3.1 План механизма при рабочем и холостом ходах
Рабочий ход коромысла отличается от холостого хода наличием момента силы полезного сопротивления. При рабочем ходе коромысло вращается против часовой стрелки, и собачки поворачивают храповое колесо на угол τ = 1,04 рад.
На рис. 3.1 представлена диаграмма моментов сил сопротивлений. Начало и конец нагружения определены на плане положений механизма отложением угла поворота собачки τ от левого крайнего положения коромысла (положения 1, 2, 3, 4, 5, К).
Для определения линейных скоростей и ускорений, для построения планов скоростей и ускорений заданы размеры звеньев (ℓОА, ℓАВ, ℓОС, ℓВС, ℓАS3, ℓЕS3) и угловая скорость кривошипа ω (табл. 1.1).
Планы скоростей и ускорений строятся в последовательности, совпадающей с формулой строения механизма
11(1,2) 22(3,4)
Линейная скорость точки A рассматривается относительно оси вращения кривошипа О в механизме 1 класса (11(1,2)): A О, и линейные скорости внутренних точек В рассматриваются относительно А и С в структурной группе 22(3,4):
3.2 План скоростей
3.2.1 План скоростей при рабочем ходе (положение 5).
3.2.1.1 План скоростей для начального звена.
Векторное уравнение скорости точки A
VА = VО + VАО,
где VО − вектор линейной скорости точки О, VО =0,
VАО − вектор относительной скорости,
VАО АО,
VАО = ω2 ∙ℓАО = 17 рад/с ∙ 0,175 м = 2,975 м/с,
т. е. VА = VАО = 2,975 м/с
Принимаем длину вектора относительно скорости на плане скоростей VА = ра = 150 мм.
Находим масштабный коэффициент плана скоростей
μV = VА ⁄ ра = 2,975 м/с ⁄ 150 мм = 0,01983 м∙с-1 ⁄ мм.
3.2.1.2. План скоростей для структурной группы.
Векторные уравнения скорости внутренней точки В:
VВ = VА + VВА,
VВ = VС + VВС,
где VВА − вектор относительной скорости точки B относительно точки A,
VВА ВА;
VС − вектор линейной скорости точки С, VС =0;
VВС − вектор относительной скорости точки B относительно точки С,
VВС ВС.
Данная система уравнений решается по правилам векторной алгебры. Сначала откладываются от полюса P векторы VА и VС, из концов этих векторов проводятся линии действия векторов относительных скоростей VВА и VВС до их взаимного пересечения. В их пересечении получим точку b, соединим ее с полюсом р. Проставляем направления векторов абсолютной скорости pb (от полюса), относительных скоростей VВА = ab и VВС = cb в сторону замыкающей точки b. На плане скоростей замерим длину вектора относительной скорости VВА = ab =128 мм.
По теореме подобия фигуры на плане звена 2 и фигуры на плане скоростей, образованной векторами относительных скоростей точки 2, 3, 4 звеньев, находим положение точек S3, S4, e, S2 на плане скоростей:
as3 = (ab∙AS3) ⁄ AB = 149 мм ∙240 мм ⁄ 550 мм = 65 мм,
es3 = (ab∙ES3) ⁄ AB = 149 мм ∙125 мм ⁄ 550 мм = 33,8 мм,
рs2 = (рa∙ОS2) ⁄ ОA = 150 мм ∙80 мм ⁄ 175 мм = 68,6 мм,
сs4 = (ре∙СS4) ⁄ ВС = 83 мм ∙140 мм ⁄ 325 мм = 35,7 мм.
Найденные точки и соответствующие им векторы отложим на плане скоростей, соединим их с полюсом плана скоростей р.
