

О, засмейтесь, смехачи!

 

 

Подготовьтесь к проверочной работе по словообразованию!

Выполните следующие упражнения.

1. С помощью этимологических словарей восстановите морфемную структуру слов: невеста, важный, мошенник, отрок, ведьма, дар, яровой.

2. Что представляют собой выделенные части данных слов? Одинаково ли их положение в составе слова?

Пар о воз, син е -зеленый, земл е делец, кофе й ник, пе в ец, храни л ище, шоссе й ный, сегодня ш ний, мхат ов ский, кант иан ство.

Ба хвалиться, ра дуга.

3. Какие из данных слов образованы префиксальным способом?

Побег, побежать, побелить, побелка, побережье, побрить, поварёнок, повариха, поварской, поворотливый, подумать.

Избить, извозчик, излом, изгнать, изголодаться, измерить, изустный, излишний, известить.

Подслеповатый, подрамник, подгорелый, подгруппа, подделка, подносчик, подраздел, подстаканник, подслушать, подвластный, подвязать, поджечь, поджог, подмастерье, подмять.

4. Произведите полный морфемный и словообразовательный анализ слова.

Разъяснение, бесхвостый, хвостатый, таксист, вразбивку, по-спортивному, по-бродяжьи, демократично, увлажнитель, повреждение, вялость, усталый, сказитель, властитель, забитость, направо, закоченеть, руководительница, очищение, хозяйничать, по-гвардейски.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: