Кинематический расчет механизма




3.1 План механизма при рабочем и холостом ходах

Рабочий ход коромысла отличается от холостого хода наличием момента силы полезного сопротивления. При рабочем ходе коромысло вращается против часовой стрелки, и собачки поворачивают храповое колесо на угол τ = 1,04 рад.

На рис. 3.1 представлена диаграмма моментов сил сопротивлений. Начало и конец нагружения определены на плане положений механизма отложением угла поворота собачки τ от левого крайнего положения коромысла (положения 1, 2, 3, 4, 5, К).

Для определения линейных скоростей и ускорений, для построения планов скоростей и ускорений заданы размеры звеньев (ℓОА, ℓАВ, ℓОС, ℓВС, ℓАS3, ℓЕS3) и угловая скорость кривошипа ω (табл. 1.1).

Планы скоростей и ускорений строятся в последовательности, совпадающей с формулой строения механизма

11(1,2) 22(3,4)

Линейная скорость точки A рассматривается относительно оси вращения кривошипа О в механизме 1 класса (11(1,2)): A О, и линейные скорости внутренних точек В рассматриваются относительно А и С в структурной группе 22(3,4):

3.2 План скоростей

3.2.1 План скоростей при рабочем ходе (положение 5).

3.2.1.1 План скоростей для начального звена.

Векторное уравнение скорости точки A

VА = VО + VАО,

где VО − вектор линейной скорости точки О, VО =0,

VАО − вектор относительной скорости,

VАО АО,

VАО = ω2 ∙ℓАО = 17 рад/с ∙ 0,175 м = 2,975 м/с,

т. е. VА = VАО = 2,975 м/с

Принимаем длину вектора относительно скорости на плане скоростей VА = ра = 150 мм.

Находим масштабный коэффициент плана скоростей

μV = VА ⁄ ра = 2,975 м/с ⁄ 150 мм = 0,01983 м∙с-1 ⁄ мм.

3.2.1.2. План скоростей для структурной группы.

Векторные уравнения скорости внутренней точки В:

VВ = VА + VВА,

VВ = VС + VВС,

где VВА − вектор относительной скорости точки B относительно точки A,

VВА ВА;

VС − вектор линейной скорости точки С, VС =0;

VВС − вектор относительной скорости точки B относительно точки С,

VВС ВС.

Данная система уравнений решается по правилам векторной алгебры. Сначала откладываются от полюса P векторы VА и VС, из концов этих векторов проводятся линии действия векторов относительных скоростей VВА и VВС до их взаимного пересечения. В их пересечении получим точку b, соединим ее с полюсом р. Проставляем направления векторов абсолютной скорости pb (от полюса), относительных скоростей VВА = ab и VВС = cb в сторону замыкающей точки b. На плане скоростей замерим длину вектора относительной скорости VВА = ab =128 мм.

По теореме подобия фигуры на плане звена 2 и фигуры на плане скоростей, образованной векторами относительных скоростей точки 2, 3, 4 звеньев, находим положение точек S3, S4, e, S2 на плане скоростей:

as3 = (ab∙AS3) ⁄ AB = 149 мм ∙240 мм ⁄ 550 мм = 65 мм,

es3 = (ab∙ES3) ⁄ AB = 149 мм ∙125 мм ⁄ 550 мм = 33,8 мм,

рs2 = (рa∙ОS2) ⁄ ОA = 150 мм ∙80 мм ⁄ 175 мм = 68,6 мм,

сs4 = (ре∙СS4) ⁄ ВС = 83 мм ∙140 мм ⁄ 325 мм = 35,7 мм.

Найденные точки и соответствующие им векторы отложим на плане скоростей, соединим их с полюсом плана скоростей р.

3.2.1.3 Определение линейных и угловых скоростей

Из плана скоростей находим значения абсолютных и относительных скоростей точек (в м/с):

VВ = рb∙μV = 39 мм ∙0,01983 м∙с-1 ⁄ мм = 0,77м/c,

VS2 = рs2∙μV = 68,6 мм ∙0,01983 м∙с-1 ⁄ мм = 1,36м/c,

VS3 = рs3∙μV = 88,5 мм ∙0,01983 м∙с-1 ⁄ мм = 1,755 м/c,

VS4 = рs4∙μV = 35,8 мм ∙0,01983 м∙с-1 ⁄ мм = 0,71 м/c,

VЕ = ре∙μV = 83 мм ∙0,01983 м∙с-1 ⁄ мм = 1,65 м/c,

VВА = аb∙μV = 149 мм ∙0,01983 м∙с-1 ⁄ мм = 2,955 м/c,

VВС = bc∙μV = 38,8 мм ∙0,01983 м∙с-1 ⁄ мм = 0,77 м/c

VAC = ca∙μV = 70 мм ∙0,01983 м∙с-1 ⁄ мм = 1,39 м/c

VBE = eb∙μV = 92,7 мм ∙0,01983 м∙с-1 ⁄ мм = 1,84 м/c

 

Угловые скорости шатуна и коромысла (в 1/с2)

ω3 = VВА ⁄ LАВ = 2,955 м/с ⁄ 0,55 м = 5,37 1/c,

ω4 = VВС ⁄ LВС = 0,77 м/с ⁄ 0,325 м =2,37 1/c.

Переносом векторов относительной скорости ab и bc в точку B на плане механизма, узнаем направление угловых скоростей шатуна и коромысла: ω3 и ω4 − направлены против часовой стрелки.

3.2.2 План скоростей для холостого хода (положение 9)

Построение, расчеты аналогичны построениям и расчетам в положении 2.

Векторное уравнение скорости точки A

VА = VО + VАО,

где VО − вектор линейной скорости точки О, VО =0,

VАО − вектор относительной скорости,

VАО АО,

VАО = ω2АО = 17 рад/c ∙ 0,175 м = 2,975 м/с,

т. е. VА = VАО = 2,975 м/с.

Принимаем длину вектора относительно скорости на плане скоростей VА = ра = 150 мм.

Находим масштабный коэффициент плана скоростей

μV = VА ⁄ ра = 2,975 м/с ⁄ 150 мм = 0,01983 м∙с-1 ⁄ мм.

3.2.1.3. План скоростей для структурной группы (3,4).

Векторные уравнения скорости внутренней точки В:

VВ = VА + VВА,

VВ = VС + VВС,

где VВА − вектор относительной скорости точки B относительно точки A,

VВА ВА;

VС − вектор линейной скорости точки С, VС =0;

VВС − вектор относительной скорости точки B относительно точки С,

VВС ВС.

Данная система уравнений решается по правилам векторной алгебры. Сначала откладываются от полюса P векторы VА и VС, из концов этих векторов проводятся линии действия векторов относительных скоростей VВА и VВС до их взаимного пересечения. В их пересечении получим точку b, соединим ее с полюсом р. Проставляем направления векторов абсолютной скорости pb (от полюса), относительных скоростей VВА = ab и VВС = cb в сторону замыкающей точки b. На плане скоростей замерим длину вектора относительной скорости VВА = ab =24,7 мм.

По теореме подобия фигуры на плане звена 9 и фигуры на плане скоростей, образованной векторами относительных скоростей точки 2, 3, 4 звеньев, находим положение точек S3, S4, e, S2 на плане скоростей:

as3 = (ab∙AS3) ⁄ AB = 69 мм ∙240 мм ⁄ 550 мм = 30,1 мм,

es3 = (ab∙ES3) ⁄ AB = 69 мм ∙125 мм ⁄ 550 мм = 15,6 мм,

рs2 = (рa∙ОS2) ⁄ ОA = 150 мм ∙80 мм ⁄ 175 мм = 68,6 мм,

сs4 = (ре∙СS4) ⁄ ВС = 117 мм ∙140 мм ⁄ 325 мм = 50,4 мм.

Найденные точки и соответствующие им векторы отложим на плане скоростей, соединим их с полюсом плана скоростей р.

3.2.1.3 Определение линейных и угловых скоростей

Из плана скоростей находим значения абсолютных и относительных скоростей точек (в м/с):

VВ = рb∙μV = 102,5 мм ∙0,01983 м∙с-1 ⁄ мм = 2,033 м/с,

VS2 = рs2∙μV = 68,6 мм ∙0,01983 м∙с-1 ⁄ мм = 1,36 м/с,

VS3 = рs3∙μV = 127 мм ∙0,01983 м∙с-1 ⁄ мм = 2,52 м/с,

VS4 = рs4∙μV = 50,4 мм ∙0,01983 м∙с-1 ⁄ мм = 1 м/с,

VЕ = ре∙μV = 117 мм ∙0,01983 м∙с-1 ⁄ мм = 2,32 м/с,

VВА = аb∙μV = 69 мм ∙0,01983 м∙с-1 ⁄ мм = 1,37 м/с,

VВС = bc∙μV = 102,5 мм ∙0,01983 м∙с-1 ⁄ мм = 2,033 м/с.

VAC = ca∙μV = 33,9 мм ∙0,01983 м∙с-1 ⁄ мм = 0,674 м/с

VBE = eb∙μV = 41,8 мм ∙0,01983 м∙с-1 ⁄ мм = 0,83 м/с

Угловые скорости шатуна и коромысла (в 1/с2)

ω3 = VВА ⁄ LАВ = 1,37 м/с ⁄ 0,55 м = 2,49,

ω4 = VВС ⁄ LВС = 2,033 м/с ⁄ 0,325 м = 6,255.

Переносом векторов относительной скорости ab и bc в точку B на плане механизма, узнаем направление угловых скоростей шатуна и коромысла: ω3 и ω4 − направлены по часовой стрелки.

Результаты расчетов сводим в таблицу 3.1

Таблица 3.1

Скорости точек и звеньев механизма

Ход механизма VA VB VS2 VS3 VS4 VE VBC VBA ω3 ω4
м ⁄ с рад ⁄ с
  рабочий 2,9 0,7 1,6 1,3 1,7 0,7 2,9 0,7 5,3 2,3
  холостой 2,9 2,0 2,3 1,3 2,5   1,3 2,0 2,4 6,2

3.3 План ускорений

3.3.1 План ускорений при рабочем ходе (положение 5)

Ускорение точки A относительно оси вращения кривошипа O

аА = аО + аАOn + aAOt,

где аО - вектор ускорения точки O, аО = 0;

аАOn − вектор нормального относительного ускорения точки A относительно точки O,

аАOn = ω22∙LAO = ( 17 рад/с)2 ∙ 0,175 м = 50,575 м/c2,

где аАOn вектор тангенциального относительного ускорения точки A относительно точки О,

aAOt АО, aAOt = 0,

т.к. ω2 =const.

В нашем случае аА = аАOn. Принимаем чертежную длину вектора аВАn = ра = 100 мм.

Масштабный коэффициент плана ускорений

μа = aA ⁄ ра = 50,575 м/c2 ⁄ 100 мм = 0,50575 м∙с-2 ⁄ мм,

Ускорение точки B в структурной группе 22(3,4) относительно крайних точек А и С

аВ = аА + аВАn + aВАt,

аВ = аС + аВСn + aВСt,

где аВАn вектор нормального относительного ускорения аВАn,

аВАn = ω32∙LВА = ( 5,37 рад/с) 2∙0,55 м = 15,86 м/c2;

aВАt вектор тангенциального относительного ускорения aВАt;

аВСn − вектор нормального относительного ускорения аВСn;

аВСn = ω42∙LВС = ( 2,37 рад/с) 2∙0,325 м = 1,83 м/c2;

аВСt − вектор тангенциального относительного ускорения аВСt;

Длины векторов равны:

an3 = aBAn ⁄ μа = 15,86 м/c2 ⁄ 0,50575 м∙с-2 ⁄ мм = 31,96 мм,

pn4 = aBCn ⁄ μа = 1,83 м/c2 ⁄ 0,50575 м∙с-2 ⁄ мм = 3,62 мм.

Порядок построения плана ускорений:

1. Из полюса откладываем известные векторы aA = pa, aBCn = an3 и проведем линию действия вектора aВАt из точки n3.

2. Из полюса откладываем известные векторы аС = 0, aBCn = рn4 и проводим линию действия вектора аВСt из точки n4 до пересечения с линией действия вектора aВАt.

3. На пересечении линий действия векторов aВАt и аВСt получим точку b, соединим ее с полюсом р ис точкой а на плане ускорений.

Ускорения центров масс звеньев S2, S3, S4, и точки С находим на плане ускорений, используя теорему о подобии фигур:

eS3 = ab∙ES3 ⁄ AB = 38 мм ∙ 125 мм ⁄ 550 мм = 8,64 мм,

aS3 = ab∙AS3 ⁄ AB = 38 мм ∙ 240 мм ⁄ 550 мм = 16,58 мм,

pS2 = pa∙OS2 ⁄ OA = 100 мм ∙ 80 мм ⁄ 175 мм = 75 мм,

pS4 = pb∙CS4 ⁄ BC = 65 мм ∙ 140 мм ⁄ 325 мм = 28 мм,

Полученные точки соединим с полюсом p.