3.2.1.3 Определение линейных и угловых скоростей
Из плана скоростей находим значения абсолютных и относительных скоростей точек (в м/с):
VВ = рb∙μV = 39 мм ∙0,01983 м∙с-1 ⁄ мм = 0,77м/c,
VS2 = рs2∙μV = 68,6 мм ∙0,01983 м∙с-1 ⁄ мм = 1,36м/c,
VS3 = рs3∙μV = 88,5 мм ∙0,01983 м∙с-1 ⁄ мм = 1,755 м/c,
VS4 = рs4∙μV = 35,8 мм ∙0,01983 м∙с-1 ⁄ мм = 0,71 м/c,
VЕ = ре∙μV = 83 мм ∙0,01983 м∙с-1 ⁄ мм = 1,65 м/c,
VВА = аb∙μV = 149 мм ∙0,01983 м∙с-1 ⁄ мм = 2,955 м/c,
VВС = bc∙μV = 38,8 мм ∙0,01983 м∙с-1 ⁄ мм = 0,77 м/c
VAC = ca∙μV = 70 мм ∙0,01983 м∙с-1 ⁄ мм = 1,39 м/c
VBE = eb∙μV = 92,7 мм ∙0,01983 м∙с-1 ⁄ мм = 1,84 м/c
Угловые скорости шатуна и коромысла (в 1/с2)
ω3 = VВА ⁄ LАВ = 2,955 м/с ⁄ 0,55 м = 5,37 1/c,
ω4 = VВС ⁄ LВС = 0,77 м/с ⁄ 0,325 м =2,37 1/c.
Переносом векторов относительной скорости ab и bc в точку B на плане механизма, узнаем направление угловых скоростей шатуна и коромысла: ω3 и ω4 − направлены против часовой стрелки.
3.2.2 План скоростей для холостого хода (положение 9)
Построение, расчеты аналогичны построениям и расчетам в положении 2.
Векторное уравнение скорости точки A
VА = VО + VАО,
где VО − вектор линейной скорости точки О, VО =0,
VАО − вектор относительной скорости,
VАО АО,
VАО = ω2 ℓАО = 17 рад/c ∙ 0,175 м = 2,975 м/с,
т. е. VА = VАО = 2,975 м/с.
Принимаем длину вектора относительно скорости на плане скоростей VА = ра = 150 мм.
Находим масштабный коэффициент плана скоростей
μV = VА ⁄ ра = 2,975 м/с ⁄ 150 мм = 0,01983 м∙с-1 ⁄ мм.
3.2.1.3. План скоростей для структурной группы (3,4).
Векторные уравнения скорости внутренней точки В:
VВ = VА + VВА,
VВ = VС + VВС,
где VВА − вектор относительной скорости точки B относительно точки A,
VВА ВА;
VС − вектор линейной скорости точки С, VС =0;
VВС − вектор относительной скорости точки B относительно точки С,
VВС ВС.
Данная система уравнений решается по правилам векторной алгебры. Сначала откладываются от полюса P векторы VА и VС, из концов этих векторов проводятся линии действия векторов относительных скоростей VВА и VВС до их взаимного пересечения. В их пересечении получим точку b, соединим ее с полюсом р. Проставляем направления векторов абсолютной скорости pb (от полюса), относительных скоростей VВА = ab и VВС = cb в сторону замыкающей точки b. На плане скоростей замерим длину вектора относительной скорости VВА = ab =24,7 мм.
По теореме подобия фигуры на плане звена 9 и фигуры на плане скоростей, образованной векторами относительных скоростей точки 2, 3, 4 звеньев, находим положение точек S3, S4, e, S2 на плане скоростей:
as3 = (ab∙AS3) ⁄ AB = 69 мм ∙240 мм ⁄ 550 мм = 30,1 мм,
es3 = (ab∙ES3) ⁄ AB = 69 мм ∙125 мм ⁄ 550 мм = 15,6 мм,
рs2 = (рa∙ОS2) ⁄ ОA = 150 мм ∙80 мм ⁄ 175 мм = 68,6 мм,
сs4 = (ре∙СS4) ⁄ ВС = 117 мм ∙140 мм ⁄ 325 мм = 50,4 мм.
Найденные точки и соответствующие им векторы отложим на плане скоростей, соединим их с полюсом плана скоростей р.
3.2.1.3 Определение линейных и угловых скоростей
Из плана скоростей находим значения абсолютных и относительных скоростей точек (в м/с):
VВ = рb∙μV = 102,5 мм ∙0,01983 м∙с-1 ⁄ мм = 2,033 м/с,
VS2 = рs2∙μV = 68,6 мм ∙0,01983 м∙с-1 ⁄ мм = 1,36 м/с,
VS3 = рs3∙μV = 127 мм ∙0,01983 м∙с-1 ⁄ мм = 2,52 м/с,
VS4 = рs4∙μV = 50,4 мм ∙0,01983 м∙с-1 ⁄ мм = 1 м/с,
VЕ = ре∙μV = 117 мм ∙0,01983 м∙с-1 ⁄ мм = 2,32 м/с,
VВА = аb∙μV = 69 мм ∙0,01983 м∙с-1 ⁄ мм = 1,37 м/с,
VВС = bc∙μV = 102,5 мм ∙0,01983 м∙с-1 ⁄ мм = 2,033 м/с.
VAC = ca∙μV = 33,9 мм ∙0,01983 м∙с-1 ⁄ мм = 0,674 м/с
VBE = eb∙μV = 41,8 мм ∙0,01983 м∙с-1 ⁄ мм = 0,83 м/с
Угловые скорости шатуна и коромысла (в 1/с2)
ω3 = VВА ⁄ LАВ = 1,37 м/с ⁄ 0,55 м = 2,49,
ω4 = VВС ⁄ LВС = 2,033 м/с ⁄ 0,325 м = 6,255.
Переносом векторов относительной скорости ab и bc в точку B на плане механизма, узнаем направление угловых скоростей шатуна и коромысла: ω3 и ω4 − направлены по часовой стрелки.
Результаты расчетов сводим в таблицу 3.1
Таблица 3.1
Скорости точек и звеньев механизма
№ | Ход механизма | VA | VB | VS2 | VS3 | VS4 | VE | VBC | VBA | ω3 | ω4 |
м ⁄ с | рад ⁄ с | ||||||||||
рабочий | 2,9 | 0,7 | 1,6 | 1,3 | 1,7 | 0,7 | 2,9 | 0,7 | 5,3 | 2,3 | |
холостой | 2,9 | 2,0 | 2,3 | 1,3 | 2,5 | 1,3 | 2,0 | 2,4 | 6,2 |
3.3 План ускорений
3.3.1 План ускорений при рабочем ходе (положение 5)
Ускорение точки A относительно оси вращения кривошипа O
аА = аО + аАOn + aAOt,
где аО - вектор ускорения точки O, аО = 0;
аАOn − вектор нормального относительного ускорения точки A относительно точки O,
аАOn = ω22∙LAO = ( 17 рад/с)2 ∙ 0,175 м = 50,575 м/c2,
где аАOn − вектор тангенциального относительного ускорения точки A относительно точки О,
aAOt АО, aAOt = 0,
т.к. ω2 =const.
В нашем случае аА = аАOn. Принимаем чертежную длину вектора аВАn = ра = 100 мм.
Масштабный коэффициент плана ускорений
μа = aA ⁄ ра = 50,575 м/c2 ⁄ 100 мм = 0,50575 м∙с-2 ⁄ мм,
Ускорение точки B в структурной группе 22(3,4) относительно крайних точек А и С
аВ = аА + аВАn + aВАt,
аВ = аС + аВСn + aВСt,
где аВАn − вектор нормального относительного ускорения аВАn,
аВАn = ω32∙LВА = ( 5,37 рад/с) 2∙0,55 м = 15,86 м/c2;
aВАt − вектор тангенциального относительного ускорения aВАt;
аВСn − вектор нормального относительного ускорения аВСn;
аВСn = ω42∙LВС = ( 2,37 рад/с) 2∙0,325 м = 1,83 м/c2;
аВСt − вектор тангенциального относительного ускорения аВСt;
Длины векторов равны:
an3 = aBAn ⁄ μа = 15,86 м/c2 ⁄ 0,50575 м∙с-2 ⁄ мм = 31,96 мм,
pn4 = aBCn ⁄ μа = 1,83 м/c2 ⁄ 0,50575 м∙с-2 ⁄ мм = 3,62 мм.
Порядок построения плана ускорений:
1. Из полюса откладываем известные векторы aA = pa, aBCn = an3 и проведем линию действия вектора aВАt из точки n3.
2. Из полюса откладываем известные векторы аС = 0, aBCn = рn4 и проводим линию действия вектора аВСt из точки n4 до пересечения с линией действия вектора aВАt.
3. На пересечении линий действия векторов aВАt и аВСt получим точку b, соединим ее с полюсом р ис точкой а на плане ускорений.
Ускорения центров масс звеньев S2, S3, S4, и точки С находим на плане ускорений, используя теорему о подобии фигур:
eS3 = ab∙ES3 ⁄ AB = 38 мм ∙ 125 мм ⁄ 550 мм = 8,64 мм,
aS3 = ab∙AS3 ⁄ AB = 38 мм ∙ 240 мм ⁄ 550 мм = 16,58 мм,
pS2 = pa∙OS2 ⁄ OA = 100 мм ∙ 80 мм ⁄ 175 мм = 75 мм,
pS4 = pb∙CS4 ⁄ BC = 65 мм ∙ 140 мм ⁄ 325 мм = 28 мм,
Полученные точки соединим с полюсом p.