Абсолютные и полные относительные ускорения точек звеньев механизма:

aB = pb∙μa = 65 мм ∙0,50575 м∙с-2 ⁄ мм = 32,87 м/с2,

aS2 = pS2∙μa = 45,71 мм ∙0,50575 м∙с-2 ⁄ мм = 23,11 м/с2,

aS3 = pS3∙μa = 84,5 мм ∙0,50575 м∙с-2 ⁄ мм = 42,73 м/с2,

aS4 = pS4∙μa = 28 мм ∙0,50575 м∙с-2 ⁄ мм = 14,16 м/с2,

aE = pe∙μa = 90 мм ∙0,50575 м∙с-2 ⁄ мм = 45,5 м/с2,

aAB = ab∙μa = 38 мм ∙0,50575 м∙с-2 ⁄ мм = 19,22 м/с2,

aBC = bc∙μa = 65 мм ∙0,50575 м∙с-2 ⁄ мм = 32,87 м/с2.

Тангенциальные ускорения звеньев:

aАВt = μa∙n3b = 22 мм ∙0,50575 м∙с-2 ⁄ мм = 11,265 м/с2,

aВCt = μa∙n4b = 65 мм ∙0,50575 м∙с-2 ⁄ мм = 32,87 м/с2.

Угловые ускорения звеньев:

ε3 = aАВt ⁄ LАВ = 11,265 м/с2 ⁄ 0,55 м = 20,48 рад/с2,

ε4 = aВСt ⁄ LВС = 32,87 м/с2 ⁄ 0,325 м = 101,14 рад/с2.

Угловые ускорения звеньев 3 и 4 направлены по часовой стрелке.

Построение плана ускорений для холостого хода аналогично построению плана ускорений для рабочего. Результаты расчета сводим в таблицу 3.2.

3.3.2 План ускорений при холостом ходе (положение 11)

Ускорение точки A относительно оси вращения кривошипа O

аА = аО + аАOn + aAOt,

где аО - вектор ускорения точки O, аО = 0;

аАOn − вектор нормального относительного ускорения точки A относительно точки O,

аАOn = ω22∙LAO = ( 17 рад/c) 2∙0,175 м = 50,575 м/c2,

где аАOn вектор тангенциального относительного ускорения точки A относительно точки О,

aAOt АО, aAOt = 0,

т.к. ω2 =const.

В нашем случае аА = аАOn. Принимаем чертежную длину вектора аВАn = ра = 100 мм.

Масштабный коэффициент плана ускорений

μа = aA ⁄ ра = 50,575 м/c2 ⁄ 100 мм = 0,50575 м∙с-2 ⁄ мм,

Ускорение точки B в структурной группе 22(3,4) относительно крайних точек А и С

аВ = аА + аВАn + aВАt,

аВ = аС + аВСn + aВСt,

где аВАn вектор нормального относительного ускорения аВАn,

аВАn = ω32∙LВА = ( 5,37 рад/c) 2∙0,55 м = 15,86 м/c2;

aВАt вектор тангенциального относительного ускорения aВАt;

аВСn − вектор нормального относительного ускорения аВСn;

аВСn = ω42∙LВС = ( 2,37 рад/c) 2∙0,325 м = 1,83 м/c2;

аВСt − вектор тангенциального относительного ускорения аВСt;

Длины векторов равны:

an3 = aBAn ⁄ μа = 15,86 м/c2 ⁄ 0,50575 м∙с-2 ⁄ мм = 7,78 мм,

pn4 = aBCn ⁄ μа = 1,83 м/c2 ⁄ 0,50575 м∙с-2 ⁄ мм = 36,8 мм.

Порядок построения плана ускорений:

1. Из полюса откладываем известные векторы aA = pa, aBCn = an3 и проведем линию действия вектора aВАt из точки n3.

2. Из полюса откладываем известные векторы аС = 0, aBCn = рn4 и проводим линию действия вектора аВСt из точки n4 до пересечения с линией действия вектора aВАt.