Абсолютные и полные относительные ускорения точек звеньев механизма:
aB = pb∙μa = 65 мм ∙0,50575 м∙с-2 ⁄ мм = 32,87 м/с2,
aS2 = pS2∙μa = 45,71 мм ∙0,50575 м∙с-2 ⁄ мм = 23,11 м/с2,
aS3 = pS3∙μa = 84,5 мм ∙0,50575 м∙с-2 ⁄ мм = 42,73 м/с2,
aS4 = pS4∙μa = 28 мм ∙0,50575 м∙с-2 ⁄ мм = 14,16 м/с2,
aE = pe∙μa = 90 мм ∙0,50575 м∙с-2 ⁄ мм = 45,5 м/с2,
aAB = ab∙μa = 38 мм ∙0,50575 м∙с-2 ⁄ мм = 19,22 м/с2,
aBC = bc∙μa = 65 мм ∙0,50575 м∙с-2 ⁄ мм = 32,87 м/с2.
Тангенциальные ускорения звеньев:
aАВt = μa∙n3b = 22 мм ∙0,50575 м∙с-2 ⁄ мм = 11,265 м/с2,
aВCt = μa∙n4b = 65 мм ∙0,50575 м∙с-2 ⁄ мм = 32,87 м/с2.
Угловые ускорения звеньев:
ε3 = aАВt ⁄ LАВ = 11,265 м/с2 ⁄ 0,55 м = 20,48 рад/с2,
ε4 = aВСt ⁄ LВС = 32,87 м/с2 ⁄ 0,325 м = 101,14 рад/с2.
Угловые ускорения звеньев 3 и 4 направлены по часовой стрелке.
Построение плана ускорений для холостого хода аналогично построению плана ускорений для рабочего. Результаты расчета сводим в таблицу 3.2.
3.3.2 План ускорений при холостом ходе (положение 11)
Ускорение точки A относительно оси вращения кривошипа O
аА = аО + аАOn + aAOt,
где аО - вектор ускорения точки O, аО = 0;
аАOn − вектор нормального относительного ускорения точки A относительно точки O,
аАOn = ω22∙LAO = ( 17 рад/c) 2∙0,175 м = 50,575 м/c2,
где аАOn − вектор тангенциального относительного ускорения точки A относительно точки О,
aAOt АО, aAOt = 0,
т.к. ω2 =const.
В нашем случае аА = аАOn. Принимаем чертежную длину вектора аВАn = ра = 100 мм.
Масштабный коэффициент плана ускорений
μа = aA ⁄ ра = 50,575 м/c2 ⁄ 100 мм = 0,50575 м∙с-2 ⁄ мм,
Ускорение точки B в структурной группе 22(3,4) относительно крайних точек А и С
аВ = аА + аВАn + aВАt,
аВ = аС + аВСn + aВСt,
где аВАn − вектор нормального относительного ускорения аВАn,
аВАn = ω32∙LВА = ( 5,37 рад/c) 2∙0,55 м = 15,86 м/c2;
aВАt − вектор тангенциального относительного ускорения aВАt;
аВСn − вектор нормального относительного ускорения аВСn;
аВСn = ω42∙LВС = ( 2,37 рад/c) 2∙0,325 м = 1,83 м/c2;
аВСt − вектор тангенциального относительного ускорения аВСt;
Длины векторов равны:
an3 = aBAn ⁄ μа = 15,86 м/c2 ⁄ 0,50575 м∙с-2 ⁄ мм = 7,78 мм,
pn4 = aBCn ⁄ μа = 1,83 м/c2 ⁄ 0,50575 м∙с-2 ⁄ мм = 36,8 мм.
Порядок построения плана ускорений:
1. Из полюса откладываем известные векторы aA = pa, aBCn = an3 и проведем линию действия вектора aВАt из точки n3.
2. Из полюса откладываем известные векторы аС = 0, aBCn = рn4 и проводим линию действия вектора аВСt из точки n4 до пересечения с линией действия вектора aВАt.
3. На пересечении линий действия векторов aВАt и аВСt получим точку b, соединим ее с полюсом р ис точкой а на плане ускорений.
Ускорения центров масс звеньев S2, S3, S4, и точки С находим на плане ускорений, используя теорему о подобии фигур:
eS3 = ab∙ES3 ⁄ AB = 82 мм ∙ 65 мм ⁄ 550 мм = 18,64 мм,
aS3 = ab∙AS3 ⁄ AB = 82 мм ∙ 240 мм ⁄ 550 мм = 35,78 мм,
pS2 = pa∙OS2 ⁄ OA = 100 мм ∙ 80 мм ⁄ 175 мм = 45,71 мм,
pS4 = pb∙CS4 ⁄ BC = 90 мм ∙ 140 мм ⁄ 325 мм = 38,8 мм,
Полученные точки соединим с полюсом p.
Абсолютные и полные относительные ускорения точек звеньев механизма:
aB = pb∙μa = 90 мм ∙0,50575 м∙с-2 ⁄ мм = 45,52 м/с2,
aS2 = pS2∙μa = 45,71 мм ∙0,50575 м∙с-2 ⁄ мм = 23,11 м/с2,
aS3 = pS3∙μa = 86,5 мм ∙0,50575 м∙с-2 ⁄ мм = 43,75 м/с2,
aS4 = pS4∙μa = 38,8 мм ∙0,50575 м∙с-2 ⁄ мм = 49,6 м/с2,
aE = pe∙μa = 105 мм ∙0,50575 м∙с-2 ⁄ мм = 53,1 м/с2,
aAB = ab∙μa = 82 мм ∙0,50575 м∙с-2 ⁄ мм = 41,37 м/с2,
aBC = bc∙μa = 90 мм ∙0,50575 м∙с-2 ⁄ мм = 45,52 м/с2.
Тангенциальные ускорения звеньев:
aАВt = μa∙n3b = 82 мм ∙0,50575 м∙с-2 ⁄ мм = 41,47 м/с2,
aВCt = μa∙n4b = 86,5 мм ∙0,50575 м∙с-2 ⁄ мм = 43,75 м/с2.
Угловые ускорения звеньев:
ε3 = aАВt ⁄ LАВ = 41,47 м/с2 ⁄ 0,55 м = 75,4 рад/с2,
ε4 = aВСt ⁄ LВС = 43,75 м/с2 ⁄ 0,325 м = 134,61 рад/с2.
Угловое ускорение звена 3 направлено против часовой стрелки, а 4 – по часовой.
Таблица 3.2
Ускорения точек и звеньев механизма
№ положения | Ход механизма | аА | аВ | аS2 | аS3 | аS4 | аЕ | аАВ | аВС | ε3 | ε4 |
м/с2 | рад/с2 | ||||||||||
рабочий | 50,5 | 32,8 | 23,1 | 42,7 | 14,1 | 45,5 | 19,2 | 32,8 | 20,4 | 101,1 | |
холостой | 50,5 | 45,5 | 23,1 | 43,7 | 49,6 | 53,1 | 41,4 | 45,5 | 75,4 | 134,6 |
3.4 Погрешности кинематического расчета
Определяем погрешности угловых скоростей и ускорений коромысла, найденных методом планов. За точные значения скоростей и ускорений принимаем данные расчетов, полученных на компьютере при построении кинематических диаграмм. Результаты расчетов и сравнений сведем в таблицу 3.3.
Таблица 3.3
Погрешности расчета скоростей и ускорений
Кинематический параметр, размерность | Номер положения механизма | Величина параметров | Относительная погрешность δ (%) | |
Точное значение | По методу планов | |||
ω4(2), 1/c | 2,45535 | 2,37 | 3,4 | |
ω4(9), 1/c | 6,39152 | 6,253 | 2,2 | |
ε4(2), 1/c2 | 101,47350 | 101,1 | 0,43 | |
ε4(9), 1/c2 | 135,23644 | 134,6 | 0,47 |
Относительная погрешность угловой скорости и ускорения коромысла во 2-ом положении
δ ω4(2 ) = ((ω4(2) (ан) − ω4(2) (пл)) ⁄ ω4(2) (ан)) 100% =
= ((2,45535 – 2,37) ⁄ 2,45535) 100% = 3,4 %
δ ε4(2) = ((ε4(2) (ан) − ε4(2) (пл)) ⁄ ε4(2) (ан)) 100% =
= ((101,47350 − 101,1) ⁄ 101,47350) 100% = 0,43 %
Аналогичные расчеты проводятся и для 11-го положения.