3. На пересечении линий действия векторов aВАt и аВСt получим точку b, соединим ее с полюсом р ис точкой а на плане ускорений.

Ускорения центров масс звеньев S2, S3, S4, и точки С находим на плане ускорений, используя теорему о подобии фигур:

eS3 = ab∙ES3 ⁄ AB = 82 мм ∙ 65 мм ⁄ 550 мм = 18,64 мм,

aS3 = ab∙AS3 ⁄ AB = 82 мм ∙ 240 мм ⁄ 550 мм = 35,78 мм,

pS2 = pa∙OS2 ⁄ OA = 100 мм ∙ 80 мм ⁄ 175 мм = 45,71 мм,

pS4 = pb∙CS4 ⁄ BC = 90 мм ∙ 140 мм ⁄ 325 мм = 38,8 мм,

Полученные точки соединим с полюсом p.

Абсолютные и полные относительные ускорения точек звеньев механизма:

aB = pb∙μa = 90 мм ∙0,50575 м∙с-2 ⁄ мм = 45,52 м/с2,

aS2 = pS2∙μa = 45,71 мм ∙0,50575 м∙с-2 ⁄ мм = 23,11 м/с2,

aS3 = pS3∙μa = 86,5 мм ∙0,50575 м∙с-2 ⁄ мм = 43,75 м/с2,

aS4 = pS4∙μa = 38,8 мм ∙0,50575 м∙с-2 ⁄ мм = 49,6 м/с2,

aE = pe∙μa = 105 мм ∙0,50575 м∙с-2 ⁄ мм = 53,1 м/с2,

aAB = ab∙μa = 82 мм ∙0,50575 м∙с-2 ⁄ мм = 41,37 м/с2,

aBC = bc∙μa = 90 мм ∙0,50575 м∙с-2 ⁄ мм = 45,52 м/с2.

Тангенциальные ускорения звеньев:

aАВt = μa∙n3b = 82 мм ∙0,50575 м∙с-2 ⁄ мм = 41,47 м/с2,

aВCt = μa∙n4b = 86,5 мм ∙0,50575 м∙с-2 ⁄ мм = 43,75 м/с2.

Угловые ускорения звеньев:

ε3 = aАВt ⁄ LАВ = 41,47 м/с2 ⁄ 0,55 м = 75,4 рад/с2,

ε4 = aВСt ⁄ LВС = 43,75 м/с2 ⁄ 0,325 м = 134,61 рад/с2.

Угловое ускорение звена 3 направлено против часовой стрелки, а 4 – по часовой.

Таблица 3.2

Ускорения точек и звеньев механизма

№ положения Ход механизма аА аВ аS2 аS3 аS4 аЕ аАВ аВС ε3 ε4
м/с2 рад/с2
  рабочий 50,5 32,8 23,1 42,7 14,1 45,5 19,2 32,8 20,4 101,1
  холостой 50,5 45,5 23,1 43,7 49,6 53,1 41,4 45,5 75,4 134,6

3.4 Погрешности кинематического расчета

Определяем погрешности угловых скоростей и ускорений коромысла, найденных методом планов. За точные значения скоростей и ускорений принимаем данные расчетов, полученных на компьютере при построении кинематических диаграмм. Результаты расчетов и сравнений сведем в таблицу 3.3.

Таблица 3.3

Погрешности расчета скоростей и ускорений

Кинематический параметр, размерность Номер положения механизма Величина параметров Относительная погрешность δ (%)
Точное значение По методу планов
ω4(2), 1/c   2,45535 2,37 3,4
ω4(9), 1/c   6,39152 6,253 2,2
ε4(2), 1/c2   101,47350 101,1 0,43
ε4(9), 1/c2   135,23644 134,6 0,47

Относительная погрешность угловой скорости и ускорения коромысла во 2-ом положении

δ ω4(2 ) = ((ω4(2) (ан) − ω4(2) (пл)) ⁄ ω4(2) (ан)) 100% =

= ((2,45535 – 2,37) ⁄ 2,45535) 100% = 3,4 %

δ ε4(2) = ((ε4(2) (ан) − ε4(2) (пл)) ⁄ ε4(2) (ан)) 100% =

= ((101,47350 − 101,1) ⁄ 101,47350) 100% = 0,43 %

Аналогичные расчеты проводятся и для 11-го положения.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: